Урок изучения нового материала на тему:"«Я так люблю Татьяну милую мою…» (Татьяна Ларина – любимая героиня А. С. Пушкина)"
Оценка 4.8

Урок изучения нового материала на тему:"«Я так люблю Татьяну милую мою…» (Татьяна Ларина – любимая героиня А. С. Пушкина)"

Оценка 4.8
Работа в классе +1
doc
русская литература
8 кл—11 кл +1
14.06.2020
Урок изучения нового материала на тему:"«Я так люблю Татьяну милую мою…» (Татьяна Ларина – любимая героиня А. С. Пушкина)"
Цели и задачи урока: 1. Образовательные: 1) осмыслить внутренний мир героини А. С. Пушкина – Татьяны Лариной; 2) выявить позиции автора по отношению к ней; 3) познакомиться с высказываниями писателей и критиков относительно данного образа; 4) развивать у учащихся навыки пообразного анализа художественного произведения, работы с критической литературой (в данном случае – критическими отзывами); 5) совершенствовать умение анализировать мысли и чувства не только героев произведения, но и свои. 2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, формировать коммуникативные компетенции, мыслительные операции, воображение, способности к эмпатии. 3. Воспитательные: воспитывать интерес к литературе, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом. Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, беседа с элементами эвристики, самостоятельная (индивидуальная) работа, метод выразительного чтения, метод словесного рисования. Оборудование: карточки с высказываниями критиков и писателей относительно образа Татьяны Лариной, тексты романа «Евгений Онегин».
урок ларина.doc

Тема урока: «Я так люблю Татьяну милую мою…» (Татьяна Ларина – любимая героиня А. С. Пушкина).

Вид урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Технология: педагогическая мастерская.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные: 1) осмыслить внутренний мир героини А. С. Пушкина – Татьяны Лариной; 2) выявить позиции автора по отношению к ней; 3) познакомиться с высказываниями писателей и критиков относительно данного образа; 4) развивать у учащихся навыки пообразного анализа художественного произведения, работы с критической литературой (в данном случае – критическими отзывами); 5) совершенствовать умение анализировать мысли и чувства не только героев произведения, но и свои.

2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, формировать коммуникативные компетенции, мыслительные операции, воображение, способности к эмпатии.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к литературе, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, беседа с элементами эвристики, самостоятельная (индивидуальная) работа, метод выразительного чтения, метод словесного рисования.

Оборудование: карточки с высказываниями критиков и писателей относительно образа Татьяны Лариной, тексты романа «Евгений Онегин».

План урока:

1. Вступительное слово учителя – 5 мин.

2. Составление словесного портрета Татьяны – 5 мин.

3. Исследовательская работа учащихся – 10 мин.

4. Беседа по содержанию образа Татьяны Лариной – 10 мин.

5. Работа с критическими отзывами – 10 мин.

6. Подведение итогов урока, обобщение полученных выводов – 5 мин.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы снова поговорим о романе «Евгений Онегин», уделив пристальное внимание одному из главных действующих лиц произведения – образу Татьяне Лариной. Это не случайно. Татьяна – любимая героиня самого автора, А. С. Пушкина, и, возможно, данный образ прольет свет на тайну женского идеала поэта. Кроме того, образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. На протяжении всего романа она остается верной себе, чистой и глубокой натурой, ей чужд тот мир, в котором она живет. Жизненные испытания, размышления, чтение книг, знакомство с петербургским и московским обществом развили характер Татьяны, ее ум. Сознание своего долга, верность данному слову для Татьяны выше личного счастья. Да и могло ли оно и быть? С образом Татьяны связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над бездуховной средой. Кто она, пушкинская героиня?

2. Составление словесного портрета Татьяны. Роман вами прочитан, и с героиней А. С. Пушкина вы уже знакомы. Попытайтесь нарисовать ее словесный портрет, какой именно вы представляете героиню? Какая актриса лучше, на ваш взгляд, справилась бы с ролью Татьяны? (Ответы учащихся).

3. Исследовательская работа учащихся. А сейчас я предлагаю вам самостоятельно определить отношение А. С. Пушкина к своей героине. Из текста романа выпишите несколько определений Татьяны, из которых хорошо прослеживается восприятие поэтом данного образа.

Оценка автором Татьяны: «Дика, печальна, молчалива…» (XXV, гл. вторая); «…русская душою…» (IV, гл. пятая); «Моя Татьяна…» (XXIV, гл. седьмая); «Я так люблю Татьяну милую мою…» (LV, гл. седьмая); «Меня стесняет сожаленье» (XXIV, гл. четвертая) и др.

