Урок истории в 9 классе "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России. "
Оценка 4.9

Урок истории в 9 классе "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России. "

Оценка 4.9
docx
21.02.2021
Урок истории в 9 классе "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России. "
ист 5.docx

Урок истории в 9 классе

Тема урока: Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России.

Тип урока: комбинированный, урок формирования знаний, универсальных учебных действий с элементами лабораторной работы.

Технология: работа с историческими источниками

Цель урока:

1. Сформировать у учащихся представление о ходе процесса отмены крепостного права в России для разных слоёв населения, определить роль крестьянской реформы для дальнейшего развития страны, оценить вклад Александра II.  в реформирование жизни общества, провести ассоциации происходящего с настоящим временем.

2. Развивать способность представлять события с различных точек зрения, описывать его в различных жанрах, умение анализировать исторические документы, произведения изобразительного искусства, статистические данные, извлекать из них информацию. Высказывать свою точку зрения на события с разных позиций, ставить перед собой и группой проблему, намечать пути её решения, обобщать; продолжать развитие коммуникативных навыков.

3. Воспитание уважения к истории своего отечества, уважения к людям, посвятившим жизнь реформированию России.

Задачи урока:

1. Выяснить основные положения реформы отмены крепостного права, историческое значение реформы для развития страны.

2. Продолжить развитие умений работать с историческими источниками, картой, решать тесты, подбирать недостающую информацию, соотносить информацию из различных источников, отбирать наиболее оптимальные пути для решения проблемы, анализировать результаты индивидуальной и групповой работы.

3. Воспитывать умение понимать, сочувствовать, сопереживать людям, ставить себя на их место.

Понятийный аппарат: крестьянская реформа, рескрипт, дарственный надел, уставная грамота, мировые посредники, выкупные операции, временнообязаннные крестьяне, реформа, прирезки, отрезки, манифест, капитализация оброка,19 февраля 1861г,прощенный день.

Даты: 1842 г., 1797 г., 1803 г., 2 апреля 1854 г., 29 января 1855 г., весна-лето 1856 г., 19 февраля 1861 г.  

Оборудование: видеопроектор, учебник «История России XIX век» для 8 класса, авторы А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, карта «Отмена крепостного права в России в 1861 году»,  репродукции: К.Лебедева « Встреча императора Александра II с крестьянами», Б. Кустодиева «Освобождение крестьян», раздаточный материал для групп.

Литература: 1. Е.В.Колганова, Н.В. Сумакова «Поурочные разработки по истории России», М., «ВАКО», 2009 г.-С. 134-145.

2. Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

 

1). Здравствуйте дорогие друзья, уважаемые коллеги!

Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

-  Клад - это богатство, деньги, золото.

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это - знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Наш путь будет нелегок, но мы с вами  обязательно справимся. Итак, в путь!

Слайд 1.

Проблема  отмены  крепостного  права  постоянно  обсуждалась  в  российском обществе. Прежде всего, она имела моральную сторону.

Друзья, давайте перенесемся в 19 век  и послушаем диалог Татьяны и няни из поэмы А.С. Пушкина « Евгений Онегин», и скажите,  о каком времени говорится в отрывке поэмы и какие права людей здесь ограничиваются?

(право человека на личную жизнь и неприкосновенность)

(исполняют ученицы 9А класса ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________)

аудиозапись ВКЛ.

 «Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне»

– Что, Таня, что с тобою? – «Мне скучно, Поговорим о старине».

– О чём же, Таня? Я, бывало,

Хранила в памяти не мало

Старинных былей, небылиц

Про злых духов и про девиц;

А нынче всё мне тёмно, Таня:

Что знала, то забыла. Да,

Пришла худая череда!

Зашибло... – «Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?»

– И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь. –

«Да как же ты венчалась, няня?»

– Так. Видно, Бог велел...

Мой Ваня был меня моложе, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели

Да с пеньем в церковь повели.

 

Слайд 2.  - Нередко в нашей стране того времени можно было услышать такие слова: «Сколько стоит мальчик?» — «Какой нелепый вопрос! — скажете вы. — Разве мальчики продаются?! Разве можно торговать людьми!» А ведь было такое время, и не так уж давно. Оно называлось крепостным правом.

Слайд 3. Что такое крепостное право?

Крепостное  право - форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею повинности. Крестьянин является собственностью барина.

1.     Актуализация ранее изученного материала.

Вопросы:

- дайте характеристику социально-экономическому развитию России в первой половине Х1Х века. Эффективен ли был крепостной труд? Россия была аграрной или капиталистической страной? Что мешало развитию капиталистических отношений?

Ответ:

- кризис феодально-крепостнического строя,

- зарождение и развитие капиталистических отношений,

- Россия в первой половине Х1Х века оставалась аграрной страной, основной отраслью экономики было сельское хозяйство,

- формами феодальной эксплуатации являлась барщина, оброк,

- низкая производительность подневольного труда и др.

