Тема урока: Перемены в повседневной жизни российских сословий (§ 26)
Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: « Культурное пространство Российской империи в XVIII в» (9-й час)
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Цель урока: познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи; развивать навыки самостоятельной работы, умения определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; способствовать созданию условий для формирования знаний о культурном пространстве Российской империи в XVIII веке.
Задачи урока: уметь воссоздать исторический образ;
сравнить жизнь и быт россиян разных сословий.
Планируемые результаты:
-предметные: овладеют целостным представлением о культурном пространстве Российской империи в XVIII веке; получат возможность высказывать и обосновывать суждения для расширения опыта историко-антропологического подхода к изучению истории страны.
-метапредметные УУД: познавательные: ставят цель и формулируют задачи на урок, осознано и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, творческого и исследовательского характера; коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, понимают позицию партнёра; регулятивные: формулируют свою точку зрения, составляют план и последовательность действий
-личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания.
Техническое обеспечение урока: проектор, презентация, приложения.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Организационный момент.
1. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, во сколько вы встаете утром? (Примерно в
7.30).
- А дальше? (Умываемся, завтракаем под музыку, собираемся и идем в
школу).
- А как вы думаете, во сколько вставали люди в XVIII веке? (С петухами, затем кушали и начинали трудиться).
Петербург требовал большего соблюдения этикетно-временных правил и распорядка дня; в Москве же, как отмечала В. Н. Головина «образ жизни (был) простой и нестеснительный, без малейшего этикета», собственно жизнь города начиналась «в 9 часов вечера», когда все «дома оказывались открыты», а «утро и день можно (было) проводить как угодно».
Тем не менее и утро и день у большинства дворянок в городах проходили «на людях». Утро горожанки начиналось с макияжа: «С утра мы румянились слегка, чтобы не слишком было красно лицо...» После утреннего туалета и довольно легкого завтрака (например, «из фрукт, простокваши») наступал черед раздумьям о наряде: даже в обычный день дворянка в городе не могла позволить себе небрежность в одежде, туфли «без каблуков, отсутствие прически, что иные «младые женщины», уложив волосы к какому-либо долгожданному празднику, «принуждены были до дня выезду сидя спать, чтобы не испортить убор»
- Итак, ребята. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Тема нашего урока Перемены в повседневной жизни российских сословий (запись на доске).
Стадия «Вызов»
- Историки утверждают, что именно в XVIII веке возникла непреодолимая пропасть между сословиями российского общества. Нам предстоит стать исследователями и разобраться, насколько глубокие изменения произошли.
Прием «Знаете ли вы?»
- Что такое сословия? Большая группа людей с правами и обязанностями передающимися по наследству
- Какое сословие XVIII века окончательно оформилось как привилегированное?
- Какой документ закрепил за дворянами их права и привилегии? Жалованная грамота дворянству 1785год. Владение собственностью право на предпринимательство на землю лес от личных податей сословный суд. Отмена телесных наказаний. Т. Е. объем прав и обязанностей у дворян и крестьян различался.
- В чем еще можно увидеть разницу между сословиями?
- Какие сословия мы можем сравнить?
Крестьяне дворяне
Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить?
- Правильно. Как изменились быт и обычаи основных сословий российского общества
Скажите мне, что такое «быт»? (БЫТ – повседневная жизнь.)
Определение записывается в лист
-Что мы прежде всего подразумеваем под повседневной жизнью?
Привычное типичное
На каждой парте лежат листы бумаги, на которых записаны слова, среди них нужно найти те, которые относятся к жизни людей 18 века:
лапти, репа, телевизор, камзол, многоэтажка, диски, карандаш, президент, книга, ярмарка, мортира, лодка, фаворит, треуголка, ухват, лучина, босоножки, машина лук, печка, джинсы
- Почему вы выбрали именно эти слова?
-К каким сферам жизни отнесем выбранные слова?
