Тема: Внутренняя политика Екатерины II и просвещённый абсолютизм
Урок истории 8 класс, учебник история России Захаров В.Н., Пчёлов Е.В.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель: формирование представлений о сущности политики просвещённого абсолютизма, идеях Екатерины II, изложенных в «Наказе»; деятельности Уложенной комиссии. Оценка личности императрицы.
Задачи:
Образовательные: актуализация
знаний идей Просвещения и их влияния на деятельность Екатерины II, характеристика
личности, анализ церковной политики Екатерины II и деятельности Уложенной
комиссии.
Развивающие: развитие у учащихся умений выделять главное, проводить
причинно-следственные связи давать оценку историческим явлениям; формирование
умений работать с текстом учебника, историческим источником.
Воспитательные: развивать интерес к истории своего государства;
воспитывать чувство патриотизма.
Основные понятия и термины: просвещённый абсолютизм, секуляризация, Уложенная комиссия.
Планируемые результаты:
Предметные: умение объяснять значение основных понятий темы, определять влияние идей просветителей на взгляды и деятельность Екатерины II, характеризовать политические взгляды Екатерины II на основе текста учебника и исторического источника, объяснять цели секуляризации церковного землевладения и его последствия, определять цель созыва Уложенной комиссии, оценивать результаты её деятельности, знание основных дат темы урока.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение давать определения понятий, умение анализировать информацию, проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Регулятивные УУД: владение основами целеполагания, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, представлять результаты своей работы.
Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, полно и точно выражать свои мысли.
Личностные: Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину в классе. Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Познавательный интерес к истории России. Понимание роли личности в истории. Личностная оценка идей и деятельности Екатерины II.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Организационный
|
Приветствие учащихся, создание эмоционального настроя на работу с помощью эпиграфа "То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем,- бесконечно". П.Лаплас. Организация работы по группам, выдача листов самооценки. |
Приветствие учителя, работа с эпиграфом, эмоциональный настрой на работу. Выбор лидера группы. Изучают листы самооценки. |
П: умение анализировать Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний
|
Возвращение к темам эпохи дворцовых переворотов. Фронтально. Вопросы: 1. Дайте определение: дворцовый переворот. 2. Назовите временные рамки дворцовых переворотов. Работа по группам Задание: 1.Соотности правителей с датами их правления. 2. Расставить на ленте времени правителей Российской империи в период Дворцовых переворотов. 3. Соотнести портреты с именами правителей. Подведение пройденного материала к теме и целям урока. Вопросы: назовите правителя, имя, которого у вас присутствует в задании, но правление его мы его ещё не изучали. Какого правителя мы сегодня должны будем изучить на уроке? Давайте вспомним понятие просвещённый абсолютизм. Назовите монархов, проводивших политику просвещённого абсолютизма? В конце урока вам необходимо ответить на вопрос: почему Екатерина II стала проводить в начале своего правления политику просвещённого абсолютизма (проблема). |
Отвечают на вопросы. Работают в группах: соотносят имена с датами, расставляют правителей на ленте времени, соотносят правителей с портретами и дают ответы (заполняют листы самооценки). Называют правителя - Екатерина II. Вспоминают понятие просвещённый абсолютизм, монархов, проводивших политику просвещённого абсолютизма. Формулируют тему урока. Записывают тему в тетрадь (Внутренняя политика Екатерины II и просвещённый абсолютизм).
|
П: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, строить речевые высказывания в устной форме, устанавливать причинно- следственные связи. К: умение отвечать на вопросы учителя, умение сообщать содержание в устной и письменной форме.
|
Постановка учебной задачи |
Итак, к власти пришла Екатерина II. Долгое царствование Екатерины II было насыщено реформами, которые вновь, как и при Петре I сделали страну самым могущественным государством в Европе. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня, исходя из темы урока? |
Возможные варианты: личность и реформы Екатерины II Записывают в тетради план, годы правления Екатерины II. |
П: - самостоятельное выделение познавательной цели Р: владение навыками целеполагания К: умение отвечать на вопросы учителя, умение сообщать содержание в устной и письменной форме.
