Дата:26/11
Тема: Подготовка к сочинению по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане..»
Цель: учить анализировать поступки героев; учить давать характеристику героям по плану; развивать внимание, память, речь; воспитывать положительные качества.
Ход урока
1. Орг. момент
2. МЦЭ
- Ребята! Сегодня мы проведем подготовку с к сочинению по сказке А.С. Пушкина «Сказака о царе Салтане». . От вас потребуется знание сказки, внимание и желание правильно отвечать на вопросы. Внимательно слушайте задания, поднимайте руки для ответа. Итак, можно начинать. А начнем с портретов героев сказки .
3. ОЭ 1) Узнать героев по портрету:
а) Под месяц под косой блестит,
а во лбу звезда горит;
А сам-то величава,
Выступает, словно пава..
б) Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор…
Назовите героев сказки. Давайте попробуем, опираясь на план, составить характеристику героям сказки. Но, характеризуя героя, не забудьте рассказать о том, является он положительным или отрицательным героем сказки и почему вы так думаете.
В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын .В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха.
Имя героя, его место жительства.
2 Действия и поступки, совершаемые героем, их характеристика.
3. Опишите внешность и характер героя.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.
В кухне злится повариха
(злость)
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене (зависть)
С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный
А какие человеческие чувства вы знаете?
Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…
Какую мораль можно
извлечь из этих слов?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам:
Их нашли насилу там.
Тут они во всем признались,
Повинились, разрыдались
Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать
4. Д/з Перечитать сказку, подобрать строчки, которые помогут вам в работе над
сочинением
Докажите, что в сказке есть жизненная правда
^ Царь для радости такой отпустил
всех трех домой…
Ветер по морю гуляет…
Чему учит сказка?
Учит справедливости , добру, правде
II. Анализ сказки по плану «Сюжет». Что
такое сюжет?
^ Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры
завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда
рождается сын.
В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает
царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р,
сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке
есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет
Помогаем приводить примеры
Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает
коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло.
Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и
сыном. Завистницы прощены.
Предложим учащимся подумать, как художнику удалось создать этот сказочный
образ: в какой момент изображена царевна; что восхищает в её облике; на каком
фоне она изображена.
Пятиклассники могут предположить, что царевна запечатлена художником в момент
её волшебного превращения. Она предстаёт в сказочном одеянии из белоснежных
крыльев, которые словно излучают жемчужный свет, на голове её блистающий
драгоценными камнями кокошник. Царевна уплывает вдаль и в последний раз,
обернувшись, дарит пленительное видение. Действительно, лицо её и весь облик
поражает сказочной, «неописанной» красотой. Взгляд ее таинственно мерцающих
больших глаз проникает в душу. Она словно видит то, что недоступно взору
человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.