МОУ ОШ №5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Орехово-Зуевского округа Московской области
Тема: «Жизнь зайца зимой». 2 класс
Составила и провела:
учитель начальных классов Беляева Марина Геннадьевна
2022 год
Тема: |
Животные зимой. Жизнь зайца зимой.
|
Цель: |
Уточнять и расширять представления детей о способах приспособления животных к сезонным изменениям в окружающем мире на примере зайца.
|
Задачи: коррекционнообразовательная |
Формировать умение составления описания животного. Развивать умение логически верно выражать свои мысли, учить анализировать, делать выводы, овладевать практическими способами работы с информацией; развивать речь.
|
коррекционноразвивающая |
Коррекция и развитие речемыслительной деятельности в процессе выполнения упражнений по анализу – синтезу, по установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности этого животного от условий среды их обитания.
|
коррекционновоспитательная |
Воспитывать бережное отношение к природе, животным, формирование положительной учебной мотивации. |
Личностные БУД: формировать осознание себя как ученика, заинтересованного обучением в школе; Коммуникативные БУД: уметь вступать в контакт и работать в коллективе; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности Регулятивные БУД: ориентироваться и действовать в игровой и учебной ситуации; Познавательные БУД: работать с несложной по содержанию и структуре информацией. |
Планируемые результаты: формирование у обучающихся реалистических представлений о природе; представлений об особенности внешнего вида зайца, его повадках, и приспособленности к среде обитания. Тип урока: урок-квест
Класс 2 (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предмет: Мир природы и человека
Методы: словесный, наглядный, практический
Оборудование: мультимедийная презентация «Мастер-класс с использованием квест-технологий»; оформление доски: панно «В лесу»; стилизованные деревья); карты с маршрутами, картинки (лиса, заяц, волк, рысь); фигурка из керамики или игрушка «мама-зайчиха», пенек; силуэты зайцев и соответствующие силуэтам изображения зайцев разной величины; конверты с заданиями
Ход урока:
Слайд 1 Приветствие детей:
- Приветствуем всех участников и гостей!
- Сегодня мы организуем урок-квест по предмету «Мир природы и человека»
- Чтобы начать нашу игру, мы должны очутиться там, где будет происходить квест-игра.
- Закройте глаза и слушайте.
Релаксационное упражнение «Зимний лес».
- Как вы думаете, где мы? В лесу.
-Да, мы в лесу. Посмотрите, как здесь красиво, чистый воздух. Деревья укутаны снегом.
- Вот мы и на месте. Теперь надо определить тему урока, выполнив задание.
Дети находят на столе карточки с изображением животных (лиса, волк, рысь, заяц).
|
|
|
|
Спрашиваю у детей, какое животное изображено на карточке и прикрепляет картинку на доску.
- Что объединяет этих животных?
- Какое животное является «лишним»? Почему?
• Хоровое проговаривание стихотворения Анатолия Мармазова Трудно зайцу по кустам от врагов скрываться. Может, хватит, братцы, вам всем за ним гоняться?
- Тема нашего урока «Жизнь зайца зимой». В конце нашей квест-игры мы должны будем ответить на вопрос: «Почему зимой заяц белый».
4. Сюрпризный момент.
- Ой, смотрите, на пенечке сидит мама-зайчиха и горько плачет. Она потеряла своих детей. - А кто у нее дети?
Зайчата, зайчишки, заиньки …
- Убежали из дома, зимние шубки не надели и стали легкой добычей для зверей.
- Чтобы помочь маме-зайчихе, мы выполним квест-задание: каждая команда должна найти зайца в зимнем лесу.
Участники находят и снимают силуэты зайчиков.
- Похожи наши зайчики на настоящих?
- Давайте оживим их.
2. Квест-задание «Оживление зайчиков» Участники достают из конвертов изображения зайчиков.
• Расположить зайцев по величине
|
|
|
• Выбрать из предложенных изображений подходящий вариант и наклеить его на подходящий силуэт.
Выполненные аппликации вывешиваются на доску.
|
|
|
|
• Что делает заяц?
- Каждая пара называет действие «своего» зайца. Например, «мой заяц прыгает» и т.д.
• Что общего у всех этих зайцев?
(Есть длинные уши, косые глаза, короткий хвост, короткие передние и длинные задние лапы, мордочка и т. д.).
Участники зачитывают ответы на вопрос на листочках, лежащих в конвертах соответствующей картинкой.
• Почему у зайцев длинные уши?
