Урок: русский язык, УМК «Школа России».
Класс: 3
Тип урока: ОНЗ
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова
Учитель:
Основные виды деятельности:
- формулировать определение однокоренных слов и корня слова;
- различать однокоренные слова ( с общим корнем);
- выделять в них корень;
- подбирать примеры однокоренных слов.
Планируемые результаты:
- Находить группы однокоренных слов;
- выделять в них корень;
- объяснять лексическое значение однокоренных слов;
- находить и выписывать слова с указанным корнем.
Универсальные учебные действия:
- Поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения признаков ( существенные, несущественные)
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||
Орг.момент ( самоопределение к деятельности). |
- Оцените свою готовность к уроку. - Спасибо, садитесь! - Сегодня урок русского языка, я бы хотела начать так: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». (Умный – синоним. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.) -Как вы понимаете эти слова? - Я вам желаю, чтобы вы сегодня на уроке приобрели новые знания и стали еще мудрее.
|
Проверяют готовность
Эмоциональный настрой на урок |
||||||
Формулирование темы урока.
Задание «Восстанови текст»
|
-Откройте тетради, запишите число, месяц, «Классная работа». Двадцатое октября. Классная работа.
- У вас есть листочки с заданием, возьмите их. - Вам нужно подобрать из слов для справок, подходящие по смыслу слова. Попробуйте это сделать самостоятельно. Что бы вам было удобно работать, можно воспользоваться листочками, которые лежат у вас на парте.
Жили – были серый еж И его ежиха Серый еж был очень тих И ежиха тоже. И ребёнок был у них Очень тихий ежик . Слова для справок: ёж, ежиха, ёжик.
- Итак, какое стихотворение у нас получилось? - Какой заголовок вы бы подобрали к стихотворению? -Спишите в тетрадь - В чем особенность вставленных слов? Чем они похожи? - Выделите корень.
|
- Ученик выразительно читает текст, а остальные проверяют. - Высказывают версии: «Семейка», «Мама, папа и сынок» и т.д.
-списывают - Это однокоренные слова. |
||||||
Целеполагание.
|
- Сформулируйте тему урока.
- Это новая тема для нас?
- Вспомните всё, что вы знали раньше об однокоренных словах и подчеркните в первой колонке таблицы «я знал…».
- Чтобы сформулировать цель урока вам поможет вторая колонка таблицы. Во второй колонке подчеркните то, о чём бы вы хотели узнать об однокоренных словах.
Какую цель на урок поставили? |
- Однокоренные слова.
- Нет, мы знакомились с понятием «однокоренные слова» во 2 классе.
- Учиться находить однокоренные слова и выделять корень слова.
Ученики работают с таблицей.
Формулируют.
|
||||||
ОНЗ
|
Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал» - Обратите внимание на следующее задание.
- На доске записаны группы слов. Найдите и запишите только однокоренные слова.
Задание: 1 вариант: 1.Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.
2 вариант: 2.Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.
- Все ли слова понятны? Работа со словарём. Горец – нарицательное наименование этнических групп, живущих в горных районах. Купец – человек ( торговец), занятый в сфере торговли.
- Какие слова написали? - Как определили, что записали однокоренные слова?
Сформулируйте правило «Что такое однокоренные слова?» Где мы можем проверить? - Откройте учебники на стр. 61. - Прочитайте правило.
- Выделите ключевые слова для понятия «однокоренные слова» ДОСКА
- На стр.61 выполним упр. 108 Работа у доски. - Почему слова «грибы» и «грибной» однокоренные? ( Возвращаемся к схеме) - А какое лексическое значение у слова гриб? Особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами |
Ученики выполняют задание у себя в тетрадях.
Ученики читают слова: 1 вариант – гора, горка, пригорок, горец. 2 вариант: - купить, покупка, покупатель, купец, накупить.
- Нет, нам не понятны слова горец и купец. - Эти слова похожи по смыслу и в них есть общая часть – корень.
Формулируют
- Одинаковый корень, одно и тоже значение.
Выполняют |
||||||
Физ.минутка
Самостоятельная работа. |
- Если я назову пару однокоренных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар слов будет названо.
Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.
Работа в парах.
- У вас на столе лежат карточки двух цветов. Выберите себе одну из карточек по уровню.
Прочитайте. Спишите предложения. Выделите корень в однокоренных словах 1. Под осиной растут подосиновики. 2. В лесу работает лесник. 3. Муравьи живут в муравейнике. . Прочитайте. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в однокоренных словах. 1. Под. ...синой растут подосиновики. 2. В л…су работает л…сник. 3. Мурав…и ж…вут в муравейнике.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте задание выполненное вашим соседом и оцените его.
- Как находили однокоренные слова? ( работа со схемой)
|
Дети выбирают себе карточку. Выполняют задание.
Оценивают друг друга по критериям, задание проверяют по слайду.
- выделяли общую часть – корень, определили одно и тоже значение слова. |
||||||
Рефлексия.
Дом.задание |
Вернёмся к нашей таблице и заполним последний столбик «узнал…»
- При помощи карандаша, стрелочкой из второй колонки «хочу узнать» укажите то ,.что мы узнали сегодня на уроке.
- Что же нового мы узнали сегодня на уроке?
- Каких результатов мы достигли? Получилось у нас достигнуть цели урока? Поднимите руку кому было легко? Трудно? Почему? Цель? Приём «Благодарность»
- А теперь поблагодарите одного из ребят, кто на ваш взгляд очень хорошо работал на уроке.
Памятки!
- Дома вы выполните на стр.62 упр.109. Прочитайте задание. Второе задание вы выполняете все, а вот третье задание по желанию.
- Урок окончен, спасибо! |
- … ,ты очень хорошо работал на уроке и поэтому я отдаю тебе свой зелёный смайлик.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.