Урок интегрированного характера с методическим описанием метапредметного подхода профориентационной деятельности в начальной школе
Оценка 4.6

Урок интегрированного характера с методическим описанием метапредметного подхода профориентационной деятельности в начальной школе

Оценка 4.6
docx
02.02.2020
Урок интегрированного характера с методическим описанием метапредметного подхода профориентационной деятельности в начальной школе
Урок интегрированного характера.docx

http://astrakhan.tis.ru/images/products/original/8/6/8/8681cb8117a1f471693da99df294a857.jpg                                                                                                                                                Ражева С.А.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 

 

Метапредметный подход

в организации профориентационной деятельности в начальной школе

 

    Известно, что вопрос «Кем быть?» ребёнок задаёт себе с ранних лет. Известно также, что в разные периоды своего взросления на этот вопрос он отвечает по-разному. Причин тому много: ориентация на внешнюю привлекательность профессии, экскурсии-знакомства с той или иной профессии, прочитанная книга о героических людях и их труде. Всё это позволяет сделать вывод, что выбор делается стихийно, ребёнок не осознаёт главного, что любая профессия – это труд, добросовестный, честный, интересный.

    Открыть интерес к профессии позволяют многие учебные дисциплины, мы остановимся на сопоставлении двух предметов – «Окружающего мира» и «Технологии».

Уроки окружающего мира – это кладезь знакомства с миром профессий.

Так, в 1 классе при изучении тем:

- «Как путешествует письмо?» можно организовать экскурсию на почту для знакомства с деятельностью работников почты.

— «Откуда берутся шоколад, изюм и мед?» происходит знакомство с производством хорошо известных детям сладостей. Учащиеся узнают о профессии кондитера.

Знакомясь с темой «Когда появилась одежда?», учащиеся прослеживают историю одежды, знакомятся с разнообразием современной одежды. Узнают о профессии портного.

— «Зачем нужны автомобили?» На уроке ребята знакомятся с назначением, устройством и разнообразием автомобилей. Узнают о профессии водителя.

- «Почему поезда такие длинные?» Происходит знакомство с назначением и устройством поездов и железных дорог. Узнают о профессии машиниста.

- «Зачем нужны самолеты?» Дети узнают о назначении, устройстве, разнообразии самолетов. Узнают о профессии летчика.

- «Зачем летают в космос?» Обсуждают цели полетов человека в космос. Узнают о профессии космонавта

2 класс

- «Что такое экономика?» На доступном уровне раскрываются понятия «экономика», «сельское хозяйство, «торговля» и др.

- «Как построить дом?» Дети знакомятся со строительством в городе. Узнают о профессии строителя.

- «За покупками» Учащиеся знакомятся с разнообразием предприятий торговли. Узнают о профессии продавца.

- «Культура и образование» Дети знакомятся с учреждениями культуры и образования. На примере труда учителя раскрывается роль образования в получении профессии, выборе дела жизни.

- «Все профессии важны» Знакомятся с профессиями в области науки, образования, медицины.

В 3 классе при изучении темы «Чтобы путь был счастливым» учащиеся осваивают правила поведения на дорогах. Знакомятся с профессией инспектора ГИБДД.

При изучении тем «Растениеводство», «Животноводство» дети знакомятся с профессиями сельского хозяйства.

При изучении темы «Какая бывает промышленность» формируются знания об отраслях промышленности (добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия, машиностроение)

В 4 классе ребята на уроках окружающего мира знакомятся с профессиями: космонавта, астронома, конструктора, археолога, историка, эколога.

Таким образом, на протяжении 4-х лет обучения у младших школьников накапливается богатый запас о профессиях.

Метапредметные результаты освоения программы включают умение школьников самостоятельно планировать пути достижения целей, в т.ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и др.

Программа воспитания и социализации в рамках ФГОС основного общего образования включает профориентационные задачи:

- формирование у детей мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

- овладение способами и приёмами поиска информации о профессиональной деятельности, профессиональном образовании, рынке труда, вакансиях, службе занятости населения;

- развитие у учащихся представлений о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

- приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям детей;

- создание условий для профориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество образовательного учреждения с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; через совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

- информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного рынка труда;

- использование средств психолого-педагогической поддержки учащихся, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала детей, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии и др.

Эти задачи в равной степени решают и уроки технологии. Данная учебная дисциплина базируется на уникальной психолого-педагогической основе — предметно-практической деятельности ребенка. Благодаря этому она обладает огромным развивающим потенциалом.

    В нашей практике стали не редкими интегрированные уроки окружающего мира и технологии. Что дают такие уроки детям?

Во-первых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

во-вторых, использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков;

в-третьих, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества как учителя, так и ученика. 

    Предлагаем один из таких уроков.

 

 

Человек – наблюдатель и изобретатель

Краткий комментарий темы:

Содержательный компонент первой части темы раскрывается на материале УМК «Окружающий мир» (дети  продолжают знакомство с Красной книгой, лесом как природным явлением), и на материале УМК «Технология» дети  учатся обживать мир вокруг себя, устанавливать связи, познавать мир и, изобретая, открывать его заново.

