Тема:
Цели и задачи:
|
БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
· создать целостный литературно-художественный образ народного героя-богатыря, показав его в творчестве художника, композитора и прочитав отрывок А. С. Пушкина "Руслан и Людмила"; · совершенствовать навыки чтения; · развивать умения: - предполагать, предвосхищать содержание текста · расширять словарный запас детей; · развивать устную речь, творчество, воображение, умение рассуждать;
· воспитывать чувство патриотизма, гордости за Землю Русскую, свое государство
|
Оборудование:
|
· учебник "Маленькая дверь в большой мир" (ч.1) авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева;
|
|
|
Тип урока – комбинированный урок
Образовательная технология:
технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, настрой на работу, концентрация внимания)
II. Введение в тему урока
-Прочитайте:
На доске: «Славна богатырями земля русская»
– Что записано на доске? (Поговорка)
-Какие ещё виды устного
народного творчества знаете? (Пословицы, потешки, небылицы, загадки и
т.д.
– Послушайте загадку:
Ладно скроен,
Крепко сшит,
За земле русской стоит.
(Богатырь)
III. Постановка проблемы, формулирование темы и целей урока учащимися
– Какое слово является ключевым? (Богатыри)
-Что о ком будем сегодня вести разговор и читать?
-Правильно, но не просто о богатырях , а о сказочных богатырях
–Так называется новый раздел, изучение которого мы начинаем сегодня.
Антиципация
-Предположите, о ком и о чём будет произведение? (О воинах, о подвигах которые они совершали)
- Итак, тема сегодняшнего урока ... «Сказочные богатыри» (Говорят дети)
- Какие цели мы ставим перед собой на уроках чтения? (Учиться читать бегло, грамотно, выразительно, учиться формулировать ответы на вопросы, выражать свое мнение, развивать память.)
IV. Беседа о богатырях
- Кто такие богатыри? (Ответы детей)
1. Словарная работа
Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря. Дети читают статью:
Богатырь – 1. Герой
русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги (переносное).
– Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (Оно многозначное)
– Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
Силач, воин, защитник, витязь
- Какое слово спряталось в слове «БОГАТЫРЬ»? (Их бог благословляет на подвиги)
– Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
– Помимо ума, чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)
– Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным)
- Что это значит, как вы это понимаете? (Ответы детей)
2. Введение в эпоху. Живая картина.
(Звучит музыка) Слушание симфонии А.Бородина
Беседа после прослушивания
“Богатырская” симфония Бородина наполнена могучей силой.
- Всегда ли одинаково звучала музыка?
Мужественно, сурово, мощно звучит главная тема, вызывая представление о неодолимой, "великанской" силе легендарных героев.
Вторая - лирическая тема - широкая, светлая, мажорная, проникнутая русскими распевами.
Вывод: в музыке А. Бородина ощущаются люди сильные, могучие, люди-богатыри.
3. Работа с репродукцией картины М. В. Васнецова “Богатыри ”.
Картина «Богатыри» - это главная картина Виктора Михайловича Васнецова. (Художник писал эту картину почти 20 лет.)
- Узнайте, как их зовут.
- Как можно догадаться, что перед нами богатыри? (Боевое снаряжение)
Кольчуга – доспех вроде рубашки из мелких плотносплетенных железных колец. Ее делали с разрезом впереди у шеи и подола. На груди кольчуги круглые бляхи.
Шлем – для чего он нужен? Для защиты человека от стрел, меча, копья, по форме очень напоминает купола церквей.
Меч – носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом.
Щит – воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из булата, железа. Меди. Дерева. Иногда обтягивался кожей.
По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы.
Булава – оружие, деревянная или металлическая палка с шаром на конце.
(карточки со словами крепятся на доску)
– В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей? (В былине)
– Что такое былина?
– А события, описанные в этих произведениях, будут относиться к нашему времени или к древним временам? (К древним временам)
4.Связь музыки и живописи.
-Что общего между музыкой Бородина и картиной Васнецова? Что их роднит?
