Урок-игра "Три корабля" по теме "Лексика"

  • docx
  • 23.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок-игра по теме Лексика Три корабля.docx

Урок-игра "Три корабля"  по теме "Лексика"

Цель: повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика».

Задачи.                                                                                                          Образовательные: формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова;
совершенствовать умение работы со словарями разных типов.                   Развивающие: развивать творческое мышление, активность учащихся; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся. Воспитательные: прививать любовь к слову; повысить интерес к русскому языку; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

ХОД УРОКА

Учитель. Ребята! Сегодня необычный урок, урок-игра. Мы отправляемся в путешествие. Назовем его «Три корабля» (слайд 1)                                                      Мы закончили изучение материала по теме «Лексика». Основная задача на уроке сегодня – повторить всё, что мы изучили по данной теме.

1) Чтобы начать игру, разделимся на три команды: «Волна», «Якорь», «Шторм» (слайд 2)
2) Познакомимся с картой путешествия (слайд 3)

– Чтобы попасть на самый главный остров – остров Лексики, необходимо показать свои знания, проявить сообразительность и эрудицию.
За правильные, полные ответы ваш капитан будет получать жетоны в виде рыбки.

Первая остановка на Острове однозначных и многозначных слов.

– Что вы знаете о жителях этого острова? (За правильный ответ – рыбка)
– Где можно узнать о лексическом значении слова? (За правильный ответ – рыбка)

Справка. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.

Задание: чтобы попасть на Остров однозначных и многозначных слов, нужно выполнить задание (слайд 4): определите и запишите, в каких значениях употреблено слово СТАВИТЬ.

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном
(он растит такую рожь – 
С головой в неё уйдёшь).
Ставит фильмы режиссёр
(снял он сказку «Колобок,
чтобы ты увидеть мог).
Мама ставит пироги
(подойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончится рассказ, ставить точку в самый раз.

ПК по 1 заданию  (слайд 5)

·         Строить, сооружать

·         Делать, производить.

·         Снимать, осуществлять постановку

·         Делать, готовить, печь

·         Выдвигать, предполагать

·         Писать, изображать письменно

Самопроверка. Ответ – на слайде. Подводятся итоги. За каждый правильный ответ – 1 балл. Капитан записывает баллы в судовой журнал. Определяется выигравшая команда по максимальному (6) количеству баллов, отмечается на доске.

Вторая остановка – Мыс Словарей (слайд 6)

Игра «Эрудит»

Задание: угадайте слова по толкованию их лексических значений, запишите.

·         Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов. (Маяк)

·         Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. (Айсберг)

·         Плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озерах, в заливах. (Бакен, буй)

·         Край земли у водной поверхности. (Берег)

·         Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)

·         Сильная буря на море. (Шторм)

·         Уметь держаться на воде и передвигаться по ней. (Плавать)

ПК по 2 заданию: (слайд 7)

Маяк, айсберг, бакен, берег, акваланг, шторм, плавать.

Капитаны подсчитывают количество правильных ответов, заносят в судовой журнал. Победившая команда отмечается на доске. Максимум – 7 баллов.

Третья остановка. Мы подплываем к бухте Прямого и переносного значения (слайд 8)

– Что такое прямое и переносное значение? (за правильный ответ – рыбка)

Справка. Слова, обозначая предметы, действия, количество, выступают в прямом значении. Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство.

Задание: запишите сочетания слов, в которых употреблены слова в переносном значении. Кто больше? (Игра «Соколиный глаз»)

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
                 Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
                 Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
                 Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
                 Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
                 И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
                 И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
                У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
                Красавица весна.

ПК по 3 заданию (слайд 9)

Поет зима, аукает, баюкает;
Тоской глубокою;
Плывут облака, седые облака;
Метелица стелется; 
Вьюга стучит, вьюга злится;
Дремлют пташки;
Ревом бешеным; 
Снится весна (пташкам), в улыбках солнца

Самопроверка. Подведение итогов. Капитан записывает результаты в судовой журнал. Команда, выбравшая большее количество словосочетаний (13), побеждает, отмечается на доске.

– Какие художественные изобразительные средства вы увидели в этом стихотворении? (За правильный ответ – рыбка)

Справка. Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. 
Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой по принципу сходства или по контрасту. 
Олицетворение – особый вид метафоры: перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

Следующая остановка – остров САО (слайд 10)
Вы догадались, кто живет на этом острове? (Синонимы, Антонимы, Омонимы) (За правильный ответ – рыбка)

Мы с приятелем вдвоем
Дружно, весело живем.
Я иду… и он шагает,
Я смеюсьхохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.

