Урок "Имя прилагательное-слово волшебник"

  • docx
  • 29.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок Имя прилагательное-слово волшебник.docx

Тема:  «Имя прилагательное – слово «волшебник?»


Цель:

1.Дидактическа:   передача   опыта путем методов и  приемов, используемых на уроках русского   языка и литературы;

2.Образовательная: учащиеся научатся   правильно использовать прилагательные в речи.

 

3. Воспитаательная:: духовно-нравственное воспитание

 

1.Приветствие.

Добрый день уважаемые коллеги. Я Мадаева Хадишат Кюраевна, учитель русского языка и литературы СОШ №6 г.Грозного.

 

2.Мотивация (2 мин.)

Наше занятие я бы хотела начать с притчи.

(Презентация)

Некий царь приказал своему визирю:

— Ступай и  принеси мне кушанье, слаще которого не найти ни на земле, ни в морских глубинах.

Визирь пошёл и купил язык; принёс его, зажарил и подал. Понравилось царю.

В другой раз царь приказал:

— Ступай и принеси мне такое кушанье, горше которого не найти на свете.

Визирь пошел, снова купил язык и подал ему.

Царь сказал:

— Я просил сладкое, ты подал мне язык; я просил горькое, и ты снова подаёшь язык.

Визирь ответил:

— Клянусь твоей головою, на свете нет ничего слаще языка и горше языка.

 

-Как вы думаете, почему визирь дал такое определение языку?(ответы слушателей)

- Я бы хотела дополнить  словами  советского поэта и фронтового корреспондента   Вади́ма Серге́евича  Шефнера

Словом можно убитьсловом можно спасти,                                                                                                Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить...

 

-  Для  определения  темы  нашего  урока  обратите  внимание  на  слайд.

Я  имя  ищу  необычное, звучное,                              Особое, сильное, самое  лучшее,                              Короткое, длинное, красное, синее,                           Неброское, яркое, очень красивое,                                  Оно  уменьшительное  или  ласкательное,                 Его  называют  ещё    . . . . . . .                 (прилагательное).

- Какую роль играет прилагательное как средство выразительности? (эпитет)

На ваших столах лежат словари. Давайте посмотрим, как в них даётся определение  эпитету.

-Какой вывод мы можем  сделать?

 

Вывод: роль эпитетов очень велика,  т. к. они  служат для большей выразительности    

                Предметов

 

2.Конкурс приветствий.

-А теперь  я попрошу  вас  вписать в каждое окошко по одному эпитету или прилагательное превосходной степени сравнения.

(каждой группе раздаются скрытые тексты с пропусками прилагательных, участники вставляют  прилагательные и открывают текст )

 

Текст:

 

1.      Уважаемые  гости  и коллеги .  Нам выпала прекрасная возможность поприветствовать вас на нашем замечательном форуме . Желаем всем  весеннего настроения и творческих успехов.

 

2. Дорогие учителя! Сегодня  особый день. Его забыть нельзя, ведь педагоги вкладывают в каждого воспитанника частичку своей души, «сея разумное, доброе, вечное».

 


3.Дорогие учителя! В этот особенный день хочется поблагодарить вас за высокий профессионализм, а также бесконечное терпение в достижении цели.

 

 

4. Уважаемые коллеги! Ваша цель – воспитание достойного, прогрессивного поколения.                       

   И результатами труда уже стоит гордиться. Пусть судьба не поскупится на радостные события и преподнесет самые дорогие подарки.

 

(Зачитывают)

 

Вывод:  какой текст у нас получился? (смешной, юмористический, деформированный)

Почему получился такой текст?

( неправильно использованы прилагательные)

 

    - Наша задача научиться правильно использовать прилагательные в речи и ответить на вопрос «Имя прилагательное – слово «волшебник?

3. А теперь предлагаю вашему  вниманию высказывание поэта и писателя А.Н.Толстого

Слайд. « Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью» (А.Н.Толстой.)

    

-Какой, по мнению автора, русский язык?

-Прочитайте эти слова.

-С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка?·

 -На какой вопрос отвечают выделенные слова?

 -Какой частью речи они являются?

-Какую роль в тексте играют эти прилагательные? (роль эпитетов; они  придают художественную,  поэтическую яркость тексту)

 

(По мнению автора, русский язык-яркий, меткий, певучий, богатый,задушевный. 
яркость-радуга, меткость-стрелы, певучесть-песня, задушевность-песня у колыбели. 
яркий(какой)-прил.~~~, меткий(какой)-прил.~~~, певучий(какой)-прил. ~~~, богатый(какой)-прил.~~~,задушевный(какой)~~)

 

4.   Для продолжения  темы нашего урока , каждая группа выполняет следующее   

        задание.

Подберите как можно больше прилагательных к словам:

Утро_____________________________________
Свет____________________________________

Настроение______________________________ _
Чувство __________________________________
Лист______________________________________

Гроздья___________________________________

(группы экспертов дополняют друг друга)

-После того, как вы справились с этим заданием, я думаю, что вы с легкостью справитесь со следующим творческим заданием.

4. Творческое задание:

Перед вами живой букет сирени, на слайде картинка «Букет сирени»

 

 Первые две группы дает описание живого букета, другие группы описание картинки.

 

Описание  сирени в вазе в стихотворной форме (рифмованный или белый стих)

( время 2-3  минуты)

-  Слова какой части речи  помогли сделать  ваш текст ярким  и насыщенным?

 

5.Рефлексия.

 -Итак. чему мы сегодня научились?

.-Как вы считаете? Можем ли мы  сказать, что  имя прилагательное – слово  – волшебник?

(Да, это , действительно, слова-волшебники, которые помогают нам создавать образы злого и доброго , прекрасного и уродливого, смелого и трусливого, а также описать природу.

 

Учитель: Наше занятие  мы начали с притчи «Самое сладкое и самое горькое»                   и завершить  его хочу стихотворением замечательного поэта и прозаика     

               Владимира Алексеевича Соловейчика  «Слово о словах»

 

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя».

 

 

Спасибо за урок!