урок истории в 8 классе "Быт и обычаи сословий в России в 18 веке"

  • docx
  • 08.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мп1.docx

Тема урока: Перемены в повседневной жизни российских сословий (§ 26)

Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме: « Культурное пространство Российской империи в XVIII в» (9-й час)

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Цель урока: познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи; развивать навыки самостоятельной работы, умения определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; способствовать созданию условий для формирования знаний о культурном пространстве Российской империи в XVIII веке.

Задачи урока: уметь воссоздать исторический образ;

сравнить жизнь и быт россиян разных сословий.

Планируемые результаты:

-предметные: овладеют целостным представлением о культурном пространстве Российской империи в XVIII веке; получат возможность высказывать и обосновывать суждения для расширения опыта историко-антропологического подхода к изучению истории страны.

-метапредметные УУД: познавательные: ставят цель и формулируют задачи на урок, осознано и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, творческого и исследовательского характера; коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, понимают позицию партнёра; регулятивные: формулируют свою точку зрения, составляют план и последовательность действий

-личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания.

Техническое обеспечение урока: проектор, презентация, приложения.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный момент.

1. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, во сколько вы встаете утром? (Примерно в 7.30).
- А дальше? (Умываемся, завтракаем под музыку, собираемся и идем в школу).

- А как вы думаете, во сколько вставали люди в XVIII веке? (С петухами, затем кушали и начинали трудиться).

Петербург требовал большего соблюдения этикетно-временных правил и распорядка дня; в Москве же, как отмечала В. Н. Головина «образ жизни (был) простой и нестеснительный, без малейшего этикета», собственно жизнь города начиналась «в 9 часов вече­ра», когда все «дома оказывались открыты», а «утро и день можно (было) проводить как угодно».

Тем не менее и утро и день у большинства дворянок в горо­дах проходили «на людях». Утро горо­жанки начиналось с макияжа: «С утра мы румянились слегка, чтобы не слишком было красно лицо...» После утреннего туа­лета и довольно легкого завтрака (например, «из фрукт, про­стокваши») наступал черед раздумь­ям о наряде: даже в обычный день дворянка в городе не могла позволить себе небрежность в одежде, туфли «без каблуков, отсутствие прически, что иные «младые женщины», уложив волосы к ка­кому-либо долгожданному празднику, «принуждены были до дня выезду сидя спать, чтобы не испортить убор»

 

- Итак, ребята. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

 

- Тема нашего урока Перемены в повседневной жизни российских сословий (запись на доске).

 

Стадия «Вызов»

- Историки утверждают, что именно в XVIII веке возникла непреодолимая пропасть между сословиями российского общества. Нам предстоит стать исследователями и разобраться, насколько глубокие изменения произошли.

Прием «Знаете ли вы?»

- Что такое сословия? Большая группа людей с правами и обязанностями передающимися по наследству

- Какое сословие XVIII века окончательно оформилось как привилегированное?

- Какой документ закрепил за дворянами их права и привилегии? Жалованная грамота дворянству 1785год. Владение собственностью право на предпринимательство на землю лес от личных податей сословный суд. Отмена телесных наказаний.  Т. Е. объем прав и обязанностей у дворян и крестьян различался.

- В чем еще можно увидеть разницу между сословиями?

- Какие сословия мы можем сравнить?

Крестьяне     дворяне

 

Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить?

 

- Правильно. Как изменились быт и обычаи основных сословий российского общества

 

Скажите мне, что такое «быт»? (БЫТ – повседневная жизнь.)

Определение записывается в лист

-Что мы прежде всего подразумеваем под повседневной жизнью?

Привычное  типичное

 На каждой парте лежат листы бумаги, на которых записаны слова, среди них нужно найти те, которые относятся к жизни людей 18 века:

 лапти, репа,  телевизор, камзол, многоэтажка, диски, карандаш, президент, книга, ярмарка, мортира, лодка, фаворит, треуголка, ухват, лучина, босоножки, машина лук, печка, джинсы

- Почему вы выбрали именно эти слова?

-К каким сферам жизни отнесем выбранные слова?

