Урок - квест силовой подготовки юношей 11 класса. Раздел «Атлетическая гимнастика».
Тип урока: образовательно-тренировочной направленности.
Тема урока: «Развитие силовых способностей с помощью нестандартных физических упражнений».
Цель: Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому и умственному развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся.
Задачи урока:1)Развивать все мышечные группы опорно-двигательного аппарата человека (совершенствовать комплекс физических упражнений с набивными мячами).
2) Совершенствовать техникусиловых нестандартных упражнений в паре.
3) Укреплять функциональные возможности организма посредством физических упражнений, приобщать юношей к основам здорового образа жизни.
4)Содействовать формированию адекватной самооценки.
5)Повышать уровень самостоятельности, активности, коммуникативных умений и навыков. Развивать продуктивное мышление.
УУД:
Личностные: формированиеположительного отношения к занятиям двигательной деятельностью для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Регулятивные:
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
- владения знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастным нормативом;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики перенапряжения средствами физической культуры.
Коммуникативные:
-владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные, коллективные, групповые.
Методы обучения: стимулирования и мотивации познавательной деятельности, контроля и самоконтроля;
методы организации: проблемно-поисковые; индивидуальных заданий, элементы круговой тренировки, соревновательно - игровой;
наглядные: ИКТ, иллюстрации;
словесные: беседа, диалог.
Межпредметные связи: биология, основы безопасности жизнедеятельности.
Части урока |
Этапы урока |
Частная задача этапа |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
1. Вводно-подготовительная часть (10мин)
|
Цель:создание психологической и морфофункциональной готовности обучающихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установке. 1.1Организационный момент: Задачи: 1. Изначально организовать обучающихся. 2. Создать целевую установку на уроке. 3. Обеспечить внимание, дисциплину, собранность. 4.Регулировать эмоциональное состояние, создать благоприятные психические и эмоциональные условия взаимодействия учителя и обучающихся. 5. Психологически настроить на предстоящую работу. |
||||
1. Постановка проблемы: Перед вами три эталона мужской красоты разного времени. КАКОМУ БЫ ЭТАЛОНУ красоты ВЫ ОТДАЛИ ПРЕДПОЧТЕНИЕ? Учитель ставит перед обучающимися проблему в достижении такой красоты тела. Учитель предлагает юношам сделать первый шаг к своему эталону. (Для этого нужно будет собрать пазл, который поможет открыть тайник, где находится волшебное средство для достижения эталона мужской красоты! Части пазла юноши будут получать при выполнении заданий каждого этапа, всего их три.) Знакомство с планом урока. Предлагает обучающимся самим назвать тему урока. Сообщение задач урока, средств и методики оценивания. Инструктаж по т/б во время урока. Учитель перед началом разминки просит замерить свой пульс и на шкале координатсделать нужную пометку. |
Активное участие в диалоге с преподавателем. Обучающиеся делают свой выбор эталона мужской красоты. Активизируют учебную деятельность по поиску способов их решения. Обучающимися будет предложено решение проблемы, например, сколько раз будет выполнено упражнение, вид упражнения и т.д.