|
«Открытие нового знания» |
Даёт задание подготовить доклад о личности Екатерины II. Слушая докладчика, выделите черты характера, которые позволили ей стать Великой. Давайте вспомним основные идеи просветителей. Что на практике могла из идей просветителей осуществить русская императрица? Задание по учебнику: п.2 Секуляризация церковного землевладения. Задание: Кто первый начал проводить политику секуляризации? Почему Екатерина II активно проводила политику секуляризации церковного имущества? Задание по группам п.3 Уложенная комиссия: 1. Представьте, что вы Екатерина II и составьте от её имени «Наказ» (учебник и исторический источник «Из наказа Екатерины II Уложенной комиссии») 2. Представьте, что вы депутаты Уложенной комиссии, когда и зачем вы собрались, что решили, чем закончилась ваша работа в комиссии. 3. Какие оценки получил созыв Уложенной комиссии? |
Выделяют черты личности императрицы, увлечение идеями анг. и фр. просветителей. Называют основные идеи просветителей. Выдвигают предположения о направлениях внутренней политики. Работают с учебником и отвечают на вопросы. Варианты ответов: 1. Пётр I, затем Пётр III. 2. Ограничение влияния церкви, укрепление абсолютизма; пополнение казны. Работают по группам, выполняют задание. Заполняют листы самооценки.
|
П: сравнивают объекты, анализируют, обобщают, доказывают и делают выводы. Р: выбирают средства достижения, планируют деятельность К: умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, - владение монологической и диалогической речью.
|
Физкультминутка |
Глухие телефоны: На первые парты учащимся дается написанное на листочке слово (абсолютизм, просвещённый абсолютизм, секуляризация), они должны передать его шепотом следующему ученику. Последний ученик встает и называет слово. Учащиеся дают определение термину.
|
Выполняют задание |
|
Первичное закрепление |
Ученикам предложено повернуться лицом к своему соседу справа в группе и рассказать, что нового и интересного он узнал сегодня на уроке, а также задать свои вопросы товарищу и в свою очередь ответить на вопросы своего соседа. |
Выполняют задание Заполняют листы самооценки. |
П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Р: оценка достижения планируемых результатов К: сотрудничество с сверстниками, - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, - владение монологической и диалогической речью
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Инструкции по выполнению теста. Ребята у вас на столе предлагается небольшой тест. Выполните его у себя в тетради. Учитель называет правильные ответы. Называет критерии оценивания тестовых заданий. |
Выполняют тест. Меняются тетрадями для дальнейшей проверки. |
П: сравнивать, анализировать, обобщать. Р: волевая саморегуляция
|
Рефлексивно-оценочный Дифференцированное домашнее задание |
Почему Екатерина II стала проводить в начале своего правления политику просвещённого абсолютизма? Выполнили ли мы с вами поставленные задачи: изучить личность Екатерины II, её реформы (секуляризация церковного землевладения, созыв Уложенной комиссии).
Даёт рекомендации по выполнению домашнего задания: § 14, задание по выбору (составить тест по теме или написать сочинение «Просвещённый абсолютизм»). |
Примерные ответы: её увлечение идеями просвещения, стремление к укреплению абсолютной монархии, решение внутриполитических задач (пополнение казны, выработка нового свода законов и т.д). Делают выводы о достижении целей урока, поставленных в начале занятия. Осуществляют рефлексию учебной деятельности. Считают полученные оценки за все этапы работы на уроке и выставляют средний балл, полученный на уроке в дневники. |
П: рефлексия способов и условий действий, - контроль и оценка способов и результатов действий Р: оценка достижения планируемых результатов, - волевая саморегуляция К: сотрудничество с учителем и сверстниками, - участие в коллективном обсуждении проблем, - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, - владение монологической и диалогической речью
|
Лист самооценки
Вид работы |
Оценка |
||||
«1» |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
|
1. Актуализация знаний |
|
|
|
|
|
2.Исторический портрет Екатерины II |
|
|
|
|
|
3. Работа с текстом учебника по группам |
|
|
|
|
|
4. Первичное закрепление |
|
|
|
|
|
5. Тест «Правление Екатерины II» |
|
|
|
|
|
Итоговая оценка за работу на уроке |
|
|
|
|
|
Задания:
Посмотрите внимательно карточку с заданием, которая лежит перед вами. Здесь у нас представлены правители России в период Дворцовых переворотов и их годы правления. Давайте поможем им найти свои законные места, и восстановим хронологию их правления.
Правитель |
Годы правления |
Екатерина I |
1762 – 1796 гг. |
Петр II |
1741 – 1761 гг. |
Анна Иоанновна |
1727 – 1730 гг. |
Елизавета Петровна |
1761 – 1762 гг. |
Петр III |
1730 – 1740 гг. |
Екатерина II |
1725 – 1727 гг. |
Лента времени
1725 – 1727 1727 – 1730 1730 – 1740 1741 – 1761 1761 – 1762 1762 – 1796
Посмотрите внимательно и расставьте на ленте времени правителей Российской империи в период Дворцовых переворотов.