Жилище
предметы быта
одежда
пища
1.т жилище . приглашаю вас на экскурсию
Таблица 1
Линии сравнения |
Дворянское |
Крестьянское |
Материал для постройки и виды жилищ |
||
Наличие мебели, украшений |
||
Освещение |
|
|
Отопление |
Стадия «Осмысление»
Итак, обследуем жилища дворян и крестьян. Будьте внимательны, запоминайте каждую деталь. Свои наблюдения вам нужно будет занести в таблицу.
- Парадные дворцы российских императоров в конце XVIII века не имели ничего общего ни с царскими хоромами, ни со скромными жилищами петровской эпохи.
Самыми крупными царскими дворцами были Зимний в Петербурге дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли, Большой Екатерининский в Царском Селе и Большой в Петергофе, созданные по проектам Растрелли. Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тыс. свечей и 150 тыс. лампад.
-Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием
- цари приказывали строить дворцы и для своих фаворитов. ПО приказу Екатерины II Мраморный дворец был построен для Г. Орлова,( сл.6) Таврический – для Г.Потёмкина (причём у него он был выкуплен за 600 тыс. руб. и сразу вновь ему подарен
Виртуальная экскурсия в музей
С помощью виртуального тура и заданий рабочего листа вам предстоит познакомиться с материалами музейной экспозиции и узнать об истории усадьбы Кусково. По завершении работы вам предлагается ответить на вопросы и заполнить таблицу 1
Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа
Петра Борисовича Шереметева в Кускове, строился в 1769-1775 годы под
руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен
для торжественного приема гостей в летнее время. Летний дворец графа П.
Б.Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью
сохранившего до наших дней архитектурно - пространственное решение, а
также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины;
декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше;
зеркала и осветительные приборы. В создании интерьеров принимали
участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а
также русские вольные и крепостные мастера...
Ответьте на вопросы
Как предметы и вещи кусковского дворца характеризуют эпоху XVIII в.?
Слайд 3. – Чье это жилище? Крестьянская изба- очень добротная и нарядная. Это макет крестьянской избы представлен в школьном краеведческом музее села Бакуры
Слайд 5. – Загадка: «Чего из избы не вытащишь?». Печь - главная достопримечательность крестьянской избы. Русская печь. С ней было связано много сказок, легенд, суеверий. Считалось, что под печкой живет домовой- хозяин и хранитель избы. Если семья переезжала в новую избу, обязательно брали из печи угольки. Так «перевозили» с собой домового.
Важное место в доме занимала печь.Печь- это сердце дома. А для чего нужна печь?(Ответы)
-Русская печь обогревала, кормила семью, на ней спали старики и дети, грели воду, сушили одежду, грибы и ягоды…
- А чем топили печь? (Дровами)
- Кто же занимался заготовкой дров?(Ответы)
- Конечно же, мужчины, потому что это очень тяжёлый труд, нужно быть сильным и крепким человеком.
Печку называли - кормилицей.Чем же могла печь накормить своих хозяев? (В русской печи готовили щи, кашу, варили квас, пекли хлеб, блины, пироги...)
в старину русская печь заменяла кровати целому семейству, и места на ней были распределены в строгой иерархии – от главы семьи до самого маленького ребёнка. Известное всем выражение “погреть косточки на печи” говорит о лечебных свойствах разогретой печи. Мало того, грелись и в самом горниле печи, залезая в неё целиком! Во многих регионах России русскую печь использовали и вместо бани – залезали прямо в горнило, там и парились и мылись! Вообще весь быт семьи строился вокруг печи. Для эксплуатации печи использовались различные приспособления.
Исследование предметов быта
Чугунок
Это чугунок. Он не заменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.Показ чугунка – дети поднимают чугунок, определяют, что он тяжелый.
- Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен помощник. Слушайте загадку:
«Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдает, а сам в угол идет».(Ухват)
Горшок
“Горшок, поставленный в печь, обкладывали вокруг нижней узкой части дровами или углями. Таким образом, он оказывался охваченным жаром со всех сторон”]. В русской избе было очень много разнообразных по форме и размерам горшков, предназначенных для самых различных целей – варения каш, похлебок, кипячения воды и т. д. А для того, чтобы горшок, только что взятый из печи, можно было сразу брать руками, его оплетали берестой.