Замер пульса (область левого запястья или сонной артерии - за 6 сек замеряют и умножают на 10, впоследствии все замеры пройдут по аналогии и каждый обучающийся подходит к компьютеру и делает свою пометку на шкале координат) |
Мотивация деятельности обучающихся |
1мин. |
Построение в шеренгу. Проверка готовности: наличие спортивной формы, бодрого настроения на работу На экране мультимедийной установки появляется презентация с фотографиями Евгения Сандова -выдающегося атлета 19 века, Арнольда Шварценеггера – 6 кратного чемпиона турнира бодибилдинга – Мистер Олимпия, Алексея Немова– Российского гимнаста, 4 кратного Олимпийского чемпиона (Приложение 1- презентация)
На экране мультимедийной установки появляется шкала координат и первая пометка. (Приложение 2- пульсовая кривая) |
|
1.2.Разминка: Цель: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Задачи: 1. Всесторонне подготовить организм обучающихся (центральной нервной, сердечно-сосудистой систем, вегетативных функций, опорно-двигательного аппарата). 2. Подготовить группы мышц, которые будут участвовать в решении двигательных задач основной части урока. 3. Обеспечить решение специфических задач основной части урока: · совершенствовать комплексупражнений с набивными мячами; · развивать физические качества: быстроту, силовые способности; силовую выносливость; · формировать у обучающихся установкуна активную познавательную деятельностьчерез использование средств ИКТ. Средства: · строевые упражнения (построения, перестроения); · специальные беговые упражнения; · комплекс упражнений с набивными мячами (под музыкальное сопровождение). |
|||||
1.Организует выполнение строевых упражнений (команд). 2.Разновидности ходьбы с набивными мячами:
3.Разновидности бега:
|
Выполнение команд учителя и распоряжений учителя для перестроения. 1)передача набивного мяча правой рукой впереди стоящему партнёру против часовой стрелки; 2)то же, но левой рукой по часовой стрелке; 3)первые номера в упоре лёжа в руках набивные мячи, вторые берут за голеностоп первые номера,
4)то же, но в прыжке;
5)каждый в упоре лёжа, руки на мяче, выполняет отжимание, отталкивает мяч руками, допрыгивает и запрыгивает на него.
-с изменением направления по свистку; -с изменением скорости по свистку; -по команде: «Первые!» первые номера выполняют сед сидя сзади, вторые опираясь на их прямые руки, перепрыгивают через них, согнув ноги; - по команде: «Вторые!» вторые номера встают на четвереньки, первые номера выполняют кувырок вперед через спину партнёра с захватом его за туловище. |
Достичь среднего уровня физической нагрузки согласно своего ИТП. Совершенствование строевых и беговых упражнений.
Подготовка учащихся к основной работе. |
3мин.
|
Учащиеся работают по всему залу (по кругу). Форма организации –фронтальная и коллективная.
|
|
|
3. Выполнение комплекса упражнений с набивными мячами. Учитель обращается с вопросом к учащимся: -Кто желает провести комплекс упражнений с набивными мячами? Выбор учителем ведущего и разрешение на проведение комплекса упражненийс набивными мячами. Учитель оценивает качество выполнения упражнений.
Учительпосле разминки просит замерить свой пульс и отобразить свои показатели на графике; говорит, что юноши справились с первым этапом ивыдает первую часть пазла.
4.Переходим к следующему этапу, основной части: круговая тренировка: -разбиение юношей на пары; -получение (на выбор) инструктивных карточек; - получение указаний учителя. Сообщение команд и распоряжений к дальнейшей работе. |
Обучающиеся выбирают набивные мячи нужного веса в зависимости от своего уровня физического развития и физической подготовленности (от2 до 4кг). Проведение обучающимися комплекса упражнений с набивными мячами под музыкальное сопровождение. Ведущий называет и показывает упражнение со своим партнёром, все остальные выполняют это упражнение. 1.«КРУГОВАЯ ПОРУКА» 2.«РУКИ ВНИЗ И ВВЕРХ» 3.«ВПРИСЯДКУ» 4.«ИЗ РУК В РУКИ» 5.«КРЕСЛО-КАЧАЛКА»
Замер пульса и отображение своих показателей на графике, получают 1 часть пазла.
Юноши встают в пары, приблизительно одинаковой весовой категории, получают инструктивные карточки, указания учителя, знакомятся с заданиями. |
Развития силовых способностей. Совершенствование техники и правил выполнения упражнений. Развитие логического мышления.
|
6мин. |
Все обучающиеся встают парами. Форма организации – групповая. (Выполнение упражнений под музыкальное сопровождение)
Повторить 15-20 раз. Это упражнение укрепляет косые мышцы живота.
Повторить 15-20 раз. Упражнение развивает мышцы спины и гибкость.
