Урок-игра "Три корабля" по теме "Лексика"
Цель: повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика».
Задачи.
Образовательные: формировать умение подбирать антонимы, синонимы,
омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и
многозначные слова;
совершенствовать умение работы со словарями разных типов. Развивающие:
развивать творческое мышление, активность учащихся; совершенствовать
коммуникативные речевые умения и навыки учащихся. Воспитательные: прививать
любовь к слову; повысить интерес к русскому языку; воспитывать бережное
отношение к русскому языку.
ХОД УРОКА
Учитель. Ребята! Сегодня необычный урок, урок-игра. Мы отправляемся в путешествие. Назовем его «Три корабля» (слайд 1) Мы закончили изучение материала по теме «Лексика». Основная задача на уроке сегодня – повторить всё, что мы изучили по данной теме.
1) Чтобы начать
игру, разделимся на три команды: «Волна», «Якорь», «Шторм» (слайд
2)
2) Познакомимся с картой путешествия (слайд 3)
– Чтобы попасть на
самый главный остров – остров Лексики, необходимо показать свои знания,
проявить сообразительность и эрудицию.
За правильные, полные ответы ваш капитан будет получать жетоны в виде рыбки.
Первая остановка на Острове однозначных и многозначных слов.
– Что вы знаете о
жителях этого острова? (За правильный ответ – рыбка)
– Где можно узнать о лексическом значении слова? (За правильный ответ –
рыбка)
Справка. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.
Задание: чтобы попасть на Остров однозначных и многозначных слов, нужно выполнить задание (слайд 4): определите и запишите, в каких значениях употреблено слово СТАВИТЬ.
Пять рабочих
ставят дом.
Ставит опыт агроном
(он растит такую рожь –
С головой в неё уйдёшь).
Ставит фильмы режиссёр
(снял он сказку «Колобок,
чтобы ты увидеть мог).
Мама ставит пироги
(подойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончится рассказ, ставить точку в самый раз.
ПК по 1 заданию (слайд 5)
· Строить, сооружать
· Делать, производить.
· Снимать, осуществлять постановку
· Делать, готовить, печь
· Выдвигать, предполагать
· Писать, изображать письменно
Самопроверка. Ответ – на слайде. Подводятся итоги. За каждый правильный ответ – 1 балл. Капитан записывает баллы в судовой журнал. Определяется выигравшая команда по максимальному (6) количеству баллов, отмечается на доске.
Вторая остановка – Мыс Словарей (слайд 6)
Игра «Эрудит»
Задание: угадайте слова по толкованию их лексических значений, запишите.
· Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов. (Маяк)
· Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. (Айсберг)
· Плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озерах, в заливах. (Бакен, буй)
· Край земли у водной поверхности. (Берег)
· Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
· Сильная буря на море. (Шторм)
· Уметь держаться на воде и передвигаться по ней. (Плавать)
ПК по 2 заданию: (слайд 7)
Маяк, айсберг, бакен, берег, акваланг, шторм, плавать.
Капитаны подсчитывают количество правильных ответов, заносят в судовой журнал. Победившая команда отмечается на доске. Максимум – 7 баллов.
Третья остановка. Мы подплываем к бухте Прямого и переносного значения (слайд 8)
– Что такое прямое и переносное значение? (за правильный ответ – рыбка)
Справка. Слова, обозначая предметы, действия, количество, выступают в прямом значении. Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство.
Задание: запишите сочетания слов, в которых употреблены слова в переносном значении. Кто больше? (Игра «Соколиный глаз»)
Поет зима –
аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
ПК по 3 заданию (слайд 9)
Поет зима, аукает,
баюкает;
Тоской глубокою;
Плывут облака, седые облака;
Метелица стелется;
Вьюга стучит, вьюга злится;
Дремлют пташки;
Ревом бешеным;
Снится весна (пташкам), в улыбках солнца
Самопроверка. Подведение итогов. Капитан записывает результаты в судовой журнал. Команда, выбравшая большее количество словосочетаний (13), побеждает, отмечается на доске.
– Какие художественные изобразительные средства вы увидели в этом стихотворении? (За правильный ответ – рыбка)
Справка. Эпитет –
определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее
один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.
Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой по принципу
сходства или по контрасту.
Олицетворение – особый вид метафоры: перенесение свойств одушевлённых
предметов на неодушевлённые.
Следующая
остановка – остров
САО (слайд 10)
Вы догадались, кто живет на этом острове? (Синонимы, Антонимы, Омонимы)
(За правильный ответ – рыбка)
Мы с приятелем
вдвоем
Дружно, весело живем.
Я иду… и он шагает,
Я смеюсь, хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.
