Урок изобразительного искусства для 4 класса по теме: "Радость- великая тема искусства"

  • docx
  • 08.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Изо радость.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

Технологическая карта урока изобразительного искусства

Тема: «Радость-великая тема искусства».

4 «Б» класс.

 

Выполнила:
                                                                                                                                                                  Студентка группы Ш – 37
Велижанинова Полина Александровна
                                                                                                                                            Проверили:
                                                                                                                                                               Методист от колледжа:
Якушева Галина Ивановна

Отметка «__ » (___________________)

Методист от школы:
Ярославцева Наталья Анатольевна
                                                                                                                                                                        _______________________

Отметка «__ » (___________________)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема занятия

«Радость-великая тема искусства».

УМК

Школа России. (Б.М.Неменский)

Цели деятельности педагога

Развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека.

Изображение радости с помощью сюжета и цветовой гаммы.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

- понимание красоты в жизни человека;

- стремление к использованию художественных умений для создания красивых вещей.

Метапредметные:

- осознавать познавательную задачу;

- самостоятельно выполнять творческие задания;

- осуществлять  деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

- планировать свои действия и уметь давать самооценку своей работе.

Предметные:

-воспитать чувство радости.

-сформировать у детей представление об оттенках цвета.

- включение разнообразных стилей, связанных в композиции, в любом изделии.      

 

Методы и формы обучения

Методы:объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, эвристический;

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и

Термины

Радость, искусство.Теплые и холодные, светлые и темные цвета,

Наглядно-

демонстрационный

материал

Презентация, видеоролик, рисунки с этапами последовательного изображения, иллюстрации с картин художников.

Оборудование

АРМ педагога, наглядно-демонстрационный материал, канцелярские принадлежности.

 

 

 

 

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации со взаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

1.Оргмомент

- Здравствуйте, меня зовут Полина Александровна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Добрыйдень,
Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,
А стараться,  рисовать!

– Проверим вашу готовность к уроку: на краю стола должны лежать: краски, кисти, стаканчик с водой, альбомные листы.

Приветствуют учителя.

 

Слушают внимательно.

 

 

 

Проверяют свою готовность к уроку.

Фронтальная

Коммуникативные УУД:

Приветствие учителя.

Регулятивные УУД:

Готовность рабочего места.

Зрительный контакт

2.СТИЦ

-Ребята, я загадаю загадку вам, а вам нужно будет отгадать ее. Ответ этой загадки будет служить темой нашего урока.

 

Она у каждого бывает,

Кто про невзгоды забывает.

Ты хочешь петь и веселиться,

Ей можно с другом поделиться,

Она - любимая, как сладость.

Она – отрада наша,…(Радость)

 

Что означает это слово?

 

 

Назовите синонимы слова «радость»

 

 

Все верно! Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Радость-великая тема искусства». Попробуем разобраться, что ж это за чувство.

Дети активно отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Радость-веселье, наслаждение утеха. Внутренне чувство удовлетворения.

Горе, сопереживание, печаль, грусть…

Фронтальная

Познавательные УУД:

умение структурировать знания.

 

Коммуникативные УУД:

речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Зрительный контакт

3.Вступительная беседа

-Самая высокая цель искусства - помочь людям понять друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по-настоящему Человеком.

Когда человек не умеет понимать других, его называют черствым, сухим. Потому что его высушенная душа как безлюдная пустыня. Нужно уметь не только видеть радость в происходящем, но и делиться ей с другими.

-Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: почему так сказал поэт?

Р.Газматов

 

Ты счастлив тем, что многие года

Живешь спокойно, с бурями не споря,

Друзей не знаешь, то есть никогда

Ни с кем не делишь радости и горя.

Но если даже прожил ты сто лет

И голова, как мудрость, поседела,

Тебе при людях говорю я смело,

Что не родился ты еще на свет.

-Как вы относитесь к такой жизни без радостей?

 

-Я вам предлагаю посмотреть одну очень интересную притчу, связанную с нашей темой. (видеофрагмент).

- смотрите внимательно и после просмотра ответите на вопрос: о чем эта притча?

 

-Для чего девочка решила купить бусы сестре?

Все верно!

 

А о чем нам говорит поступок продавца?