4. Беседа по содержанию образа Татьяны Лариной. Так как относится автор к своей героине? Каков ее характер?

(Автору импонирует характер Татьяны, но при этом можно отметить такие ее качества, как замкнутость, мечтательность, наивность, любовь к природе, чувственность, искренность).

– Откуда такие качества в этой девушке? И она так не похожа на свою сестру Ольгу! (Татьяна росла одинокой в родной семье. Пушкин так и говорит: «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Татьяне чужды интересы провинциальных помещиков. Она сознает свое одиночество в этой среде. В письме Онегину признается: «Вообрази, я здесь одна, никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна». Татьяна от природы одарена «воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». «Татьяна, русская душою», тонко чувствует красоту родной природы. Она близка к национальной и народной почве. Она воспитывалась под сильным влиянием няни – крепостной крестьянки. Ей она и открывала свою душу).

– На формирование каких качеств оказало влияние общения с няней? Как характеризует девушку такая душевная близость с крестьянкой? (Простота, скромность, душевность, доброта).

– Что еще повлияло на внутренний мир девушки? (Чтение ею дамских романов. Поэтому и наяву она грезила о чистой и красивой любви).

– В чем видит свое счастье Татьяна? (В любви, в романтическом желании целиком отдаться своему чувству).

– Татьяна пишет в письме к Онегину: «По сердцу я нашла бы друга, / Была бы верная супруга / и добродетельная мать». А в чем Онегин искал счастье? «безумии страстей», в празднике жизни).

– И как результат: «Нет. Рано чувства в нем остыли». Другими словами: пустота, холод, усталость, бесчувствие. Татьяна же из тех «однолюбок», для которых любовь может быть или великим счастьем, или великим несчастьем. В Онегине она сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родную душу. И даже после чтения ею любимых книг, где «Онегина душа себя невольно выражала», когда она поняла, кого судьба ей послала, она продолжает его любить. («Я Вас люблю, к чему лукавить?»). Перед читателем возникает в первых главах образ чистой искренней девушки, наивной в своем стремлении к счастью. Но вот прошло 2 года. Татьяна княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она? (И да, и нет. Конечно, она «в роль свою вошла», но не потеряла главного – своей простоты, естественности, человеческого достоинства).

– В каких строках об этом говорит автор?

(Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Все тихо, просто было в ней) (XXIV, гл. восьмая).

– Очень важна эта строка – «без подражательных затей». Татьяне незачем кому-то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему «и нос, и плечи подымал, вошедший с нею генерал». Он гордится своей женой. В Татьяне Пушкину близко ее равнодушие к светской жизни.
Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе. Как Онегину не мила его «постылая свобода», так и Татьяна тяготится мишурой «постылой жизни». Но все же почему в начале 8 гл. сказано: «Как изменилася Татьяна», а в конце: «Кто прежней Тани, бедной Тани, теперь в Татьяне б не узнал»? (Несмотря на постоянство внутреннего содержания, Татьяна вынуждена соответствовать обстановке светского раута да и жизни в высшем свете в целом. Отсюда – маска равнодушия).

– А внутри она осталась прежней? (И да, и нет. Это всё еще простая, добрая девушка, как и раньше, но более спокойная, умиротворенная. Она уже не ищет сильных чувств, смирившись с той жизнью, которая есть у нее сейчас).

– Судьба Татьяны трагична. Знание суровых законов света заставило носить маску. Сам Пушкин не ограничен однолинейным отношением к жизни и к своим героям. И в этой широте взгляда на жизнь возникают противоречивые высказывания по отношению к самой Татьяне со стороны критиков.

5. Работа с критическими отзывами. Перед вами высказывания известных русских писателей и критиков относительно образа Татьяны Лариной. Прочитайте их. Чье мнение вам ближе? Почему? С чьим мнением вы не согласны? (фронтальный опрос).

И. А. Гончаров: «… с инстинктом самосознания, самобытности, самодеятельности…. Характер своеобразен, ищет сам своего выражения и формы и оттого кажется капризным, таинственным, малоумным».

Ф. М. Достоевский: «Русская женщина смело пойдет за тем, во что верит. Но она «другому отдана и будет век ему верна». Кому же, чему же верна? Каким обязанностям? Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он – ее муж, измена ее покроет его позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях, а и в высшей гармонии духа».

В. Г. Белинский: «… и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота, и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которую замаскирована рабская боязнь общественного мнения… Во всем так и пробивается страх за свою добродетель… Пока она в свете, его мнение всегда будет ее идолом».

