Ражева С.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Метапредметный подход
в организации профориентационной деятельности в начальной школе
Известно, что вопрос «Кем быть?» ребёнок задаёт себе с ранних лет. Известно также, что в разные периоды своего взросления на этот вопрос он отвечает по-разному. Причин тому много: ориентация на внешнюю привлекательность профессии, экскурсии-знакомства с той или иной профессии, прочитанная книга о героических людях и их труде. Всё это позволяет сделать вывод, что выбор делается стихийно, ребёнок не осознаёт главного, что любая профессия – это труд, добросовестный, честный, интересный.
Открыть интерес к профессии позволяют многие учебные дисциплины, мы остановимся на сопоставлении двух предметов – «Окружающего мира» и «Технологии».
Уроки окружающего мира – это кладезь знакомства с миром профессий.
Так, в 1 классе при изучении тем:
- «Как путешествует письмо?» можно организовать экскурсию на почту для знакомства с деятельностью работников почты.
— «Откуда берутся шоколад, изюм и мед?» происходит знакомство с производством хорошо известных детям сладостей. Учащиеся узнают о профессии кондитера.
Знакомясь с темой «Когда появилась одежда?», учащиеся прослеживают историю одежды, знакомятся с разнообразием современной одежды. Узнают о профессии портного.
— «Зачем нужны автомобили?» На уроке ребята знакомятся с назначением, устройством и разнообразием автомобилей. Узнают о профессии водителя.
- «Почему поезда такие длинные?» Происходит знакомство с назначением и устройством поездов и железных дорог. Узнают о профессии машиниста.
- «Зачем нужны самолеты?» Дети узнают о назначении, устройстве, разнообразии самолетов. Узнают о профессии летчика.
- «Зачем летают в космос?» Обсуждают цели полетов человека в космос. Узнают о профессии космонавта
2 класс
- «Что такое экономика?» На доступном уровне раскрываются понятия «экономика», «сельское хозяйство, «торговля» и др.
- «Как построить дом?» Дети знакомятся со строительством в городе. Узнают о профессии строителя.
- «За покупками» Учащиеся знакомятся с разнообразием предприятий торговли. Узнают о профессии продавца.
- «Культура и образование» Дети знакомятся с учреждениями культуры и образования. На примере труда учителя раскрывается роль образования в получении профессии, выборе дела жизни.
- «Все профессии важны» Знакомятся с профессиями в области науки, образования, медицины.
В 3 классе при изучении темы «Чтобы путь был счастливым» учащиеся осваивают правила поведения на дорогах. Знакомятся с профессией инспектора ГИБДД.
При изучении тем «Растениеводство», «Животноводство» дети знакомятся с профессиями сельского хозяйства.
При изучении темы «Какая бывает промышленность» формируются знания об отраслях промышленности (добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия, машиностроение)
В 4 классе ребята на уроках окружающего мира знакомятся с профессиями: космонавта, астронома, конструктора, археолога, историка, эколога.
Таким образом, на протяжении 4-х лет обучения у младших школьников накапливается богатый запас о профессиях.
Метапредметные результаты освоения программы включают умение школьников самостоятельно планировать пути достижения целей, в т.ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и др.
Программа воспитания и социализации в рамках ФГОС основного общего образования включает профориентационные задачи:
- формирование у детей мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
- овладение способами и приёмами поиска информации о профессиональной деятельности, профессиональном образовании, рынке труда, вакансиях, службе занятости населения;
- развитие у учащихся представлений о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
- приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям детей;
- создание условий для профориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество образовательного учреждения с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; через совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);
- информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного рынка труда;
- использование средств психолого-педагогической поддержки учащихся, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала детей, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии и др.
Эти задачи в равной степени решают и уроки технологии. Данная учебная дисциплина базируется на уникальной психолого-педагогической основе — предметно-практической деятельности ребенка. Благодаря этому она обладает огромным развивающим потенциалом.
В нашей практике стали не редкими интегрированные уроки окружающего мира и технологии. Что дают такие уроки детям?
Во-первых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
во-вторых, использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков;
в-третьих, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества как учителя, так и ученика.
Предлагаем один из таких уроков.
Человек – наблюдатель и изобретатель
Краткий комментарий темы:
Содержательный компонент первой части темы раскрывается на материале УМК «Окружающий мир» (дети продолжают знакомство с Красной книгой, лесом как природным явлением), и на материале УМК «Технология» дети учатся обживать мир вокруг себя, устанавливать связи, познавать мир и, изобретая, открывать его заново.
