«Знакомство с ФГОС и примерными образовательными программами основного общего образования»

«Знакомство с ФГОС и примерными образовательными программами основного общего образования»

Медиа
doc
02.12.2019
Знакомство с ФГОС и примерными образовательными программами основного общего образования.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 20

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на заседании

Методического совещания

по теме

«Знакомство с ФГОС  и примерными   образовательными программами

основного общего образования»

 

 

 

Составила: Захарова Вероника Валерьевна

Учитель МБОУ СОШ №20

 

п.Железнодорожный

2017-2018 учебный год

 

 

Знакомство с ФГОС  и примерными   образовательными программами основного общего образования

Разработка и внедрение образовательных стандартов нового поколения стало важным этапом модернизации российского образования.

С 1 сентября 2011 года все российские первоклассники, в том числе и наши, начали учиться по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования. В 2015 году, когда эти ребята перейдут в 5 класс, все школы начнут работать по новому стандарту основной школы, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897. Его апробация в некоторых школах началась уже с сентября 2012 года.

Создание стандартов общего образования второго поколения, направленных на решение широкого комплекса проблем, – задача сложная и многоаспектная. Многие вопросы, связанные с разработкой, содержанием, принятием, введением в действие и оценкой исполнения требований стандарта, не ограничиваются рамками образовательного процесса, а естественным образом выходят в сферы политики, экономики и приобретают характер событий большой общественной значимости.

По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования.

Группу разработчиков возглавил Александр Михайлович Кондаков – член корреспондент РАО, генеральный директор издательства «Просвещение», в конце 1990-х годов занимавший должность заместителя министра образования РФ.

Коллектив разработчиков состояла из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечала за конкретное направление работы.

Разрабатывая стандарт, коллектив исходил из того, что образование, во-первых, является важнейшей социальной деятельностью общества, так как невозможно отделить деятельность системы  образования от деятельности других институтов социализации: средств массовой информации, семьи, конфессий, института гражданского общества. Во-вторых, образование – это системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества. В настоящий момент происходит трансформация Российского государства в направлении развития гражданского общества, меняется система ценностных ориентиров, идеология государства, что приводит к усилению роли образования. 

Были проанализированы ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества, к которым, по мнению разработчиков, относятся:

·        консолидация общества в условиях роста его разнообразия;

·        социальное выравнивание общества (выравнивание в сторону увеличения «среднего» класса);

·        формирование российской гражданской идентичности личности, гражданина Российской Федерации;

·        формирование взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур;

·        конкурентоспособность личности, общества и государства.

Исходя из всего вышеназванного, образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к результатам образования, предъявляемые тремя субъектами: семьей, обществом и государством.

При создании стандарта разработчики учитывали и проблемы в социально-экономическом развитии России, формализованные в различных правительственных документах, в том числе и в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» (сокращенно «Стратегия 2020»). Также рассматривалось и то, что все мы живем в информационную эпоху, когда информационно-компьютерные технологии широко внедряются во все сферы жизни общества, в том числе и в образование:

·       Стремительный рост и свободный доступ к разнообразным ресурсам информационной базы.

·       Дистанционность, мобильность и интерактивность.

·       Формирование социальных образовательных сетей и сообществ на уровне класса, предмета, школы, муниципалитета.

 Все это: образовательный стандарт как общественный договор, проблемы России, «Стратегия 2020», новые технологии (широкое внедрение ИК-технологий во все сферы жизни) – позволило сформулировать новую цель российского образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Что ставит перед образованием и новые задачи:

·        Формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей.

·        Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции.

·        Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса.

·        Укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав граждан.

Разработчики стандарта учитывали также и требования, которые предъявляет XXI век к человеку (не только России, но и всего мирового сообщества в целом):

Ø  Ориентированность на знания и использование новых технологий.

Ø  Активное стремление расширить жизненный горизонт.

Ø  Установка на рациональное использование  своего времени и проектирование  своего будущего.

Ø  Активное финансовое поведение.

Ø  Здоровый и безопасный образ жизни.

