Урок-игра «Сказки народов России»
Цель: Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам, воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей.
Задачи:
· ознакомление с праздниками, традициями, обычаями, самобытной культурой народов россии.
· воспитание уважительного отношения к народным традициям.
· воспитание любви к россии, чувства патриотизма и гордости за свою страну.
· расширение кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование:
- телевизор;
- видеофайлы;
- распечатанный сборник сказок;
- таблички со словами.
Ход урока
I. Организационный момент. Здравствуйте дети! Друзья, а какой праздник мы с вами отмечали 4 ноября? Да, правильно - День народного единства. Мы сегодня с вами отправляемся в гости к этим народам.
II. Актуализация знаний.
У каждого народа своя культура, традиции, быт. Читая сказки разных народов, мы знакомимся с особенностями многих национальностей. Сегодня мы познакомимся с одной народной сказкой, которую сочинили отважные мужественные люди, живущие испокон веков на суровом Севере, где свирепствуют лютые морозы, дуют сильные ветра и царствует полярная ночь.
А какие народы Севера вы знаете? Уточним и дополним ваши знания. Обратимся к заданию: необходимо найти границы слов и назвать народы Севера. Выполните это задание в паре.
Задание 1.
чукчинанайцыненцысаамыэскимосыякутыкорякихантыэвенки |
Сегодня мы поговорим об эскимосах – народе, проживающем на Чукотке и Магадане. Сами себя они называют инуитами. Слово «эскимос» же принадлежит к языку северных индейских племен Америки. Оно означает «тот, кто ест сырое».
То помещение, где живут эскимосы, - жилище, традиционное для этого народа, называется «иглу». Это снежные дома, сложенные из блоков. В летний период представители этого северного народа живут в ярангах. На Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему? Правильно, замёрзнуть не даёт меховая одежда, сшитая из оленьего меха, она называется не шуба, а малица. Это нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьётся и надевается мехом внутрь, к телу. Женщины украшают её узорами – орнаментами.
Эскимосы не только рыбачат и разводят оленей, они еще и охотятся. Частью охотничьего костюма является настоящая боевая броня, по своей прочности и удобству сравнимая с доспехами японских воинов. Делается такая броня из моржовой кости. Костяные пластинки соединяются кожаными шнурами. Охотник совершенно не стеснен в движениях, а вес костяного доспеха практически не ощущается.
На иллюстрации изображен эскимос в традиционной одежде.
Как называется сказка, вы узнаете, собрав слово из букв. Выполним задание № 2.
Задание 2.
врон и еж вракао |
Ответ:«Евражка и ворон»
Кто такой «евражка»? Евражка — это народное название берингийского суслика, который обитает на Дальнем Востоке. У него много названий: евражка, оврашка, американский суслик. В США и Канаде его называют арктической белкой. Евражки живут в норах, длина которых может достигать 15 метров, и не боятся людей. Посмотрим видео о евражке.
- А теперь познакомимся со сказкой. Итак, начнем читать по очереди. Дети читают сказку. (Приложение 1)
Теперь, обсудим героев сказки? Ворон какой? Евражка какая? Что произошло с главными героями? Что вас удивило, а, может быть, понравилось в сказке?
Физминутка. Скажите, а кто знает, какой музыкальный инструмент используют северные народы для воспроизведения звуков? Варган. Предлагаю под музыку в видео потанцевать, как настоящие эскимосы. Встанем в круг. Дети танцуют. Вот какие мы молодцы!
Предлагаю расслабиться и посмотреть мультфильмы «Сказки народов России» от студии «Гора самоцветов».
V.Подведение итога. Рефлексия.
- Почему эту историю можно назвать сказкой?
- По каким словам и выражениям можно догадаться, что это не русская, а эскимосская сказка?
