Урок литературного чтения 2 класс Школа России
Оценка 4.7

Урок литературного чтения 2 класс Школа России

Оценка 4.7
doc
18.09.2020
Урок литературного чтения 2 класс Школа России
урок литературного чтения 2 класс.doc

 

Технологическая карта урока

 

ФИО учителя Носонова Кристина Сергеевна

Класс 2

       УМК «Школа России»

Предмет:  литературное чтение

Тема: русская народная сказка « У страха глаза велики»

Тип урока:  урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: третий  урок по данной теме в разделе « Устное народное творчество», открытие новых знаний.

Цель:  познакомить учащихся с русской народной сказкой « У страха глаза велики»

 

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия:

научатся: характеризовать героев сказки, соотносить качества героев сказки с их поступками, называть русские народные сказки и их героев;

получат возможность научиться: соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; самостоятельно оценивать свои достижения.

Формирование УУД

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные: используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Личностные: слушают собеседника и ведут диалог, признают различные точки зрения

Оборудование. Компьютер, аудиозапись сказки «У страха глаза велики», толковые словари, маски животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

     **Название

       этапа урока

 

 

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

 

I. Мотивация к учебной деятельности

 

Подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной обстановки на уроке)

 

Фронтальная

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

 

Начинаем наш урок.
Тихо сели, ноги вместе.
Книги, ручки – всё на месте?

Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех.

 

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.

 

Проговаривают вполголоса

Личностные: формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Наблюдение учителя.

 

II. Речевая разминка

 

Совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; 

Фронтальная

1)Проводит дыхательную гимнастику с детьми

Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнение « Домик» (для глаз)

-Открыли окно, закрыли окно. Открыли окно, открыли дверь.
-открыли дверь, закрыли окна.

2. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

-Представьте, что вы несёте в вёдрах воду.

-На 1-2-3 делаем вдох. На выдохе произносим: Трёх-трёх-трёх.

Плёх- пле- плёх- плёх.

3. Отработка дикции и интонации.


- Прочитайте предложение глазами и губами. С какой интонацией будем читать предложение? Прочитайте предложение громко, тихо , печально, с ускорением, по слогам.

ЯБЛОЧКО ХЛОП - И ЗАЙКЕ В ЛОБ!

 

Выполняют дыхательную гимнастику, слушают задания учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают скороговорку в разном темпе, с различной интонацией

 

 

 

 

 

Личностные: проявление интереса к выполнению задания

Регулятивные: умение оценивать выполнения действия.

Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности

Наблюдение учителя.

 

III.   Актуализация опорных знаний

 

 

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

 

Фронтальная

Организует актуализацию опорных знаний необходимых для усвоения нового материала.   

 - Ребята, какой раздел мы изучаем? (Сказки).

-Что такое сказка?
- Какие бывают сказки

- Какую сказку читали дома?
- А кто написал эту сказку?

- А вот, как вы внимательно работали со сказкой мы узнаем, выполнив тест. 

Приложение ( № 1)

Ребята, сверьте свои ответы с ответами на доске.

 Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

  -У вас на столах лежат листы самооценки. Выберите правильный ответ и нарисуйте кружок нужного цвета.

Тот, кто не допустил ни одной ошибки, рисует кружок зеленого цвета, 2 ошибки – желтого, 3 ошибки и более – красного цвета.                      

 

 

 

 

 

Слушают и отвечают на вопросы .

 

 

 

 

 

Выполняют тест самостоятельно.

Проверяют правильность выполнения задания

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

 

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Регулятивные: контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Ответы детей на поставленные вопросы. Наблюдение учителя

 

IV.   Формулирование темы и целей урока

 

Организовать актуализацию умений определять тему урока и ставить перед собой цель

 

Фронтальная

Задаёт вопросы и предлагает выполнить задания, способствующие формулированию темы и задач урока.

 -На партах у вас конверты с пословицами.  Работая в  парах, соберите пословицы и определите, о каких качествах человека мы будем говорить сегодня на уроке.

 В конвертах пословицы:

Трус и таракана принимает за великана.

Трусливому зайке и пенек — волк.

Трус и тени своей боится.

Кто дрожит —тот и бежит.

 

- Оцените свою работу в парах.

 

- О каких качествах человека будем говорить?

 

 

 

 

 

 

- Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.

·         Познакомиться с новым произведением

·         Дать характеристику главным  героям произведения

·         Определить главную мысль сказки

·         Совершенствовать читательские навыки

·         Развивать речь

 

 

 

 

 

 

Слушают и выполняют задания учителя (в парах собирают пословицы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Самооценка

 

 

(Эти пословицы о смелости и трусости. Значит об этих качествах человека мы и будем говорить)

 

Пользуясь опорными словами, формулируют задачи урока

Предметные:

- работают с содержанием текста пословиц;

Познавательные:

-высказывают в соответствии с учебной задачей;

Регулятивные:

--контролируют свои действия в коллективной работе;

Контроль учителя.

 

V.  Первичное усвоение новых знаний

 

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.- По названию произведения попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этой сказке.

