Тема: «Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия под Хохлому».
Вид урока: декоративное рисование.
Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся с историей художественного промысла Хохлома.
2. Рассказать о разнообразии изделий и элементах хохломской росписи.
3. Развивать творческую и познавательную активность, фантазию, художественный вкус.
4. Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами
5. Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, её истории, традициям.
Оборудование:
для учителя: готовые изделия, иллюстрации, шаблоны (форма разделочной доски под роспись), поэтапный показ.
для учеников: акварель, кисти, баночки для воды, салфетка, подставка для кистей.
Зрительный ряд: изделия хохломы, Жостова, Дымково, Гжель, Городец, компьютер, презентация.
Ход урока
I . Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
1) Вступительное слово учителя.
- Всегда интересно узнать тайну искусств, тайну мастерства. У каждого художника свои секреты и мы их, конечно, узнать не в состоянии, но мы попробуем чуть-чуть заглянуть в тайны искусств.
2) Викторина.
ü -Сейчас мы проведём викторину по изученным темам:
1) Назовите известные вам виды изобразительного искусства.
(Графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно- прикладное)
2) Что такое декоративно – прикладное искусство?
(Декоративное украшение бытовых предметов, художественное ремесло- творчество народных мастеров)
3) На какие два раздела делится декоративно – прикладное искусство?
(Роспись, резьба)
4) Какие виды росписи вы знаете?
Слайд №1,2 ( Жостово, Гжель, Городец, Палех, Мстерская, Холуй, Хохлома)
- А сейчас проверим, сможете ли вы отличить росписи.
Перед вами росписи художников и юных художников, ваших предшественников.
5) Отгадать росписи художников. Почему вы так думаете?
ü - Сегодня мы с вами продолжим работу по теме «Декоративная роспись, Хохлома», совершим путешествие в мир увлекательных творений народных умельцев Хохломы. (Музыкальная презентация «Хохлома» - приложение)
МИР ВОЛШЕБНОЙ ХОХЛОМЫ.
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Черно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной хохломы.
Б. Дубровский.
III. Объяснение нового материала.
ü Как же прекрасен мир волшебной Хохломы! (Слайд № 3,4 )
(на доске изделия Хохломы)
ü Какие изделия вы видите перед собой?
ü -Из какого материала выполнены эти изделия?
( из дерева: липы, осины, берёзы)
ü - Какие цвета используют хохломские мастера при росписи изделий?
(желтый, красный, черный, реже зеленый)
ü -Какое значение имеет красный цвет?
( Красный символизирует огонь, любовь, преданность).
ü -Какое значение имеет золотистый цвет?
( Золотистый –свет, солнце).
ü -Какое значение имеет черный цвет?
(Черный символизирует торжественность. На черном фоне великолепно смотрятся все яркие цвета).
ü - Почему хохломскую роспись называют «золотой»?
(преобладает желтый цвет).
ü - Ребята, давайте вспомним элементы хохломской росписи (кистевая роспись, узор «тычком»).
ü -Какие элементы хохломской росписи вы знаете? (Слайд № 5,6 )
ü Присутствуют ли элементы хохломской росписи на этих работах? ü -Что же больше всего любят изображать хохломские художники? (Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий малину, земляничку, клубнику, крыжовник, чёрную и красную смородину, рябину). Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому. Как раз в этом и проявляется богатство творческого воображения художника, его мастерство, и его наблюдательность.
|
|
-Как называется узор из цветов, трав и ягод?
Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка". Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком.
ü -Каким цветом обычно пишется травка?
Травка обычно пишется красным и черным цветом.
ü - Какой элемент росписи обязательная часть любого растительного орнамента?
"Травка" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы. Такой орнамент тоже называется "травным", или именем ягодки или цветка.
ü -Давайте вспомним элементы хохломской росписи:
Элементы росписи «травка», «листочки» (Слайд 7, 8 )
Ø -пишем кончиком кисти;
Ø -нажимаем на кисточку сильнее;
Ø -пишем кудринки справа и слева;
Ø -делаем оживку.
Ягодки - смородина: (Слайд №9)
Ø -пишем мазками ягоды;
Ø -проводим кончиком кисти веточку;
Ø -пишем мазками листочек;
Ø -делаем оживку.
Рябина:
Ø -пишем мазками ягоды;
Ø -кончиком пишем веточку;
Ø -нажимая кистью пишем листочки.
Клубника:
Ø -выполняем мазок;
Ø -пишем листик;
Ø -пишем зёрнышки кончиком кисти.
· -Молодцы! Очень хорошо, что вы это всё запомнили.
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
IV. Постановка художественной задачи.
ü -А теперь давайте поработаем , как хохломские мастера. Постарайтесь расписать доски, используя хохломские мотивы. Не забудьте, что «травка» обязательная часть любого растительного орнамента «хохломы». (Слайд № 10 - 14)
ü В своей работе вы можете опираться на поэтапную роспись.
(Перед учениками поэтапный показ росписи разделочной доски, ).
Так как мы только учимся, мы в отличие от хохломских художников, сделаем лёгкий карандашный рисунок узора.Для работы в цвете используйте кисти, фломастеры, тычки.
Моё пожелание каждому из вас:
Ничего не бойся-
Ты делаешь для всех.
Мы на тебя надеемся
И верим в твой успех.
Получится, как надо,
И даже сверх того.
Доска лежит здесь рядом,
Давайте начнём с неё!
V.Самостоятельная работа.
Задание: выполнить роспись изделия (шаблоны, предварительно затонированные), применить характерные цветовые сочетания и приёмы росписи.
Законченность работы - яркость и чистота цветов, чёткость и выразительность.
VI. Итог урока. Выставка работ учащихся.
ü -Прошу принять всем участие в выставке рисунков.
1. Стихотворение читает учитель.
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие:
Все хотим вам показать
И подробно описать.
2. Дети читают стихи.
1 ученик. Берите в руки кисти, краски
И начинайте вы творить.
Когда же хохлома готова-
Все будут очень вас хвалить.
2 ученик. Была у меня простая доска,
Взял я гуашь, разукрасил немножко.
Разными ягодами и цветами
И расписными лепестками
Доска моя теперь не простая,
Доска моя теперь «хохломская»!
3 ученик. Моя доска- королева
Я её поздравлю смело.
Одевается она
В фирме одежды
Хохлома!!!
4 ученик. Хохломская роспись,
Как солнце в окне.
Лучше её нет нигде!
ü - Я очень рада, что у вас получились такие прекрасные работы! Вы действительно настоящие мастера.
Рефлексия
- Доволен ли ты как прошёл урок?
- Было ли тебе интересно?
- Сумел ли ты показать свои знания?
VI. Домашнее задание
Разгадать кроссворд по теме «Хохлома».
Вопросы по вертикали:
1. Как еще можно назвать мастера, который расписывал посуду?
4. Как называлось село, в котором на ярмарке продавали мастера свои изделия?
5. Один из цветов, который нам необходим для хохломской росписи.
По горизонтали:
2. Какие изделия расписывали мастера?
3. Какой цвет присутствует в хохломской росписи?
6.Это тоже цвет, мы используем его, так как не можем получить золотой.
7. Как называется нанесение узоров на деревянную посуду?
Ответы: 1. Художник 5. черный
2. посуда 6. желтый
3. красный 7. роспись
4. хохлома
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.