Технологическая карта урока
Тема урока |
С.А.Есенин «Лебедушка» |
Тип урока |
Урок «открытие новых знаний» |
Цель урока |
Создание условий для формирования знаний о стихотворении С.А.Есенина «Лебёдушка» |
Задачи
|
Общеобразовательные: · Познакомить с биографией С.А.Есенина и его стихотворением «Лебёдушкка» · Воспитательные: Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек; Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи; Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету. Развивающие: · Развивать интерес к творчеству; развивать творческие способности в учебной деятельности. |
Планируемые результаты (предметные) |
- познакомятся с творчеством С.А.Есенина; - познакомятся с стихотворением «Лебёдушка»; - научатся характеризовать главных героев стихотворения. |
Личностные результаты |
- узнают о творчсесвте С.А.Есенина; - смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: - формирование познавательной цели; - уточнение причинно-следственных связей; - умение извлекать информацию из иллюстраций учебника и презентации. Коммуникативные: - умение работать в коллективе, в паре; - формулирование собственного мнения; - учет разных мнений. Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - оценка правильности выполнения действий; - прогнозирование результатов; - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Основные понятия |
Рассказ, опорные слова |
Межпредметные связи |
Окружающий мир |
Ресурсы: основные дополнительные |
Учебник «Литературное чтение»,4 класс, в 2 ч., Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В стр 120-125 Наглядный материал, ноутбук, мультимедийная доска, тетрадь |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа |
Сценарий урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности |
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Татьяна Сергеевна, урок литературного чтения у вас проведу сегодня я. -Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума. Книга – верный друг детей, С ней живется веселей! - Ребята, проверьте свою готовность к уроку. |
Приветствуют учителя , готовятся к учебной деятельности
|
II. Актуализация и пробное учебное действие |
-Ребята, скажите, с каким автором вы познакомились на прошлом уроке? - А какое стихотворение вы готовили на сегодня? - Давайте выразительно прочтем по цепочке |
- Н.М.Рубцов
- Стихотворение «Сентябрь» Читают стихотворение |
III. Постановка учебной задачи |
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством удивительного поэта Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная любовь его - Россия - Земля добра и голубая даль. И в дом его со ставнями резными По-прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин - то не просто имя, - России стихотворная душа… -Почему с этих строк я начинаю наш урок? Кому они посвящены? Правильно, Сергею Есенину |
- Сергею Есенину |
IV - V. Построение проекта выхода из затруднения |
1. Построение проекта - Сегодня, ребята, мы прочтем замечательное стихотворение Сергея Есенина «Лебедушка» . Как думаете, о чем оно будет? - Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Что же нам поможет сегодня на уроке? 2. Подготовка к восприятию: А) Беседа об авторе
- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Родители Есенина были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни. Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов. Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью. Б) Словарно-лексическая работа Посмотрите на слайд, давайте объясним значения этих словосочетаний покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи; - гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале; - тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением; - молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки; - трава шелковая – нежная; - тихозвонные ручейки - спокойно протекающие; - росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро; - цветы лазоревые - светло-синий тон; - волны пряные - издающие запах; |
- о лебедях
- Читать стихотворение «Лебёдушка», анализировать его, работать с сюжетной картинкой - учебник литературного чтения
Слушают учителя |
VI. Реализация построенного проекта |
1. Первичное чтение учителя с постановкой проблемного вопроса - Ребята, послушайте стихотворение «Лебёдушка» и ответьте, почему именно так названо стихотворение. - Итак, ребята, скажите, почему именно так названо стихотворение? 2.Ответ на проблемный вопрос
- Почему автор так назвал свое произведение? А почему автор нежно называет лебёдушка?
3.Повторное чтение учащимися по частям с анализом и словарной работой - Верно, ребята. Откройте учебник на странице 120. Давайте теперь прочтем стихотворение. Кто желает начать? И прочтет первые три четверостишья? - Как поднималась красна зорюшка? - Какие сосны?
- Во что наряжали сетки хвойные?
- Чем отливала роса? - Что делали камыши над озером?
- Кто прочтет следующие три четверостишья?
- Кто вместе с солнышком выплывала? А какая?
- Кто позади ватагой струйною продвигалися? - На что дробилась гладь зеркальная? - Как пролегла струя далекая? - Кто прочтем следующие три четверостишья? - Куда уплывала лебедь белая? - Как перешептывались лилии? - На какой луг стала звать лебёдушка? - кто продолжит? |
Слушают чтение стихотворения - потому что мама лебедь спасала своих детей - потому что лебедь птица нежная, изящная и беззащитная, в данном стихотворении лебедь еще является матерью
Ученик читает стихотворение - рассыпала ясной радугой огоньки-лучи багровые - старые, могучие - в покрывала златотканые - блестки алые - склоняясь, шепталися
- лебедушка. Белоснежная -лебежатушки - на колечки изумрудные - лентой темной и широкою - к затону молчаливому - наклонив головки нежные Дети продолжают читать и отвечать на вопросы учителя |
|
ФИЗМИНУТКА Все умеем мы считать |
|
VII. Обобщение знаний |
- Ребята, кто мне скажет, какие главные герои в стихотворении? Дайте каждому герою характеристику.
- Как вы думаете, как поступила лебёдушка?
- А как поступил сокол?
- Верно, ребята, рассмотрите иллюстрацию на странице 122, к кому отрывку мы можем ее отнести? - А теперь рассмотрите иллюстрации на страницах 123-125, и найди отрывки, которые описывают иллюстрацию |
- лебёдушка(изящная, нежная, отважная, любящая), сокол(злой, кровожадный, сильный, быстрый) - она поступила отважно, не смотря ни на что защищала своих детей - плохо, он яростно убил мать на глазах у своих детей
Ответы детей |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Творческая работа |
- Если бы вы были художниками, какие иллюстрации вы бы нарисовали? Опишите словами. а |
Ответы детей |
IX. Включение в систему знаний |
- Ребята, сейчас я вам раздам небольшой тест, вам нужно внимательно прочесть вопрос и обвести букву с правильным ответом Задание 1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения? А) картину заката, Б) картину рассвета, В) картину жаркого летнего полдня, Г) картину ясной летней ночи.
2. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг? А) спрятаться, Б) пощипать траву душистую, В) поиграть в игру весёлую, Г) быть подальше от опасности.
3. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками? А) змея, Б) коршун, В) сокол, Г) орёл.
4.Как лебёдушка заметила опасность? А) услышала крик, Б) услышала приближающийся шум, В) увидела отражение крыльев орла в воде, Г) случайно посмотрела в нужную сторону.
5.Чем закончилось стихотворение? А) лебёдушка и лебежатушки спаслись, Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись, В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись, Г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок. - Давайте теперь проверим, правильно ли вы выполнили тест, поменяйтесь со своим соседом своими работами, проверим вместе 1-б, 2-б, 3-г, 4-в, 5-б - Молодцы, ребята |
Выполняют тест
Осуществляют взаимопроверку |
X. Домашнее задание |
- Итак, ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Выбрать любой отрывок из стихотворения не менее 4 абзацев, выучить его и сделать иллюстрацию ко всему стихотворению. |
Записывают домашнее задание |
IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
- Правильно, ребята, давайте вы сейчас оцените свою деятельность на уроке. Красная звездочка означает, что вы ни с чем не справились на уроке, желтая означает, что у вас были затруднения, а зеленая звездочка означает, что у вас все получилось на уроке. Всем спасибо за урок, до свидания |
Проводят рефлексию, прощаются с учителем |
Учитель ___________Артюхова В.В Методист__________Кузнецова В.А. Оценка____________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.