ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Тема: «Радость-великая тема искусства».
4 «Б» класс.
Тема занятия |
«Радость-великая тема искусства». |
УМК |
Школа России. (Б.М.Неменский) |
Цели деятельности педагога |
Развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека. Изображение радости с помощью сюжета и цветовой гаммы. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: - понимание красоты в жизни человека; - стремление к использованию художественных умений для создания красивых вещей. Метапредметные: - осознавать познавательную задачу; - самостоятельно выполнять творческие задания; - осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач; - планировать свои действия и уметь давать самооценку своей работе. Предметные: -воспитать чувство радости. -сформировать у детей представление об оттенках цвета. - включение разнообразных стилей, связанных в композиции, в любом изделии.
|
Методы и формы обучения |
Методы:объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, эвристический; Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Основные понятия и Термины |
Радость, искусство.Теплые и холодные, светлые и темные цвета, |
Наглядно- демонстрационный материал |
Презентация, видеоролик, рисунки с этапами последовательного изображения, иллюстрации с картин художников. |
Оборудование |
АРМ педагога, наглядно-демонстрационный материал, канцелярские принадлежности. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации со взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
Промежуточный контроль |
1.Оргмомент |
- Здравствуйте, меня зовут Полина Александровна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Добрыйдень, На уроке не зевать, – Проверим вашу готовность к уроку: на краю стола должны лежать: краски, кисти, стаканчик с водой, альбомные листы. |
Приветствуют учителя.
Слушают внимательно.
Проверяют свою готовность к уроку. |
Фронтальная |
Коммуникативные УУД: Приветствие учителя. Регулятивные УУД: Готовность рабочего места. |
Зрительный контакт |
2.СТИЦ |
-Ребята, я загадаю загадку вам, а вам нужно будет отгадать ее. Ответ этой загадки будет служить темой нашего урока.
Она у каждого бывает, Кто про невзгоды забывает. Ты хочешь петь и веселиться, Ей можно с другом поделиться, Она - любимая, как сладость. Она – отрада наша,…(Радость)
Что означает это слово?
Назовите синонимы слова «радость»
Все верно! Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Радость-великая тема искусства». Попробуем разобраться, что ж это за чувство. |
Дети активно отвечают на вопросы.
Радость-веселье, наслаждение утеха. Внутренне чувство удовлетворения. Горе, сопереживание, печаль, грусть… |
Фронтальная |
Познавательные УУД: умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. |
Зрительный контакт |
3.Вступительная беседа |
-Самая высокая цель искусства - помочь людям понять друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по-настоящему Человеком. Когда человек не умеет понимать других, его называют черствым, сухим. Потому что его высушенная душа как безлюдная пустыня. Нужно уметь не только видеть радость в происходящем, но и делиться ей с другими. -Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: почему так сказал поэт? Р.Газматов
Ты счастлив тем, что многие года Живешь спокойно, с бурями не споря, Друзей не знаешь, то есть никогда Ни с кем не делишь радости и горя. Но если даже прожил ты сто лет И голова, как мудрость, поседела, Тебе при людях говорю я смело, Что не родился ты еще на свет. -Как вы относитесь к такой жизни без радостей?
-Я вам предлагаю посмотреть одну очень интересную притчу, связанную с нашей темой. (видеофрагмент). - смотрите внимательно и после просмотра ответите на вопрос: о чем эта притча?
-Для чего девочка решила купить бусы сестре? Все верно!
А о чем нам говорит поступок продавца? И поступок продавца нам тоже о многом говорит.Он оказался очень добрым человеком и ради радости девочки пошел на такой поступок. Вот и в картинах тоже можно изобразить доброту, счастье… - Какие вы знаете картины художников, от которых веет добротой и счастьем? (Валентин Серов «Девочка с персиками», Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу и др.)
- Посмотрите на эту картину (Московский дворик). - Чувствуете ли вы радость от этой картины? Через что она проявляется? - Эту картину написал Василий Дмитриевич Поленов и назвал он ее «Московский дворик».
Иногда, для того чтобы написать прекрасную картину, художник много путешествует, долго и придирчиво ищет самые красивые виды, в конце концов, находит заветное место и раз за разом приходит туда с этюдником. А
бывает и так, что для того, чтобы создать замечательную работу, ему
достаточно просто подойти к собственному окну, взглянуть на совершенно
обычный московский дворик — и случается чудо, появляется удивительный пейзаж,
наполненный светом и воздухом.
Легко
скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом
землю, зажигая блеском купола церквей, укорачивая густые тени… Казалось бы —
незамысловатая картина, к которой сам художник поначалу серьезно не
относился: написал и почти забыл о ней. Но тут его пригласили принять участие
в выставке. Ничего значительного у него не оказалось, и Поленов решил
выставить «Московский дворик».
Художники видят в окружающей действительности такие моменты, которые людям нравится, и они чувствуют себя счастливыми и радостными. - Давайте вспомним, какой праздник был недавно, который радовал русского человека целую неделю весельем, блинами, встречами, посиделками…?
- Художник Борис Михайлович Кустодиев решил эту радость масленичной недели завпечатлить в своей картине, которую так и назвал «Масленица».
- Через что художник показал, что люди радуются этому празднику, что им весело, у них хорошее настроение?
- Для некоторых художников радость – это изображение цветов ( Герасимов «Сирень», Врубель «Розы и орхидеи»).
- Для художника Евгения Чарушин – радость - это изображение забавных животных детёнышей, которые резвятся, балуются как маленькие дети (показ его рисунков)
- А художника иллюстратора – Илью Белибина всегда вдохновляли сказки А.С. Пушкина. Он их выполнял быстро, ярко, нарядно, в русском народном стиле (Сказка о Царе Салтане: царевич увидел на острове град).