Соотнесите правителей с их портретами (Екатерины I, Екатерины II, Пётр II, Пётр III, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна)
Исторический портрет Екатерины II
Екатерина выросла с мыслью, что ей самой надобно прокладывать себе дорогу. С детства ей толковали, что она некрасива, и это рано заставило ей учиться искусству нравиться, искать в душе того, чего недоставало наружности. Чтобы быть чем-нибудь на свете, писала она, припоминая свои детские думы, надобно иметь нужные для того качества; заглянем хорошенько внутрь себя, имеются ли у нас такие качества, а если их нет, то разовьем их. Для Екатерины жить - смолоду значило работать. Она была способна к напряжению, к усиленному, даже непосильному труду, и потому себе и другим казалась сильнее самой себя. Она рано поняла, что познание людей каждый должен начинать с самого себя. Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на самого себя со стороны.
У нее было две страсти, с летами превратившиеся в привычки - читать и писать: она прочла необъятное количество книг. Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками, над которыми подшучивала. Обойтись без книги и пера ей было так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка. Екатерина вела переписку с видными иностранными писателями, учеными и философами - д'Аламбером, Дидро, Гриммом, - советуясь с ними о школьных делах, предлагая им писать записки и проекты о распространении просвещения в России. Она хотела стоять в уровень с умственными и художественными движениями века: Эрмитаж со своими картинами, тысячами гравюр - свидетель её забот о собирании художественных богатств, а в самом Петербурге и его окрестностях сохранились сооружения работавших по её заказам иностранных мастеров.
В обращении она пускала в ход бесподобное умение слушать, угадывать настроение: это подкупало, внушало доверие, располагало к откровенности: Екатерина предпочитала изучать сильные стороны других и умела указать их самому обладателю. В этом умении тайна неотразимого обаяния, какое, по словам княгини Дашковой, Екатерина производила на тех. кому хотела нравиться. Вежливая простота обхождения самой Екатерины даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости прежнего времени.
Царствование Екатерины II нельзя причислить к спокойным и легким временам: напротив, это была довольно тревожная и тяжелая пора. Сравнительным спокойствием Россия пользовалась в первые пять лет царствования, если не считать крестьянских бунтов. За тем семилетний приступ внешних и внутренних тревог. Из 34 лет царствования 17 лет борьбы внешней или внутренней на 17 лет отдыха!
Тест «Правление Екатерины II»
1. Какое историческое название получила внутренняя политика Екатерины II?
А) политика «сильной руки»
Б) «следование западному образцу»
В) политика «просвещенного абсолютизма»
2. Каким должен быть монарх, по мнению Екатерины II?
А) деспот и тиран
Б) демократ на троне
В) философ на троне
3. Что такое секуляризация?
А) изъятие церковных ценностей из храмов и монастырей
Б) упразднение патриаршества
В) передача церковных и монастырских земель государству
4. Для чего Екатерина II собирает Уложенную комиссию?
А) для разработки реформ в области образования
Б) для создания нового свода законов
В) для рассмотрения написанного ею «Наказа»
5. Какое сословие получило новые привилегии в царствование Екатерины II?
А) купечество
Б) дворянство
В) окружение императрицы
6. Основная мысль документа «Жалованная грамота дворянству» 1785 года (выбрать все возможные варианты):
А) отмена прежних привилегий дворян
Б) подтверждение прежних привилегий
В) разрешение на создание дворянских обществ и дворянских собраний
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
в |
в |
в |
б |
б |
в |
Ответы:
Рефлексия
В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов |
|
1. На уроке я работал |
активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался |
коротким / длинным |
4. За урок я |
не устал / устал |
5. Материал урока мне был |
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
6.Домашнее задание мне кажется |
легким / трудным интересным / неинтересным |
Таким образом, урок составлен в соответствии с системно-деятельностным подходом, этапы урока соответствуют уроку освоения новых знаний. В ходе урока ученик сознательно ставит цели и задачи, выдвигает гипотезы, сравнивает, обобщает, делает выводы, домашнее задание выбирает по возможностям решения познавательных задач (личностно-ориентированное обучение). Проблемная технология применяется на этапе актуализации знаний и решается в течении всего урока, применяются ИКТ-технологии и здоровьесберегающие (чередуются виды деятельности, применяется физкультминутка)
Презентация:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.