– Что это за слова-приятели? Что такое синонимы? (За правильный ответ – рыбка)
Справка. Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Задание: На северной стороне острова проведите расследование – найдите слово по его приметам и запишите. (Игра «Следствие ведут знатоки») (слайд 11)
Это глагол: его
синоним – промчался.
Я шел зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках
Это
прилагательное: его синоним – темно-красный.
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Это
существительное: его синоним – просьба.
Тёмной ночки Елисей
Дождался в тоске своей,
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
ПК по 4 заданию (слайд 12)
Пронесся, багряный, мольба
Самопроверка. Подведение итогов. Капитан записывает результаты в судовой журнал. Максимальное количество баллов – 3. Лучшая команда отмечается на доске.
– Случилось непредвиденное: на этом острове вас никто не понимает.
Задание: переведите с русского на русский. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме предлогов и союзов) синонимами. (слайд 13)
· Шофер вновь стал всматриваться во мрак.
· Разъяренная вьюга замела тропинки.
· Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
· Доктор прописал пациенту инъекции.
ПК по 5 заданию. Перед проверкой еще раз зачитывать предложения (слайд 14)
Водитель опять
начал вглядываться в темноту.
Злая метель запорошила дорожки.
Сторож укрылся от дождя под крышей дома.
Врач назначил больному уколы.
(Всего нужно заменить 18 слов)
Самопроверка. Подведение итогов. Капитан записывает результаты в судовой журнал. Максимальное количество баллов – 18. Команда-победитель отмечается на доске.
– Мы направились на южную сторону острова. Здесь живут слова-неприятели (слайд 15)
Слова-неприятели
спорят весь день
Один скажет: «Солнце!»
Другой скажет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»
– Как вы думаете,
какие слова вы должны будете подобрать? (Антонимы)
– Что такое антонимы? (За правильный ответ – рыбка)
Справка. Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Задание: запишите их. (слайд 16)
– Я
– антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня…
(Прохлада)
– Я –
антоним слова лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …
(Зима)
– Я –
антоним к слову смех,
Не от радости, утех, –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это…
(Плач)
– Я – антоним
шума, стука,
Без меня вам ночью мука
Я для отдыха, для сна,
Называюсь…
(Тишина)
ПК по 6 заданию (слайд 17)
Прохлада
Зима
Плач
Тишина
Самопроверка. Подведение итогов. Капитан записывает результаты в судовой журнал. Максимальное количество баллов – 4. Команда-победитель отмечается на доске.
Судовые журналы передать помощникам-консультантам для подведения итогов!
– Чтобы выбраться с острова САО, вы должны вспомнить:
– Что такое
омонимы? (За правильный ответ – рыбка)
– Чем омонимы отличаются от многозначных слов? (За правильный ответ –
рыбка)
(слайд 18)
Справка. Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Задание: замените зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и главное слово во втором словосочетании стали омонимами.
Гибкий лук
Водопроводный кран
Трамвайный парк
Вкусные лисички
Ржавый ключ
Электрический разряд
Песчаная коса
ПК по 7 заданию (слайд 19)
Зеленый лук
Подъемный кран
Зеленый парк
Рыжие лисички
Холодный ключ (родник)
Спортивный разряд
Длинная коса
Самопроверка. Подведение итогов. Максимальное количество баллов – 4. Команда-победитель отмечается на доске.
Если останется время, дать задание каждой команде:
– составить
кроссворд по теме урока
– провести игру «Аукцион».
Условия игры. Подобрать синонимы к словам (горячий, сказал, смеяться, тоска, плохой). Побеждает команда, назвавшая последнее слово.
Горячий –
накаленный, раскаленный, обжигающий, пламенный, жаркий, несдержанный.
Сказал – выразиться, изъясниться, произнести, проговорить, выговорить, вымолвить,
молвить, промолвить, изречь, заметить, бросить, проронить, уронить, вставить,
ляпнуть, брякнуть.
Смеяться – хихикать, хохотать, заливаться, закатываться.
Тоска – печаль, грусть, горе, боль, скорбь, кручина.
Плохой – нехороший, неудовлетворительный, слабый, скверный, дурной, незавидный,
неважный, худой, дрянной, негодный.
Подведение итогов:
Сообщаются примерные итоги за 6 заданий. Называется лучшая команда. Сегодня на уроке мы повторили материал темы «Лексика». Результаты игры показали, что вы хорошо усвоили материал данной темы. Спасибо за работу. (слайд 20)
Домашнее задание (по выбору):
– Составить
кроссворд по теме урока (если не успели).
– Сочинить сказку или стихотворение по теме «Лексика».
– Составить пять пословиц с антонимами.
Музыкальное оформление.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.