Урок истории в 10 классе "Расцвет дворянской империи"
Оценка 4.9

Урок истории в 10 классе "Расцвет дворянской империи"

Оценка 4.9
doc
14.05.2020
Урок истории в 10 классе "Расцвет дворянской империи"
Расцвет дворянской империи при Екатерине II.doc

Алексина Елена Юрьевна,

учитель истории высшей категории

 МБОУ гимназии № 2 города Георгиевска,

магистр истории, Герой труда Ставропольского края.

 

Урок по истории России в 10 классе

Тема. Расцвет дворянской империи при Екатерине II

 

Цель урока:

- выявить и на конкретных примерах показать, что тенденции развития России в период дворцовых переворотов получили дальнейшее углубление в эпоху правления Екатерины II;

выяснить сущность политики «просвещённого абсолютизма», сформулировать представления о тех реалиях российской действительности, которые не соответствовали идеалам века Просвещения, углубить знания учащихся о роли восстания Е.И. Пугачёва в российской истории;

- продолжать развивать умения учащихся работать с картой, анализировать, способствовать формированию коммуникативных умений десятиклассников в процессе обсуждения дискуссионных проблем;

- воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому России.

 

Понятийный минимум:

«просвещённый абсолютизм», Уложенная комиссия, «Учреждение о губерниях».

 

Важные события:

1762-1796 гг. – правление Екатерины II.

1767 г. – созыв Уложенной комиссии.

1775 г. – издано «Учреждение о губерниях».

1773-1775 гг. – восстание под руководством Е. Пугачёва.

1785 г. – «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам».

 

Оборудование урока:

Карта «Российская империя в XVIII веке», учебник А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVIIXIX века», компьютерная версия «Энциклопедии истории России», портреты выдающихся деятелей эпохи Екатерины II, выставка литературы о Екатерине Великой.

 

План урока:

1. Личность Екатерины II. Политика «просвещённого абсолютизма».

2. Либеральная и самодержавная направленность политики Екатерины II.

3. «Русский бунт – бессмысленный и беспощадный?»

 

Ход урока:

1.     Организационный момент. Проверка домашнего задания.

2.     Постановка проблемного задания.

3.     Проблемно-поисковый этап.

4.     Решение проблемного задания.

5.     Рефлексивный момент. Подведение итогов урока.

6.     Домашнее задание.

 

Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и тёмные и светлые стороны его имели громадное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны…

Энциклопедический словарь

Изд. Брокгауза и Ефрона

 

За три десятилетия царствования Екатерины II её образ стал символом могущества России…

Н.Я. Эйдельман

 

I

Проверка домашнего задания:

1. Работа с датами.

Приведите в соответствие даты и события

А) 1762 г.

Б) 1725-1727 гг.

В) 1741-1761 гг.

Г) 1730-1740 гг.

Д) 1761-1762 гг.

Е) 1735-1739 гг.

Ж) 1757-1762 гг.

1) Участие России в Семилетней войне

2) Правление Анны Иоанновны

3) Манифест о вольности дворянства

4) Русско-турецкая война

5) Правление Петра III

6) Годы правления Елизаветы Петровны

7) Правление Екатерины I.

2. Фронтальный опрос:

- Почему период истории, который последовал за годами правления Петра I, назван эпохой дворцовых переворотов?

- Выделите этапы дворцовых переворотов.

- Что означает понятие «бироновщина»?

- В чём причины дворцовых переворотов?

3. Индивидуальные задания:

- Сравните периоды правления Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III по критериям, предложенным вами.

- Сравните внутреннее и международное положение России в конце правления Петра I и к 1762 году.

- Расскажите о ходе Семилетней войны. Почему русская армия смогла разбить прусскую армию?

- Проверка составленных кроссвордов.

 

Затем учащиеся записывают тему урока, вместе с учителем формулируют цели урока.

 

II

-?- Проблемное задание.

