Урок истории "Блокада Ленинграда"

  • docx
  • 01.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 36. Блокада Ленинграда.docx

История, 9 класс.

Дата _____________

Урок 36. Тема: «Блокада Ленинграда».

Цель: Дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.

Задачи:

Образовательные: объяснить понятие "блокада", познакомить с жизнью блокадного города; привести примеры мужества и стойкости ленинградцев; дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии.

Развивающие: развитие коммуникативных компетентностей, умения связно и развернуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.

Воспитательные: воспитывать гордость за свое Отечество.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: учебник, карточки, карта.

                                                                     Ход урока.

I. Орг. момент.

1. Проверить готовность детей к уроку

2. Настрой на работу

II.Повторение пройденного. Фронтальный опрос.

III.   Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы урока.

Одновременно с битвой под Москвой немецкие войска начали крупное наступление на Ленинград и сегодня тема урока «Блокада Ленинграда»

Словарная работа

Как вы понимаете слово блокада?

Блокада – кольцо окружения города группировкой противника. (Записать слово в словарь)

IV. Изучение нового материала      

                                                    План:

1.Планы Гитлера

2.Начало блокады

3.Жизнь ленинградцев во время войны

4.Прорыв блокады

5.Потери во время блокады

Рассказ учителя

Несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывающую Ленинград со страной. Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать Ленинград в бинокль.

Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград?  Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник на стр.183, найдите второй абзац

Да, ребята, фашисты говорили, что Москва – сердце России, а Ленинград ее душа, и как человек не может жить без души, так и страна потеряет боевой дух, когда лишиться Ленинграда. Поэтому Гитлер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. (Приказ начальника германского военно – морского штаба)

Мощная группировка немецких войск под названием «Север» продвигалась с боями к Ленинграду.  8 сентябрея1941 года враг захватил все подступи к Ленинграду. Советские войска вынуждены были под натиском противника отступить за реку Неву и Ладожское озеро. Город оказался в кольце окружения. Началась блокада Ленинграда

12 сентября 1941 – прибытие в Ленинград Жукова

Первые решения Военного совета под руководством Жукова – Ленинград защищать до последнего человека. Не Ленинград боится смерти, а смерть боится Ленинграда – вот лозунг момента.

Начались ежедневные артиллерейские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали фугасные и зажигательные бомбы. Рушились жилые здания, школы, больницы, музеи.

Работа с учебником

Что предпринимали ленинградцы для защиты своего города? Откройте учебник стр.184 и найдите ответ на этот вопрос

Немцы пытались прорваться в Ленинград и непрерывно атаковали советские войска. Шли кровопролитные бои за каждый метр. Сотни солдат погибли под обстрелом вражеской артиллерии.  На помощь им в городе стали формироваться отряды ополченцев. Все ленинградцы, кто способен был держать орудие в руках вышли на защиту города.

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Рабочие получали в день всего по 250 г хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – по 125г. Зимой 1941 - 1942 годов в городе не было топлива и электроэнергии. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лед и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой.  Смерть входила во все дома. Много ленинградцев погибло. Положение в городе стало катастрофическим. Тогда ГКО принял решение проложить дорогу в город по льду Ладожского озера.

Почему эту дорогу стали называть дорогой жизни расскажет Ксюша

900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Тысячи людей погибли под артиллерийским обстрелом, умерли от голода и холода. Но, несмотря на все трудности, ленинградцы выстояли и выжили. В тяжелейших условиях жизнь в Ленинграде продолжалась.

В городе во время блокады продолжали работать заводы, выпускавшие продукцию для фронта.

 Дети продолжали ходить в школу.

 Жители города читали книги, играли в футбол.  В городе работало радио, которое передавало последние сводки с фронта и другую важную информацию.

Большой популярностью пользовалась симфоническая музыка

Одной из главных задач войск Ленинградского фронта зимой 1942-43 года был прорыв фронта противника вдоль побережья Ладожского озера. Разработку операции проводил маршал К.Е. Ворошилов и генерал Г.К.Жуков. Наступление началось утром 12 января. В результате успешных действий бойцов Ленинградского и Волховского фронтов был освобожден участок побережья озера 8-10 км. Так было разорвано кольцо блокады. В образовавшемся коридоре шириной всего 8-11 км началось бесперебойное снабжение Ленинграда продовольствием, сырьем для промышленных предприятий, вооружением для его защитников. Была в неимоверно короткий срок построена железная дорога, по которой пошел поток грузов. Но окончательно блокада прорвана была только в январе 1944 года – через год.

Город выстоял и победил, но эта победа досталась дорогой ценой!

Тысячи ленинградцев лежат на Пискарёвском кладбище в братских могилах. Это самое крупное кладбище в мире. По обе стороны от вечного огня тянутся могильные холмы. У каждого холма гранитный блок с датой: 1941, 1942,1943,1944.

Центр мемориала - 6-ти метровая величественная бронзовая фигура Родины-матери с гирляндой из дубовых листьев. Гирлянда из дубовых листьев - это символ бессмертной славы лежащих здесь героев. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться, отдать дань уважения покоящимся здесь людям, и мы с вами должны помнить тех, кто отдал свою жизнь за свой город, за свою страну, за нас с вами.

V. Первичное закрепление материала

О чем мы говорили на уроке?

Задание на карточках.

VI. Домашнее задание: Прочитать текст учебника, подготовит ответы на вопросы

Индивидуальное задание: Подготовить рассказ о наших земляках - блокадниках Ленинграда

VII .Итог урока, объявление оценок

Из приказа начальника германского военно-морского штаба.

«Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советского Союза …Мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города».