 

- Какой предмет является символом скованности действий, рабства? (Цепь)

 

Слайд 4

- В чем практическое применение этого предмета? (сдерживать, удерживать, скованность действий, символ рабства)

 

- Как вы думаете, какое отношение имеет этот предмет к нашему уроку? (цепь – символ крепостного права) (ответы – речь пойдет о крепостном праве)

Россия была единственной великой державой, где существовал этот, по сути, феодальный институт.

XIX век отличался особой остротой крестьянского вопроса. Крестьяне боролись за свое раскрепощение. Крепостное право стало невыносимым.

2. Определение темы, целей урока

 

- Ребята, как может называться наша тема?

 

- Правильно, тема нашего урока – Крестьянская реформа 1861 года. Слайд 5

- Запишите тему урока  в тетрадь. (запись  в тетради)

 

 

- Как вы думаете, какие цели мы должны достичь в течение нашего урока? Слайд 6

 (определить что это за реформа, в чем она заключалась).

 

Эта тема есть в учебнике, эта тема есть на ЕГЭ, но нужно ли нам в реальной жизни знать что – нибудь об отмене крепостного права? Отмена крепостного права – благо для России или роковая ошибка императора?

Я приглашаю вас сегодня обсудить эти и другие интересные вопросы. Согласны?  Да. Замечательно. Итак, тема нашего урока Крестьянская реформа 1861 года.

А вначале давайте познакомимся с планом нашей работы.

 

План урока. Слайд 7

 

1.Личность императора Александра II.

2.Причины отмены крепостного права.

3.Подготовка реформы. Основные положения реформы.

4.Значение отмены крепостного права

 

II. Актуализация знаний:

 Слово учителя:  Слайд 8. Предлагаю посмотреть видео о крестьянской реформе.

 Как вы понимаете слова Александра II, что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»? Справедливой ли была отмена крепостного права?

 

- Давайте  поработаем в группах.

 

1. Работа в группах.

- У каждой группы имеется приложение 1, 2, по каждому по 3 листочка, чтобы было удобно читать задание, черновики

- На работу 3 мин.

 

 Первая группа:    Слайд 9 ,когда читают  и 10 когда отвечают. 

 

 - Опишите внешность Александра II.

Кто был воспитателем царя?  Главными мыслями Жуковского, выраженными в этом докладе: целью воспитания и учения он провозглашает «образование для добродетели» 

 - Подчеркните маркером в тексте черты личности императора, которые на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности.

-  Какие качества личности и черты характера Александра II вы хотели бы видеть в современных российских политиках?

 

Вторая группа:  Слайд 11.  На слайде вы видите портреты императоров, которые так или иначе пытались решить проблему крестьян.

 

- Какие законы, подрывавшие устои крепостничества, постепенно принимались верховной властью?

 

Соотнесите колонки таблицы:

Павел I

1842 г.

об «обязанных крестьянах»

Александр I

1797 г.

«о трёхдневной барщине»

Николай I

1803 г.

«о вольных хлебопашцах»

 

 

Третья группа:

- Почему первые годы правления Александра II были названы современниками «оттепелью»? Каковы были главные причины отмены крепостного права?  

·        Почему Александр II вошел в историю как освободитель?

 

 

Четвёртая группа:

Задание: Слайд 13.Рассмотрите репродукцию с картины К.Лебедева  «Встреча императора Александра II с крестьянами» и ответьте на вопросы:

- Какое событие и для чего изобразил художник? Где оно происходит?

- Кто изображён на картине? По каким признакам вы узнали исторические лица?

 -Определите социальное положение представителей, догадайтесь, о чём идёт беседа?

- Как расположены фигуры и почему?

- Можно ли сегодня наблюдать такого рода встречи представителей верховной власти с народом?

 

Давайте обобщим выше сказанное   и запишем   причины отмены крепостного права. Ребята, помогите мне.  Слайд 12

 

Друзья, вспомните  как называется особый акт главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению. Принимается в связи с каким-либо важным политическим событием, торжественной датой и т. п. (Манифест)

Слайд 14

Несмотря на все сложности и попытки консерваторов не допустить проведение реформы 19 февраля 1861 года Александр II подписал два важных документа

1.Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»; (приложение№1)

 

2.«Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». (приложение№2)

Манифест приурочили к 6-й годовщине восхождения на престол, а обнародование к Прощенному воскресенью — 5 марта.

Окончательный вариант манифеста писал митрополит Филарет. Получилось до того бестолково, что отсюда пошло выражение «филькина грамота». Слайд 15.

 

 Российский народ устал от гнета, а вы не устали? Давайте взбодримся!

 

Слайд  16 Физкультминутка

Отвели свой взгляд направо

отвели свой взгляд налево,

Оглядели потолок, посмотрели все вперед.