 

Тип урока: овладение новыми знаниями.

Цель 

Формирование целостной картины представления о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы.

Задачи:

      Образовательные:

- развивать доброжелательному отношению к миру природы и культуры в их единстве;

- оценивать свое место в окружающем мире;

-выявлять ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

-развивать мотивацию природоохранной деятельности;

-учить анализировать устройство изделия.

    Формировать УУД:

Личностные: развивать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке и пути ее достижения; определение наиболее эффективных способов достижения результатов;  оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; создавать на уроке атмосферу сотрудничества, взаимодействия и дискуссии.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

ПредметныеУУД: умение оценивать поступки человека по отношению в природе; обсуждать мир природы и возможности своего участия в этой деятельности; изготавливать несложную конструкцию изделий по рисунку, образцу.

  Основные понятия: шлагбаум, заповедник.

      Межпредметные связи: окружающий мир, технология

      Ресурсы:

      учебник, схема, конструктор

      Оборудование:

 интерактивная доска, презентация «Красная книга», «Лес в опасности», печатные закладки для каждого ученика.

       Организация пространства:

фронтальная работа, индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпиграф урока

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух…

А.С. Пушкин

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Формирование

УУД

 

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-уточнить тип урока.

 Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Я, ты, он, она –

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!

Если только улыбнуться,

То начнутся чудеса –

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка взрослые и дети,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей!

Приветствуют учителя и улыбаются друг другу.

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

 

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

2. Актуализация опорных знаний.

Цели:

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Прозвенел, друзья, звонок, начался уже урок.

Отдохнуть вы все успели, а теперь вперед за дело.

Наш урок будет необычный. Это будет урок – исследование, наблюдение и изобретение. Значит, сегодня мы - юные исследователи, наблюдатели и изобретатели. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. Будем надеяться, что этот урок принесёт нам радость общения. На уроке нужно быть активными, внимательными и конечно любознательными.

Догадайтесь, внимательно прослушав строки, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Чтение стихотворения учителем.

Взгляни на глобус – Шар земной –

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

"Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

"Ты береги нас, береги! ”…

Слушают.

 

 Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

(Коммуникативные УУД).

 

3.Решение проблемной ситуации

 Цели:

-организовать формулирование темы урока учащимися;

-постановка цели урока детьми с помощью учителя.

Интерактивная доска, показ презентации «Красная книга»,

Жизнь на Земле – это удивительный мир, полный красок и переживаний.

Какой он, наш мир, какого цвета, какими символами и ценностями он наполнен?

– Я уверена, вы готовы к работе.

- Отгадайте о чём идёт речь?

 Показ презентации «Лес в опасности»

Слайд 1. Что по праву можно назвать легкими нашей планеты. (Лес)

Слайд 2. Что предпринимают для   улучшения воздуха в городах? (высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует.)

Слайд 3. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.

Слайд 4. Выезжая отдыхать на природу в лес, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

Слайд 5. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.

Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений, загрязняем и уничтожаем природу. Она переживает сегодня большие потрясения.

Наша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи!

- Скажите каким образом люди стараются помочь нашей планете?  (В разных уголках Земли образованы заповедники, в красную книгу занесены редкие виды растений и животных)

- Как вы понимаете, что такое заповедник?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Какие задачи нам предстоит решить? Чему будем учиться?

 (Будем говорить о проблемах в природе, учиться бережному отношению к природе и как ей помочь.)

Что мы можем сделать для леса, заповедника?

Физкультминутка:

Смотрят, наблюдают, формулируют тему урока.

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя. (Регулятивные УУД)

 

4. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

Делают вывод.

 

— Значит мы с вами не только исследователи и наблюдатели, но и изобретатели.

-По схеме конструируем шлагбаум.

 

Провести дискуссию, делая свои выводы.

Предложение сделать шлагбаум.

Конструируют.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать с конструктором по схеме. (Регулятивные УУД).

 

 Тест «Экологическая безопасность»

Выбери правильный ответ

Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?

а) Через воздух, воду, почву;

с) через, воздух, воду и продукты питания.

Что такое экологическая безопасность?

а) как растения и животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;

с) экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды.

Как можно защитить себя от загрязненного воздуха?

а) отойти в сторону;

с) не задерживаться в тех местах, где грязный воздух.

Как защититься от загрязненной воды?

а) пей сырую воду;

с) научись пользоваться бытовым фильтром.

Если мы будем беречь природу …

От нас зависит состояние природы, а от природы наше здоровье и наша жизнь.

– Мы должны сохранить нашу планету для тех, кто будет жить после нас.

Молодцы, ребята! Вы предложили свои пути решения некоторых экологических проблем.

-Сегодня мы потрудились на славу.

Дети выполняют тест 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Пропедевтика решения задач (Познавательные УУД)

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 

 

Наш урок подходит к концу, что интересного запомнилось с урока. Вспомните, какая была тема урока, оцените свою работу и работу своих товарищей.