- Длинные уши нужны, чтобы слышать. И чем больше уши, тем острее слух зайца. Когда заяц бежит, длинные уши плотно прижимаются к телу, обеспечивая большую скорость.
- Действительно, длинные уши для зайца – жизненная необходимость, настоящий подарок природы.
Упражнение. Сосчитайте зайцев за сугробом
• Почему у зайца косые глаза?
В сказках часто зайца называют «косым».
- Действительно, это так. Глаза у зайца расположены не близко у носа, а по бокам мордочки, чтобы видеть своих врагов сбоку и даже сзади.Но Заяц вовсе не косой. Зрение у него вполне хорошее. Когда зверёк убегает от преследователей, он вынужден поворачивать голову то одним, то другим боком.
- А чтобы наши глазки оставались здоровыми, выполним специальную гимнастику.
Слайд 8 Упражнение.
Физминутка для глаз
• Верно ли, что защита зайца – его длинные ноги?
Да, верно. У зайца передние лапы короткие, а задние длинные. Когда заяц убегает от своих врагов, он выбрасывает свои длинные задние лапы и делает огромные скачки, а передними лапками он только опирается о снег, землю).
Именно сильными задними лапами отбивается заяц от своих врагов, если они его настигнут. Ляжет заяц на спину и давай отбиваться от врага задними лапами! И не каждый его схватить сможет!
- Спасаясь от погони, заяц запутывает следы, петляет, делает огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа лису, волка или охотничьих собак.
• Упражнение. Нарисуйте заячьи следы.
|
|
Рисуют петли в воздухе, на теле друг друга, на полу ногой
• Упражнение. Прыгай как заяц.
Участники прыгают по заячьим следам на полу друг за другом
- А вы слышали такую загадку «Кто в гору бегом, а с горы кувырком».
- А что значит кувырком?
- В гору заяц поднимается очень быстро, а с горы ему мешают задние длинные лапы, и поэтому он с горы скатывается кувырком, значит «через голову».
- На каком уроке мы выполняли такое упражнение? (физкультура).
• Откуда у зайца лыжи?
Зимой подошвы лапок зайца обрастают густыми волосками. От этого пальцы лап сильно раздвигаются и получаются как будто «лыжи». Поэтому зайчик легко бегает даже по рыхлому снегу. А пот, который выделяется на лапках зайца, смазывает подошвы лапок и защищает от налипания снега.
- Вот такие зимние лапки – «лыжи» есть у всех зайцев! Зимой зайцам – раздолье! По рыхлому снегу они ходят как в валенках, а по насту мчатся стрелой на своих «лыжах» — лапках – никто не догонит!
- Люди так и говорят: «Зайца ноги носят».
- Заяц зимой в спячку не впадает, но и запасы на зиму не делает. А чем же он питается зимой?
- Следующий квест. Подойдите к столу и приготовьте угощение, которое заяц ест зимой.
На тарелках капуста, морковь и веточки и т.п.
5. Квест-задание «Одень зимнюю шубку зайчику».
- Настало время самого главного квест-задания. Мы должны ответить на главный вопрос «Почему зимой заяц белый?».
- Мы зайчиков нашли, покормили. Пора одеть их в зимний наряд и вернуть маме-зайчихе.
- Скажите мне, чем покрыто тело зайца? (мехом)
- А что же происходит с окраской меха со сменой времен года? (Заяц…..)
- Этот процесс называется линька. То есть меняет цвет меха.
• Правила безопасной работы с клеем – Инструктаж по От и ТБ при работе с клеем Слайд 15
• Этапы выполнения аппликации
|
|
|
Участники наклеивают «мех» на зайчиков.
- Давайте проведем эксперимент. Положите перед собой два листа картона (белый и зеленый). Приложите зайчика к зеленому и белому картону.
- На каком фоне зайчик менее заметный?
- Ответим на главный вопрос. Зачем зайцу нужно менять цвет меха?
Участники прикрепляют зайчиков на доску (лес).
Итог урока. Рефлексия.
Слайд 16 6. Возвращение домой.
Релаксационное упражнение «Зимний лес».
Слайд 17 7. Составление мини-рассказа о зайце по опорам.
Слайд 18 - Вот и подошел к концу наш урок. Кто помнит главный вопрос?
- Так почему заяц зимой белый?
- Что еще мы делали на уроке?
- Вам понравился урок? Вы довольны своей работой? - Спасибо за работу.
Фотоотчёт о проведённом мероприятии
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.