Екатерина II проводила политику «просвещённого абсолютизма», вместе с тем, крепостнические порядки при ней ещё более укрепились. Почему в России прогрессивные идеи Просвещения не привели к отмене крепостного права?

 

III

 

1. Личность Екатерины II. Политика «просвещённого абсолютизма».

Учащиеся знакомятся с характеристикой Екатерины II по «Энциклопедии истории России», работают с текстом учебника на стр. 179-183, делают свои выводы. Затем учитель объясняет сущность политики «просвещённого абсолютизма», учащиеся делают записи в тетрадях.

Учитель:

- ?-

1. Что такое Просвещение? Вспомните основные выводы этой идеологии.

2. Кого из философов-просветителей вы знаете?

 

«Просвещённый абсолютизм» -

 - определённая стадия в развитии абсолютной монархии, осознавшей свой долг перед обществом и осуществлявшей модернизацию в своих государствах, опираясь на идеи философов-просветителей.

- способ изменить внешние формы общественной жизни, сохраняя основные устои феодализма. Это общеевропейское явление (Пруссия – Фридрих II, Австрия – Иосиф II, Швеция – Густав III).

Деятельность реформаторов на троне включала в себя:

А – покровительство национальной промышленности,

Б – создание благоприятных условий для развития земледелия и роста внутренней и внешней торговли,

В – совершенствование налоговой системы,

Г – административно-территориальное устройство,

Д – кодификация законов,

Е – поощрение развития науки и образования.

Там, где все эти меры были реализованы, создавались условия для прогрессивного развития. В России XVIII века реформы были необходимы, но, как считает большинство учёных, не могли быть успешно проведены.

 

-?- Как вы думаете, почему?

(Учащиеся отвечают, что Екатерина пришла к власти благодаря поддержке дворянства и гвардии, поэтому она не могла проводить реформы, которые расходились с интересами дворянства).

Существуют разные оценки политики Екатерины II:

1.         Традиционный подход: политика «просвещённого абсолютизма» - продворянская политика, которая проводилась с целью предотвратить нарастание социального взрыва. Не случайно, когда она себя не оправдала, политика Екатерины становится консервативной и реакционной.

2.         А.Н. Сахаров: политика «просвещённого абсолютизма» была отражением действительного стремления Екатерины II править, сообразуясь с законами. Она стремилась взрастить на русской почве идеи Просвещения, гуманизма и отражала интересы не только господствующего сословия. Вызвана она была усиливавшимся влиянием купечества, городов и необходимостью учитывать их интересы. Планы Екатерины потерпели крах в силу консервативности российского дворянства, его сопротивления.

3.         Каменский, Омельченко: политика Екатерины II безусловно продворянская, но Екатерина учитывала и изменившееся положение городов.

4.         Ряд историков считает, что природно-климатические условия создавали в стране крайне неблагоприятную обстановку для развития сельского хозяйства. Поэтому в России сформировался необычный для Европы тип государственности с весьма жёсткими рычагами государственного механизма. Это создавало суровый режим крепостного права, и Екатерина II не могла не считаться с этой реальностью.

Для того, чтобы вы смогли определиться со своей точкой зрения, необходимо рассмотреть основные направления политики Екатерины II.

 

2. Либеральная и самодержавная направленность политики Екатерины II.

Класс делится на две группы. На основании текста учебника на странице 183-186, 190-194 одна группа заполняет в таблице столбец «Либеральные тенденции», другая – «Самодержавные тенденции». Затем идёт обсуждение изученного материала, заполняется учащимися вторая колонка таблицы. Учащиеся делают выводы.

         Таблица в готовом виде может выглядеть следующим образом:

 

Направление

деятельности

Либеральные тенденции

Самодержавные тенденции

1. Экономика

- Объявлена свобода на производство ситца.

- Разрешался свободный вывоз хлеба за границу.

- Указы о свободе ремесленного производства в городах. Каждый желающий мог открывать ткацкие предприятия.

- С 1770-х гг. любому человеку дозволялось основать предприятие в любой отрасли промышленности.