(На мой взгляд, правильнее понял и точнее обрисовал образ Татьяны  В. Г. Белинский. Он раскрыл те внутренние противоречия, которые характерны для уже повзрослевшей Татьяны. Конечно, в ней появились и новые черты («резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которую замаскирована рабская боязнь общественного мнения»), но ведь Татьяна и не могла остаться прежней чистой и наивной девушкой после такого сильного разочарования в любви к Онегину. Прав и Ф. М. Достоевский в том, что правильно оценивает причины верности Татьяны своему долгу. С тем, что Татьяна «капризна», «таинственна», «малоумна», как писал И. А. Гончаров, не согласна. По моему мнению, такие суждения слишком однобоки, поверхностны).

– Действительно, Татьяне пришлось многое пережить, и самое главное – разочарование в любимом человеке. А вместе с разочарованием в Онегине пришло и разочарование в тех девичьих мечтах о любви, о счастье, которые воспитывали в ней дамские сентиментальные романы. Одним словом Татьяна повзрослела. В каких строках мы узнаем об этом? (При встрече с Онегиным уже замужняя Татьяна сама объясняет ему причины случившихся в ней изменений:

Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче – боже! – стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь... Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой...) (XLIII, гл. восьмая).

– Татьяна прощает Онегина, хотя это сделать нелегко, что еще раз подтверждает ее доброту. А изменилось ли отношение автора к Татьяне на протяжении романа? (Нет, не изменилось. А. С. Пушкин, проведя свою героиню через тяжелое испытание любовью, разочарование в любимом человеке, понимает, как трудно ей пришлось все это перенести. В то же время он уважает ее верность мужу, той жизни в целом, которую она сознательно выбрала, сохранив внутреннее богатство и душевную щедрость).

– Давайте вспомним сцену их последнего свидания. Легко ли было героине сохранять спокойствие? Найдите и прочитайте данный эпизод (Нет, не легко.

О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!
В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений;
Она вздрогнула и молчит;
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева...
Его больной, угасший взор,
Молящий вид, немой укор,
Ей внятно все. Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней,
Теперь опять воскресла в ней.
Она его не подымает
И, не сводя с него очей,
От жадных уст не отымает
Бесчувственной руки своей...) (XLII, гл. восьмая).
– Но тем не менее она сделала это, не повторив ошибки молодости. Поведение Татьяны с Онегиным в момент их последней встречи характеризует ее еще и как сильную личность.

6. Подведение итогов урока, обобщение полученных выводов. Итак, сегодня мы говорили с вами о пушкинской Татьяне – образе, милом сердцу поэта. Стала ли теперь Татьяна ближе и понятнее для вас? (ответы учащихся).

– В чем, на ваш взгляд, заключается мастерство, гениальность                А. С. Пушкина при создании идеального с его точки зрения женского образа? (Во-первых, поэт создал правдивый образ, несущий в себе «приметы» той эпохи, о которой говорит автор; во-вторых, он сумел показать его в развитии: как и любой человек, Татьяна «выросла», повзрослела, не утратив, однако, той душевной теплоты, доброты и искренности, которые так прельщали А. С. Пушкина да и нас, верных поклонников его творчества, оставшись верной самой себе).

Творческое домашнее задание: сочинение-миниатюра (на выбор):

«Любовь в жизни Татьяны Лариной».

«Любить человека – это значит…» (по образу Татьяны Лариной).


Тема урока : «Я так люблю Татьяну милую мою…» (Татьяна

Тема урока : «Я так люблю Татьяну милую мою…» (Татьяна

Ход урока: 1. Вступительное слово учителя

Ход урока: 1. Вступительное слово учителя

Автору импонирует характер Татьяны, но при этом можно отметить такие ее качества, как замкнутость, мечтательность, наивность, любовь к природе, чувственность, искренность)

Автору импонирует характер Татьяны, но при этом можно отметить такие ее качества, как замкнутость, мечтательность, наивность, любовь к природе, чувственность, искренность)

Я Вас люблю, к чему лукавить?»)

Я Вас люблю, к чему лукавить?»)

Судьба Татьяны трагична. Знание суровых законов света заставило носить маску

Судьба Татьяны трагична. Знание суровых законов света заставило носить маску

Татьяны своему долгу. С тем, что

Татьяны своему долгу. С тем, что

Давайте вспомним сцену их последнего свидания

Давайте вспомним сцену их последнего свидания

В чем, на ваш взгляд, заключается мастерство, гениальность

В чем, на ваш взгляд, заключается мастерство, гениальность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2020