Урок кубановедения в 4 классе по теме «История Кубани в архитектуре. От истории до современности"
Оценка 4.8

Урок кубановедения в 4 классе по теме «История Кубани в архитектуре. От истории до современности"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
10.08.2022
Урок кубановедения в 4 классе по теме «История Кубани в архитектуре. От истории до современности"
урок кубановедения в 4 классе по теме «История Кубани в архитектуре. От истории до современности" урок обобщения изученных знаний
урок кубановедения по теме История Кубани в архитектуре. От истории до современности.docx

Технологическая карта урока по кубановедению.

 

Тема урока «История Кубани в архитектуре. От истории до современности».

Тип урока - Урок обобщения изученного материала.

Методы обучения - Объяснительно-иллюстративный, проблемно - поисковый, словесный.

Используемые технологии – здоровьесберегающая, групповая, игровая, проблемно –развивающего обучения, проектно – исследовательская, личностно – ориентированная, обучение в сотрудничестве, информационно –коммуникативная.

Формы организации деятельности учащихся - групповые (работа в мини- группах или в парах), индивидуальные.

Виды  деятельности учащихся: теоретические (рассказ, беседа, краткое сообщение), практические (выполнение мини – теста, решение кроссворда, заполнение таблицы), творческие (элементы игры, использование раздаточного материала, разгадывание кроссворда)

Образовательные ресурсы - компьютер, учебник, карточки.

 

Ход урока

Цели урока:

Обобщить знания  учащихся об особенностях архитектуры Кубани

Прививать любовь и интерес к родному краю.

Воспитывать бережное отношение и любовь к родине.

Формируемые УУД

Предметные УУД

-умение фиксировать особенности построек в разные исторические эпохи; исследовать особенности труда и быта жителей Кубани;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;

 

Метапредметные УУД

Познавательные УУД-

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Развивать познавательную активность учащихся через  самостоятельный творческий поиск необходимой информации;

Развивать творческие способности учащихся, умение работать с дополнительной

литературой;

Коммуникативные УУД-

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Предлагать помощь и сотрудничество.

Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные УУД-

Умение работать в группах.

Формировать и удерживать учебную задачу.

Применять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно, усвоить.

Личностные УУД-

Воспитывать умение анализировать свои успехи и неудачи,

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).

Навыки сотрудничества в разных ситуация.

Умение находить выходы из спорных ситуаций.

Формировать умение критически мыслить и способность пересматривать собственную точку зрения;

Формирование интереса к прошлому народа.

Формирование бережного отношения к архитектурным памятникам.

 

 

 

Ход урока:

 

Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы

Организационный момент.

 

Контроль готовности к занятию, приветствие.

Здравствуйте, меня зовут, Людмила Анатольевна и сегодня урок кубановедения проведу у вас я.

 

Проверяют готовность.

 

Мотивация

к деятельности.

-Вы любите путешествовать?

-Что вы обычно фотографируете, когда путешествуете?

-Ребята, рассмотрите фотографии. Что отражено на них?

 

Памятники, здания (слайд 2)

 

архитектура

 Мультимедийная презентация

 

Актуализация знаний.

 

 

 Фронтальная беседа

-Так что же такое архитектура?

- Как вы считаете можно ли узнать историю Кубани по архитектуре?

 

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (обобщать знания об истории архитектуры Кубани)

- Давайте проведём наш урок необычно - в форме путешествия.

- На чём же можно отправиться в прошлое, поговорить о настоящем и может быть заглянуть в будущее? (На «машине времени»)

 

Архитектура- стиль построек; здания и сооружения (слайд 3)

да

 

История Кубани в архитектуре.

 

 

 

На «машине времени» (слайд 4)

Презентация.

Слайд

Изучение

нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ с элементами беседы.

1.- Начнем мы наше путешествие с  ленты времени, с тех незапамятных времён, когда на нашей земле ещё жили древние люди. Известно, что древний период истории Кубани по-своему интересен.

-Рассмотрите ленту времени на доске. Вспомните, когда на Кубани появились древние люди?

- Найденные археологами стоянки свидетельствуют, что на протяжении миллиона лет человек здесь жил непрерывно, осваивал природные богатства, совершенствовал орудия труда.

- Назовите ваши предположения: Как выглядело жилище древнего человека?