- Сейчас мы послушаем сказку (учитель включает запись сказки).

Понравилась вам сказка?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

 

Вопросы:
-Было ли вам страшно?
-Почему сказка так озаглавлена?
-Герои этой сказки – обычные или волшебные существа?
Значит, какая это сказка?

 

 

2.    Словарная работа

- В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы объяснить смысл этих слов, куда мы сможем обратиться? Как вы поступите?

 

Обратитесь к тексту и заполнить таблицу

У каждой пары таблица.

Приложение № 2

 

- Оцените правильность выполнения задания, сравнив с шаблоном.

Прогнозируют содержание сказки, высказывают свои предположения

Внимательно слушают учителя

Высказывают свое мнение о том подтвердились ли предположения, сделанные до чтения

 

Отвечают на вопросы учителя, выражают свои эмоции и чувства по отношению к услышанному.

 

 

 

 

 

 

Объясняют лексическое значение слов с опорой текст, заполняют таблицу

 

 

Сравнивают, оценивают

Личностные: имеют представление о чертах характера человека

Регулятивные: умение прогнозировать

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

 

 

 

VI.   Физминутка

 

Предупредить и снять умственное и физическое утомление

Фронтальная.

(Читает текст и выполняет движения)

Физминутка «Теремок»

Стоит в поле теремок.

(Ладони обеих рук соединены под углом)

На двери висит замок.

(пальцы сжаты в замок)

Открывает его волк-

Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг.

Руки, сжатые в замок, движутся вперёд - назад, влево - вправо)

Пришёл Петя-петушок

И ключом открыл замок. (пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)

 

Выполняют действия, повторяя за учителем

 

Наблюдение за действиями детей

 

 

VII.Закрепление знаний и способов действий

 

Организация деятельности  с применением новых знаний.

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Просит прочитать детей слова, записанные на доске сначала по слогам, затем целыми словами.

 

1) Предотвращение ошибок при чтении трудных слов

-Прочитайте слова по слогам, а затем плавно, целыми словами

Во-до-но-сам  - водоносам

Схо-ро-ни-лась – схоронилась

Ку-дах-чет –кудахчет

На-тер-пе-лась –натерпелась

- Прочитайте сказку самостоятельно.

 

2) Осмысление содержания прочитанного

 

Какими словами начинается сказка? (Жили-были).

Как ещё может начинаться сказка? (В некотором царстве, в некотором государстве).

Как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? (Бабушка-старушка, внучка-толстушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка.).

Объясните значение этих слов. (Старушка – много лет бабушке, толстушка – пухленькая фигура, клохчтушка – курочка клохчет (квохчет) норушка – мышка живет в норке.)

Почему разный размер вёдер у героев сказки? (У каждого вёдро по своему росту).

Откуда брали воду? (Ответы детей).

Как можно назвать наших героев, соединив слова «вода» и «носить»? (Водоносы.).

Обратите внимание на размер вёдер у водоносов.

Как плещется вода в ведре у бабушки? (Медленно колышется).

Почему? (Ведро большое, бабушка-старушка идет медленно).

Прочитайте предложение о бабушке.

Сколько колыханий воды в ведре у бабушки? (Два)

Как идет внучка по сравнению с бабушкой? (Быстрее и чаще делает шаги).

Прочитайте предложение о внучке.

Сколько колыханий воды в ведре у внучки? (Три)

Прочитайте предложение о курочке.

Сколько колыханий воды в её ведре? (Четыре)

Почему? (Шаги короче и чаще)

Прочитайте предложение о мышке.

Сколько колыханий воды в её ведёрке? (Шесть)

Изобразим, как идут бабушка, внучка, курочка, мышка. Покажем их походку и разную ширину шага.

Как вы думаете, вода, когда чаще плещется, издает более звонкий звук или более глухой? (Более звонкий).

Как же нам показать голосом размер вёдер?

Для этого будем читать слова разным тоном: низким, средним, высоким.

Вместе будем определять окраску голоса и его силу.

Как прочитаем предложение «Назад идут»? (Спокойно, интонация сообщения).

Как произнесем колыхание воды у бабушки? (Медленно, глухим низким тоном).

У внучки? (Быстрее и звонче, чем у бабушки)

У курочки? (Быстрее, чем у внучки, звонче и более тонким голосом).

У мышки? (Быстрее, чем у курочки, писклявым голосом).

 

 

 

 

 

 

 

- Определите основную мысль сказки.

 

 

 

 

 

 

Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Что вы видите на картинке? Как вы считаете, какой момент сказки здесь изображен? Ответы детей.

Найдите в тексте эпизод, который лучше всего подходит к описанию данной иллюстрации, перечитайте его.

Первой группе подготовиться к выразительному чтению эпизода. Второй группе найти в этом эпизоде слова, обозначающие действие героев.

Какой отрывок из текста подходит для чтения по ролям? (Тот, в котором есть слова героев).

Выбор эпизода.

Бабка охает: «Ох! Медведище меня чуть не задавил!»