И поступок продавца нам тоже о многом говорит.Он оказался очень добрым человеком и ради радости девочки пошел на такой поступок. Вот и в картинах тоже можно изобразить доброту, счастье…

- Какие вы знаете картины художников, от которых веет добротой и счастьем? (Валентин Серов «Девочка с персиками», Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу и др.)

 

- Посмотрите на эту картину (Московский дворик).

- Чувствуете ли вы радость от этой картины? Через что она проявляется?

- Эту картину написал Василий Дмитриевич Поленов и назвал он ее «Московский дворик».

 

Иногда, для того чтобы написать прекрасную картину, художник много путешествует, долго и придирчиво ищет самые красивые виды, в конце концов, находит заветное место и раз за разом приходит туда с этюдником.

 А бывает и так, что для того, чтобы создать замечательную работу, ему достаточно просто подойти к собственному окну, взглянуть на совершенно обычный московский дворик — и случается чудо, появляется удивительный пейзаж, наполненный светом и воздухом.
Именно такое чудо произошло с художником Василием Поленовым, который выглянул из окна своей квартиры в начале лета и довольно быстро написал увиденное.

 

 Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая блеском купола церквей, укорачивая густые тени… Казалось бы — незамысловатая картина, к которой сам художник поначалу серьезно не относился: написал и почти забыл о ней. Но тут его пригласили принять участие в выставке. Ничего значительного у него не оказалось, и Поленов решил выставить «Московский дворик».
Как ни странно, именно эта «незначительная картинка» принесла Василию Поленову известность и славу — ее полюбили и публика, и критики: в ней есть и тепло, и яркие краски, а ее героев можно рассматривать бесконечно, придумывая историю про каждого из них.

 

Художники видят в окружающей действительности такие моменты, которые людям нравится, и они чувствуют себя счастливыми и радостными.

- Давайте вспомним, какой праздник был недавно, который радовал русского человека целую неделю весельем, блинами, встречами, посиделками…?

 

- Художник Борис Михайлович Кустодиев решил эту радость масленичной недели завпечатлить в своей картине, которую так и назвал «Масленица».

 

- Через что художник показал, что люди радуются этому празднику, что им весело, у них хорошее настроение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Для некоторых художников радость – это изображение цветов ( Герасимов «Сирень», Врубель «Розы и орхидеи»).

 

- Для художника Евгения Чарушин – радость - это изображение забавных животных детёнышей, которые резвятся, балуются как маленькие дети (показ его рисунков)

 

- А художника иллюстратора – Илью Белибина всегда вдохновляли сказки А.С. Пушкина. Он их выполнял быстро, ярко, нарядно, в русском народном стиле (Сказка о Царе Салтане: царевич увидел на острове град).

 

 

- А вам, ребята, что приносит радость в вашей жизни?

 

 

 

 

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-отрицательно, невозможно жить без радости и с безразличием ко всему.

 

Смотрят притчу о доброте.

- притча учит теплоте, бережно относиться к семье…

-Чтобы порадовать свою старшую сестру. Ради ее счастья.

-поступок продавца говорит о его доброте, отзывчивости и мудрости.

 

 

- Валентин Серов «Девочка с персиками», Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу и др

 

- радость проявляется через цвета, людей….

- Яркий солнечный день, на улице тепло. Гуляют дети, куры. Летают птицы – в се это радует глаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздник «Масленица»

 

 

 

 

 

- 1). Через цвет. Цвета художник взял необычные: яркие и светлые, теплые и холодные. Они как музыка звучат по-разному: то громко, то тихо.

- 2) Через сюжет. Люди радуются празднику: катаются на лошадях, санках, смеются, поют; торгуют в лавках своим товаром. А природа сопутствует этому радостному настроению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(получил хорошую оценку, день рождения, подарки на Новый год, покупка новой интересной книжки, путешествие на море летом…)

 

Фронтальная

Индивидуальная

Регулятивные УУД:

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею).

Познавательные УУД:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

 Коммуникативные УУД:

уметь выражать свои мысли.

 

Личностные УУД:

 

Умение организовать себя, соблюдение дисциплины.

Зрительный контакт

Ответы на вопросы

4.Объяснение практического задания.

И сегодня вы нарисуете такой рисунок, и так нарисуете, чтобы и вы и мы – зрители испытывали радость от вашей работы.