Жилище

предметы быта

одежда

пища

 

 

 

1.т жилище . приглашаю вас на экскурсию

Таблица 1

 

Линии сравнения

Дворянское

Крестьянское

Материал для постройки и

виды жилищ

Наличие мебели, украшений

Освещение

 

Отопление

 

Стадия «Осмысление»

Итак, обследуем жилища дворян и крестьян. Будьте внимательны, запоминайте каждую деталь. Свои наблюдения вам нужно будет занести в таблицу.

- Парадные дворцы российских императоров в конце XVIII  века не имели ничего общего ни с царскими хоромами, ни со скромными жилищами петровской эпохи.

Самыми крупными царскими дворцами были Зимний в Петербурге дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли, Большой Екатерининский в Царском Селе и Большой в Петергофе, созданные по проектам Растрелли. Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тыс. свечей и 150 тыс. лампад.

-Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием

-  цари приказывали строить дворцы и для своих фаворитов. ПО приказу Екатерины II Мраморный дворец был построен для Г. Орлова,( сл.6)  Таврический – для Г.Потёмкина (причём у него он был выкуплен за 600 тыс. руб. и сразу вновь ему подарен

 

Виртуальная экскурсия в музей

С помощью виртуального тура и заданий рабочего листа вам предстоит познакомиться с материалами музейной экспозиции и узнать об истории усадьбы Кусково. По завершении работы вам предлагается ответить на вопросы и заполнить таблицу 1

Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа

Петра Борисовича Шереметева в Кускове, строился в 1769-1775 годы под

руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен

для торжественного приема гостей в летнее время. Летний дворец графа П.

Б.Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью

сохранившего до наших дней архитектурно - пространственное решение, а

также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины;

декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше;

зеркала и осветительные приборы. В создании интерьеров принимали

участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а

также русские вольные и крепостные мастера...

Ответьте на вопросы

Как предметы и вещи кусковского дворца характеризуют эпоху XVIII в.?

 

Слайд 3. – Чье это жилище? Крестьянская изба- очень добротная и нарядная. Это макет крестьянской избы представлен в школьном краеведческом музее села Бакуры

Слайд 5. – Загадка: «Чего из избы не вытащишь?». Печь - главная достопримечательность крестьянской избы. Русская печь. С ней было связано много сказок, легенд, суеверий. Считалось, что под печкой живет домовой- хозяин и хранитель избы. Если семья переезжала в новую избу, обязательно брали из печи угольки. Так «перевозили» с собой домового.

Важное место в доме занимала печь.Печь- это сердце дома. А для чего нужна печь?(Ответы)

-Русская печь обогревала, кормила семью, на ней спали старики и дети, грели воду, сушили одежду, грибы и ягоды…

- А чем топили печь? (Дровами)

- Кто же занимался заготовкой дров?(Ответы)

- Конечно же, мужчины, потому что это очень тяжёлый труд, нужно быть сильным и крепким человеком.

Печку называли - кормилицей.Чем же могла печь накормить своих хозяев? (В русской печи готовили щи, кашу, варили квас, пекли хлеб, блины, пироги...)

в старину русская печь заменяла кровати целому семейству, и места на ней были распределены в строгой иерархии – от главы семьи до самого маленького ребёнка. Известное всем выражение “погреть косточки на печи” говорит о лечебных свойствах разогретой печи. Мало того, грелись и в самом горниле печи, залезая в неё целиком!  Во многих регионах России русскую печь использовали и вместо бани – залезали прямо в горнило, там и парились и мылись! Вообще весь быт семьи строился вокруг печи. Для эксплуатации печи использовались различные приспособления.

 

Исследование предметов быта

 

Чугунок

Это чугунок. Он не заменим в хозяйстве.  По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.Показ чугунка – дети поднимают чугунок, определяют, что он тяжелый.

- Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен помощник. Слушайте загадку:

«Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдает, а сам в угол идет».(Ухват)

 

Горшок

“Горшок, поставленный в печь, обкладывали вокруг нижней узкой части дровами или углями. Таким образом, он оказывался охваченным жаром со всех сторон”]. В русской избе было очень много разнообразных по форме и размерам горшков, предназначенных для самых различных целей – варения каш, похлебок, кипячения воды и т. д. А для того, чтобы горшок, только что взятый из печи, можно было сразу брать руками, его оплетали берестой.