Тип урока: овладение новыми знаниями.
Цель
Формирование целостной картины представления о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы.
Задачи:
Образовательные:
- развивать доброжелательному отношению к миру природы и культуры в их единстве;
- оценивать свое место в окружающем мире;
-выявлять ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
-развивать мотивацию природоохранной деятельности;
-учить анализировать устройство изделия.
Формировать УУД:
Личностные: развивать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке и пути ее достижения; определение наиболее эффективных способов достижения результатов; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; создавать на уроке атмосферу сотрудничества, взаимодействия и дискуссии.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
ПредметныеУУД: умение оценивать поступки человека по отношению в природе; обсуждать мир природы и возможности своего участия в этой деятельности; изготавливать несложную конструкцию изделий по рисунку, образцу.
Основные понятия: шлагбаум, заповедник.
Межпредметные связи: окружающий мир, технология
Ресурсы:
учебник, схема, конструктор
Оборудование:
интерактивная доска, презентация «Красная книга», «Лес в опасности», печатные закладки для каждого ученика.
Организация пространства:
фронтальная работа, индивидуальная работа
Эпиграф урока
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух…
А.С. Пушкин
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формирование УУД
|
1. Мотивация к учебной деятельности. Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -уточнить тип урока. |
Прозвенел звонок, Начинается урок! Я, ты, он, она – Вместе дружная семья. Улыбнись соседу справа, Улыбнись соседу слева. Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами! Если только улыбнуться, То начнутся чудеса – От улыбок прояснятся И глаза, и небеса. Ну-ка взрослые и дети, Улыбнитесь поскорей, Чтобы стало на планете И светлее, и теплей! |
Приветствуют учителя и улыбаются друг другу. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) |
2. Актуализация опорных знаний. Цели: - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. |
Прозвенел, друзья, звонок, начался уже урок. Отдохнуть вы все успели, а теперь вперед за дело. Наш урок будет необычный. Это будет урок – исследование, наблюдение и изобретение. Значит, сегодня мы - юные исследователи, наблюдатели и изобретатели. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. Будем надеяться, что этот урок принесёт нам радость общения. На уроке нужно быть активными, внимательными и конечно любознательными. Догадайтесь, внимательно прослушав строки, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Чтение стихотворения учителем. Взгляни на глобус – Шар земной – Ведь он вздыхает, как живой. И шепчут нам материки: "Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: "Ты береги нас, береги! ”… |
Слушают. |
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).
|
3.Решение проблемной ситуации Цели: -организовать формулирование темы урока учащимися; -постановка цели урока детьми с помощью учителя. |
Интерактивная доска, показ презентации «Красная книга», Жизнь на Земле – это удивительный мир, полный красок и переживаний. Какой он, наш мир, какого цвета, какими символами и ценностями он наполнен? – Я уверена, вы готовы к работе. - Отгадайте о чём идёт речь? Показ презентации «Лес в опасности» Слайд 1. Что по праву можно назвать легкими нашей планеты. (Лес) Слайд 2. Что предпринимают для улучшения воздуха в городах? (высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует.) Слайд 3. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. Слайд 4. Выезжая отдыхать на природу в лес, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха. Слайд 5. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром. Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений, загрязняем и уничтожаем природу. Она переживает сегодня большие потрясения. Наша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи! - Скажите каким образом люди стараются помочь нашей планете? (В разных уголках Земли образованы заповедники, в красную книгу занесены редкие виды растений и животных) - Как вы понимаете, что такое заповедник? Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какие задачи нам предстоит решить? Чему будем учиться? (Будем говорить о проблемах в природе, учиться бережному отношению к природе и как ей помочь.) Что мы можем сделать для леса, заповедника? Физкультминутка: |
Смотрят, наблюдают, формулируют тему урока.
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя. (Регулятивные УУД) |
4. Первичное закрепление
|
Делают вывод.
