Урок-игра «Правовое государство и гражданское общество».
Цели урока: продолжение формирования представлений о правовом государстве и гражданском обществе; расширение знаний учащихся о нормативно-правовых актах и системе защиты человека; воспитание уважения к законам, чувства гордости за свою страну, чувства ответственности.
Оборудование: презентация-игра «Правовое государство и гражданское общество».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: урок с элементами игры.
Основные понятия урока: государство, власть, право, политический режим, демократия, разделение властей, правовое государство, гражданское общество.
План урока.
1. Актуализация опорных знаний учащихся. Формирование команд.
2. Игра.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
10. Что означает идея правового государства в социально-политической жизни?
Верховенство права в обществе
20. Перечислите признаки правового государства.
- верховенство закона;
- приоритет права и свободы человека;
- разделение властей.
30. Назовите три ветви власти
· законодательная;
· исполнительная;
· судебная
40. Какая ветвь власти занимает верховное положение в правовом государстве?
Законодательная
50. В чем разница между выборами президента в парламентской и президентской республике?
Президентская республика: президент избирается всенародным голосованием.
Парламентская республика: президента избирает парламент или им становится лидер правящей
партии
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
10. Что составляет фундамент гражданского общества?
Экономические отношения, основанные на многообразии форм собственности
20. Чем отличаются общественные объединения от государственных структур?
В общественных объединениях в отличии от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи
30. Назовите три слоя гражданского общества
- рыночное хозяйство;
- социокультурные отношения;
- социально-политические отношения
40. Что характеризует степень сформированности гражданского общества?
Наличие эффективно действующих разнообразных и многочисленных добровольных объединений.
50. В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным органам. Англичане шутят, что они имеют дело с государством дважды. Когда?
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И СМИ
10. Как называется самоуправляющаяся территориальная единица?
Муниципальное образование
20. Через что реализуется местное самоуправление?
· выборы;
· референдумы;
· сходы;
· создаваемые местные органы
30. Как называется орган местного самоуправления нашей территории?
КРАСНОЧЕРВОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОАЛЕКСАНДРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
40. Негосударственные СМИ являются одним из институтов гражданского общества и оказывают на политическую жизнь сильное влияние. Как их за это называют?
Четвертая ветвь власти
50. Назовите основные функции СМИ ( не менее 3)
- наблюдение за миром ( сбор и распространение информации);
- редактирование (отбор и комментирование информации);
- формирование общественного мнения;
- распространение культуры;
- политическое просвещение
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
10. Назовите дату принятия ООН Всеобщей декларации прав человека
10 декабря 1948 г.
20. Какой орган ООН отвечает за права человека?
Совет по правам человека
30. Назовите формы защиты прав личности
защита прав органами публичной власти
защита прав граждан общественными объединениями
самозащита прав человеком
40. Назовите главный документ Совета Европы, посвященный правам человека
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
50. Назовите органы, созданные для контроля за соблюдением прав человека в Европе
- Европейская комиссия по правам человека;
- Европейский суд по правам человека
ТЕРМИНЫ
10. Дайте определение термину «правовое государство»
- это государство, в котором существует верховенство закона, принцип разделения властей, законно закреплены и соблюдаются права и свободы человека
20. Дайте определение термину «президентская республика»
- разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что избираемый (как правило, всенародно) президент юридически и фактическиявляется главой государства и исполнительной власти.
30. Дайте определение термину «парламентская республика»
- это государство, характеризующееся верховенством парламента, который формирует правительство и перед которым оно несет ответственность
40. Дайте определение термину «гражданское общество»
- это совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни
50. Дайте определение термину «местное самоуправление»
- это публичная власть на местах ( городских и сельских поселениях).
3. Подведение итогов
Ученики, получившие наименьшее количество баллов, получают индивидуальное домашнее задание.
4. Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
В 1974 г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые доказательства того, что президент США, республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в штаб-квартире своих «коллег» - демократов подслушивающего устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие принципы правового государства проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.
Граждане развитых демократических стран создают по месту жительства так называемые общества «самопомощи», которые оказывают медицинские и иные услуги больным, престарелым, инвалидам. В какой из сфер гражданского общества действуют эти организации? На каком уровне местного самоуправления они возникают? Ответы поясните.
Изобразите в виде схемы подсистемы гражданского общества.
В тексте параграфа отмечается, что развитое гражданское общество является следствием интеллектуального и нравственно-правового развития граждан. Как вы понимаете эту мысль? Раскройте ее на примерах.
Познакомьтесь с рассуждениями русского философа и правоведа Б. А. Кистяковского (1868–1920) о правовом государстве.
В правовом государстве верховная государственная власть, даже когда она всецело принадлежит народу, не абсолютна, или не «самодержавна», а ограничена; ей положены известные пределы, которых она не может преступать. Такие пределы или границы создаются, однако, не какой-либо другой государственной или хотя бы негосударственной властью, а известными принципами или правовыми отношениями, которых государственная власть не может нарушать. Государство не имеет право стеснять или нарушать субъективные политические и публичные права своих граждан. Так называемые личные права или свобода личности и все вытекающие из них общественные свободы ненарушимы для государства и неотделимы у отдельных граждан, иначе как по суду. Этот неприкосновенный характер некоторых субъективных прав отмечается и в законодательстве или путем торжественного провозглашения их в декларациях прав человека и гражданина, или путем особой кодификации их в конституциях. Впервые на европейском континенте декларация прав была провозглашена французским Национальным Собранием в 1789 г., затем она была принята с некоторыми изменениями и дополнениями почти во все конституции европейских народов.
Кистяковский Б. А. Социальные науки и право: Философия и социология права / Сост. В. В. Сапова. –СПб.: РХГИ, 1999. – Т. 23.– С. 536.
Вопросы и задания к источнику:
1) В чем выражается правовой характер государственной власти? 2) Как связаны между собой личные и политические права человека и гражданина? 3) Приведите примеры этих прав. Как они закрепляются и защищаются в правовом государстве? 4) Опираясь на ранее изученные знания, назовите документ, в котором провозглашенные права человека рассматриваются в качестве современных международных стандартов.
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.