- Как изменилось жилище древнего человека позже?

 

2.Движемся к следующему периоду.

-Определите по "ленте времени" период, когда жили меоты на Кубани.

- Расскажите о жилищах меотов.

- Предлагаю решить проблемную задачу: Когда учёные ведут раскопки на месте поселений древних греков, то часто находят керамическую посуду. Такую посуду находят не только в древне греческих городах, но и там где жили меоты. Значит меоты сами…

- Да, действительно меоты владели гончарным, кузнечным и ткацким ремеслом. Они занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей.

- Вспомните, что такое городище и каковы особенности городище?

3. Путешествуем дальше на нашей чудо-машине.

- Перенесёмся из далёкого прошлого в нашу эру. А точнее в период переселения казаков на Кубань. В конец 18 века.

 

- Расскажите, что собой представляло кубанское жилище в 18-19 веках?

- Как выглядели первые казачьи поселения?

 

 

 

-Раньше слово станица означало не населённый пункт, а боевой или охотничий отряд. Как же велось строительство станиц на Кубани в 18 веке?

 

 

 

 

 

- Как выглядела хата снаружи?

- И подтверждение тому  картина «Кубанская хата» , написанная замечательным русским художником. Илья Ефимович Репин был на Кубани в 1888г.

 

- На подворьях казаков всегда царили чистота и порядок. Во всем чувствовался хозяйский подход. Существовала даже пословица: «Каждый казак – государь в своем дворе». Хотя площадь, которую занимал двор, обычно была небольшой.

- Что же располагалось во дворе?

 

 

 

 

 

- Дома богатых и бедных строились на один образец – из двух комнат: одной побольше – «горницы» и меньше «стряпухи». В хатах было просто и уютно. Расскажите о внутреннем убранстве казачьей хаты.

 

 

 

 

- Как называли казачье жилище?

- Из чего  строились хаты на Кубани?

1. Турлучные хаты наиболее характерными на Кубани. Строили их на основе деревянного каркаса. От слова турлУк – плетень, обмазанный глиной.

2. Саманные дома. Саман – материал, состоящий из нескольких компонентов. Почти во всех домах пол был глинобитным. Деревянный пол был только у богатых.

3. Глинобитные дома – литые стены этих домов сооружались путём забивки деревянной опалубки глиной.

4. Вальковые стены – возводились из крупных (до 7 кг) круглых или овальных глиняных комьев, которые накладывались друг на друга рядами (шарами) высотой до 60-70 см. Каждый ряд в течение нескольких дней просушивали.

-Историческая задача: Почему в строительстве казачьих хат преобладала глина, камыш и солома?

(Жилище и материал, из которого возводятся постройки, во многом зависят от местных географических условий и климата. В равнинной части почти полностью отсутствует камень. Поэтому здесь в строительстве используют глину, камыш, солому и дерево).

 

4. Путешествуем дальше.

- Исторический факт: в 50 годах 19 века Екатеринодар выглядел как большая станица «Ныне в этом отставшем от современного значения граде насчитывается 2000 домов, т.е. хат из глины и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железной крышей несколько. Хаты строят так, как будто им скомандовали «вольно, ребята».

- На смену глине в 70-х годах приходит кирпич.

Знаменитый след в архитектуре Кубани конца 19 века и начала 20 века оставил архитектор И.К. Мальберг.

 Краснодарский государственный цирк построен в 1970 году. Сейчас краснодарский цирк — это 1654 посадочных места и два действующих буфета. Цирк оснащен манежной световой и звуковой аппаратурой, сканерными пушками.
Арена нередко служит и концертной площадкой: ежемесячно здесь выступают звезды российской эстрады.

 

В кинотеатре "Аврора" давно любимом большинством краснодарцев и гостей города всегда можно увидеть последние новинки российского и мирового кинематографа. После ремонта в зале кинотеатра были установлены новые кресла и заменено оборудование.
Для детей в кинотеатре проводятся дополнительные мероприятия, имеется специальная детская комната.

В большом зале кинотеатра установлено новейшее цифровое оборудование для показа фильмов в формате 3D.

