Технологическая карта урока
ФИО учителя |
|
|||||||||||||
Предмет |
История России 1945 год - начало ХХI века |
|||||||||||||
Класс |
11 |
|||||||||||||
|
|
|||||||||||||
Тип урока |
Освоение нового материала
|
|||||||||||||
Тема |
«Восстановление и развитие экономики и социальной сферы» |
|||||||||||||
Цель |
Показать проблемы развития экономической системы в послевоенного времени, пути их решения и достигнутые результаты. Проанализировать развитие плановой системы и провести параллели с современностью. |
|||||||||||||
Задачи |
Образовательные: -подвести учащихся к пониманию сущности экономических дискуссий 1945-1953 годов – делать выводы; - анализировать исторические документы и статистические материалы |
Развивающие: - развитие критического мышления; - формирование аргументированной личной позиции.
|
Воспитательные: - способствовать развитию патриотизма, содействовать формированию определенных качеств личности – мужества, смелости; - формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций в контексте трудностей восстановления хозяйства в послевоенный период. |
|||||||||||
Планируемые результаты |
Предметные: (знания, умения, представления) - находить и устно комментировать статистические материалы, мемуарные и экономические статьи руководителей государства и партии; - сравнивать размеры принесенного войной экономического ущерба с аналогичной ситуацией в странах Европы и США -делать выводы на основании сравнения - выделять причины и цели действий советского правительства в экономике; - характеризовать типичные черты плановой системы;
|
Личностные: (личностные УУД) - понимать аспекты «бытовой» истории простого советского человека, уважение к результатам его трудового подвига; -применять правила делового сотрудничества; -оценивают собственную учебную деятельность |
Метапредметные:(познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - определять цель, постановка проблемы, поиск инвариантного пути развития экономики в условиях тоталитаризма - готовность к сотрудничеству с соучениками; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы - формирование личной позиции - развитие критического мышления |
|||||||||||
УМК |
История России. 1946 г.- начало XXI века. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. Авторы: Мединский В.Р., Торкунов А.В. |
|||||||||||||
Ресурсы (оснащение) |
Раздаточный материал: - рабочий лист, лист обратной связи на стадии рефлексии, лист оценки -презентация |
|||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||||||||||||||
Этап урока
|
время |
Форма организации деятельности учащихся |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
||||||||
Познавательные |
Регулятивные |
Личностные |
Коммукативные |
|||||||||||
1. |
Орг. Момент |
|||||||||||||
2. Постановка цели и задачи урока, мотивация учебной деятельности учащихся |
3 мин |
фронтальная |
На уроке применяется технология развития критического мышления. В рамках данной технологии можно предложить учащимся на этапе "Стадии вызова" мозговой штурм по теме "Восстановление экономики".
|
Учитель спрашивает учащихся "Что они знают по данной теме из своего школьного опыта. учащиеся знают, что страна была разрушена и после Великой Отечественной войны она была восстановлена .Учитель на стадии вызова спрашивает учащихся:"Как вы думаете, была ли альтернатива в восстановлении экономики?" Учитель может привести прием прямой аналогии с Отечественной войной 1812 года и спросить учащихся, что они помнят, что ждали крестьяне, воевавшие против армии Наполеона? Учащиеся придут к ответу: "Крестьяне ждали свободы, отмены крепостного права».
|
|
|
|
|
|
|||||
2. Актуализация знаний
|
2-3мин. |
Фронтальная |
Работа с текстом учебника: подвести экономические и демографические итоги войны. |
Тема нашего урока «Восстановление и развитие экономики и социальной сферы» Проводит опрос по вопросам: 1.Состояние советской экономики после войны? 2. В чем проявлялась сверхцентрализация в управлении экономикой? |
|
Объяснять |
|
|
Адекватно артикулировать новые понятийные контрукции урока |
|||||
|
Изучение нового материала |
|||||||||||||
3.Создание проблемной ситуации |
5мин |
фронтальная |
|
В чем вы видите противоречие послевоенного развития? Была ли альтернатива плановой экономике в тех исторических реалиях?
|
Высказывают предположения; Формулируют противоречия и записывают их на доске и в тетради: «Рост военного сектора в экономике за счет гражданской продукции» Формулируют проблему урока: «Поиск эффективного пути развития советской экономики» |
Объяснение
|
-Определять цель, проблему в учебной деятельности. -Выдвигать версии |
|
-излагать свое мнение |
|||||
4.Планирование деятельности
|
5мин |
Фронтальная |
|
«Чтобы проверить версии и ответить на главный вопрос урока, что нам необходимо узнать?» |
Предлагают найти пути решения экономических проблем с точки зрения исторических фактов
|
Строить логически обоснованные суждения.
