Урок - исследование в 5 классе на тему «Математика и мой родной край»

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 26.04.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок - исследование в 5 классе на тему «Математика и мой родной край»
Иконка файла материала Урок - исследование в 5 классе на тему «Математика и мой родной край» .doc

  

                   ПОСВЯЩАЕТСЯ

        90-ЛЕТИЮ  ОБРАЗОВАНИЯ

     ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО                             

                                              РАЙОНА

 Урок - исследование в 5 классе на тему: «Математика и мой родной край»         

Учитель математики                                                                                                                                                                                                                                                    высшей кв.  категории                                                                                       

 Лычагина Лариса Николаевна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 Цель урока: создание условий для привития любви к родному краю;

содействие развитию патриотического воспитания в школе;

обеспечение условий для воспитания любви к родному краю.

Задачи:

познакомить учеников с прекрасным миром родной природы;

пробудить любовь к Родине, которая начинается с порога, отчего дома;

приобщить к труду, воспитывать уважение к человеку труда;

знакомить с историческим прошлым и культурой родного края.

ДЕВИЗ УРОКА: МЫ – ДЕТИ СТЕКОЛЬНОГО КРАЯ.          

                                           ХОД УРОКА

1.      Организационный момент

2.      Проверка домашнего задания

3.      Фронтальный и индивидуальный опрос

 

Два ученика работают у доски по карточкам.

 

                                Карточка 1.                                                          Карточка 2

1.      Упростить выражение 384 – (164 + а);            1. Упростить выражение 328 + с + 482;

2.      Решить уравнение 63 – (25 + в) = 26.              2. Решить уравнение 87 – у = 39.

 

Остальные ученики работают устно:

 

1. Упражнение № 577(в, г)

2. Упростить: 14х+6х;          10с—2с;             8в+2в-3в;

                      у+12у;           13а-а;                  5х—3х+12.

3.      Найти значение выражения:2845х+435х, если х = 303;48.                                                    Как будем выполнять задание? Подставим в выражение вместо х значение или упростим?

Решение оформим в тетрадях.

 2845х+435х=3280х

Если х=303, то 3280•303=993840;

Если х=48, то 3280•48=157440.

 

Проверяется домашнее задание и задания, выполненные на доске.

Упр.571 оформляется учеником, а упр.604 учителем, с целью проверить оформление задачи.

 

Упр.571.      Пусть масса одной части х кг, тогда 

                                                                                       

Мука      – 6х кг       1т или 1000 кг     ? кг

Отруби  – 2х кг

 

   Составим уравнение:

                                                                 

6х + 2х = 1000

8х =1000

х = 125

125 кг – масса одной части.

6х = 125 · 6 = 750.

Ответ: 750 кг муки.

    Ребята не только проверяют оформление и решение задачи, но и отвечают на вопросы:

Что взяли за х ?

-  Почему муки 6х кг, а что означает 2х ?

-  Почему сумма 6х и 2х равна 1000 ?

 Упражнение 604:

Пусть в правом кармане было х орехов.

3х + х = 28,

4х = 28,

х = 7.

7 орехов – в правом кармане.

7 · 3 = 21 (орех) – в левом кармане.

Ответ: 7;21.

К доске выходят 2 ученика, выполняют проверку и оценивают задания:

Карточка 1:  1. 384 – ( 164 + а ) = 384 – 164 –а = 220 – а;

                   2. 63 – ( 25 + в ) = 26;

                       25 + в = 63 – 26;

                       25 + в = 37;

                       в = 37 – 25;

                       в = 12.

Карточка 2: 1. 328 + с + 482 = 810 + с;

                  2. 87 – у = 39;

                      у = 87 – 39;

                      у = 48

4.      Закрепление материала.

Используется карта Гусь-Хрустального района и выставка стеклоизделий предприятий района.

Ребята, какой продукцией славится наш район? ( Стекольной)

В каких населённых пунктах размещены стекольные заводы? Какие изделия выпускают?

Молодцы, а теперь посмотрим на нашу выставку. Учитель называет населённый пункт и показывает продукцию данного завода.

  • п. Анопино (бутылку);
  • п. Красное Эхо (бутылку);
  • г. Курлово (бутылку, техническое стекло – оконное, автомобильное; облицовочная плитка (в состав сырья входят те же компоненты, что и для стекла, но с добавками), сувениры). 
  • п. Великодворье (бутылку, банку)
  • п. Иванищи (сортовую посуду)
  • г. Гусь – Хрустальный:

1.Хрустальный завод: сортовая посуда (вазы, бокалы, стаканы, цветники, сувениры…)

2.Опытный завод: сортовая посуда, сувениры.

3.Дзержинский завод: оконное, витринное, автомобильное, в том числе, бронированное стекло.

4.Завод стеклянного волокна: стеклоткань (для изоляции труб).

5.Завод кварцевого стекла: химическую посуду;

трубы, применяемые на молокозаводе, химических заводах, в качестве обогревателей в вагонах;

 иллюминаторы для космических кораблей и подводных лодок;

оптические стекла для микроскопов, очков.

