Урок истории 11 класс. Восстановление и развитие экономики и социальной сферы

  • doc
  • 21.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала tehnologicheskaya_karta_uroka.doc

Технологическая карта урока

ФИО учителя

 

Предмет

История России 1945 год - начало ХХI века

Класс

11

 

 

Тип урока

Освоение нового материала

 

Тема

«Восстановление и развитие экономики и социальной сферы»

Цель

Показать проблемы развития экономической системы в послевоенного времени, пути их решения и достигнутые результаты. Проанализировать развитие плановой системы и провести параллели с современностью.

Задачи

Образовательные:

 -подвести учащихся к пониманию сущности экономических дискуссий 1945-1953 годов

 делать выводы;

- анализировать исторические документы и статистические материалы

Развивающие:

-  развитие критического мышления;

-   формирование  аргументированной личной позиции.

 

Воспитательные:

 способствовать развитию патриотизма, содействовать формированию определенных качеств личности – мужества, смелости;

 -   формирование нравственных ориентиров и  умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций в контексте трудностей восстановления хозяйства в послевоенный период.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- находить и устно комментировать статистические материалы, мемуарные и экономические статьи руководителей государства и партии;

- сравнивать размеры принесенного войной экономического ущерба с аналогичной ситуацией в странах Европы и США

-делать выводы на основании сравнения

- выделять причины и цели действий советского правительства в экономике;

- характеризовать типичные черты плановой системы;

 

 

 

Личностные: (личностные УУД)

- понимать аспекты «бытовой» истории простого советского человека, уважение к результатам его трудового подвига;

-применять правила делового сотрудничества;

-оценивают собственную учебную деятельность

Метапредметные:(познавательные, регулятивные,   коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- определять цель, постановка проблемы, поиск инвариантного пути развития экономики в условиях тоталитаризма

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы

- формирование личной позиции

- развитие критического мышления

УМК

История России. 1946 г.- начало XXI века. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. Авторы:  Мединский В.Р., Торкунов А.В.

Ресурсы (оснащение)

Раздаточный материал:

- рабочий лист, лист обратной связи на стадии рефлексии, лист оценки

-презентация

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

 

время

Форма организации деятельности учащихся

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

 

Познавательные

 

Регулятивные

 

Личностные

 

Коммукативные

1.

Орг. Момент

2. Постановка цели и задачи урока, мотивация учебной деятельности учащихся

3 мин

фронтальная

На уроке    применяется технология развития критического мышления. В рамках  данной технологии  можно предложить учащимся   на этапе  "Стадии вызова" мозговой штурм по теме "Восстановление  экономики".

 

Учитель спрашивает учащихся "Что они знают по данной теме  из своего  школьного опыта.  учащиеся  знают, что страна была   разрушена и после Великой Отечественной войны  она была восстановлена .Учитель  на стадии вызова спрашивает  учащихся:"Как вы думаете, была ли альтернатива в восстановлении экономики?"

Учитель может привести прием прямой аналогии с Отечественной войной 1812 года и спросить учащихся, что они помнят, что  ждали крестьяне, воевавшие против  армии Наполеона?  Учащиеся придут к ответу: "Крестьяне ждали свободы, отмены крепостного права».

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний

 

 

2-3мин.

Фронтальная

Работа с текстом учебника: подвести экономические и демографические итоги войны.

Тема нашего урока «Восстановление и развитие экономики и социальной сферы»

Проводит опрос по вопросам:

1.Состояние советской экономики после войны?

2. В чем проявлялась сверхцентрализация в управлении  экономикой?

 

Объяснять

 

 

Адекватно артикулировать новые понятийные контрукции урока

 

Изучение нового материала

3.Создание проблемной ситуации

5мин

фронтальная

 

В чем вы видите противоречие послевоенного развития?

 Была ли альтернатива плановой экономике в тех исторических реалиях?

 

Высказывают предположения;

Формулируют противоречия и записывают их на доске и в тетради: «Рост военного сектора в экономике за счет гражданской продукции»

Формулируют проблему урока:

«Поиск эффективного пути развития советской экономики»

Объяснение

 

-Определять цель, проблему в учебной деятельности.

