Тема: «Бактерии»
Урок – исследование разработан учителем биологии и географии, первая квалификационная категория, МБОУ «СОШ № 13» г. Новокузнецка
Аклеевой Ириной Александровной.
Обобщение урока: бактерии – микроскопические организмы, у которых нет ядра (прокариоты).
Цель урока: 1. Дать представление о бактериях, как микроскопических прокариотических организмах,
2. Совершенствовать навык работы с разными источниками информации.
3. Развивать навыки работы в команде
4. Развивать навыки публичного выступления по защите работы в команде.
Материалы к уроку: 1. Карточки представителей царств органического мира, у которых на обратной стороне изображены клетки, присущие данным царствам.
2. Карточки задания для работы в группах.
Планируемый результат:
Дети учатся:
· Работать с дополнительными источниками информации,
· Фиксировать результаты своего исследования,
· Следовать инструкциям работы в группе,
· Выдвигать гипотезу,
· Собирать необходимую информацию и представлять ее в виде результатов работы,
· Делать обобщение.
Ход урока – исследования (индуктивного типа)
I. Актуализация знаний. Мотивация.
Учитель: У меня в руках глобус – это модель нашей планеты. Перенесемся на много миллионов лет назад. На Земле было и безмолвно, из звуков мы могли бы услышать только, как шумят волны, идут дожди, шипит извергающаяся лава. Так выглядела Земля примерно 4 млрд. лет назад. Примерно в это же время в океане появились первые живые организмы – бактерии, которые стали осваивать море, сушу, а затем и все среды обитания.
Люди узнали о существовании бактерий сравнительно недавно. Как вы думаете почему?
( Выслушивает варианты детей, наводит на правильные рассуждения).
- Потому что невозможно было увидеть мельчайшие организмы без увеличительных приборов.
Создание микроскопа сообщение ученика: Впервые увидел и описал бактерии голландский ученый – натуралист Антони Ван Левенгук в 1676 году. Он усовершенствовал микроскоп, созданный Робертом Гукком на столько, что можно было изучать организмы, находящиеся в воде. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».
Название «бактерии» ввел в употребление в 1828 году Христиан Эренберг. Наука, изучающая бактерии называется микробиологией.
II. Формулирование темы, цели (помочь учащимся сформулировать тему урока, обозначить цели с помощью наводящих вопросов). Тема и цель записывается в тетрадь.
III. Совместно выдвигается гипотеза: Поскольку бактерии микроскопические, невидные невооруженным глазом организмы, возможно, их строение и способ размножения может отличаться от других организмов.
Учитель: Отправимся в путь без сомненья и муки,
Чтобы тайны освоить великой науки.
Раскроим сегодня бактерий секреты –
Без ядер, зато санитары планеты!
Их изучали до нас очень многие
Открыли секреты заведомо строгие.
Придется пройти нам по дебрям науки
Желательно только без лени и скуки.
IV. Конструирование проблемной ситуации. Перед уроком учащиеся сели в 3 разные группы, единственное условие, одинаковое количество человек в группе.
Работа с карточками (Приложение 1):
Учитель: - У вас на столе лежат карточки «Царства органического мира», разложите их по группам. Придумайте принцип распределения на группы.
Дети распределяют карточки по группам. Учитель предлагает назвать царства органического мира, объяснить выбор, их принципы распределения.
Учитель: - Я предлагаю вам еще один критерий распределения, переверните ваши карточки, на обратной стороне изображены клетки, если вы правильно распределили организмы на группы, у вас будут одинаковые картинки с клетками. Рассмотрите их, какие вы замечаете различия?
Учащиеся выдвигают предположения, учитель обобщает: Правильно, у бактерий нет обособленного от цитоплазмы ядра, а есть кольцевая ДНК. Организмы, у которых нет ядра, называют «доядерные» или «прокариоты». В тетрадь записать определение.
V. Работа в группах.
Учитель: Представьте, что вы ученые, которые работают в научных лабораториях над разными темами.
Каждая из 3 групп работает по своей карточке - заданию, на листе А – 4 маркером записывают результаты исследования.
1 Карточка для 1 группы.
Изучить рисунок и небольшой текст, на листе А-3 выписать из текста термины, объяснить, как происходит деление и сохранение бактериальной клетки.
Бактериальные клетки достигают определённого размера и после этого делятся бинарным делением. При бинарном делении образуются две дочерние клетки, идентичные материнской. Сначала делится ядерное вещество, а затем цитоплазма. В оптимальных условиях бактерии растут и делятся очень быстро, в среднем каждые 20 минут. При наступлении неблагоприятных условий, клетки бактерий покрываются плотной оболочкой. Она называется СПОРОЙ. (У бактерий спора – это способ сохранения жизни).
|
2 Карточка для 2 группы.
Изучить текст. Выписать на лист А-3 термины. Рассказать о способах питания и дыхания бактерий. По типу питания бактерии бывают гетеротрофами и автотрофами. Гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами. Автотрофы – бактерии способные сами синтезировать органическое вещество. По отношению к кислороду бактерии делятся на аэробов и анаэробов. Аэробы – существуют только в кислородной среде. Анаэробы – организмы, способные существовать в бескислородной среде. Симбионт – бактерии, сожительствующие с растениями или животными, в процессе жизнедеятельности обмениваются веществами. Например: Клубеньковые бактерии поселяются на корешках бобовых растений. Усваивают азот из воздуха, снабжают им растение. У растений для своего питания берут органические вещества.
|
.
3 Карточка для 2 группы.
Изучить изображение и рассказать о разнообразии форм бактериальных клеток.
|
Учащиеся, работая в группе, должны сами распределить обязанности, кто будет спикером (человек, который излагает, озвучивает работу), кто будет маркером фиксировать на листе мысли всей группы. (В конце работы каждый должен будет оценить личный вклад в работу). Работа в группе длится 7 минут. По окончании времени спикер выходит к доске, прикрепляет лист и презентует свою работу. Все группы внимательно слушают ответ – презентацию и если ответ слишком объемный помогают составить краткий ответ, который все записывают в свою рабочую тетрадь.
VI. Рефлексия и оценка деятельности учащихся.
Подводится итог, подтвердилась ли гипотеза: «Поскольку бактерии микроскопические, невидные невооруженным глазом организмы, возможно, их строение и способ размножения может отличаться от других организмов»?
Выясняется, с какими трудностями столкнулись ребята в ходе выполнения данной работы. У одних это могут быть сложности с текстом, у кого то с составлением краткого ответа, а у кого то, сложности при совместной работе в группе.
Выставляются итоговые за урок отметки.
VII. Домашнее задание.
1. Продолжая работать в своей группе, до следующего урока найти ответ на вопрос «Роль бактерий в природе и жизни человека». Вся команда оформляет общий лист. Лучшую отметку получит та группа, которая найдет как можно больше вариантов ответов.
2. По желанию учащиеся могут индивидуально или в группе создать модель бактериальной клетки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Бактериальная клетка
Растительная клетка
Животная клетка
Карточки:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.