— Значит мы с вами не только исследователи и наблюдатели, но и изобретатели. -По схеме конструируем шлагбаум.
|
Провести дискуссию, делая свои выводы. Предложение сделать шлагбаум. Конструируют. |
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать с конструктором по схеме. (Регулятивные УУД). |
|
Тест «Экологическая безопасность» Выбери правильный ответ Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды? а) Через воздух, воду, почву; с) через, воздух, воду и продукты питания. Что такое экологическая безопасность? а) как растения и животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду; с) экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды. Как можно защитить себя от загрязненного воздуха? а) отойти в сторону; с) не задерживаться в тех местах, где грязный воздух. Как защититься от загрязненной воды? а) пей сырую воду; с) научись пользоваться бытовым фильтром. Если мы будем беречь природу … От нас зависит состояние природы, а от природы наше здоровье и наша жизнь. – Мы должны сохранить нашу планету для тех, кто будет жить после нас. Молодцы, ребята! Вы предложили свои пути решения некоторых экологических проблем. -Сегодня мы потрудились на славу. |
Дети выполняют тест |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Пропедевтика решения задач (Познавательные УУД) |
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
|
Наш урок подходит к концу, что интересного запомнилось с урока. Вспомните, какая была тема урока, оцените свою работу и работу своих товарищей. С какими профессиями вы познакомились? -Кому понравился урок? -Кому было не интересно? -Кому было скучно на уроке? -Кому был не понятен урок? -Самый лучший урок. -У меня все получилось. Я хочу сказать вам спасибо за работу и хочу отметить лучших исследователей-изобретателей (детям дарю закладки с надписями: за сообразительность, за активность, ты молодец, у тебя все получится и другие, все дети получают закладку и слова благодарности) |
Дети, отвечая на опрос учителя, отвечают с помощью сигнальных карточек-смайликов
Получают все закладки за сегодняшний урок. |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
|
Список использованной литературы и электронных ресурсов:
1. Презентация к уроку «Красная книга» -
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/okruzhajuschij-mir-jekologija/79601-prezentacija-k-uroku-okruzhajuschego-mira-v-3.html
2. Учительский портал. Статья Яшиной И.Г. «Профориентация в начальной школе» -
http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4878
Приложение к уроку
Реализация интегрированных связей на уроке
Межпредметные |
Плавательный |
Усвоение |
Действия переноса |
Системность знаний; |
Оценка и |
познавательные |
интерес к |
общепредметных |
синтеза, обобщения |
умения обобщения, |
самооценка знаний и |
задачи |
мировоззренческим |
понятий, законов, |
при решении |
комплексного |
умений по разным |
|
аксиологическим |
теорий, идей, |
межпредметных |
применения знаний: |
предметам и умений |
|
знаниям |
комплексных |
задач с помощью |
целостность |
их синтеза |
|
|
проблем |
наглядных средств |
мировоззрения |
|
ЦЕЛЬ |
МОТИВ |
СОДЕРЖАНИЕ |
СРЕДСТВА |
РЕЗУЛЬТАТ |
КОНТРОЛЬ |
Учащиеся под |
Учитель стимулирует |
Учитель вводит |
Происходит |
Формулируются |
Проверка качества |
руководством |
познавательный |
новый учебный |
применение ранее |
выводы, обобщение; |
усвоенных знаний: |
учителя должны |
интерес учащихся к |
материал, |
усвоенных знаний и |
фиксируются |
систематичность, |
осознать |
проблеме, к |
одновременно |
умений и выработка |
достижения в |
полнота, гибкость, |
межпредметную |
обобщённым |
актуализируя |
новых |
овладении |
оперативность |
сущность задачи, |
понятиям из |
опорные знания из |
общепредметных |
новыми знаниями, |
|
осуществить анализ |
различных |
других предметов, |
умений: речевых, |
умениями, новыми |
|
её условий, отбор |
предметов, |
осуществляя |
коммуникативных, |
связями; |
|
необходимых знаний |
подчёркивает |
преемственные, |
творческих, |
взаимодополнение |
|
из различных |
практическую и |
сопутствующие, |
практических, |
каждого |
|
предметов; учителю |
личную значимость |
перспективные связи |
оценочных |
вида деятельности |
|
нужно направить |
для ученика успеха в |
на уровне общих |
|
за счёт особенности |
|
внимание, волю |
предлагаемой |
фактов, понятий, |
|
двух предметов |
|
учащихся на |
деятельности; |
суждений, законов. |
|
|
|
развитие умений |
учащиеся |
Способы |
|
|
|
переноса и синтеза, |
актуализируют |
осуществления: |
|
|
|
способностей и |
познавательные |
объяснение, |
|
|
|
интересов |
мотивы учения. |
повторительная |
|
|
|
|
мобилизуют волевые |
беседа, поисковая |
|
|
|
|
усилия |
беседа, творческая |
|
|
|
|
|
работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.