Ø  Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.

В основу построения стандартов положена идеологическая и методологическая основа, в качестве которой выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой сформирован национально-воспитательный идеал и заложена диалектика как основной метод познания.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Образованию отводится ключевая роль в духовно_нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяет:

  • Систему базовых национальных ценностей.
  • Современный национальный воспитательный идеал.
  • Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

То есть возвращается система работы школы во второй половине дня, и воспитание ребенка протекает не только в урочной, но и внеурочной деятельности.

Концепция опирается на следующие нормативно-правовые документы:

Ø  Конституция Российской Федерации.

Ø  Закон «Об образовании».

Ø  Закон «О языках народов Российской Федерации».

Ø  Закон «О государственном языке Российской Федерации».

Ø  Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации».

Ø  Послания Президента России.

Ø  Гражданский кодекс.

Ø  Семейный кодекс.

Ø  Трудовой кодекс.

Основным содержанием духовно_нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданскогообщества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

 Базовые национальные ценности российского общества определяют:

Ø  идеологию содержания образования.

Ø  основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России.

Ø  содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации.  

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно исторических социокультурных условиях.

Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Национальный воспитательный идеал - это высшая цель образования: идеальное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, институтов гражданского общества, религиозных и общественных организаций, СМИ.

Основными задачами духовно-нравственного развития и воспитания школьников является формирование у обучающихся:

Ø  Личностной культуры (Готовность и способность  к  нравственному самосовершенствованию, самооценке,  пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Готовность и способность  открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки. Способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата. Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм. Осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности.)

Ø  Семейной культуры (Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству. Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших. Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.)

Ø  Социальной культуры (Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей. Вера в Россию. Забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия.Готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи. Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности. Способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию.)

 Духовно-нравственное развитие гражданина России – это педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного и последовательного принятия ею ценностей:

         семейной жизни.

          культурно-регионального сообщества.

         культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий.

         российской гражданской нации.

         мирового сообщества.

 Планируемые результаты реализации программ воспитания и социализации школьников:

Ø  Сформированность идентичности гражданина России на основе принятия базовых ценностей российского общества (три формы идентичности: этнической или региональной, российской и  общечеловеческой).

Ø  Патриотизм гражданина российского общества.

Ø  Рост роли институтов гражданского общества в воспитании и социализации детей и молодежи.

Ø  Укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государственным и общественным организациям.

Ø  Социальная и духовная консолидация российского народа.

Ø  Приобщение молодежи к ценностям и традициям российской семьи, как основы российского общества.

Ø  Укрепление и совершенствование правового государства.

Ø  Укрепление национальной безопасности.

 Научной составляющей стандарта является документ, носящий название «Фундаментальное ядро содержания образования», в котором отражены основные концепции и принципы, необходимые человеку на протяжении всей его жизни. На основе фундаментального ядра разрабатываются базисные образовательные планы, примерные программы, учебно-методические материалы и пособия.

В нем зафиксированы:

Ø  Система базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования.

Ø  Система основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании.

Ø  Система ключевых задач, обеспечивающих формирование  универсальных видов учебной деятельности..

Изучение фундаментального ядра (содержательного минимума), стандартов (планируемых результатов) в сочетании с учетом образовательных запросов и потребностей, а также задачами и возможностями образовательного учреждения необходимо для составления основы концепции предметного образования в конкретной школе.

Каждое образовательное учреждение может распределять содержание по школьным курсам, требования стандарта и дополнения его под свои задачи, получая основу рабочей программы. Объяснение и описание основных подходов к разработке программы приведено в пояснительной записке: общая характеристика предмета, место его в учебном плане, значение в развитии и воспитании личности, ценностные ориентиры содержания учебного предмета и другие особенности достижения планируемых результатов конкретного учителя в данном образовательном учреждении.