Рубель
А теперь будем белье гладить. Так чем же воспользуемся?Гладили так - на большую скалку накручивали белье и раскатывали рубелем – показывает.Пробуют гладить.
Надо сказать, что до появления механических прядильных машин многие ткани были так грубы, что их нужно было после стирки не столько разгладить, сколько размягчить. И для этих целей вполне годились столь нехитрые средства. Но с появлением тонких тканей и сложных фасонов платьев возникла необходимость тщательно их разглаживать.
Утюг
Или гладили вот таким чугунным утюгом. Электричества раньше не было и поэтому, чтобы утюг нагреть в него клали горячие угли, позже появился чугунный утюг, который для нагревания ставили в печь, и только потом изобрели электрический утюг.
В 18 веке производством этих полезных вещей занялись у нас на крупных литейных заводах, в том числе и на демидовских. Выпускали утюги для шляп, кружев и даже для бильярдных столов.
Утюг с горящими углями внутри появился только в
середине XVIII века. Для того, чтобы гладящая поверхность утюга не пачкалась о
раскаленные угли во время его разогрева была придумана новая конструкция - с
полым корпусом и открывающейся крышкой. Теперь, раскаленные камни или уголь
помещались вовнутрь корпуса, что обеспечивало нагрев зеркала утюга, при этом
понижение температуры происходило не так быстро.
Угли (обычно березовые) в нем помещались внутрь
корпуса и закрывались крышкой, а сверху, для лучшей тяги, пристраивали трубу.
Двойное дно позволяло очищать их от золы. Чтобы угли лучше грели, делали
специальные отверстия по бокам. Утюгом необходимо было непрерывно
Деревянная ложка
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую мужчины вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». А как вы думаете, для чего еще могли пригодиться ложки? (Ответы)
-Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и под их веселый ритм пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Лапти и кочедык
Обувью простых людей на Руси были лапти. Плетением лаптей на всю семью занимались мужчины и мальчики-подростки. Лапти плели из лыка –коры липы, бересты - верхнего слоя коры берёзы (показывает бересту, дети рассматривают, трогают), кожаных ремешков. Мужчины занимались и плетением корзин, которых было довольно много в избе, разных форм и размеров.(Показывает).
Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей - археологи находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна?С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т. д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
Веретено указка волшебная палочка – приспособление для ручного прядения пряжи. Береза по поверьям боги с помощью веретена превращали хаос в порядок.
Носочек Колодки для валяния валенок. Использовали для растяжки и сушки валенок. Липа. Сосна в печке могла выделять смолу.
Деревянный гребень\. Чесало для прялки.н. на гребне крепилась шерсть
Название
|
|
Материал
|
|
Для чего применялась
|
|
Чем занимались крестьяне в свободное время?
А вот дворяне очень уставали на балах, где надо было танцевать
Давайте выучим один из элементов танца 18 века реверанс и поклон
Исследуем одежду дворян 18 века. Работаем в парах и заполняем с дополнительным материалом и
Группы представляют свои работы, согласно инструкции.
- Как вы думаете, можно ли крестьянину было носить такую же одежду, как у дворян? Почему?
- Что показывала одежда русского человека в XVIII веке? (Его принадлежность к определенному сословию).
Слайд 10. – учащиеся 8 класса составили рассказ о пище дворян и крестьян в XVIII веке. Видимо, они невнимательно изучали материал. Найдите ошибки в тексте. Пользуйтесь материалом учебника (стр 107).
Стадия «Рефлексия»
Подведение итога, обобщение по теме.
- Изменился ли быт крестьян по вашим наблюдениям?
- Откуда пришли все изменения в жизнь дворян? (Из Европы).
- Вернемся к утверждению, прозвучавшему в начале урока. Как изменились быт и обычаи основных сословий российского общества
Какой общий вывод можно сделать на основе полученной информации?
Дз. Параграф 26 и экскурсия по дворцу или меню крестьянской семьи или дворянской на выбор. Результатами работы вы сможете поделиться со мной . у вас на рабочих листах есть адрес электоронной почты.