Сообщение ученика:

        Мы живём в посёлке Анопино Гусь – Хрустального района. В 1814 году купцом Яковом Барским в пустоши Анопинской была основана стекольная мануфактура. Предпринимателя привлекли огромные топливные ресурсы и минеральные ископаемые. Строительная древесина, дрова, торф, железная руда и фосфориты, огнеупорная и белая глина, доломит и известняк, кварцевый песок – это природные богатства нашей земли. Гусь – Хрустальный район называют краем стекольщиков. В конце 19 века Анопинцы производили 1 305 000 бутылок и штофов в год. По 12 - 14 - 16 часов в сутки мастера воздухом своих лёгких выдували через стеклодувные металлические трубки стеклоизделия.

    Пою перед тобой в восторге похвалу

    Не камням дорогим, не злату, а Стеклу.          

                                         М. В. Ломоносов

В настоящее время стекольный завод является большим и сильным предприятием, на котором трудятся мастера стекольного дела

Одними из самых уважаемых людей являются педагоги. В нашей светлой школе трудятся лучшие учителя. Все события культурные, социальные, победы и решения, всё связано с учебным заведением, например, весь посёлок 9 мая 2015 года шёл «Бессмертным полком», организованным учителями и школьниками. Все люди были растроганы этим единым порывом, общей памятью, а ещё выразительными лицами на чёрно – белых фотографиях. 120 анопинцев не вернулись с фронтов ВОВ.

      В Анопино живут настоящие мужчины, у которых крепкие семьи, добротные дома и сложная, требующая мастерства и смекалки профессия. Женщины в моём селе умницы, всё у них в полном порядке и дети, и пироги, и урожай, и работа. В центре посёлка красуется новый храм Покрова Пресвятой Богородицы. Красив он осенью в окружении огненных клёнов, красив и зимой в белом снегу и во всякую погоду тянутся в храм прихожане. Приезжайте в наш гостеприимный посёлок стекольщиков, будем рады видеть всех добрых людей!

                 Физ. минутка.

Ребята, кто из вас знает, из каких компонентов состоит стекло?  Ученики рассуждают. Ответить на данный вопрос нам поможет задача №573.

Упражнение 573: Для приготовления бутылочного стекла берут 25 частей песка, 9 частей 

                                 соды и 5 частей извести (по массе). Сколько потребуется соды, чтобы

                                      изготовить 390 кг стекла?

1 ученик у доски решает задачу с комментированием.

Пусть масса одной части х кг.

Песок   – 25х кг

Сода     – 9х кг              390 кг               ? кг 

Известь – 5х кг

Составим уравнение:25х + 9х + 5х =390;

                                    39х = 390;  

                                    х = 10.

10 кг – масса одной части.

9х = 9 · 10 = 90(кг) – соды.

Ответ:90 кг соды.

Итак, из каких компонентов состоит стекло? (Из кварцевого песка, соды, извести).

На Анопинском стекольном заводе, какие выпускают бутылки по цвету? (бесцветные и темные). Чтобы получить цветную бутылку в ранее названный состав добавляют краситель. Изготовление таких бутылок мы с вами будем наблюдать во время экскурсии на наш завод «РАСКО» (Русская Американская Стекольная Компания).

Ребята, мы затронули интересную тему, которую вы будете подробно изучать на занятиях по химии: в школе, в стекольном колледже г. Гусь-Хрустальный, в технических вузах г. Владимира и Москвы.

 

Упражнение №574 выполняем самостоятельно. 1 ученик выполняет на дополнительной доске.

Пусть масса одной части х кг.

Вода   – 7х кг

Жир   – 2х кг          4400 кг     

Сахар – 2х кг                                              ? кг

Составим уравнение: 7х + 2х + 2х = 4400;

                                     11х = 4400;

                                      х = 400.

400 кг – в одной части.

400 · 2 = 800 (кг) – сахара.

Ответ: 800 кг сахара.

Ребята, у кого такой же ответ? На полях ставите «плюс».

Упражнение 607. К какому типу относится задача? Что берём за х?

Вода – 11х г

Спирт – 5х г, на 60 г меньше        ? г

Казеин – 4х г

11х - 5х = 60,

6х = 60,

х = 10.

10 г – масса 1 части.

Что требуется найти?

11х + 5х + 4х = 20х.

10 · 20 = 200 (г) – клея.

Ответ: 200 г.

Если останется время:

Решить уравнение: а) 8х - 7х + 10 = 12;                              в) р : 38 – 76 = 38;

                                   Х + 10 = 12;                                          р : 38 = 38 + 76;     

                                        Х = 12 – 10;                                           р : 38 = 114;

                                   Х = 2.                                                    Р = 114 · 38;

                                                                                                 Р = 4332.

Через 2-3 минуты к доске выходят два ученика написать решение уравнений. За верно выполненное уравнение, ученики ставят  «плюс».

 

4.      Итог урока: что нового узнали? Рассуждение ребят. Выставление оценок.

5.      Домашнее задание: 599(б);608; 625(б).