- А вам, ребята, что приносит радость в вашей жизни?
|
Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, делают выводы.
-отрицательно, невозможно жить без радости и с безразличием ко всему.
Смотрят притчу о доброте. - притча учит теплоте, бережно относиться к семье… -Чтобы порадовать свою старшую сестру. Ради ее счастья. -поступок продавца говорит о его доброте, отзывчивости и мудрости.
- Валентин Серов «Девочка с персиками», Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу и др
- радость проявляется через цвета, людей…. - Яркий солнечный день, на улице тепло. Гуляют дети, куры. Летают птицы – в се это радует глаз.
Праздник «Масленица»
- 1). Через цвет. Цвета художник взял необычные: яркие и светлые, теплые и холодные. Они как музыка звучат по-разному: то громко, то тихо. - 2) Через сюжет. Люди радуются празднику: катаются на лошадях, санках, смеются, поют; торгуют в лавках своим товаром. А природа сопутствует этому радостному настроению.
(получил хорошую оценку, день рождения, подарки на Новый год, покупка новой интересной книжки, путешествие на море летом…)
|
Фронтальная Индивидуальная |
Регулятивные УУД: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею). Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли.
Личностные УУД:
Умение организовать себя, соблюдение дисциплины. |
Зрительный контакт Ответы на вопросы |
4.Объяснение практического задания. |
И сегодня вы нарисуете такой рисунок, и так нарисуете, чтобы и вы и мы – зрители испытывали радость от вашей работы. Для каждого человека радость своя. Для кого-то это цветы, природа, для некоторых это семья, их домашние животные. (показ учителем картины). Работа с карточками.2 слова: РАДОСТЬ и ГРУСТЬ.Дети подбирают цветовую гамму к этим словам. Давайте распределим цвета на 2 группы. Затем вместе проверим. Обратите внимание, какие цвета чаще всего используют художники для изображения радости? -все верно. Используются чаще всего теплые, яркие цвета, такие как желтый, желто-зеленый, оранжевый и тд. Вот и я вам предлагаю подумать, что же вам доставляет радость и ваша задача — будет это изобразить. Для меня радость- это цветы, поэтому я вам покажу, как я изобразила веточку сирени. Первым делом я карандашом наметила сам цветок, его лепестки, веточку, листья… вторым этапом я сделала легкий, полупрозрачный фон, тк писала акварелью, а затем уже главный цветок в цвете. И последний этап заключение… добавляем оттенки, мелкие детали. Готово. Не забываем правила при работе с красками. При работе с акварелью для начала ее смачиваем водой, а также не оставляем кисти в баночке с водой. |
- выходят 2 человека и работают с карточками.
- используют яркие, светлые и теплые оттенки. |
Фронтальная Индивидуальная |
Личностные УУД: Ориентирование на плодотворную работу.
Регулятивные УУД: осуществляют контроль деятельности.
|
Зрительный контакт. Под руководством учителя, обучающиеся анализируют, составляют последовательность работы над изделием. |
5. Физминутка |
- Но перед тем, как мы приступим к выполнению задания, я предлагаю немного отдохнуть. Встаем и выполняем вместе движения. Я вышел в сад, осенний сад. (ходьба) На ветках яблоки висят. Качает ветер ветки. (взмахи руками) Я в руки яблоки беру- Веселые, как лето… (потянулись на носочках) Закаты на одном боку, А на другом- рассветы. (наклоны) |
Сначала дети смотрят на учителя. Потом встают и повторяют движение за педагогом.
|
Фронтальная Словесная Наглядная |
Познавательные УУД: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.
|
Зрительный контакт |
6.Самостоятельная практическая работа. |
- Ну, а теперь вы приступаете к работе. Придумайте радостную «картину» и нарисуйте ее. Пока вы рисуете, придумаете небольшую историю, рассказ того, что вы изобразили. И в конце урока мы устроим выставку под названием «Радость в наших рисунках» На выполнение всей работы у вас есть 20 минут. Приступаем! Желаю удачи!
Учитель проводит индивидуальную и фронтальную работу, ходит по классу и помогает детям с выполнением практической работы. Приемы: - похвала - напоминание – практическая помощь - предупреждение ошибок (сильно не давите на карандаш...) - демонстрация лучшего начала работы (перед классом). |
Начала дети слушают рекомендации учителя по творческой работе, а после приступают к самостоятельному выполняют задания по теме урока. |
Фронтальная Словесная Индивидуальная
|
Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других Личностные УУД: Умение организовывать свою рабочую деятельность |
Зрительный контакт. Проговаривание правильного, грамотного ответа. |
7.Итог. Рефлексия. |
-Ребята, я считаю до трех, и мы перестаем работать и садимся красиво. Сейчас мы проведем небольшую выставку ваших работ. - К доске выйдут те, у кого на столе лежит жетон. Вот и у нас получилась выставка под названием «Радость в наших рисунках». Я выбрала этих ребят, чтобы мы рассмотрели с вами разные сюжеты работ. А так работы у всех очень красивые и интересные. - За счет чего вы смогли передать радость в своем рисунке? (Во время защиты учитель оказывает помощь, если она требуется; отмечает лучшее в работе, а также подводит выводы). - На такой радостной ноте мы заканчиваем урок. Помните, что радость и счастье в мелочах, но порой мы это забываем! - Всем спасибо. - Мне было приятно с вами работать. Урок окончен! |
Дети демонстрируют свою работу классу.
- За счет цвета, сюжета
|
Фронтальная Коллективная Индивидуальная |
Познавательные УУД: Умение делать выводы.
Личностные УУД: Адекватное оценивание своего труда, своей проделанной работы. |
Зрительный контакт |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.