Сценарий «Люби, цени и знай великий русский язык!»
Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
русская литература +1
7 кл
19.11.2018
Сокровищница русского языка безгранична. «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы» (К.Г.Паустовский)
Ведущий.
В своем прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев называет русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
В письмах к молодым писателям он завещает бережно относиться к языку:
«Еще один последний совет молодым литераторам и одна, последняя просьба.
А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..»
Вечер, мы проведем в форме игры. Соревнующиеся делятся на две группы.
Люби , цени русс яз.doc
«Люби, цени и знай великий русский язык!»
(Русский язык 7 класс)
Разработала: Галина Суфия Батуовна
учительница высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ села Старые Тукмаклы Ведущий.
В своем прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев называет
русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
В письмах к молодым писателям он завещает бережно относиться к языку:
«Еще один последний совет молодым литераторам и одна, последняя просьба.
А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,
этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь
почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать
чудеса!..»
Вечер, мы проведем в форме игры. Соревнующиеся делятся на две группы.
1. Знаешь ли ты, почему рубль называется рублем, а копейка — копейкой?
(За каждый ответ по 3 очка.)
Ответ Слово рубль произошло от слова рубить (рубленный). В старину в качестве денег
употреблялись бруски из золота или серебра. Рублем назывался брусок определенного
веса, отрубленный от целого бруска. Копейка получила свое название от слова копье, на
этой монете раньше изображался всадник с копьем.
2. Как произошли названия кожимит, лавсан, кашемир?
(За каждый ответило 2 очка.)
Ответ: кожимит — сложносокращенное слово и состоит из основы русского слова кож (а)
и части иностранного слова имитация (порусски «подражание»). Слово кожимит
образовано без соединительной гласной, а потому в нем пишется не е, а и. Слово лавсан —
тоже сложносокращенное и получило свое название по имени лаборатории
высокомолекулярных соединении Академии Наук, где впервые создали это волокно.
Кашемиром называется материя, изготовлением которой славится место в Индии
Кашмир.
3. Почему мы так говорим?
Уйти с носом. В древней Руси среди бояр, дьяков и духовенства было очень развито и
взяточничество. Без «взятки», «приноса», а короче «носа» ними никто не мог рассчитывать
на благоприятный исход дела. Если же взятка почемулибо не принималась и человек
уходил с нею обратно, то есть «уходил с НОСОМ», то это означало, что дело проиграно.
4.Игра «Где мы встречались?»
.Ведущий начинает цитату и предлагает продолжить, назвать автора и произведение,
откуда она взята. Правильный ответ отмечается плюсом, неправильный или отказ —
минусом. В случае отказа ответить может любой. Его ответ тоже оценивается.
1) Князь, тихо на череп коня наступил... (и молвил: «.Спи друг одинокий!» — А. С.
Пушкин. «.Песнь о вещем Олеге»).
2) Отселе я вижу потоков рожденье (и первое грозных обвалов движенье — А. С. Пушкин.
«Кавказ»).
3) «Чтоб музыкантом быть... (так надобно уменье и уши ваших понежней», — им отвечает
соловей. — И. А. Крылов. «Квартет»).
4) А лошадь сверху молодая... (ругает бедного коня за каждый шаг. — И. А. Крылов.
«Обоз»).
5) «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?...» («Слышу!» — раздалось среди всеобщей тишины...
— Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» ,
6) «Стой и не шевелись... (Я тебя породил, я тебя и убью! » — сказал Тарас. — Н. В.
Гоголь. «Тарас Бульба»).
7) И погиб казак!... (Пропал для всего казацкого рыцарства! — Н. В. Гоголь. «Тарас
Бульба»). 8) Вперед чужой беде... (не смейся, голубок. — И. А. Крылов. «Чиж и голубь»).
9) Поди, приятель, убирайся, да берегись... (вперед ты мне не попадайся. — И. А. Крылов.
«Волк и журавль»).
10) Люблю грозу... (в начале мая — Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза»).
11) Чем кумушек считать трудиться... (не лучше ль на себя, кума, оборотиться? — И. А.
Крылов. «Зеркало и обезьяна»).
12) Москва моя, страна моя... (ты самая любимая. — В. И. ЛебедевКумач. «Песня о
Москве»).
13) Жил старик со своею старухой... (у самого синего моря. — А. С. Пушкин. «Сказка о
рыбаке и рыбке»).
14) И я там был... (мед, пиво пил.— А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»).
15) Еще в полях белеет снег... (а воды уж весной шумят. —Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»).
16) А он, мятежный... (просит бури, как будто в буре есть покой. — М. Ю. Лермонтов.
«Парус»).
17) Быть шофером хорошо... (а летчиком лучше. — В. В. Маяковский. «Кем быть»).
5.
1) Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слова простыня.
2) Составьте словосочетания типа «прилагательное + сущест¬вительное» со словами мышь,
тюль, шампунь.
3) Образуйте сравнительную степень от прилагательных сладкий, красивый, гладкий,
звонкий, крутой.
4) Расставьте ударения в следующих прилагательных: тиг¬ровая (шкура), кедровый (лес),
оптовая (цена), петельный (шов), мизерное (количество), балованный (ребенок).
5) К каким частям речи относятся выделенные слова: 1) Се¬стра красивее брата. 2)
Мальчик стал писать красивее?
6) Каким членом предложения является выделенное слово: Привычка рано вставать
сохранилась у него на всю жизнь?
7) К каким частям речи относятся данные слова: варенный, вареный, кроенный, кроеный,
приближенный, приближённый?
8) В каком случае не ставится запятая перед союзом и в сложносочиненном предложении?
9) Поставьте в творительном падеже числительное восемь¬ сот семьдесят шесть.
10) Приведите пример слова такой структуры, чтобы суф¬фикс в нем стоял после
окончания.
11) Каким способом образованы существительные мостовая, больной, приемная?
12)Поставьте существительное дно в форме множественногочисла.
Жюри подводит итоги
Вручение значка победившей команде «Люби, цени и знай свой язык»
Сокровищница русского языка безгранична. «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и
в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и
блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и
детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и
ликование победы» (К.Г.Паустовский)
Сценарий «Люби, цени и знай великий русский язык!»
Сценарий «Люби, цени и знай великий русский язык!»
Сценарий «Люби, цени и знай великий русский язык!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.