|
-Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. -Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. |
|
|
|||||
5. Поиск решения проблемы |
5-7 мин. |
Групповая работа |
Последствия Победы. Демография. Социальная адаптация фронтовиков. |
1. Делит класс на группы 2. Дает задание: прочитать пункт «Влияние Победы.» и «Потери. Демография»
3.отвечает на возникающие вопросы 4. Каждая группа дает ответы на поставленные вопросы
|
Группа1: Охарактеризуйте социальную обстановку в стране после окончания ВОВ Группа2: в чем проявлялась забота государства по отношению к населению. Можно СССР назвать социальным государством? Приведите аргументы |
стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
|
сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; |
Уважать мнение товарищей |
готовность к сотрудничеству с соучениками; организовывать работу в группе |
|||||
|
1мин |
Физминутка |
||||||||||||
5. Поиск решения проблемы
|
15-17 |
Индивидуальная |
-Национальное богатство -Репарации -Репатриация - Госплан - Плановая экономика -Военно-промышленный комплекс - Атомная промышленность
|
Учитель рассказывает о Развитии промышленности, особенностях послевоенного восстановления экономики, о роли государства и партии в этом процессе.
Возможные вопросы: В чем вы видите причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития? Назовите причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны?
|
Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы. Заполняют рабочие листы: репарации, репатриация, госплан, плановая экономика военно-промышленный комплекс, схема высших органов власти, расположить события в хронологической последовательности, ответить на вопросы (работа с текстом параграфа- анализ информации)
Рабочий лист- читают документ документ из речи И.В. Сталина на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы (февраль 1946 г.) Формулируют собственное отношение к проблеме, отвечают на вопросы : назовите долгосрочные и краткосрочные планы Сталина, сколько времени Сталин отводит долгосрочному периоду развития страны? Сформулируйте собственное мнение о реализации плана в такой срок. Предполагаемый вывод по проблеме: Только жесткое вмешательство государство в экономику и планирование смогло обеспечить поступательное восстановление экономики в послевоенный период и выведение экономики на высокий уровень самообеспеченности |
Представлять информацию в различных формах
Работа с документом, отвечают на поставленные вопросы |
Осмысленное чтение документа. Обсуждение в парах
|
аргументировано оценивать поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности |
готовность к сотрудничеству с соучениками; Излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами.
|
|||||
6. Рефлексия |
4 -5мин. |
взаимопроверка в парах |
Ученикам предлагается использовать прием обобщения материала в формате развития критического мышления ПОПС. Учитель предлагает провести рефлексию по формуле ПОПС. П(позиция)- я считаю, что...(в чем заключается ваша точка зрения) О (обоснование )-(на чем вы основываетесь). Потому, что.... П(пример)..факты, иллюстрирующие ваш довод...например, С (следствие)- вывод , что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции)-"поэтому"...
|
|
Ответы учащихся: П(позиция)- я считаю, что) О (обоснование )-(). Потому, что.... П(пример)..факты, иллюстрирующие ваш довод...например, С (следствие)- вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции-поэтому……
|
|
|
|
готовность к сотрудничеству с соучениками |
|||||
7.Диагностика результатов урока |
3мин |
Индивидуальная |
|
Предлагает заполнить ученикам лист самооценки (приложение1) |
Работают с листом самооценки |
|
Определять уровень усвоения изученного материала |
|
|
|||||
|
Оценка учителя |
|||||||||||||
8. Домашнее задание |
2мин |
Индивидуальная |
|
Изучить параграф 1, ответить на вопросы устно, вопрос 7 письменно, работа с документом письменно
|
Записывают домашнее задание |
|
|
|
|
|||||
Приложение 1.
Лист рефлексии |
|
П (позиция) – я считаю, что… |
|
О (обоснование)- потому, что… |
|
П (пример) – факты, иллюстрирующие ваш довод, например…. |
|
С (следствие) – вывод, призыв к принятию вашей позиции – поэтому….. |
|
Приложение 2
ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________
На уроке я |
выполнил(а) / не выполнил(а) все задания |
соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения |
|
Материал урока мне был |
понятен / не понятен |
Моя оценка себе |
За поведение на уроке: |
За работу на уроке: |
|
На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.