Урок изобразительного искусства в 6 классе. Тема: «Красота родной природы. Весенний пейзаж».

  • docx
  • 04.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Otk_urok_v_6_kl_2020_god.docx

                 Урок изобразительного искусства в 6а классе.

Тема: «Красота родной природы. Весенний пейзаж».

Цель урока: создать условия для ознакомления с жанром живописи – пейзажем, выполнить творческую работу «Весенний пейзаж», расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре искусства.

Задачи урока:

 обучающие

           - познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;

        - показать роль искусства в понимании красоты природы;

        - учить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве;

        - закрепить умение анализировать произведения искусства;

развивающие

        - развивать воображение, творческую фантазию;

        - развивать речь детей, их творческие и коммуникативные способности;

воспитывающие: 

          - воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

           - воспитывать любовь к искусству, русской культуре..

Обучающийся научится:
• строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции; 
• использовать художественные материалы (гуашь, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, иллюстрации к произведениям литературы и музыки;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
 

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация;

картины о природе: Саврасов А.К. "Грачи прилетели", Левитан И. "Весна. Большая вода" и др.

Литературный ряд: стихи о природе.

Зрительный ряд: презентация к уроку «Красота родной природы. Весенний пейзаж», репродукции, рисунки, карточки «План описания картины».

Музыкальный ряд:  П.И.Чайковский " Времена года".

Художественные материалы и инструменты для работы: краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой.

Оформление доски:

Эпиграф:

« В очарованье русского пейзажа

есть подлинная радость, но она

открыта не для каждого и даже

не каждому художнику видна»

                        Н. Заболотский.

Термины:

Пейзаж «местность, страна», а с латинского - «село, деревня».

 

Тип урока: информационный, урок формирования знаний, умений и навыков.

Формирование УУД:   личностных,  регулятивных, познавательных.

 Метод: комбинированный

Структура урока:

1.     Организационная часть – 1 мин.

2.     Актуализация знаний. Постановка учебной задачи -2 мин

3.     Изложение нового материала – 14  мин.

4.     Закрепление изученного материала -2 мин

5.     Практическая работа – 25 мин.

6.     Подведение итога урока. Рефлексия - 1 мин.

 

Ход урока:

 

I. Орг. момент (1-2)

    Учитель:   ребята, начнем  наш урок творчества. Творчество – это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Сегодня я хочу пригласить вас, ребята, в необычный музей. В  нем всего две картины. Это произведения двух великих русских художников И Левитана . "Весна. Большая вода" и А.Саврасова "Грачи прилетели".

II Актуализация знаний (3мин)

-Посмотрите внимательно на стену. На ней представлены  репродукции картин. Скажите, что здесь изображено?

( виды природы.)

-Правильно, а как вы думаете,  называются вот эти картины? (Пейзажи)

-Как вы думаете, что мы будем сегодня делать. (Познакомимся с жанром пейзажа)

- А какое время года здесь изображено? (Весна)

-Какое имя вы бы дали нашему уроку? (Весенний пейзаж)

- А кто мне скажет, что же такое пейзаж? (ответы детей)

 

- В словаре С.Ожегова есть термин : " Пейзаж-рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении."

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные уголки природы.

IV Работа по теме (8 мин)

- Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой. Рассматривание картин художников.

Работа  Алексея  Кондратьевича  Саврасова « Грачи прилетели»

Художник запечатлел уголок сельской природы среднерусской полосы в один из дней ранней весны. Снег еще не везде сошел, но уже появились лужи. Деревья голы, но на них уже хлопочут грачи. Вдали виднеется церквушка

Пейзаж наполнен радостным чувством ожидания светлого, теплого, доброго.  Да, этот уголок не блещет особыми красотами. Но как тонко здесь подмечены признаки прихода весны - времени пробуждения природы: неяркий, даже серый день и вместе с тем 

- Какие звуки могли бы услышать? (Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание ручьев.)

- Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине? (Грачи. Они обрадовали и взволновали художника своим прилетом, и он сумел показать радость птиц, вернувшихся на родину.)

- Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж простой, скромный, незамысловатый, но очень близкий, навевающий легкую грусть.

- Как художник показывает нам приближение весны? (В поле растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля .Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)

- Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)

А. Саврасов говорит нам: « Цените тихую прелесть, неяркую красоту и очарование русской природы!»

 

Картина  Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода»

.  считается Шедевром пейзажной живописи.  Отличается оно поэтичностью, лиричностью, теплотой, прозрачностью.  Это одно из самых музыкальных творений Левитана.

Левитан любил весну — начало жизни. Из-за границы он пишет своему другу, художнику Васнецову: «Воображаю, какая прелесть у нас на Руси — реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия…»

Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение: они растворяются в воде своими корнями, а их розовые ветки сливаются с голубизной неба. 

 

 -  Какое настроение в этой картине вы увидели?

(Лирическое настроение, настроение радости)

 

-Какие же основные цвета в пейзаже? (Голубой, желтый, зеленый Золотистые, розовые, голубые, фиолетовые).)  , как много цветовых оттенков — один цвет как бы вливается в другой.

 

- Какой месяц весны на нем изображен? (В апреле на водоемах тает лед, кругом разливается вода На картине изображён момент половодья,). Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками.   

- Какое настроение они создают у зрителя? (Радостное, весеннее). 

- Какие чувства вызывает у вас представленная картина?

-Можно сказать, что художники увидели весну одинаково? (Нет. У каждого своего видения весны), Казалось бы, одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и печаль, а другой – улыбку и радость.

- Одинаковая или разная весна у этих художников?  (разная)

В каждом из них перед нами открывается душа художника, его внутренний мир, потому что, постоянно наблюдая и изучая природу, настоящий художник старается уловить в ее жизни мгновение наиболее близкое и дорогое его сердцу, наиболее полно выражающее его чувства.

Художники показали весну такой, какой видят ее сами.

 

Какие же цвета использовали художники, чтобы показать нам весну.( Палитра красок.)

 

(Физкультминутка для глаз)

 

6. Практическая работа .

Мы не один раз любовались весенней природой в парке, на улицах поселка. 

А теперь мы с вами посмотрим на мир глазами художников. Попробуем и мы создать с вами образ весны,

 

Задание:        изобразить  весенний пейзаж .

Выполнить рисунок весеннего пейзажа в одном из состояний природы: дождь, ветер, туман, яркое солнце или пасмурный день ..

1)    Выберите настроение, состояние в природе. Вспомните, приходилось ли вам наблюдать природу рано утром или вечером, на закате ?

2)    Выберите расположение листа.

3)    Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую гамму (среду) – общее колористическое настроение. 

4)    Помните, что надо выразить состояние природы, передать настроение, а не перечислять предметы и деревья

 

Во время практической работы для фона включить музыкальное произведение.  

Учитель делает целевые обходы:

- контроль организации рабочего места,

- контроль правильности выполнения приемов работы,

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,

- контроль объема и качества выполнения работы.

 

 

7.     Подведение итога урока. Рефлексия.

 

Выставка работ учащихся. Подведение итогов урока.

 

Выступление детей. Защита собственных работ с применением вспомогательных карточек.

 

Анализируют  свою работу:

 

1)Название моей картины. Жанр.

2) Сюжет моей картины.

3) Соответствие законам

 изобразительного искусства.

4)Что я хотел выразить своей картиной?

 

Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.

Рассматривая ваши работы, мы видим, что каждая из них по своему индивидуальна по цвету и графике.

 

 

-И так, подведем итог нашей работы.

-Закончите фразу: Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня я научился...