Примерные программы по учебным предметам позволяют грамотно составить  пояснительную записку и использовать содержание в качестве образца. Однако, перед учителем встает задача по определению возможностей каждого учебного занятия в развитии различных  УУД и распределению их по школьным курсам, так как в тематическом планировании, представленном в примерных программах отражено лишь теоретическое содержание по темам и характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), в большей части познавательных, что не дает методической подсказки учителю, какие личностные и метапредметные результаты (личностные, регулятивные, коммуникативные УУД) можно достигнуть при изучении определенных тем курса.

Для системного видения разрабатываемой программы целесообразно использовать карту знаний, ментальную карту, таблицу, которые помогут выйти на различные модели изучения материала в достижения планируемых результатов. 

Разработка стандартов 2 поколения базируется на деятельностном подходе, разработанном в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Деятельностный подход не противостоит компетентностному подходу, а напротив интегрирует его лучшие достижения, как в  педагогической науке, так и  в практике обучения.

Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения,  навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Таким образом, «Стратегия 2020», «духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и «Фундаментальное ядро содержания образования» определяют стандарт как социальную конвенциональную норму,  
реализующую общественный договор в отношении:

1)      ожидаемых результатов образования;

2)       принципов формирования и сущности взаимных обязательств и прав;

3)       общих принципов организации образовательного процесса и важнейших условий его реализации.

Согласование потребностей и интересов является важнейшим шагом успешности политики вообще и политики в образовании в особенности. Следует признать, что разрыв между образованием и потребностями государства, общества и личности не сокращается, а увеличивается. Причины нарастающей рассогласованности в том, что в сложном дифференцированном обществе не может быть полного единообразия интересов в отношении образования.

Это означает, что в основе стандарта должен лежать новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений покоится на принципе взаимного согласия личности, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), в рамках которых только и возможен прогресс в области образования. Таким образом, стандарт – общественный договор, включающий баланс взаимообязательств и баланс требований.

При разработке стандарта индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы можно классифицировать следующим образом.

Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.

Личностная успешность – полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.

Профессиональная успешность – развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.

Социальный заказ – общественные запросы в области общего образования – интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие.

Безопасный и здоровый образ жизни – следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.

Свобода и ответственность – осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор.

Социальная справедливость – освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.

Благосостояние – активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики.

Государственный заказ – государственные запросы в области общего образования – представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов.

Национальное единство и безопасность – формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину.

Развитие человеческого капитала – подготовку поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.

Конкурентоспособность – фундаментальную общекультурную подготовку как базу профессионального образования, прикладную и практическую ориентацию общего образования.

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности.

Личностное развитие – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств, а также развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования и саморегуляции

Социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик, умения принимать ответственные решения, делать осознанный выбор, а также формирование способности и готовности к сотрудничеству, к свободному общению русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации  .

Общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры.

Говоря о стандарте как совокупности трех систем требований, нужно отметить, что прежде всего стандарт отвечает запросам и ожиданиям:

·        Требования к результатам освоения ООП (зафиксированы в ожидаемых результатах системы образования, т.е. планируемых)

·        Требования к структуре ООП (организационные педагогические условия деятельности системы образования, образовательного учреждения);

·        Требования к условиям реализации ООП (ресурсы, кадры, материальная база, информация, финансы).

Если говорить о требованиях к результатам освоения ООП, то в данных стандартах представлены личностные, предметные и метапредметные результаты, то есть у ребенка происходит развитие «компетентности к обновлению компетенций» (формирование компетентности к постоянному обновлению своих знаний, освоению новых видов и способов деятельности).

В качестве интегрированного результата были разработаны портреты выпускников начальной, основной и старшей школы.

Система базовых национальных ценностей направлена на развитие личностной, семейной и социальной культуры. Это составляет основу личностных результатов выпускников средней школы.

Основу предметных результатов выпускников составляют основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы.

Основа метапредметных результатов заложена в системе универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Таким образом, разработчики стандартов предложили модели выпускника.

Выпускник начальной школы

Ø  Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир

Ø  Владеющий основами умения учиться.

Ø  Любящий родной край и свою страну.

Ø  Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Ø  Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

Ø  Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

Ø  Умеющий высказать свое мнение.