 

Войсковой Александро-Невский собор был заложен в 1853 году на месте старого деревянного Воскресенского собора, расположенного на Базарной площади Екатеринодара. Строительство длилось 19 лет. В 1937 году собор разрушили большевики. Решение о его восстановлении было принято в 2003 году губернатором Кубани Александром Ткачевым. Войсковой собор решили восстановить на новом месте — в начале улицы Красной. 28 мая 2006 года собор Алесандра Невского полностью восстановлен.

 

В столице Кубани воссоздали Александровскую триумфальную арку, построенную для приезда императорского кортежа. В конце 19 века Екатеринодар готовился к приезду российского императора Александра III. В качестве подарка казаки и общественность выстроили Триумфальные ворота для въезда императора в город. Александровскую арку построили в 1888 году по проекту архитектора В.А.Филиппова (1843-1907). В 1928 году по решению советской власти арка была снесена.  В апреле 2008 года состоялось торжественное открытие Триумфальной арки на улице Красной столицы Кубани.

Атамань  — комплекс казачьей станицы в натуральную величину под открытым небом. Находится на берегу Таманского залива Чёрного моря. Открыт в августе 2009 года. Комплекс казацкой станицы построен в натуральную величину. Комплекс состоит из нескольких улиц, на которых каждое подворье представляет отдельный промысел гончара, сапожника, цирюльника, хат простых казаков, атамана. Есть школа, мельница. Над комплексом возвышается часовня. И как когда-то казаки строили хату всем миром, так же Атамань строили все районы Краснодарского края.


За последние десятилетия создано немало интересных мест – океанариум «Океан Парк», зоопарк «Сафари-парк», стадион «Краснодар»,

«Олимпийский парк Сочи». Это новое веяние в современной архитектуре Кубани. Предлагаю вам просмотреть короткий ролик и увидеть красоту нынешних современных построек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Около 1000000 лет назад на Кубани жили древние люди

 

Археологами обнаружена открытая стоянка древних людей около посёлка Ильский 

 

 

Пещеры (слайд 5)

 

Стали строить из шкур и костей животных (слайд 6)

 

Первое тысячелетие до нашей эры

(Слайд 7)

 

 

 

 

 

 

изготавливали посуду, похожую на греческую

 

 

 

 

Городище – это укрепленное поселение, обнесенное земляными валами. Городище огораживали рвом, валом и частоколом (Слайд 8)

 

 

В первые годы существования казачьих поселений в трудных условиях военного времени сооружали временные постройки – землянки, полуземлянки, крытые камышом и соломой. (слайд 9)

 

 

В центре станицы одна или две площади, вокруг них располагалось войсковое правление, школа, церковь, лавки. Станица имела центральную площадь - майдан. Ставили там коновязы, где казаки, собравшиеся по тревоги, оставляли коней. (Слайд 10)

 

Казачьи хаты всегда выглядели аккуратными и нарядными. А все оттого, что обычно их белили известью. Такие дома еще называли мАзанки. Окна выходили на южную сторону. Глухая стена дома (без окон) располагалась с ветреной северно-восточной стороны (Слайд 11)

 

 

Конюшня, коровник, курятник, свинарник, погреб, амбар, колодец, летняя печь, навес для повозок, сенник, Обычаем было отдельное строение.

 

(Внутри домов всегда одна половина чистая, заботливо прибранная (горница). Здесь находились стол, сундук, лавки, грубка с лежанкой, за ней настил, где спали (полок). На видное место ставили кровать с горой подушек, резные и расписные сундуки - приданное дочерей.(Слайд 12)

 

Хата, мазанка, курень (слайд 13)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 19)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 20)

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 21)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 22)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд  23)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 24)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 25-28)

Презентация

Физминутка.

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись и за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем. 

 

Практическая работа

Работа на карточках.

Я предлагаю вам быстро ответить на вопросы

 

-1.Кто занимается древними раскопками:

А) Экологи

Б) Археологи

В) Географы

2.Когда на Кубани жили меоты:

А) Около двух с половиной тысяч лет назад

Б) Около двух тысяч лет назад

В) Около трех тысяч лет назад

3.Что собой напоминало жилище меотов:

А) Корзину

Б) Гриб

В) Конус

4.Казаки жили в:

А) Избах

Б) Хатах

В) Шатрах

У кого все верно – красная фишка

Одна  ошибка - зеленая фишка

Две ошибки – желтая фишка

 

7.Закончите предложения:

Собери предложения.

