Тема: «Имя прилагательное – слово «волшебник?»
Цель:
1.Дидактическа:
передача опыта путем методов и приемов, используемых на уроках
русского языка и литературы;
2.Образовательная: учащиеся научатся правильно использовать прилагательные в речи.
3. Воспитаательная:: духовно-нравственное воспитание
1.Приветствие.
Добрый день уважаемые коллеги. Я Мадаева Хадишат Кюраевна, учитель русского языка и литературы СОШ №6 г.Грозного.
2.Мотивация (2 мин.)
Наше занятие я бы хотела начать с притчи.
(Презентация)
Некий царь приказал своему визирю:
— Ступай и принеси мне кушанье, слаще которого не найти ни на земле, ни в морских глубинах.
Визирь пошёл и купил язык; принёс его, зажарил и подал. Понравилось царю.
В другой раз царь приказал:
— Ступай и принеси мне такое кушанье, горше которого не найти на свете.
Визирь пошел, снова купил язык и подал ему.
Царь сказал:
— Я просил сладкое, ты подал мне язык; я просил горькое, и ты снова подаёшь язык.
Визирь ответил:
— Клянусь твоей головою, на свете нет ничего слаще языка и горше языка.
-Как вы думаете, почему визирь дал такое определение языку?(ответы слушателей)
- Я бы хотела дополнить словами советского поэта и фронтового корреспондента Вади́ма Серге́евича Шефнера
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить...
- Для определения темы нашего урока обратите внимание на слайд.
Я имя ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное, Его называют ещё . . . . . . . (прилагательное).
- Какую роль играет прилагательное как средство выразительности? (эпитет)
На ваших столах лежат словари. Давайте посмотрим, как в них даётся определение эпитету.
-Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: роль эпитетов очень велика, т. к. они служат для большей выразительности
Предметов
2.Конкурс приветствий.
-А теперь я попрошу вас вписать в каждое окошко по одному эпитету или прилагательное превосходной степени сравнения.
(каждой группе раздаются скрытые тексты с пропусками прилагательных, участники вставляют прилагательные и открывают текст )
Текст:
1. Уважаемые гости и коллеги . Нам выпала прекрасная возможность поприветствовать вас на нашем замечательном форуме . Желаем всем весеннего настроения и творческих успехов.
2. Дорогие учителя! Сегодня особый день. Его забыть нельзя, ведь педагоги вкладывают в каждого воспитанника частичку своей души, «сея разумное, доброе, вечное».
3.Дорогие учителя! В этот особенный день хочется
поблагодарить вас за высокий профессионализм, а также бесконечное терпение в
достижении цели.
4. Уважаемые коллеги! Ваша цель – воспитание достойного, прогрессивного поколения.
И результатами труда уже стоит гордиться. Пусть судьба не поскупится на радостные события и преподнесет самые дорогие подарки.
(Зачитывают)
Вывод: какой текст у нас получился? (смешной, юмористический, деформированный)
Почему получился такой текст?
( неправильно использованы прилагательные)
- Наша задача научиться правильно использовать прилагательные в речи и ответить на вопрос «Имя прилагательное – слово «волшебник?
3. А теперь предлагаю вашему вниманию высказывание поэта и писателя А.Н.Толстого
Слайд. « Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью» (А.Н.Толстой.)
-Какой, по мнению автора, русский язык?
-Прочитайте эти слова.
-С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка?·
-На какой вопрос отвечают выделенные слова?
-Какой частью речи они являются?
-Какую роль в тексте играют эти прилагательные? (роль эпитетов; они придают художественную, поэтическую яркость тексту)
(По мнению автора,
русский язык-яркий, меткий, певучий, богатый,задушевный.
яркость-радуга, меткость-стрелы,
певучесть-песня, задушевность-песня у колыбели.
яркий(какой)-прил.~~~, меткий(какой)-прил.~~~, певучий(какой)-прил. ~~~,
богатый(какой)-прил.~~~,задушевный(какой)~~)
4. Для продолжения темы нашего урока , каждая группа выполняет следующее
задание.
Подберите как можно больше прилагательных к словам:
Утро_____________________________________
Свет____________________________________
Настроение______________________________ _
Чувство __________________________________
Лист______________________________________
Гроздья___________________________________
(группы экспертов дополняют друг друга)
-После того, как вы справились с этим заданием, я думаю, что вы с легкостью справитесь со следующим творческим заданием.
4. Творческое задание:
Перед вами живой букет сирени, на слайде картинка «Букет сирени»
Первые две группы дает описание живого букета, другие группы описание картинки.
Описание сирени в вазе в стихотворной форме (рифмованный или белый стих)
( время 2-3 минуты)
- Слова какой части речи помогли сделать ваш текст ярким и насыщенным?
5.Рефлексия.
-Итак. чему мы сегодня научились?
.-Как вы считаете? Можем ли мы сказать, что имя прилагательное – слово – волшебник?
(Да, это , действительно, слова-волшебники, которые помогают нам создавать образы злого и доброго , прекрасного и уродливого, смелого и трусливого, а также описать природу.
Учитель: Наше занятие мы начали с притчи «Самое сладкое и самое горькое» и завершить его хочу стихотворением замечательного поэта и прозаика
Владимира Алексеевича Соловейчика «Слово о словах»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя».
Спасибо за урок!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.