Ø  Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Выпускник основной школы

Ø  Познающий  себя как личность,  ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый.

Ø  Умеющий учиться, подготовленный к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории на основе избирательности  интересов.

Ø  Принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества»  (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства).

Ø  Умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной роли.

Ø   Умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером.

Ø  Инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий.

Ø  Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды.

Выпускник школы

Ø  Осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении.

Ø  Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений.

Ø  Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни.

Ø  Готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов.

Ø  Способный к личностному выбору и  поступкам, готовый нести  ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения.

Ø  Разделяющий ценности безопасного  и здорового образа жизни и следующий им в своем  поведении.

Ø  Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата.

Все это потребовало новых видов оценки исполнения стандартов как на уровне персонифицированном, так и не персонифицированном.

Исполнением стандартов является примерная основная образовательная программа.

Примерная основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

На основе примерной основной образовательной программы основного общего образования разрабатывается основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения.

Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

 пояснительную записку;

 планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

 систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

 программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

 программы отдельных учебных предметов, курсов;

 программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;

 программу коррекционной работы  (если есть дети с ограниченными возможностями здоровья).

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

— учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

 систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

 с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;

 с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы основного общего образования, должны конкретизироваться и закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Так как реализация федерального государственного образовательного стандарта предполагает новую цель образования, новые средства обучения, новое содержание, новые технологии обучения, новое целеполагание, то возникает вопрос: «Кто все это будет реализовывать?»

Таким образом, возникают новые требования к подготовке учителя. Воспитать гражданина России может только гражданин России. Следовательно, в настоящее время можно представить следующий портрет учителя:

Ø  Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового  поведения в обществе.

Ø  Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины,  укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Ø  Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций.

Ø  Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности.

Ø  Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы,  владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде.

Ø  Личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями.

Ø  Квалифицированный пользователь ИКТ.

То есть современного учителя можно рассматривать со следующих позиций:

·        Позиция учителя-профессионала

ü  демонстрирует культурные образцы действий

ü  инициирует пробные действия детей

ü  консультирует, корректирует действия

ü  ищет способы включить в работу каждого

·        Позиция воспитателя

ü  создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции и т.д.), самостоятельной выработки жизненных ценностей

ü  “со-участник”, “третейский судья” 

·        Позиция педагогической поддержки

ü  оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать

Невозможно обойтись и без профессионального мастерства учителя:

 - Умение проектирования учебного процесса

         разработка тематического планирования учебного процесса  на основе проецирования итоговых результатов  на данный этап учебного процесса,

         проектирование «учебных ситуаций»;

 - Организация работы обучающихся

         в группах и парах,

         в мобильных группах,

         индивидуальная поддержка детей,

         организация проектной деятельности;

 - Умение разработать и применить новые формы оценочной деятельности

 - ИКТ-компетентность

         Общепользовательские инструменты

         текстовый редактор,

         редактор презентаций,

         динамические таблицы, базы данных

         Мультимедийные информационные источники

         Инструменты коммуникации

         электронная почта,

         Интернет

         ИК-средства

         системы управления учебным процессом,

         интерактивная доска,

         цифровое и мультимедийное учебное оборудование

Таким образом, педагогическое образование – важнейший ресурс реализации стандарта общего образования, как условие устойчивого  инновационного развития  России.

Для перехода на новые образовательные стандарты необходима соответствующая подготовка учителей. Так в нашей школе уже более 60% учителей прошли курсовое обучение по данной теме, остальные пройдут обучение до конца 2014г.

 

 

 

Список литературы:

  1. Выступление руководителя проекта по разработке федерального государственного образовательного стандарта общего образования, генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение» Кондакова Александра Михайловича на интернет-конференции в г. Новосибирске 19.01.2010г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – М.: Просвещение, 2009г.
  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования; под ред. В.В, Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011г.
  5. Материалы по теме «Содержание федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Паневиной Г.Н., доцента кафедры ТиМО ХК ИРО, 2012г.

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)