-Выдвигать версии

 

-излагать свое мнение

4.Планирование деятельности

 

5мин

Фронтальная

 

«Чтобы проверить версии и ответить на главный вопрос урока, что нам необходимо  узнать?»

 Предлагают найти пути решения экономических проблем с точки зрения исторических фактов

 

Строить логически обоснованные суждения.

 

-Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

-Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

 

 

5. Поиск решения проблемы

5-7 мин.

Групповая работа

Последствия Победы. Демография. Социальная адаптация фронтовиков.

1. Делит класс на группы

2. Дает задание:

прочитать пункт «Влияние Победы.» и «Потери. Демография»

 

 

3.отвечает на возникающие вопросы

4. Каждая группа дает ответы на поставленные вопросы

 

Группа1:

Охарактеризуйте социальную обстановку в стране после окончания ВОВ

 Группа2: в чем проявлялась забота государства по отношению к населению.  Можно СССР назвать социальным государством? Приведите аргументы

стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

 

сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

Уважать мнение товарищей

готовность к сотрудничеству с соучениками; организовывать работу в группе

 

1мин

Физминутка

5. Поиск решения проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15-17

Индивидуальная

-Национальное богатство

-Репарации

-Репатриация

- Госплан

- Плановая экономика

-Военно-промышленный комплекс

- Атомная промышленность

 

Учитель рассказывает о

Развитии промышленности, особенностях послевоенного восстановления экономики, о роли государства и партии в этом процессе.

 

Возможные вопросы:

В чем вы видите причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития?

Назовите причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают рассказ учителя,

 отвечают на вопросы.

Заполняют рабочие листы: репарации, репатриация, госплан,

плановая экономика

военно-промышленный комплекс, схема высших органов власти, расположить события в хронологической последовательности, ответить на вопросы (работа с текстом параграфа- анализ информации)

 

Рабочий лист- читают документ документ из речи  И.В. Сталина на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы (февраль 1946 г.)

Формулируют собственное отношение к проблеме, отвечают на вопросы : назовите долгосрочные и краткосрочные планы Сталина, сколько времени Сталин отводит долгосрочному периоду развития страны? Сформулируйте собственное мнение о реализации плана в такой срок.

Предполагаемый вывод по проблеме:

Только жесткое вмешательство государство в экономику и планирование смогло обеспечить поступательное восстановление экономики в послевоенный период и выведение экономики на высокий уровень самообеспеченности

 

Представлять информацию в различных формах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с документом, отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

Осмысленное чтение документа.

Обсуждение в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аргументировано оценивать поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

готовность к сотрудничеству с соучениками;

Излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами.

 

6. Рефлексия

 4 -5мин.

взаимопроверка в  парах

Ученикам предлагается  использовать  прием обобщения материала в формате  развития критического мышления  ПОПС.

Учитель предлагает  провести рефлексию по формуле ПОПС.

П(позиция)- я считаю, что...(в чем заключается ваша точка зрения)

О (обоснование )-(на чем вы основываетесь). Потому, что....

П(пример)..факты, иллюстрирующие ваш довод...например,

С (следствие)- вывод , что надо сделать, призыв к принятию  вашей позиции)-"поэтому"...

 

 

Ответы учащихся:

П(позиция)- я считаю, что)

О (обоснование )-(). Потому, что....

П(пример)..факты, иллюстрирующие ваш довод...например,

С (следствие)- вывод, что надо сделать, призыв к принятию  вашей позиции-поэтому……

 

 

 

 

готовность к сотрудничеству с соучениками

7.Диагностика результатов урока

3мин

Индивидуальная

 

Предлагает заполнить ученикам лист самооценки (приложение1)

Работают с листом самооценки

 

Определять уровень усвоения изученного материала

 

 

 

Оценка учителя

8. Домашнее задание

2мин

Индивидуальная

 

Изучить  параграф 1, ответить на вопросы устно, вопрос 7 письменно, работа с документом письменно

 

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Лист рефлексии

П (позиция) – я считаю, что…

 

О (обоснование)- потому, что…

 

П (пример) – факты, иллюстрирующие ваш довод, например….

 

С (следствие) – вывод, призыв к принятию вашей позиции – поэтому…..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

ЛИСТ САМООЦЕНКИ  Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru