Урок изобразительного искусства
на тему «Рисую настроение - цветотерапия, как искусство раскрытия способностей ребёнка»
Выполнила: учитель начальных
классов
Батчаева Зухра Ахьяевна
И в 10 лет, и в 7, и в5
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски.
Все нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
(Берестов)
Урок на тему: «Рисую настроение» эта тема интересна тем, что учит детей вглядываться в окружающих людей, изучать их, интересоваться ими, обращать внимание не только на красивую фигуру, прическу, одежду, но и на цветовой мир человека и понимать свои эмоции, создавать настроение.
Цели урока:
- знакомство с разнообразием нетрадиционных методов рисования;
- раскрыть внутренний потенциал ребёнка и предупредить страхи и тревоги.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать навыки анализа живописных произведений, полученные на уроках изобразительного искусства, умения соотносить прочитанное с увиденным;
- учить видеть прекрасное вокруг себя.
Обучающие:
-сформировать навыки выполнения цветового рисования, для формирования настроя человека и окружения в быту;
- формирование внимания, мышления, цветоразличение, устранение напряжения и страха;
- усиление нервной системы, увеличение уверенности в себе.
Воспитывающие:
- привить любовь к изобразительному искусству;
- воспитывать художественный вкус.
Оборудование: бумага для акварели, краски, гуашь, кисточки, вата, вода, репродукции картин выполненных в нетрадиционной манере рисования, лютневая музыка 16 века (звучит в течение всего урока), стихотворения, эпиграф и афоризмы об искусстве.
Ход урока.
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. На урок потребуются: гуашь, краски и альбом, в котором вы будете делать необходимые записи и, по возможности, зарисовки.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня нас ожидает новая тема: «Нетрадиционные техники рисования» Мы научимся с вами рисовать интересные картины, даже если у нас нет большого опыта в этом увлекательном деле.
3. Изложение нового материала, показ репродукций.
А вы знаете ребята, что ученые считают период древнего каменного века временем зарождения искусства. Именно тогда у людей появилась потребность рисовать и вырезать.
В 1868 году испанский археолог Дон Марселино де Сау- Туола нашел впервые рисунки древнего человека в пещере Альтамира (на севере Испании). С ним была его 8 летняя дочь, которая первая и обнаружила на потолке пещеры изображения бизонов и быков нарисованных красной охрой. Изображены они были в действии.
На уроках ИЗО обучающиеся эмоционально раскрываются, дают волю своим чувствам на бумаге, изливая свою печаль, тревоги и радость. Как важно помочь ребенку с его трудностями, разглядеть, прочесть на языке изобразительного искусства скрытые эмоции.
Над вопросом сохранения и поддержания здоровья учащихся работаю много лет. Продолжая работать над поисками преподавательских технологий, которые дают возможность сохранить, а в отдельных случаях и закрепить уровень существующего здоровья школьников. Меня заинтересовал метод цветотерапия.
Искусство - это волшебство, созданное человеком.
Это особый взгляд на мир. Умение видеть дальше, видеть глубже, видеть под другим углом, чем человек далекий от искусства. И лишь только человек с открытой душой и богатым внутренним миром способен постичь красоту нашей жизни. А жизнь, как писал об этом в цикле «Письма о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев («Понимать искусство»), – самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, тот самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», – это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.
Цвет регулярно влияет на человеческий организм, он способен быть его доктором. Наука о целительстве цветом именуется цветотерапией.
Учитель: И мы сегодня с вами будем учится рисовать. Но рисовать по иному, назовем это «Для тех, кто не умеет…..»
Существует множество методов рисования: с помощью красок, мелков, графити, карандашами, но на ряду с этим существует и нетрадиционная методика рисования.
1. Рисунок своими руками
Нету кисточки-пропала,
Только я грустить не стала,
Обмокну я пальчик в краску
Нарисую пальцем сказку
2. Ниткография
Нитку волшебную в руки возьми,
В краску ее хорошо обмокни
Листок белоснежный сложив пополам,
Ниточку эту протягивай сам,
Раскрыв ты увидишь листок непростой.
Рисунок его украшает чудной
3. Игры с кляксой
На альбом упала краска
На листе осталась клякса
Пририсую ей глаза
Пусть летает стрекоза
4. Штрих
5. Томпонирование
6. Трафарет
7. Мокрые рисунки- именно с этой техникой мы и ознакомимся сегодня
Эти необычные приемы рисования очень просты, но невероятно увлекательны!
Даже далекий от живописи человек захочет попробовать.
Впрочем, у нас есть возможность в этом убедиться.
Я познакомлю вас с техникой Мокрый рисунок.
Для начала познакомлю вас с цветом настроения.
Красный дает силы.
Жёлтый улучшает настроение.
Синий успокаивает.
Зелёный наделяет смелостью.
Фиолетовый стимулировать учебу.
Предлагаю вам выполнить практическую работу.
Запишите свое имя в альбоме. По таблице выведенной на слайд, расставьте цифры соответствующие буквам имени. Найдите сумму всех чисел. У вас получилось двухзначное число, сложите цифры числа между собой. По таблице определите цвет соответствующий вашему имени. А на листах можете прочитать его характеристику.
Таблица цвета своего имени. Составил эту таблицу Э.И. Гоникман. В ней он приводит девять цветов, классификация который, по его мнению, охватывает широкий диапазон значений цвета. Для начала надо найти в таблице буквы имени и соответствующие им цифры. Числа свыше девяти следует складывать, так как в нашем распоряжении количество цветов ограничено.
Красный |
1 |
А, И, С, Ъ |
Оранжевый |
2 |
Б, й, Т, Ы |
Желтый |
3 |
В, К, У, Ь |
Зеленый |
4 |
Г, Л, Ф, Э |
Голубой |
5 |
Д, М, Х, Ю |
Синий (индиго) |
6 |
Е, .Н, .Ц, Я |
Фиолетовый |
7 |
Ё, О, Ч |
Розовый |
8 |
Ж, П, Ш |
Золотой |
9 |
З, Р, Щ |
Цвет имени.
1.Красный: общительны, любят шумные компании, но легко раздражаются, не умеют спорить. Эти люди обладают неудержимым стремлением быть первыми, поэтому из их числа выходит наибольшее количество профессиональных спортсменов.
2. Оранжевый: творческие, уверенные в себе.
3. Жёлтый: интеллектуалы, тяготеют к точным наукам и естествознанию.
4. Зелёный: отзывчивы, очень добры, любят природу.
5. Голубой: целители, искренние, доверчивые, талантливые личности.
6. Синий: преданные друзья, ответственные.
7. Фиолетовый: доброжелательны, всегда спешат на помощь близким.
8. Розовый: способности принести в мир любовь, чистоту, теплоту и открытость.
9. Золотой - непоседливые, энергичные.
Оказывается, имя, данное нам при рождении, обладает своим цветом: каждый звук вибрирует и связан с определенной длиной волны. Эта как картина, для написания которой были использованы разные краски. Цветовые значения имен учитываю при личностно-ориентированном подходе к учащимся.
Физкультминутка
Жёлтый цвет - именно в середине урока повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память,
- Ветер
- Ветер дует нам в лицо,
- Закачалось деревцо.
- Ветер тише, тише, тише.
- Деревцо всё выше, выше.
Оранжевый цвет увеличивает работоспособность на длительный период, способствует усвоению и запоминанию материала.
Ребята, посмотрите на оранжевый круг, представьте себе яркое солнышко, вдохните его энергию. А теперь закройте глаза ладошками, держите ладошки свободно, не нажимайте на глаза, чтобы им было свободно под ладонью. Так ваши глаза отдыхают лучше всего от света и это длится 1 минуту.
Практическая часть.
Мокрый лист.
Мокрой кисточкой хорошо смачиваем лист.
Набираем обильно краску на кисть так, чтобы она стекала с кончика
и капаем куда считаем нужным на лист.
Она сразу так красиво начинает расплываться! Можно капнуть оттеночным цветом
между или сверху.
Можно покрутить листик в разные стороны, давая стечь краске.
Если это будет букетик, то капаем зелени (листва).
Ждём когда окончательно расплывётся и высохнет. Только после этого подрисовываем горшок или вазу и фон.
Тёмными пятнышками между цветами создаём глубину.
Аналогично. Смачиваем фон, капаем.
Сделайте листья зелеными, желтыми и синими красками.
В этих работах важно не переусердствовать! Минимум
добавленных деталей, глаз сам "дорисует" необходимое.
Переизбыток подрисовки неизбежно испортит работу.
Отпечатки.
А это другой способ
создания цветов.
Берём кусочек бумаги, комкаем в небольшой шарик, мажем кисточкой в нужный цвет.
Можно жидко развести краску на одноразовой тарелке и макать туда комочек.
Далее ставим отпечатки на лист бумаги.
Рисуем цветы и листики.
Учитель: (рефлексия).
Вспомните какие методы нетрадиционного рисования мы узнали.
1. Что означает цвет?
2. Как меняется настроение от цвета?
3. Каким техникам вы сегодня научились?
Итог урока.
Рисование - это интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов и нетрадиционных техник рисования создаются живописные изображения.
Рисование приобщает детей к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус. Рисование нетрадиционным способом дарит детям незабываемые ощущения от непосредственного взаимодействия с красками.
Эмоции, вызванные изобразительным искусством способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовно-нравственным ценностям, развивают их способности и творчество.
Творчество есть соучастие в сотворении мира! (Альт Шулле)
СПАСИБО ВСЕМ!
Список использованной литературы
1. Рабкин Е.Б., Соколова Е.Г. Цвет вокруг нас. М., 1964 .С. 43.
2. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство. М.: Стройиздат, 1973. 120 с.
3. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов: Модифицированный цветовой тест Люшера: Метод. Руководство. М., 1990. 75 с.
4. Номер журнала BEST OF THE BEST 2008- http://www.myhouse.ru/s.php/673.htm Выпуск "Исцеление цветом: Хромотерапия" рассылки "Натуральное лечение" от 08 июня 2007 года
5. Виктор Драгунский: Живая энергия цвета,1995 .
6. Демидов В.Е. Как мы видим то, что мы видим. М.: Знание, 1987. 138с.
7. П.В. Яньшин. Психология и психосемантика цвета. Самара, 1996. 218с.
8.http://www.svetan.ru/zvetoterapia
9.http://www.n-ataeva.ru/index/uspokaivajushhie
10. https://ml-style.net/kamni-cvetoterapiya/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.