Итак, в музыке Бородина сочетается удивительная мужественность, решительность и русская напевность.
Физкультминутка
Дружно встали раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепки расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
V. Работа с отрывком из поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"
Учебник с.172
Сегодня звучала «Богатырская симфония»» Александра Прокопьевича Бородина. (Карточка крепится на доску)
Есть ещё опера М. Глинки "Руслан и Людмила". Композитор написал оперу на сюжет поэмы
А.С. Пушкина, отрывок из которой мы будем читать.
Но не только художники и композиторы обращались к образу богатыря. Сегодня мы будем читать отрывок из поэмы, в которой тоже есть богатырь.
1. Читает отрывок учитель (стр.171)
-Что вы представляли, слушая отрывок?
Кто такой Руслан? (витязь – богатырь княжеского происхождения)
2. Чтение отрывка с комментированием:
После 1 - 4 строчек:
- Когда будут происходить события? (Ранним утром)
- Какие слова это подтверждают (яснели - становились отчётливыми, просыпались, поле ещё дремало)
- Как нужно читать эти строки? (Неспешно, размеренно)
После 5-7 строчек:
- Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля?
- воспрянул (быстро поднялся)
- Замените слово «внезапный» синонимом? (Неожиданный)
-Какой согласный звук постоянно повторяется в этих строчках?(р - вдруг, прервался, вражий и т.д.)
-Как звучат эти слова? (Резко, громко, тревожно)
-Меняется ли темп чтения? Как мы будем читать эти строки? (Быстро с интонацией тревоги.)
- Для кого этот крик был внезапным?
Прочитаем дальше.
После 8-9 строчек:
- Теперь ясно, что для киевлян (жителей Киевской Руси) это сражение началось внезапно. Они взволнованы, растеряны, могут проиграть сражение.
- Что же случилось дальше?
Чтение до конца:
- Какую картину вы представили себе?
- Прочитайте сравнения : блистая в латах, как в огне; грозой несется
- Зачем их использует автор? (Показать силу и мощь)
- Как понимаете строчку: Наш витязь пал на басурмана? (басурман - враг)
Ожидал ли враг такого внезапного нападения? (Нет, воин напал на басурмана, как гром)
- Какие строчки этой части текста особенно динамичны, энергичны? (Грозой несётся...)
- Перечитайте последние две строчки отрывка. (Преданье - исторический рассказ)
- Как вы их понимаете?
3. Самостоятельное чтение с заданием: разделить отрывок на три части
1. Дремало поле боевое…
2. Внезапный крик сраженья грянул...
3. Наш витязь пал на басурмана...
4. Выразительное чтение
- Обратите внимание на то, как меняется темп, интонация от части к части
- В каких ещё произведениях А.С. Пушкина есть богатыри?
Беседа
– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство торжества, гордости за свою Родину.)
Рассуждения детей о том, кто такой патриот
- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни.
VI. Творческие задания
Работа в парах
-Ребята, у каждого из Вас есть пословицы.
-Прочитайте их.
-Подберите к прочитанному отрывку походящие по смыслу пословицы:
Карточка
- Подберите к устаревшим словам современную пару:
небеса рассветало
яснело небо
басурман исторический рассказ
минувший враг
преданье прошедший
- Продолжите предложение:
Я считаю, что богатырь …..
VII. Итог урока.
Сопоставление целей с результатами работы на уроке.
Рефлексия.
- Что нового узнали?
- Как узнали, что помогло?
- Где пригодятся знания?
-Кто из ребят помог в открытии знаний?
- А есть сейчас в наше время люди с такими человеческими качествами?
- Есть ли в наше время богатыри?
- А может ли каждый из нас стать современным богатырем?
- Что для этого надо?
-Попробуйте оценить свои впечатления о прошедшем уроке. Для этого у каждого из Вас есть условные знаки.
VIII. Домашнее задание.
- Подготовить выразительное чтение отрывка, по желанию можно выучить
1-я группа – приготовить рисунок на выставку,
2-я группа – подготовить рассказ о богатырях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.