С какими профессиями вы познакомились?

-Кому понравился урок?

-Кому было не интересно?

-Кому было скучно на уроке?

-Кому был не понятен урок?

-Самый лучший урок.

-У меня все получилось.

Я хочу сказать вам спасибо за работу и хочу отметить лучших исследователей-изобретателей (детям дарю закладки с надписями: за сообразительность, за активность, ты молодец, у тебя все получится и другие, все дети получают закладку и слова благодарности)

Дети, отвечая на опрос учителя, отвечают с помощью сигнальных карточек-смайликов 

http://st.depositphotos.com/1801426/3933/v/950/depositphotos_39330353-Sad-emoticon.jpg

 

 

 

http://steamdb.ru/uploads/posts/2015-04/1429958543_header.jpg

Получают все закладки за сегодняшний урок.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

 

 

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

          

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

 

 

 

Список использованной литературы и электронных ресурсов:

1.     Презентация к уроку «Красная книга» -

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/okruzhajuschij-mir-jekologija/79601-prezentacija-k-uroku-okruzhajuschego-mira-v-3.html

2.     Учительский портал. Статья Яшиной И.Г. «Профориентация в начальной школе» -

         http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4878

 

 

 

 

 

 

Приложение к уроку

Реализация интегрированных связей на уроке

 

Межпредметные

Плавательный

Усвоение

Действия переноса

Системность знаний;

Оценка и

познавательные

интерес к

общепредметных

синтеза, обобщения

умения обобщения,

самооценка знаний и

задачи

мировоззренческим

понятий, законов,

при решении

комплексного

умений по разным

 

аксиологическим

теорий, идей,

межпредметных

применения знаний:

предметам и умений

 

знаниям

комплексных

задач с помощью

целостность

их синтеза

 

 

проблем

наглядных средств

мировоззрения

 

ЦЕЛЬ

МОТИВ

СОДЕРЖАНИЕ

СРЕДСТВА

РЕЗУЛЬТАТ

КОНТРОЛЬ

Учащиеся под

Учитель стимулирует

Учитель вводит

Происходит

Формулируются

Проверка качества

руководством

познавательный

новый учебный

применение ранее

выводы, обобщение;

усвоенных знаний:

учителя должны

интерес учащихся к

материал,

усвоенных знаний и

фиксируются

систематичность,

осознать

проблеме, к

одновременно

умений и выработка

достижения в

полнота, гибкость,

межпредметную

обобщённым

актуализируя

новых

овладении

оперативность

сущность задачи,

понятиям из

опорные знания из

общепредметных

новыми знаниями,

 

осуществить анализ

различных

других предметов,

умений: речевых,

умениями, новыми

 

её условий, отбор

предметов,

осуществляя

коммуникативных,

связями;

 

необходимых знаний

подчёркивает

преемственные,

творческих,

взаимодополнение

 

из различных

практическую и

сопутствующие,

практических,

каждого

 

предметов; учителю

личную значимость

перспективные связи

оценочных

вида деятельности

 

нужно направить

для ученика успеха в

на уровне общих

 

за счёт особенности

 

внимание, волю

предлагаемой

фактов, понятий,

 

двух предметов

 

учащихся на

деятельности;

суждений, законов.

 

 

 

развитие умений

учащиеся

Способы

 

 

 

переноса и синтеза,

актуализируют

осуществления:

 

 

 

способностей и

познавательные

объяснение,

 

 

 

интересов

мотивы учения.

повторительная

 

 

 

 

мобилизуют волевые

беседа, поисковая

 

 

 

 

усилия

беседа, творческая

 

 

 

 

 

работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НА ПУТИ 
К ПРОФЕССИИ  
УЧЕНИКИ 3 КЛАССА И УЧИТЕЛЬ РАЖЕВА С.А.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Ражева С.А., учитель начальных классов первой квалификационной категории

Ражева С.А., учитель начальных классов первой квалификационной категории

Культура и образование» Дети знакомятся с учреждениями культуры и образования

Культура и образование» Дети знакомятся с учреждениями культуры и образования

Эти задачи в равной степени решают и уроки технологии

Эти задачи в равной степени решают и уроки технологии

Формировать УУД: Личностные: развивать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельности

Формировать УУД: Личностные: развивать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельности

Эпиграф урока О сколько нам открытий чудных

Эпиграф урока О сколько нам открытий чудных

Актуализация опорных знаний.

Актуализация опорных знаний.

Решение проблемной ситуации

Решение проблемной ситуации

Скажите каким образом люди стараются помочь нашей планете? (В разных уголках

Скажите каким образом люди стараются помочь нашей планете? (В разных уголках

Тест «Экологическая безопасность»

Тест «Экологическая безопасность»

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Приложение к уроку Реализация интегрированных связей на уроке

Приложение к уроку Реализация интегрированных связей на уроке

Урок интегрированного характера с методическим описанием метапредметного подхода профориентационной деятельности в начальной школе

Урок интегрированного характера с методическим описанием метапредметного подхода профориентационной деятельности в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020