Урок- игра по теме “История развития ЭВМ”.
Тип урока: урок-повторение.
Вид обучения: объяснительно-иллюстративный.
Цели урока: повторить и обобщить знания об истории возникновения и развития компьютеров на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала для игры.
Эпиграф к уроку: То, что мы знаем – ограничено, а то, что мы не знаем – бесконечно. (П. Лаплас)
Для успешного проведения урока необходимо перед началом сформировать команды и жюри, выдать домашнее задание, тщательно продумать и подготовить конкурсы. Для игры класс делиться на две команды. Каждая команда выбирает капитана. В жюри выбираются три ученика, которые помогают учителю подготовить игру. Подсчет результатов по итогам конкурсов осуществляется с помощью приложения MS EXCEL. Результаты демонстрируются на экране с помощью проектора.
Домашнее задание командам: создать эмблему, придумать приветствие, название, и девиз команды.
Структура урока:
Ход урока
1. Организационный момент |
|
Здравствуйте! Садитесь. Приготовьтесь к уроку |
Здороваются. Достают принадлежности к уроку. |
2. Вступительное слово учителя |
|
Сегодня необычный урок, сегодня урок-игра, в ходе, которой нам предстоит еще раз вспомнить историю развития компьютеров и тех людей, которые внесли свой вклад в появление современных чудо машин, без которых невозможно обойтись ни в одной области деятельности современного человека. Итак, мы начинаем. Победит самая знающая и дружная команда. Удачи всем! |
Дети внимательно слушают. |
3. Представление жюри |
|
Представляю членов жюри. |
|
4. Приветствие команд |
|
Конкурс оценивается максимально в 5 баллов. |
Команды должны представить на суд жюри название, девиз и эмблему команды; приветствие жюри и соперников по игре. |
5. Конкурс разминка |
|
Конкурс оценивается максимально в 5 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ, по 5 вопросов каждой команде). Вопросы:
|
Вопросы для конкурса разминка, команды отвечают по очереди:
1. ЭВМ. 2. Абак. 3. Ада Лавлейс. 4. Блез Паскаль.
5. Чарльз Беббидж.
6. Сергей Алексеевич Лебедев.
7. Перфокарта.
8. Джон фон Нейман.
9. 1951 год, Киев.
10. Арифмометр. |
6. Конкурс капитанов |
|
Конкурс оценивается максимально в 10 баллов. Капитанам команд предлагаются карточки с характеристиками поколений ЭВМ. Во время проведения конкурса жюри объявляет промежуточные результаты по первым двум конкурсам. |
За отведенное время (3 минуты) ребятам необходимо их разобрать в соответствии с поколением. |
7. Конкурс историков |
|
Конкурс оценивается в 3 балла за каждый правильный ответ. На обдумывание ответа дается 1 минута. После объявления ответов звучит правильный ответ. Очки получает та команда, которая дала более полный ответ. 1. Вопрос: В 1871 году в английском журнале “Панч” было напечатано стихотворение: Служа науке, он терпел лишенья, Кому посвящено стихотворение? Каков вклад этого человека в развитии вычислительной техники? 2. Вопрос: Кто автор этих строк, и какое они имеют приложение к информатике? Мы почитаем всех нулями, 3. Вопрос: Эта машина занимала помещение размером 9х15 метров, весила около 30 тонн и потребляла мощность 150 киловатт. Для работы такой машины использовалась специальная электростанция. О какой машине идет речь? Где и когда она была построена? 4. Вопрос: Кому принадлежат пророческие слова: Нам говорят “Безумец” и “Фантаст”. Жюри объявляет результаты конкурса историков и окончательные результаты игры, которые с помощью проектора демонстрируются на экране.
|
Обе команды отвечают на каждый вопрос.
Ответ 1: Речь идет об английском ученом Ч. Беббидже, главным делом жизни которого, по его словам, были вычислительные машины, над созданием которых он работал более 50 лет. Беббидж сконструировал аналитическую машину – прообраз современных компьютеров, которую в то время не смогли построить.
Ответ 2: Автор этих строк А.С. Пушкин. В стихотворении подразумевается двоичное кодирование, которое используется при представлении информации в ПК. Ответ 3: Речь идет о первой электронной вычислительной машине, которая была построена в 1946 году в США и называлась ЭНИАК, что в переводе означает “электронно-цифровой компьютер”.
Ответ 4: Автор строк – Иоганн Вольфганг Гёте – немецкий мыслитель, поэт, естествоиспытатель.
|
8. Подведение итогов |
|
Жюри объявляет результаты всех конкурсов - окончательные результаты игры, которые с помощью проектора демонстрируются на экране. Заключительное слово учителя: закончилась наша игра. Я поздравляю не только победителей, но и всех участников нашего конкурса. Сегодня мы еще раз повторили основные понятия по теме “История создания ЭВМ” и я надеюсь, что эти знания не раз пригодятся вам не только на уроках информатики. Спасибо всем за активное участие. Досвидания! |
Учащиеся прощаются и выходят из класса. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.