Выполнить 15-20 раз. Упражнение укрепляет мышцы ног и
плеч.
Выполнить15-20 раз.
Выполните 20-25 раз. Упражнение тренирует мышцы живота
На шкале координат появляется вторая пометка. (Приложение2) |
2 Основная часть (24,5мин) |
Цель: обеспечение активной учебной работы обучающихся для получения теоретических и практических знаний на основе учебной программы в процессе урока. Задачи: 1. Совершенствовать ЗУН в технике выполнения нестандартных силовых упражнений в парах и определять свой потенциал. 2. Развивать силовые способности. 3. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма. Средства: · упражнения на развитие силы рук; · упражнения на развитие силы туловища; · упражнения на развитие силы ног; · игра «Кто больше соберёт предметов с использованием нестандартных силовых упражнений (под музыкальное сопровождение). |
||||
1.Круговая тренировка. Работа по станциям. Карточка №1 1. Подтягивание в висе лёжа. 2.Одновременное сгибание и разгибание в обоюдном упоре. 3. Упражнение на пресс. Карточка №2 1.Приседание с партнёром на плечах. 2. Жим руками лёжа на спине. 3. Сгибание-разгибание прямых ног в тазобедренных суставах. Карточка №3 1. Упражнение на пресс сидя на спине партнёра. 2.Жим ногами, преодолевая вес партнера. 3.Тяга спиной.
Проведение краткого инструктажа, общее руководство работой, коррекция действий (по мере необходимости), наблюдение за качеством организации и выполнения работы. Учитель следит за техникой и темпом выполнения упражнений. Корректирует деятельность обучающихся. Учитель просит оценить свою работу. Учитель объясняет, что обучающиеся успешно справились со вторым этапом занятия и выдаёт вторую часть пазла. Учитель предлагает перейти к третьему этапу и просит определить частоту сердечных сокращений, сделать отметку на графике. |
Проектирование собственных действий (задача: набрать наибольшее количество баллов на каждой станции), взаимоконтроль за результатами практической работы, получение конкретной информации о качестве собственной учебной деятельности, самооценка. Внесение коррективов в собственную деятельность.
Обучающиеся самостоятельно оценивают свою работу, получают 2 часть пазла.
Обучающиеся определяют частоту сердечных сокращений, делают отметку на графике. |
Развития силовых способностей. Совершенствование техники и правил выполнения нестандартных силовых упражнений в парах.
|
15мин. |
Получение инструктивных карт. Обучающиеся расходятся по станциям. На станции не более 3-х человек, с равной физической подготовленностью. Форма организации –групповая. Организованный переход по часовой стрелке. Отдых происходит после каждой станции. Во время отдыха выполняются упражнения на расслабление. (Приложение 3 -инструктивные карты)
На шкале координат появляется третья пометка. (Приложение 2) |
|
2.Игра «Кто больше соберёт предметов» с использованием нестандартных упражнений. Проведение краткого инструктажа, общее руководство работой, коррекция действий (по мере необходимости), наблюдение за качеством организации и выполнения работы. Подведение итогов игры. Учитель просит измерить пульс и сделать отметку на графике. |
Умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей. Выполнение обучающимисясиловых упражнений в игре под музыкальное сопровождение.
Обучающиеся измеряют пульс и делают отметку на графике. |
Развития силовых способностей, быстроты. Совершенствование техники упражнений и правил выполнения.
|
9,5мин. |
Форма организации - групповая. (Приложение 4 –описание игры «Кто больше соберёт предметов»)
На шкале координат появляетсячетвёртая пометка. (Приложение 2) |
|
3 Заключительная (5,5мин) |
Цель: приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность, постепенное снижение функциональной активности организма и приведение его в относительно спокойное состояние. Задачи: 1. Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц. 2 Постепенное приведение организма обучающихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и физиологической напряженности). 3. Снижение активности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы до нормы. 4. Подведение итогов учебной деятельности, с оценкой учителя и самооценкой результатов деятельности обучающихся. 5. Организованное завершение занятия. Средства: · Строевые упражнения. · Упражнения на расслабление мышц. |
||||
1.Подведение итогов урока. |
Самостоятельная оценка обучающимися своей работы. |
1,5 мин. |
Построение в одну шеренгу. |
||
Сообщает систему выставления оценки.
