Цели и задачи урока:
Цели:
Образовательная: изучить внешнее и внутреннее строение листа;
Развивающая: способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитательная: формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к родной природе.
Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, с типами жилкования;
2. Научить распознавать простые и сложные листья;
3.Продолжить формирование навыков работы с микроскопом, готовыми микропрепаратами; раздаточными материалами, гербариями;
Карточка №1.
Рассмотрите рисунки побегов. Под каждым из них подпишите тип листорасположения.
Дайте определения понятиям: узел и междоузлие.
1.__________ 2. ______________ 3. ________________
________________________________________________________________
Карточка №2.
Рассмотрите рисунок. Подпишите виды почек. Запишите, чем они отличаются друг от друга._1_________________ 2. _________________
Работа с демонстрационным материалом (1 человек).
Из выданных растений гербария выберите растения с очереднымлисторасположением. Какие растения двудольные, какие однодольные? Какие функции выполняет лист?
Шарада.
Первый на ветке, глянь, зеленеет,
Осенью желтый цвет он имеет.
В книжке, в тетрадке второй ты найдешь,
Эту загадку на нем ты прочтешь.
Третий же крышу собой покрывает,
Крыша такая уж течи не знает.
А вот четвертый в Венгрии жил,
И пианистом известным он был.
(Лист)
Проблемная задачаЛистья разных растений не похожи друг на друга. Одни растения имеют крупные листья, а другие совсем крошечные.
Виктория регия-
диаметр листа 2,2 м
Ряска имеет самые
маленькие плавающие
Листья
Пальма Рафия
имеет лист длиной 20 м
Групповая работа «Строение листа» (работа в парах)
Цель – дать характеристику листьям по плану;
Оборудование: чашки Петри с листьями.
Дайте характеристику листа берёзы.
1.Описать по плану лист:
а) простой или сложный;
б) черешковый или сидячий;
в) жилкование;
г) форма листовой пластинки;
д) расчленение листовой пластинки;
е) форма края листовой пластинки.
Внешнее строение листа
Лабораторный опыт «Изучение внутреннего строения листа камелии»
Изучить внутреннее строение листа, используя инструкцию к лабораторному опыту
1. Прочитать инструктаж опыта.
2. Вспомните правила работы с микроскопом.
3. Рассмотрите кожицу листа, сравните с рис.41 учебника п.20,выясните функцию кожицы и устьиц ( стр. 79)
4. Рассмотрите срез листа камелии под микроскопом. Какие ткани образуют лист, найдите описание в учебнике рис.41. Какие функции выполняют жилки и мякоть листа?
5. Зарисуйте и подпишите внутреннее строение листа, рис. 41.
Изображение на цифровом микроскопе.
Кожица
Устьице
Устьице — в ботанике это по́ра, находящаяся на нижнем или верхнем слое эпидермиса листа растения, через которую происходит испарение воды и газообмен с окружающей средой.
Кожица
Устьице состоит из пары специализированных клеток, называемых замыкающими, которые регулируют степень открытости поры, между ними располагается устьичная щель.
Замыкающие клетки
Устьичная щель
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.