23/11
Тема урока: Богатырский конь Тайбурыл
Цель урока: расширять кругозор учащихся, знания в области УНТ
Задачи урока:
- познакомить учащихся с отрывком из казахского героического эпоса «Кобланды – батыр»;
- развивать навыки беглого выразительного, осознанного чтения, мышление, внимание;
- активизировать учебно – познавательную деятельность учащихся, воспитывать чувство патриотизма
Методы, приемы: наглядный, игровой, частично – поисковый, репродуктивный
Оборудование: презентация к уроку, проектор, книга для чтения
Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой
2. Повторение
- Какие жанры УНТ мы с вами уже повторили?
(Работа по опорной схеме)
- Что такое миф?
- Что такое легенда?
- Что такое героический эпос?
- Чем они похожи, чем отличаются? (мифы объясняют мир, непонятный древнему человеку. Проще говоря, рассказывают откуда что взялось и почему так происходит. Обязательным условием мифа было то, что люди в него верили полностью и безоговорочно. Легенды рассказывают о каком-то реальном историческом событии. Цель - сохранить память о нём и прославить в веках. Часто в легендах есть доля вымысла.
Героический эпос зачастую прославляет народы, которые противостояли захватчикам, героев военных конфликтов, воспевает их мужество, смелость и патриотизм. В мифах мотив героизма частично смешан с мистификацией, однако они также основаны на исторических событиях, реальность которых все же вызывает сомнения.)
3. Проверка Д/З. Подготовка к восприятию темы
- С каким героическим эпосом мы познакомились на прошлом уроке?
- О каком герое он повествует?
- Опишите его.
4.Работа по теме
1) Слово учителя
Очень часто таких героев сопровождает верный друг, помощник – богатырский конь. Зачастую конь спасает своего героя от верной смерти и играет важную роль в победе.
- Сегодня мы прочитаем отрывок из героического эпоса «Кобланды- батыр», рассказывающего нам о богатырском коне – Тайбурыле.
- Кто такой Кобланды –батыр? (выступление одного из учеников с кратким рассказом о жизни героя)
Ученик
Кобланды- батыр- воплощен народный идеал богатыря, защитника родной земли.
В стране кипчаков — одного из крупных родов — жила богатая семья, в которой не было детей. На одном из пышных торжеств бездетные Токтарбай и Аналык чувствуют себя оскорбленными от слов ведущего —«для не имеющих сыновей места нет, для не имеющих дочерей веселья нет». Они обращались к духам предков, к богу и просили о том, чтобы им даровали сына. И вот их молитвы были услышаны и у них появился сын -
Кобланды.
Мальчик рос очень сильным. Он преодолевал различные препятствия, участвовал и побеждал в предсвадебных состязаниях. Так он завоевал свою невесту - красавицу Кортку. Она стала его советчицей и помощницей. Именно Кортка выбрала и вырастила чудесного богатырского коня Тайбурыла.
2) Работа с текстом
А) Словарная работа
Б) Чтение произведения
В) Анализ
- Каким предстает вашему взору конь Тайбурыл? Составьте его словесный портрет.
- Какие литературные приемы используются для того, чтобы показать мощь коня?
Г) Повторное чтение
5. Закрепление
Иллюстрирование
6. Итог урока
7. Д/З стр. 5 (книга для чтения) «Почему дрожит лошщадь»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.