- Мелкие промыслы освобождались от сборов.

- Благоприятные условия были созданы для мануфактур на дому и в сельской местности.

- Правительство разрешило включаться в широкий промышленный, промысловый, торговый поток крестьянству, городским ремесленникам.

 

2. Управление

1775 г. – городская реформа вводила выборы магистрата и совестного суда.

1785 г. – дворяне обрели право на самоуправление, что нашло отражение в Жалованной грамоте.

1785 г. – в «Жалованной грамоте городам» закреплялось право всех жителей избирать городскую думу.

 

Усилен контроль над чиновниками.

Восстановлен в прежних функциях Сенат.

1763 г. – ликвидировано гетманство в Левобережной Украине.

- 1775 г. – реформа местного управления, было создано 50 губерний. Глава губернского правления – губернатор. Впервые в России создана единая сословная судебная система.

3. Законотворчество

- 1767 г. – созыв Уложенной комиссии, в которой были представлены дворяне, государственные крестьяне, поволжские народы – татары и башкиры, Сенат, Синод и коллегии.

- В связи с войной с Турцией деятельность Комиссии была приостановлена и больше не возобновлялась.

- Комиссия не разработала новое Уложение.

- 1775 г. – на Дону введено общероссийское законодательство.

 

4. Издательская деятельность

- Ослабление цензуры.

Конец 1760-х – начало 1770-х гг. – появились новые издания

- Закрыт журнал «Трутень» Н.И. Новикова.

5. Крестьянский вопрос

 

- Указ 1765 г. разрешал ссылать крестьян на каторгу в Сибирь. Срок каторги мог устанавливать сам помещик.

- Крестьяне лишались права жаловаться на своего помещика. Подобные попытки карались ссылкой на каторгу.

- 1763 г. – Екатерина возложила все расходы, связанные с содержанием воинских команд, присланных для усмирения крестьянских выступлений, на самих крестьян.

- 1783 г. – на Украине был запрещён переход крестьян от одного хозяина к другому.

- 1785 г. – «Жалованная грамота дворянству» закрепила все привилегии дворян, в том числе, право собственности на землю и крестьян.

 

3. «Русский бунт – бессмысленный и беспощадный?»

Знак вопроса в формулировке вопроса позволяет организовать дискуссию в классе. После изучения вопроса на стр. 186-190 организуется работа с картой. После этого учащиеся отвечают на вопросы:

- Чем восстание Пугачёва отличалось от всех предшествовавших народных восстаний в России?

- Как этот бунт отразился на судьбе России?

- Произошли ли изменения в политической системе Российской империи?

- Был ли он действительно бессмысленным?

 

Все ответы учащихся обобщаются, делается вывод каждым учеником в тетради.

 

IV

Решение проблемной ситуации.

Учитель подводит итоги работы учащихся на уроке, выставляются оценки.

 

V

Рефлексивный момент: учащиеся делятся своими впечатлениями от урока, отмечают, что их удивило, что особенно запомнилось и произвело впечатление.

 

VI

Д/з:

§ 16, в. 1-8, стр. 194

Опережающее задание: подготовить сообщения и презентацию о великих полководцах XVIII века: А.В. Суворове, П.А. Румянцеве, Ф.Ф. Ушакове, Г.А. Потёмкине.

 

 

 

 


Алексина Елена Юрьевна, учитель истории высшей категории

Алексина Елена Юрьевна, учитель истории высшей категории

Постановка проблемного задания

Постановка проблемного задания

Сравните внутреннее и международное положение

Сравните внутреннее и международное положение

Там, где все эти меры были реализованы, создавались условия для прогрессивного развития

Там, где все эти меры были реализованы, создавались условия для прогрессивного развития

Либеральные тенденцииСамодержавные тенденции 1

Либеральные тенденцииСамодержавные тенденции 1

Сенат, Синод и коллегии.- В связи с войной с

Сенат, Синод и коллегии.- В связи с войной с

Крестьянский вопрос -

Крестьянский вопрос -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020