|
Складывают полученные баллы, переводят их в оценку. |
Анализ деятельности обучающихся. |
|
(Приложение 5-система выставления оценки) |
|
2.Решение поставленной проблемы |
|
|
3 мин. |
Форма организации – фронтальная |
|
Активизирует и направляет работу учащихся, корректирует ответы обучающихся (по мере необходимости), обобщает их. -Просмотрите инструктивную карту. Продумайте и ответьте на вопрос: -Какова тема урока? -В начале урока обозначена проблема. Дайте, пожалуйста, решение проблемы! Учитель просит измерить пульс и отобразить значения на графике. Обращает внимание на кривую частоты сердечных сокращений в процессе урока. Учитель задаёт вопрос, почему отличаются показатели пульсометрии? После ответов обучающихся учитель поясняет: любая двигательная деятельность подразумевает увеличение пульса. Важно, чтобы двигательная нагрузка на занятии поступала в правильном порядке, не нарушая здоровье ребёнка. По показателям пульса можно проследить за пиками нагрузки на данном уроке. Если ваш пульс поднимался и падал в соответствии с предложенной нагрузкой, то вы справились с поставленными задачами. Учитель объясняет, что обучающиеся успешно справились с 3-м этапом занятия и выдаёт заключительную часть пазла. Учитель говорит, что пазл собран, теперь же можно открыть наш тайник и посмотреть, что же является средством для достижения эталона мужской красоты?! Открывает и находит яблоко и комплекс упражнений с гантелями. Учитель обращается к обучающимся с вопросом: Как вы считаете, что обозначают эти предметы? «Молодильное яблочко» –кладезь витаминов и микроэлементов, символизирует вечную молодость и красоту; комплекс упражнений – средство для достижения физического совершенства! Итог: здоровый образ жизни, рациональное питание и систематическая двигательная активность – основные средства для достижения эталона мужской красоты! В заключении учитель предлагает при помощи смайлов выразить своё отношение к уроку. |
Активно участвуют в диалоге. Предлагают: -варианты решения проблемы на основе анализа своей работы, -варианты названия темы урока.
Обучающиеся измеряют пульс и отображают свои значения на графике, отвечают на заданный вопрос учителя.
Обучающиеся получают 3 часть пазла, собирают его (получился рисунок гантели).
Активно участвуют в диалоге.
|
Формирование общего вывода по решению проблемы, название темы урока.
|
|
На шкале координат появляется пятая пометка. (Приложение 2)
(Приложение 6 –рисунок пазла)
(Приложение 7-комплекс упражнений)
(Приложение 8 -смайлики)
|
|
3.Домашнее задание:
|
Формирование умения самостоятельно составлять комплекс упражнений. |
0,5мин. |
|
||
Составить письменно комплекс упражнений по атлетической гимнастике для себя, учитывая свои ослабленные мышцы.
Помнить, что эффект тренировок будет наиболее высоким, если в совокупности использовать физические упражнения, закаливающие процедуры, режим дня и правильное питание. |
|
|
|
Подобрать количество повторений, вес отягощений, темп выполнения.
|
|
4.Организованное завершение урока. |
|
0.5 мин. |
|
||
Благодарность обучающимся за совместную деятельность. Учитель подает заключительные команды: «Направо!». «На выход из зала шагом марш!». |
Выполнение команд учителя. |
|
|
Построение в шеренгу.