Для каждого человека радость своя. Для кого-то это цветы, природа, для некоторых это семья, их домашние животные. (показ учителем картины).

Работа с карточками.2 слова: РАДОСТЬ и ГРУСТЬ.Дети подбирают цветовую гамму к этим словам.

Давайте распределим цвета на 2 группы. Затем вместе проверим.

Обратите внимание, какие цвета чаще всего используют художники для изображения радости?

-все верно. Используются чаще всего теплые, яркие цвета, такие как желтый, желто-зеленый, оранжевый и тд.

Вот и я вам предлагаю подумать, что же вам доставляет радость и ваша задача — будет это изобразить. Для меня радость- это цветы, поэтому я вам покажу, как я изобразила веточку сирени.  Первым делом я карандашом наметила сам цветок, его лепестки, веточку, листья… вторым этапом я сделала легкий, полупрозрачный фон, тк писала акварелью, а затем уже главный цветок в цвете. И последний этап заключение… добавляем оттенки, мелкие детали. Готово.

Не забываем правила при работе с красками. При работе с акварелью для начала ее смачиваем водой, а также не оставляем кисти в баночке с водой.

 

 

 

 

 

 

- выходят 2 человека и работают с карточками.

 

- используют яркие, светлые и теплые оттенки.

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные УУД:

Ориентирование на плодотворную работу.

 

Регулятивные УУД:

осуществляют контроль деятельности.

 

 

Зрительный контакт.

Под руководством учителя, обучающиеся анализируют, составляют последовательность работы над изделием.

5. Физминутка

- Но перед тем, как мы приступим к выполнению задания, я предлагаю немного отдохнуть. Встаем и выполняем вместе движения.

Я вышел в сад, осенний сад. (ходьба)

На ветках яблоки висят.

Качает ветер ветки. (взмахи руками)

Я в руки яблоки беру-

Веселые, как лето… (потянулись на носочках)

Закаты на одном боку,

А на другом- рассветы. (наклоны)

Сначала дети смотрят на учителя.

Потом встают и повторяют движение за педагогом.

 

Фронтальная

Словесная

Наглядная

Познавательные УУД:

Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

 

Зрительный контакт

6.Самостоятельная практическая работа.

- Ну, а теперь вы приступаете к работе. Придумайте радостную «картину» и нарисуйте ее.

 Пока вы рисуете, придумаете небольшую историю, рассказ того, что вы изобразили.  И в конце урока мы устроим выставку под названием «Радость в наших рисунках»

На выполнение всей работы у вас есть 20 минут. Приступаем! Желаю удачи!

 

Учитель проводит индивидуальную и фронтальную работу, ходит по классу и помогает детям с выполнением практической работы.

Приемы:

- похвала

- напоминание

– практическая помощь

- предупреждение ошибок (сильно не давите на карандаш...)

- демонстрация лучшего начала работы (перед классом).

Начала дети слушают рекомендации учителя по творческой работе, а после приступают к самостоятельному выполняют задания по теме урока.

Фронтальная

Словесная

Индивидуальная

 

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать речь других

Личностные УУД:

Умение организовывать свою рабочую деятельность

Зрительный контакт.

Проговаривание правильного, грамотного ответа.

7.Итог. Рефлексия.

-Ребята, я считаю до трех, и мы перестаем работать и садимся красиво. Сейчас мы проведем небольшую выставку ваших работ.

- К доске выйдут те, у кого на столе лежит жетон. Вот и у нас получилась выставка под названием «Радость в наших рисунках». Я выбрала этих ребят, чтобы мы рассмотрели с вами разные сюжеты работ. А так работы у всех очень красивые и интересные.

- За счет чего вы смогли передать радость в своем рисунке?

(Во время защиты учитель оказывает помощь, если она требуется; отмечает лучшее в работе, а также подводит выводы).

- На такой радостной ноте мы заканчиваем урок. Помните, что радость и счастье в мелочах, но порой мы это забываем!

- Всем спасибо.

-  Мне было приятно с вами работать. Урок окончен!

Дети демонстрируют свою работу классу.

 

 

 

 

- За счет цвета, сюжета

 

 

 

 

 

 

Фронтальная Коллективная

Индивидуальная

Познавательные УУД:

Умение делать выводы.

 

Личностные УУД:

Адекватное оценивание своего труда, своей проделанной работы.

Зрительный контакт