1.     Около миллиона лет назад на Кубани появились первые люди.

2.     Более двух с половиной тысяч лет назад на Землях Кубани проживали племена меотов.

3.     В XVIII веке первые станицы на Кубани основали казаки-переселенцы.

4.     Жилища, похожие на гигантские корзины, принадлежали меотам

 

У кого все верно – красная фишка

Одна  ошибка - зеленая фишка

Две ошибки – желтая фишка

 

8. А следующая станция у нас «Кроссвордная»

1. Жилище древних людей — пещера. 2. Дом казака — хата.3. Племена, проживающие на Кубани более двух с половиной тысяч лет назад — меоты. 4. Небольшой современный дом — коттедж. 5.  Собор, церковь — храм. 6. Стиль построек; здания и сооружения - архитектура
-Науменко Т. А. Кубановедение 4 класс рабочая тетрадь. Ответы. Страница 12

Решают кроссворд по теме.

 

У кого все верно – красная фишка

Одна  ошибка - зеленая фишка

Две ошибки – желтая фишка

 

7. В заключение урока мы с вами заполним таблицу

Приложение 1

У кого все верно – красная фишка

Одна  ошибка - зеленая фишка

Две ошибки – желтая фишка

Выполняют работу.

 

 

Слайд 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа  в группах. В конверте разрезанные предложения. Нужно их собрать. (Слайд 30)

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 31-32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 33

Рабочая тетрадь

Итог урока.

Рефлексия.

 

 

 Какая была тема нашего урока?

 

 Сегодня на уроке я узнал…

 Было интересно…

 Было трудно…

Оценки.

Отвечают на вопросы.

 

Домашнее задание

С.45 задание.

Сделай макет или нарисуй жилище разных времён. Расскажи по плану.

Что поможет выполнить задание? (материал учебника и таблица)

Записывают домашнюю работу в дневники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  «ИСТОРИЯ КУБАНИ В АРХИТЕКТУРЕ»

 

эпоха

Население Кубани

вид жилища

материал строительства

Назначение

1 миллион лет назад

древние люди

Пещера

жилище

-

-

Кости, шкуры животных

 

 

 

жилище

2 с половиной тысячи лет назад

меоты

хата

Глина, солома

Жилище, сторожевые вышки

Конец ХVIII века, начало 19 века

казаки

Хата, мазанка

Глина, камыш, солома, дерево.

Жилище, хозяйственные постройки, церковь, школа,  войсковое правление, хаты торговые ряды

21 век

Современные жители

Дома, коттеджи

Дерево, блок, кирпич, стекло, искусственные материалы

 

Жилище, хозпостройки, торговые центры, учебные заведения, спортивные центры и др.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока по кубановедению

Технологическая карта урока по кубановедению

Метапредметные УУД Познавательные

Метапредметные УУД Познавательные

Ход урока: Технология проведения урока (этапы)

Ход урока: Технология проведения урока (этапы)

Изучение нового материала.

Изучение нового материала.

Да, действительно меоты владели гончарным, кузнечным и ткацким ремеслом

Да, действительно меоты владели гончарным, кузнечным и ткацким ремеслом

Илья Ефимович Репин был на Кубани в 1888г

Илья Ефимович Репин был на Кубани в 1888г

От слова турлУк – плетень, обмазанный глиной

От слова турлУк – плетень, обмазанный глиной

Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железной крышей несколько

Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железной крышей несколько

D. Войсковой Александро-Невский собор был заложен в 1853 году на месте старого деревянного

D. Войсковой Александро-Невский собор был заложен в 1853 году на месте старого деревянного

Атамань — комплекс казачьей станицы в натуральную величину под открытым небом

Атамань — комплекс казачьей станицы в натуральную величину под открытым небом

Практическая работа Работа на карточках

Практическая работа Работа на карточках

Около миллиона лет назад на Кубани появились первые люди

Около миллиона лет назад на Кубани появились первые люди

Решают кроссворд по теме.

Решают кроссворд по теме.

Итог урока. Рефлексия.

Итог урока. Рефлексия.

ИСТОРИЯ КУБАНИ В АРХИТЕКТУРЕ» эпоха

ИСТОРИЯ КУБАНИ В АРХИТЕКТУРЕ» эпоха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2022