Организованный выход из зала.
|
Приложение
Приложение 1
Евгений Сандов– выдающийся атлет 19 века
1.За 4 минуты отжимался от пола 200 раз. 2. В течение нескольких секунд удерживал на вытянутых вперед руках гири по 27кг. 3. Опираясь пятками на один стул, а затылком на другой, удерживал на груди двух человек, а в вытянутой руке гирю (22 кг). 4. Держа в каждой руке по гире (25 кг каждая), становился на носовой платок и делал сальто назад, точно приземляясь опять на платок. 5. На грудь Сандову устанавливали платформу, и он удерживал на ней трех лошадей. |
Арнольд Шварценеггер – 6 кратный чемпион турнира бодибилдинга – Мистер Олимп
Алексей Немов– прославленный российский гимнаст, обладатель двенадцати олимпийских наград, четырехкратный олимпийский чемпион, рекордсмен Книги рекордов Гиннеса
Приложение 2
Приложение 3
Инструктивная карта
Карточка №1
1. Подтягивание в висе лёжа
1.-и.п. наклон вперёд, руками держась за голень
2-.в упоре лежа, руками держась за шею первого, подтянуться;
15р-3 балла,
12р-2 балла,
10р-1 балл.
Упражнение на расслабление:
И.п. – стоя. Поднять руки вверх, расслабить кисти, расслабить и опустить руки вниз вдоль туловища, при расслаблении слегка наклонить туловище вперед, покачать расслабленными руками.
2. Одновременное сгибание и разгибание в обоюдном упоре
10р-3 балла,
8р-2 балла,
6р-1 балл.
Упражнение на расслабление:
Встряхивание рук с помощью партнера стоя
3. Упражнение на пресс
1-в стойке, одна нога чуть впереди,2- зацепившись ногами за талию первого, выполняет опускание и поднимание туловища:
15р-3 балла,
12р-2 балла,
10р-1 балл.
Упражнение на расслабление:
В основной стойке поднять руки вверх, встряхивая почувствовать тяжесть, уронить вниз, наклониться вперед, продолжая встряхивать и, наконец, опуститься в упор присев до полного расслабления рук и плечевого пояса.
Карточка №2
1.Приседание с партнёром на плечах
15 р-3 балла,
12р-2 балла,
10р-1 балл.
Упражнение на расслабление:
В висе на верхней опоре встряхивая ноги и спину, прочувствовать расслабление мышц тела, то же в легком раскачивании.
2. Жим руками лёжа на спине
10 р-3 балла,
8р-2 балла,
6р-1 балл.
Упражнение на расслабление:
Стоя с поднятыми вверх руками усиленно напрягайте мышцы рук, сжимая кулаки, затем уменьшите степень напряжения, чтобы ясно ощутить тяжесть удерживаемых рук и расслабляя полностью "уроните" их под влиянием их тяжести к плечам и вниз.
3. Сгибание-разгибание прямых ног в тазобедренных суставах
И.П. - лежа на спине, прямые ноги вперёд, руки вдоль туловища, партнер грудью или животом опирается на подошвы ступней партнёра: сгибание-разгибание прямых ног в тазобедренных суставах.
20 р-3 балла,
15р-2 балла,
12р-1 балл.
Упражнение на расслабление:
Встряхивания прямых ног в положении лежа на спине с упором о стенку.
Карточка №3
1. Упражнение на пресс сидя на спине партнёра
И.П. - сидя руки за головой на спине партнёра, стоящего в упоре на коленях, ступнями «захватить» его руки изнутри: разгибание-сгибание туловища.
15 р-3 балла,
12р-2 балла,
10р-1 балл.
Упражнение на расслабление:
В висе на верхней опоре встряхивая ноги и спину, прочувствовать расслабление мышц тела, то же в легком раскачивании.
2.Жим ногами, преодолевая вес партнера
И.П. - лежа на спине: жим ногами, преодолевая вес партнера.
12 р-3 балла,
10р-2 балла,
8р-1 балл.
Упражнение на расслабление:
Встряхивания согнутых ног в положении лежа на спине.