Внучка плачет: «Бабушка, волк какой-то страшный на меня наскочил!» Курочка на печке кудахчет: «Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!» А мышка из-под печки пищит: «Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!»

А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Перечитайте эпизод. Определите свое отношение к героям сказки.

Назовите действующих лиц для чтения по ролям. (Автор, бабушка, курочка, мышка, зайка).

Найдите их слова в тексте. Подумайте, какие мысли и чувства героев должны понять слушатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают слова по слогам, затем плавно целыми словами

 

 

 

Читают текст самостоятельно

 

Высказывают свою точку зрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют основную мысль сказки

 

(Основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей.)

 

 

 

 

 

Работают с иллюстрацией .

 

 

 

 

 

 

Чтение отрывка по ролям. Анализ правильности постановки пауз, логического ударения, интонации.

 

Личностные: проявление интереса к выполнению задания

Регулятивные: умение оценивать выполнения действия.

Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за действиями детей

 

 

VIII.       Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

Научить соотносить результат с поставленной целью и оценивать результат собственной деятельности

 

Фронтальная

 

 

 

 

Индивидуальная

 

Организует фиксирование темы и цели урока. Организует рефлексию.

- Давайте, вспомним, какие же задачи мы ставили в начале урока и отметим выполненные.

 

 

 

Организует самооценку учебной деятельности

 

- Сегодня на протяжении всего урока вы оценивали себя в листах самооценки. Просмотрите их и оцените свою работу на уроке.

-У вас на партах лежат смайлы трех цветов. Вы должны выбрать один смайл.

Зелёный - я усвоил материал урока, у меня всё получилось

Жёлтый - я затруднялся отвечать на некоторые вопросы

Красный - на уроке я работал неактивно, но понял основную мысль данного рассказа.

 

 

 

 

Называют задачи, которые ставили перед уроком.

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самооценку собственной деятельности, степень их соответствия

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдает

 

IX.   Домашнее задание

 

Умение осуществлять свой выбор.

 

Фронтальная

Даёт домашнее задание, объясняет

Задание на выбор:

  1. Найти и прочитать бытовую сказку.
  2.  Пересказать сказку.
  3. Нарисовать иллюстрацию к сказке.

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.

Личностные: готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни

Наблюдение за действиями детей

 

 

Приложение № 1

Тест по русской народной сказке

«Петушок и бобовое зёрнышко», 2 класс

                                             Фамилия, имя_____________________________

 

1.Кто не является героем этой сказки?

А) курочка                 В) лиса

Б) кузнец                    Г) петушок

2. Что случилось с петушком?

А) утащила лиса                      В) подавился бобовым зёрнышком

Б) подавился фасолью             Г) заболел

3. Кто предупреждал петушка не торопиться и клевать медленнее?

А) хозяйка                           В) хозяин

Б) коровушка                       Г) курочка   

4. Что попросила курочка у хозяйки?

А) молока                          В) маслица

Б) сливок                            Г) сметаны

5. К кому хозяйка сказала бежать курочке?

А) к корове                      В) к кузнецу

Б) к хозяину                     Г)  к петушку

6. Как обратилась курочка к корове?

А) Коровушка - матушка

Б) Коровушка - сестричка

В) Коровушка - голубушка

Г) Коровушка - бурёнушка

7. У кого курочка попросила травы?

А) у хозяйки                          В) у кузнеца

Б) у хозяина                           Г)  накосила сама

8. К кому хозяин сказал бежать курочке?

А)  к петушку                  В) к коровушке

Б) к хозяйке                     Г) к кузнецу

9. Что кузнец  дал курочке?

А) травы                  В) маслица

Б) косу                     Г) совет

10. Закончи пословицу: «Друзья познаются  …»

А) в работе                       В) в беде

Б) в радости                     Г)  в сказке

 

 

Приложение №2

Обратитесь к тексту и объясните значения слов.

Слово

Значение слова

 

Колода 

 

 

 

http://festival.1september.ru/articles/606638/img2.jpg

Колодец 

 

 

http://festival.1september.ru/articles/606638/img4.jpg

Наперсток 

 

 

http://www.thimble.ru/pict5/rab45.jpg

– укрепленная срубом, узкая, глубокая яма для получения воды
– род деревянного корыта – бревно с выдолбленной серединой
– колпачок, надеваемый на палец при шитье

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Ход урока **Название этапа урока

Ход урока **Название этапа урока

Открыли окно, закрыли окно. Открыли окно, открыли дверь

Открыли окно, закрыли окно. Открыли окно, открыли дверь

III. Актуализация опорных знаний

III. Актуализация опорных знаний

III. Формулирование темы и целей урока

III. Формулирование темы и целей урока

Дать характеристику главным героям произведения ·

Дать характеристику главным героям произведения ·

Обратитесь к тексту и заполнить таблицу

Обратитесь к тексту и заполнить таблицу

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: «Вот страсти-то!

А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: «Вот страсти-то!

III. Рефлексия учебной деятельности на уроке

III. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Б) подавился фасолью

Б) подавился фасолью

Слово Значение слова

Слово Значение слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2020