Рефлексия
2.Как оцениваешь свою работу
3.Что вызвало наибольший интерес
4.были ли трудности
Оставьте смайлик.
Тема урока: Перемены в повседневной жизни российских сословий (§ 26)
Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: « Культурное пространство Российской империи в XVIII в» (9-й час)
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Цель урока: познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи; развивать навыки самостоятельной работы, умения определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; организовать деятельность детей по усвоению основных аспектов жизни всех сословий русского общества на основе овладения учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетентностями.
Задачи урока:
сравнить жизнь и быт россиян разных сословий
Задачи:
Личностные:
· воспитать доброе отношение друг к другу при работе в группе,
· сформировать негативное отношение к вредным привычкам,
· формировать адекватную самооценку.
Предметные:
· самостоятельно формулировать тему урока, развивать умения ставить цели деятельности и задачи на уроке,
· проводить анализ учебного материала, извлекать информацию, представленную в разной форме,
· уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
· формулировать конечный результат и подводить итоги деятельности на уроке.
Метапредметные:
· воспитать учащихся в духе патриотизма, уважению к своему Отечеству и народу,
использовать знания о культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни, применять исторические знания для сохранения культурного наследия и памятников культуры своей страны
Планируемые результаты:
-предметные: овладеют целостным представлением о пространстве Российской империи в XVIII веке; получат возможность высказывать и обосновывать суждения для расширения опыта историко-антропологического подхода к изучению истории страны.
-метапредметные УУД:
познавательные: ставят цель и формулируют задачи на урок, осознано и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, творческого и исследовательского характера;
коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, понимают позицию партнёра;
регулятивные: формулируют свою точку зрения, составляют план и последовательность действий
-личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания.
Техническое обеспечение урока: проектор, презентация, приложения.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Методы обучения: проблемные, исследовательский, информационно-коммуникативные.
Способы обучения: фронтальные, групповые и индивидуальные.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, доска, раздаточный материал, учебники,
.
Ход урока
1. Организационный этап
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке, включение учащихся в деятельность.
УУД: личностные, коммуникативные.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель: создание мотивации к новому учебному действию, организация аналитического мыслительного действия на основе дедуктивных методов.
УУД: регулятивные, коммуникативные, личностные.
Цель урока: представить общую картину жизни и быта русского человека.
· Буду знать … особенности и специфику жизни русского человека разных сословий
· Продемонстрирую … результаты своей исследовательской, творческой, проектно-презентационной деятельности; умения извлекать информацию, представленную в разной форме
· Смогу поразмышлять… о жизни и деятельности русского человека второй половины XIX века
3. Актуализация знаний
Цель: включение учащихся к решению учебной задачи, обращение учащихся к историческому прошлому в ходу групповой работы.
УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
4. Первичное усвоение новых знаний. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Цель: научить учащихся работе с различными видами информации и умению извлекать необходимую информацию. Презентация учащимися результатов самостоятельного исследования.
УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные
5. Первичная проверка понимания
Цель: привести знания учащихся к полной систематизации, организуя процесс индивидуальной деятельности.
УУД: личностные, регулятивные, познавательные.
6. Первичное закрепление
Цель: осмысление жизни и деятельности всех слоев русского общества, оценивание ситуации, сложившейся в государстве во второй половине 19 века и ее влияние на быт русского человека.
УУД: регулятивные, личностные.
- А теперь попробуйте четко с обоснованием ответить на вопрос: «Изменился ли быт русского человека в пореформенный период?»
- Что повлияло и что привело к изменениям жизни русского человека, какие процессы?
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель: знакомство с самостоятельной работой дома при выполнении творческого задания.
УУД: познавательные, личностные.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Цель: оценивание эффективности собственной работы и результатов групповой деятельности на данном занятии.
УУД: регулятивные, личностные, коммуникативные.
Технология: проблемно-поисковое обучение (на основе технологии развития критического мышления).
Методы и приемы:
- исследование
Наглядный метод
- групповая работа
- работа с учебником
- таблица и др.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.