3.Тяга спиной
И.П. - стоя в наклоне вперед, ноги полусогнуты в широкой стойке, захватить выпрямленными руками «под мышки» партнёра, лежащего между ног лицом вниз: тяга спиной, преодолевая вес партнера.
10 р-3 балла,
8р-2 балла,
6р-1 балл.
Упражнение на расслабление:
Упругие покачивания нижним партнером верхнего до ощущения им полного расслабления.
Станция №1
Подтягивание в висе лёжа
Станция №2
Одновременное сгибание и разгибание рук в обоюдном упоре
Станция №3
Упражнение на пресс
Станция №1
Приседание с партнёром
Станция №2
Жим руками лёжа на спине
Станция №3
Сгибание-разгибание прямых ног в тазобедренных суставах
Станция №1
Упражнение на пресс сидя на спине партнёра
Станция №2
Жим ногами
Станция №3
Тяга спиной
Приложение4
Игра «Кто больше соберёт предметов»
Обучающиеся делятся на две команды. Юноши в каждой команде встают парами.
Игроки под номером «1» встают в упор лёжа, игроки под номером «2» держат первых за голеностоп. По свистку первые начинают в упоре на руках собирать с пола предметы (по одному) и складывать в коробку. По второму свистку игра останавливается ито же задание выполняютигроки под номером «2». По окончанию игры подсчитываются собранные предметы. Выигрывает та команда, которая больше соберёт предметов (предметами могут быть: пластмассовые пробки, разноцветные лоскутки ткани и т.д.). Можно усложнить задание: собирать предметы в упоре на руках в прыжке.
Приложение 5
Система выставления оценки:
«5» - 24-27баллов
«4» - 15-23 баллов
«3» - 9-14 баллов
Приложение 6
Пазл
Приложение 7
Комплекс упражнений с гантелями
1.Руки опущены вниз,
ладони обращены вперед:
а) одновременно сгибать руки в локтевых суставах,
б) попеременно сгибать руки в локтевых суставах.
2. Руки опущены вниз, ладони обращены назад:
а) одновременно поднимать руки вперед и далее вверх до вертикального положения;
б) попеременно поднимать руки вперед и далее вверх до вертикального положения;
в) быстро вращать гантели по вертикальной оси.
3. Руки опущены вниз, ладони обращены внутрь;
а) одновременно поднимать дугами наружу руки вверх до вертикального положения;
б) попеременно поднимать дугами наружу руки вверх до вертикального положения;
в) одновременно двигать вытянутыми руками в переднезаднем направлении;
г) попеременно двигать вытянутыми руками в переднезаднем направлении.
4. Руки вытянуты в стороны, ладони обращены вперед:
а) резко сводить руки перед собой до горизонтального положения;
б) поднимать руки вверх до вертикального положения;
в) делать мелкие круговые движения руками;
г) делать мелкие движения руками вверх и вниз;
д) делать мелкие движения руками вперед и назад.
5. Руки вытянуты вперед:
а) резко разводить руки в стороны до горизонтального положения;
б) поднимать руки вверх до вертикального положения;
в) одновременно двигать обеими руками в правую и левую стороны.
6. Руки опущены и согнуты в локтях:
а) одновременно разгибая руки, быстро выбрасывать их вверх;
б) попеременно разгибая руки, быстро выбрасывать их вверх.
Приложение 8
При составлении урока использовалась литература:
1. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов. М. «Просвещение» 2001.Лях В. И.
2. Учебник «Физическая культура» 10-11 классы / под ред. В. И. Ляха. -М.: Просвещение, 2014 г.
3. Дихтярев В.Я. Этика силы // Физическая культура в школе. - №4 – 2001.
4. Семеренский В.И. Развивая силовые качества // Физическая культура в школе.-№5–1995.
Интернет- ресурсы:
1.Учительский портал: http://www.uchportal.ru
2.К уроку.ru.: http://www.k-yroky.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.