Рубель

 

А теперь будем белье гладить. Так чем же воспользуемся?Гладили так - на большую скалку накручивали белье и раскатывали рубелем – показывает.Пробуют гладить.

Надо сказать, что до появления механических прядильных машин многие ткани были так грубы, что их нужно было после стирки не столько разгладить, сколько размягчить. И для этих целей вполне годились столь нехитрые средства. Но с появлением тонких тканей и сложных фасонов платьев возникла необходимость тщательно их разглаживать.

Утюг

Или гладили вот таким чугунным утюгом. Электричества раньше не было и поэтому, чтобы утюг нагреть в него клали горячие угли, позже появился чугунный утюг, который для нагревания ставили в печь, и только потом изобрели электрический утюг.

В 18 веке производством этих полезных вещей занялись у нас на крупных литейных заводах, в том числе и на демидовских. Выпускали утюги для шляп, кружев и даже для бильярдных столов.

Утюг с горящими углями внутри появился только в середине XVIII века. Для того, чтобы гладящая поверхность утюга не пачкалась о раскаленные угли во время его разогрева была придумана новая конструкция - с полым корпусом и открывающейся крышкой. Теперь, раскаленные камни или уголь помещались вовнутрь корпуса, что обеспечивало нагрев зеркала утюга, при этом понижение температуры происходило не так быстро.
Угли (обычно березовые) в нем помещались внутрь корпуса и закрывались крышкой, а сверху, для лучшей тяги, пристраивали трубу. Двойное дно позволяло очищать их от золы. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Утюгом необходимо было непрерывно

Деревянная ложка

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую мужчины вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».  А как вы думаете, для чего еще могли пригодиться ложки? (Ответы)

-Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и под их веселый ритм пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

 

Лапти и кочедык

Обувью простых людей на Руси были лапти. Плетением лаптей на всю семью занимались мужчины и мальчики-подростки. Лапти плели из лыка –коры липы, бересты - верхнего слоя коры берёзы (показывает бересту, дети рассматривают, трогают), кожаных ремешков. Мужчины занимались и плетением корзин, которых было довольно много в избе, разных форм и размеров.(Показывает).

Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей - археологи находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна?С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т. д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

 

Веретено указка волшебная палочка – приспособление для ручного прядения пряжи. Береза по поверьям боги с помощью веретена превращали хаос в порядок.

 

 Носочек Колодки для валяния валенок. Использовали для растяжки  и сушки валенок. Липа. Сосна в печке могла выделять смолу.

 

 Деревянный гребень\. Чесало для прялки.н. на гребне крепилась шерсть

 

Название

 

 

 

 

Материал

 

 

 

Для чего применялась

 

 

 

 

 

Чем занимались крестьяне в свободное время?

 

А вот дворяне очень уставали на балах, где надо было танцевать

 

Давайте выучим один из элементов танца 18 века реверанс и поклон

 

 Исследуем одежду дворян 18 века. Работаем в парах и заполняем с дополнительным материалом и

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы представляют свои работы, согласно инструкции.

- Как вы думаете, можно ли крестьянину было носить такую же одежду, как у дворян? Почему?

 

- Что показывала одежда русского человека в XVIII веке? (Его принадлежность к определенному сословию).

 

 

Слайд 10. – учащиеся 8 класса составили рассказ о пище дворян и крестьян в XVIII веке. Видимо, они невнимательно изучали материал. Найдите ошибки в тексте. Пользуйтесь материалом учебника (стр 107).

Стадия «Рефлексия»

Подведение итога, обобщение по теме.

- Изменился ли быт крестьян по вашим наблюдениям?

- Откуда пришли все изменения в жизнь дворян? (Из Европы).

- Вернемся к утверждению, прозвучавшему в начале урока. Как изменились быт и обычаи основных сословий российского общества

 Какой общий вывод можно сделать на основе полученной информации?

 Дз. Параграф 26 и экскурсия по дворцу или меню  крестьянской семьи или дворянской  на выбор. Результатами работы вы сможете поделиться со мной . у вас на рабочих листах есть адрес  электоронной почты.