-Выразите своё мнение о мероприятии, используя фразы:
сегодня я узнал…
было интересно…
я почувствовал, что…
меня удивило…
VI. Домашнее задание.
- Благодарю вас за внимание. Вы хорошо поработали. Теперь я предлагаю нарисовать иллюстрации к сказке, а также предлагаю изучить сказки из сборника и нарисовать иллюстрации к любой из сказок народов России.
кукушка гнезда, не растит сама своих детей. Л по тундре
с
Текст сказки
О-о-о-о, много знал ворон, много умел!
Однако и такое с ним иногда бывало. Слушайте…
На берегу реки жила евражка. Выбежала она из своей яранги водички
попить. Только она ушла, налетел ворон. Большим камнем завалил вход в её
ярангу. На камень уселся, евражку поджидает.
Вернулась евражка, просит ворона:
— Пропусти меня.
— Нет, не пропущу, — отвечает ворон, — а съем тебя.
Испугалась евражка, но виду не подаёт.
— Погоди меня есть, —
говорит, — слыхала я, что уж очень вы, вороны, хорошо танцуете. А видеть ни
разу не довелось. Станцуй! Я посмотрю, а после ешь меня!
Не признался ворон, что танцевать не мастер. Согласился. С камня слез, поправил
торбаса и принялся танцевать. Голову вперёд вытянул, растопырил крылья, на
одном месте топчется.
— Разве так вороны танцуют? — удивилась евражка. — И смотреть-то не на что!
— А то как? — спрашивает ворон.
— А вот как, — ответила евражка и запела:
Вороны танцуют —
Глаза закрывают.
А-яни-я! Яни-яни-я!
Вороны танцуют —
Прыгают до неба!
А-яни-я! Яни-яни-я!
Ворон глаза зажмурил. Запрыгал — выше, выше, ещё выше! Ногой вправо, другой — влево! Распрыгался и невзначай камень столкнул. Откатился камень от входа. Евражка — шмыг в ярангу. Спохватился ворон, да поздно. Всё же успел цапнуть её за хвост, ободрал с кончика хвоста шкурку. Видит — больше поживиться ему нечем, взял шкурку, ушёл к себе.
А евражка говорит своей дочке:
— Беги к ворону. Попроси, чтобы шкурку с моего хвоста вернул. А то другие евражки пойдут гулять, станут хвостами помахивать. Чем же я махать буду?
Побежала дочка-евражка к ворону.
— Кун! Кун! — зовёт.
— Кар-р! Кар-р! — ворон откликается.
— Мать послала к тебе. Просит шкурку с её хвоста вернуть. Пойдут евражки гулять, станут хвостами помахивать. Чем же она махать будет?
— Скажи ей, пусть сама придёт! — ответил ворон.
Вернулась дочка-евражка домой, говорит своей матери:
— Ворон велел тебе самой прийти!
— Нет, не пойду к ворону, — отвечает евражка. — Лучше найди мне длинный гладкий камушек.
Побежала дочка-евражка к реке, нашла на берегу длинный гладкий камушек. Евражка взяла его, разрисовала, покрасила. Получилась рыбка с глазами и хвостиком. Снова дочку посылает.
— Ещё раз сходи к ворону, скажи ему — пусть вернёт шкурку с моего хвоста, я ему взамен рыбу дам, — и показывает раскрашенный камушек.
Опять побежала дочка-евражка к ворону.
— Кун! Кун! — зовёт.
— Кар-р! Кар-р! — ворон откликается.
— Мать послала к тебе. Хочет меняться: ты ей шкурку с хвоста верни, она тебе рыбку даст, — и протягивает ему раскрашенный камушек.
— Ха-ха-ха-ха! Кар-р! Кар-р! — засмеялся ворон, закаркал. — Давно бы так!
Бросил шкурку ворон, схватил камушек — и разглядывать не стал — сразу в рот сунул.
Надкусил — да как закричит:
— Ой, зуб мой, зуб мой, зуб мой! — поломал себе ворон зуб. Так ведь без зуба и остался.
А евражка приладила шкурку, вышла погулять. Увидела ворона — посмеивается, хвостиком помахивает.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.