– Что это за слова-приятели? Что такое синонимы? (За правильный ответ – рыбка)

Справка. Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Задание: На северной стороне острова проведите расследование – найдите слово по его приметам и запишите. (Игра «Следствие ведут знатоки») (слайд 11)

Это глагол: его синоним – промчался.
Я шел зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках

Это прилагательное: его синоним – темно-красный.
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Это существительное: его синоним – просьба.
Тёмной ночки Елисей
Дождался в тоске своей,
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.

ПК по 4 заданию (слайд 12)

Пронесся, багряный, мольба

Самопроверка. Подведение итогов. Капитан записывает результаты в судовой журнал. Максимальное количество баллов – 3. Лучшая команда отмечается на доске.

– Случилось непредвиденное: на этом острове вас никто не понимает.

Задание: переведите с русского на русский. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме предлогов и союзов) синонимами. (слайд 13)

·         Шофер вновь стал всматриваться во мрак.

·         Разъяренная вьюга замела тропинки.

·         Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

·         Доктор прописал пациенту инъекции.

ПК по 5 заданию. Перед проверкой еще раз зачитывать предложения (слайд 14)

Водитель опять начал вглядываться в темноту.
Злая метель запорошила дорожки.
Сторож  укрылся от дождя под крышей дома.
Врач назначил больному уколы.

(Всего нужно заменить 18 слов)

Самопроверка. Подведение итогов. Капитан записывает результаты в судовой журнал. Максимальное количество баллов – 18. Команда-победитель отмечается на доске.

– Мы направились на южную сторону острова. Здесь живут слова-неприятели (слайд 15)

Слова-неприятели спорят весь день
Один скажет: «Солнце!»
Другой скажет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»

– Как вы думаете, какие слова вы должны будете подобрать? (Антонимы)
– Что такое антонимы? (За правильный ответ – рыбка)

Справка. Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Задание: запишите их. (слайд 16)

– Я –  антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня…
                (Прохлада)

– Я – антоним слова лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …
                (Зима)

– Я – антоним к слову смех,
Не от радости, утех, –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это…
                (Плач)

– Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука
Я для отдыха, для сна,
Называюсь… 
                (Тишина)

ПК по 6 заданию (слайд 17)

Прохлада
Зима
Плач
Тишина

Самопроверка. Подведение итогов. Капитан записывает результаты в судовой журнал. Максимальное количество баллов – 4. Команда-победитель отмечается на доске.

Судовые журналы передать помощникам-консультантам для подведения итогов!

– Чтобы выбраться с острова САО, вы должны вспомнить:

– Что такое омонимы? (За правильный ответ – рыбка)
– Чем омонимы отличаются от многозначных слов? (За правильный ответ – рыбка)

(слайд 18)

Справка. Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Задание: замените зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и главное слово во втором словосочетании стали омонимами.

Гибкий лук
Водопроводный кран
Трамвайный парк
Вкусные лисички
Ржавый ключ
Электрический разряд
Песчаная коса

ПК по 7 заданию (слайд 19)

Зеленый лук
Подъемный кран
Зеленый парк
Рыжие лисички
Холодный ключ (родник)
Спортивный разряд
Длинная коса

Самопроверка. Подведение итогов. Максимальное количество баллов – 4. Команда-победитель отмечается на доске.

Если останется время, дать задание каждой команде:

– составить кроссворд  по теме урока 
–  провести игру «Аукцион».

Условия игры. Подобрать синонимы к словам  (горячий, сказал, смеяться, тоска, плохой). Побеждает команда, назвавшая последнее слово.

Горячий – накаленный, раскаленный, обжигающий, пламенный, жаркий,  несдержанный.
Сказал – выразиться, изъясниться, произнести, проговорить, выговорить, вымолвить, молвить, промолвить, изречь, заметить, бросить, проронить, уронить, вставить, ляпнуть, брякнуть.
Смеяться – хихикать, хохотать, заливаться, закатываться.
Тоска – печаль, грусть, горе, боль, скорбь, кручина.
Плохой – нехороший, неудовлетворительный, слабый, скверный, дурной, незавидный, неважный, худой, дрянной, негодный.

Подведение итогов:

Сообщаются примерные итоги за 6 заданий. Называется лучшая команда. Сегодня на уроке мы повторили материал темы «Лексика». Результаты игры показали, что вы хорошо усвоили материал данной темы. Спасибо за работу. (слайд 20)

Домашнее задание (по выбору):

– Составить кроссворд по теме урока (если не успели).
– Сочинить сказку или стихотворение по теме «Лексика».
– Составить пять пословиц с антонимами.

Музыкальное оформление.