Раз – согнуться, разогнуться, два – согнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

 Пять и шесть - тихо сесть. 

Беремся вновь за дело!

 

слайд 17 для фона

 

3. А сейчас, ребята вам предстоит поработать самостоятельно с историческими документами в роли ученых исследователей и выполнить ряд заданий Поехали!

Учащиеся поделены на 4 группы 

-Юристы

-Архивариусы

-Экономисты

-Социологи.  Когда они выступают  открыть   Слайд 18

Расскажите  о крупных крестьянских волнениях после отмены крепостного права. Где они были? Каков  их итог? Почему реформа не обсуждалась в печати?

 

Каждая группа получает карту задание ответы, на которые вы сможете получить, изучив извлечения из документа «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (приложение№2)

 

Слайд 19. Благодаря Архивариусам мы с вами узнали кто такие временнообязанные и что такое уставная грамота.

      Временнообязанный крестьянин – лично свободный крестьянин, вынужденный выполнять все свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп.

Уставная грамота  -  договор помещика с крестьянина.

 

Большое спасибо вам, друзья, мы справились с этим заданием.

 

4.Рефлексия. Слайд 20.

 К теме Отмена крепостного права обращались  различные поэты. Одним из них был Н.А.Некрасов. И сейчас я  предлагаю послушать отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:   аудиозапись ВКЛ.


 

В каком году – рассчитывай,
В какой  земле – угадывай,
На столбовой дороженьке.

Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,

 

Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.


 

 - Ответьте на вопросы:
- Когда происходило действие поэмы? Когда была проведена  крестьянская реформа?     Кто в этом отрывке временнообязанные?

- О чем говорят названия губернии, уезда и деревень, из которых были мужики.

Почему он их так  называет?  (характеризует жизнь крестьян)

 

- Когда и почему в России было отменено крепостное право?

 

- Какие положительные и отрицательные стороны Крестьянской реформы вы можете назвать? Свой ответ обоснуйте.

 Об  этом же сказал  Н.А.Некрасов  в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо?»:

 

Порвалась цепь великая,

Порвалась -  расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику…

 

- В чём историческое значение отмены крепостного права? Прошло более полутора столетия с момента освобождения крестьян. Но даже нам, людям 21 века трудно однозначно определить суть и значение этой реформы, о чем и свидетельствуют ваши ответы.

Слайд 21. А давайте узнаем, как сам император оценивал эту реформу. Александр IIназывал этот день – лучшим днем., Л.Н. Толстой написал о манифесте: «Мужики ни слова не поймут, а мы, ни слову не поверим».           

 

-  Почему, на ваш взгляд, разнятся оценки этого события? Какая из оценок Крестьянской реформы вам кажется наиболее точной?

  

ВыводСлайд 22. Реформа 1861 года вызвала недовольство и помещиков и крестьян. Однако, несмотря ни на что, отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все россияне становились свободными. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений.

Слайд 23. Александр II за эту историческую реформу получил почётное звание царь-освободитель.

Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни.

 

Слайд №24.  Друзья, определите, что зашифровано в этом кроссенсе? Чему он посвящен и как он  связан с темой нашего урока?

(отмена крепостного права)

 

Слайд №25.  Домашнее задание:

Напишите письмо Александру II от имени помещика, или освобожденного крестьянина, современного человека.

 

Дорогие друзья, сегодня на уроке мы с вами поработали плодотворно, и вы обогатили свои знания по данной теме.

 

У каждого на парте лежат сигнальные карточки разных цветов.

Какой цвет вы выбираете для оценки своей работы на уроке?

Красный -  отлично,     Желтый  -  хорошо.  

 

Спасибо вам за внимание, всего доброго! до свидания!


 

Урок истории в 9 классе Тема урока:

Урок истории в 9 классе Тема урока:

Здравствуйте дорогие друзья, уважаемые коллеги!

Здравствуйте дорогие друзья, уважаемые коллеги!

Слайд 2. - Нередко в нашей стране того времени можно было услышать такие слова: «Сколько стоит мальчик?» — «Какой нелепый вопрос! — скажете вы

Слайд 2. - Нередко в нашей стране того времени можно было услышать такие слова: «Сколько стоит мальчик?» — «Какой нелепый вопрос! — скажете вы

Эта тема есть в учебнике, эта тема есть на

Эта тема есть в учебнике, эта тема есть на

Вторая группа: Слайд 11.

Вторая группа: Слайд 11.

Манифест приурочили к 6-й годовщине восхождения на престол, а обнародование к

Манифест приурочили к 6-й годовщине восхождения на престол, а обнародование к

К теме Отмена крепостного права обращались различные поэты

К теме Отмена крепостного права обращались различные поэты

Слайд 23 . Александр II за эту историческую реформу получил почётное звание царь-освободитель

Слайд 23 . Александр II за эту историческую реформу получил почётное звание царь-освободитель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2021