Рефлексия

2.Как оцениваешь свою работу

 3.Что вызвало наибольший интерес

 4.были ли трудности

Оставьте смайлик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Перемены в повседневной жизни российских сословий (§ 26)

Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме: « Культурное пространство Российской империи в XVIII в» (9-й час)

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Цель урока: познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи; развивать навыки самостоятельной работы, умения определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; организовать деятельность детей по усвоению основных аспектов жизни всех сословий русского общества на основе овладения учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетентностями.

Задачи урока: 

сравнить жизнь и быт россиян разных сословий

Задачи:

Личностные:

·         воспитать доброе отношение друг к другу при работе в группе,

·         сформировать негативное отношение к вредным привычкам,

·         формировать адекватную самооценку.

Предметные:

·         самостоятельно формулировать тему урока, развивать умения ставить цели деятельности и задачи на уроке,

·         проводить анализ учебного материала, извлекать информацию, представленную в разной форме,

·         уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

·         формулировать конечный результат и подводить итоги деятельности на уроке.

Метапредметные:

·         воспитать учащихся в духе патриотизма, уважению к своему Отечеству и народу,

использовать знания о культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни, применять исторические знания для сохранения культурного наследия и памятников культуры своей страны

Планируемые результаты:

-предметные: овладеют целостным представлением о пространстве Российской империи в XVIII веке; получат возможность высказывать и обосновывать суждения для расширения опыта историко-антропологического подхода к изучению истории страны.

-метапредметные УУД:

 познавательные: ставят цель и формулируют задачи на урок, осознано и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, творческого и исследовательского характера; 

коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, понимают позицию партнёра;

регулятивные: формулируют свою точку зрения, составляют план и последовательность действий

-личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания.

Техническое обеспечение урока: проектор, презентация, приложения.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

Методы обучения: проблемные,  исследовательский, информационно-коммуникативные.

Способы обучения: фронтальные, групповые и индивидуальные.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, доска, раздаточный материал, учебники,

.

Ход урока

1. Организационный этап

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке, включение учащихся в деятельность.

УУД: личностные, коммуникативные.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: создание мотивации к новому учебному действию, организация аналитического мыслительного действия на основе дедуктивных методов.

УУД: регулятивные, коммуникативные, личностные.

Цель урока: представить общую картину жизни и быта русского человека.

·         Буду знать … особенности и специфику жизни русского человека разных сословий

·         Продемонстрирую … результаты своей исследовательской, творческой, проектно-презентационной деятельности; умения извлекать информацию, представленную в разной форме

·         Смогу поразмышлять… о жизни и деятельности русского человека второй половины XIX века

3. Актуализация знаний

Цель: включение учащихся к решению учебной задачи, обращение учащихся к историческому прошлому в ходу групповой работы.

УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

4. Первичное усвоение новых знаний. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Цель: научить учащихся работе с различными видами информации и умению извлекать необходимую информацию. Презентация учащимися результатов самостоятельного исследования.

УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные

5. Первичная проверка понимания

Цель: привести знания учащихся к полной систематизации, организуя процесс индивидуальной деятельности.

УУД: личностные, регулятивные, познавательные.

6. Первичное закрепление

Цель: осмысление жизни и деятельности всех слоев русского общества, оценивание ситуации, сложившейся в государстве во второй половине 19 века и ее влияние на быт русского человека.

УУД: регулятивные, личностные.

- А теперь попробуйте четко с обоснованием ответить на вопрос: «Изменился ли быт русского человека в пореформенный период?»

- Что повлияло и что привело к изменениям жизни русского человека, какие процессы?

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: знакомство с самостоятельной работой дома при выполнении творческого задания.

УУД: познавательные, личностные.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель: оценивание эффективности собственной работы и результатов групповой деятельности на данном занятии.

УУД: регулятивные, личностные, коммуникативные.

 

 

Технология: проблемно-поисковое обучение (на основе технологии развития критического мышления).

Методы и приемы:

- исследование

Наглядный метод

- групповая работа

- работа с учебником

- таблица и др.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru