Урок литературного чтения
Тема: Е. Пермяк. «Чужая калитка»
Цель:
1. Выявить эмоциональное отношение учащихся к прочитанному.
2. Вырабатывать умение оценивать действия и поступки героя.
Подбирать слова и выражения, эпизоды из текста для характеристики персонажа.
3. Развивать умение выборочного чтения и краткого пересказа прочитанного.
4. Обогащать лексику учащихся словами – носителями характеристики героя.
5. Развивать интерес к коллективному обсуждению проблемных вопросов по тексту произведения.
6. Учить анализировать пословицы и поговорки по теме, применять их к эпизодам художественного произведения, героям, использовать в повседневной жизни.
7. Воспитывать скромность, трудолюбие.
Ход урока
І. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости! Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками.
ІІ. Разминка
1. Увжмаеаые птуиешстевеиннки. Наш пеозд в птуи - 40 миунт. За это врмея Вам буудт преждлоены ранчзлиые улусги: ,приоянте обнещие дург с дургом, а катже ботара с тектомс .По всем возшкиним восопрам Вы моежте обратьтися к проинводку. Принтяой покдези!
Ш. Введение в тему урока. Целеполагание
(Чтение учащимися отрывка из стихотворения Валерия Брюсова «Работа».)
Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом,
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта,-
Всё счастье земли – за трудом!
Какова главная мысль этого стихотворения?
- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (О труде.)
Мотивация.
- Правильно. Не зря в народе говорят «Труд украшает человека», «Где труд, там и счастье».
- Как вы понимаете эти пословицы?
Труд нам даёт радость, счастье, удовольствие. Вспомните, что вы испытывали, когда делали уборку в комнате или сделали поделку своими руками, помогли маме и папе.
Лексическая работа
- Что такое «труд?» Дайте лексическое значение этого слова.
Труд – это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Эта деятельность требует затрат умственной и физической энергии. (Словарь Ожегова.)
Родственные слова:
Трудолюбивый – любящий трудиться.
Труженик – тот, кто трудится.
Трудолюбие - любовь к труду.
Подберите к слову «труд» антоним.
Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.
Тему нашего урока можно назвать и пословицей. Прочитайте её.
На доске: «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»
- Покажите голосом, что дано человеку?
- Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?
- Вывод. Для чего дана жизнь человеку? (Для добрых дел, для пользы, труда.)
- Прочитайте эту пословицу с разной интонацией. (Подставляю к пословице знаки: ?, !, . Дети читают.)
IV Этап вызова (побуждение).
Прочитайте название рассказа, с которым мы будем сегодня работать. (Только заглавные буквы).
аЧмУвЖуАыЯ лКшАтЛпИкТнКшА
Предположите, о чем может быть это рассказ? Попытайтесь представить, кто может быть героем этого рассказа?
- Как понимаете выражение «чужая калитка»? А как вы думаете, когда калитка может стать чужой? (Предположения учащихся.)
Знакомство с творчеством Е. Пермяка.
- Сегодня мы с вами познакомимся с человеком, который очень любил трудиться. За время учёбы он освоил 5 ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Это известный писатель - Евгений Андреевич Висcов (Пермяк). Он родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.
Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тётей, которые его очень любили и заботились о нём.
В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи.
Умер Евгений Пермяк в 1982 году. (Прожил 80 лет.)
Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из произведений Е. Пермяка «Чужая калитка».
- Ребята, какие задачи поставите на урок? (На доске.)
ЗАДАЧИ:
1. Познакомиться с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка».
2. Охарактеризовать героев по их поступкам.
3. Определить главную мысль рассказа.
V. Изучение новой темы
1. Чтение рассказа учителем.
2. Проверка первичного восприятия.
3. Словарная работа
Малец — парень, подросток, мальчик.
Хваткие — ловко и цепко хватающий; хваткие руки.
Питомник — место, где выращивались молодые саженцы деревьев.
Щеколда — железная пластинка для запирания дверей.
Чащоба — то же, что и чаща.
Колдобина — рытвина, ухаб, неровная поверхность
Просека — узкая дорога в лесу, очищенная от деревьев.
Ржа — покрытый ржавчиной, содержащий окислы железа
Еле ноги волочить (разг.) — идти с трудом от усталости.
Изгородь – забор.
4. Выборочное чтение
1. Найдите и прочитайте о том, как Алексей учился трудиться и кто ему помогал.
2. Прочитайте, как взрослые хвалили и поощряли Алешу.
4. Какое главное требование к работе было у дедушки? Найдите в тексте.
5. Почему питомник был хорошо огорожен? Прочитайте.
6. В каком состоянии была скамейка? Найдите ответ в тексте и прочитайте.
7. Почему Алеша решил отремонтировать калитку и скамейку?
8. Почему дедушка хотел поклониться и пожать руку человеку, починившему калитку?
9. Почему Алеша не признался в своем поступке?
Физминутка
Ор-ор-ор, держим мы в руках топор.
Ом-ом-ом, дрова рубим топором.
Ток-ток-ток, взяли в руки молоток.
Часто-нередко, не мимо, а метко.
VI Восприятие и осознание материала
Работа в группах.
1 группа. «Аналиики» Прием «Паспорт главного героя».
Имя ______________________________
Создатель________________________________
Прописка__________________________________________
Черты характера ___________________________________
Привычки, увлечения _______________________________
Какие поступки совершил __________________________
Мое отношение к герою______________________________
(Дети выбирают нужные слова, характеризующие главного героя и составляют его паспорт: добрый, злой, скромный, внимательный, хвастливый, аккуратный, небезразличный, старательный, заботливый, трудолюбивый, равнодушный, ленивый, хозяйственный, трудолюбивый, сообразительный, умелый, догадливый).
- Обсудите, какими словами можно охарактеризовать Алёшу.
Выберите нужные слова.
2 группа. «Строители» Построй дом
загадка
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (Семья.)
- Каким качествам нас учат в семье?
(Дети выбирают готовые существительные и строят дом: любовь, жадность, ум, доброта, злость, лень, отзывчивость, честность, трудолюбие.)
- Что у вас получилось? (Дети читают.)
- Что нам помогло построить дом? (Трудолюбие.)
- Можно ли научиться любить труд в семье?
Трудолюбие в семье можно воспитать, и насколько это пройдёт успешно зависит только от вас, ребята.
3 группа «Собиратели местного фольклора» Собрать пословицы о труде «Пословица недаром молвится».
Работа с пословицами. Прием «Найди пару». Подчеркнуть пословицу, которая соответствует сюжету и идеи произведения, объяснить свой выбор. (Скромный человек сам своих заслуг не оценивает).
Чужой беды |
а человека по делам. |
|
Делано наспех |
сам своих заслуг не оценивает. |
|
|
разумный подход. |
|
Дерево ценят по плодам, |
подвиг славу принесет. |
|
Скромный человек |
надо уметь. |
|
Мало хотеть — |
не бывает. |
|
Труд усердный к подвигу ведет, |
и сделано на смех. |
|
|
|
|
4 группа «Режиссеры киноленты». Прием «Картинная хронология».
Задание: отрывки из текста соотнесите с иллюстрациями и расположите их согласно последовательности событий в рассказе.
План
Трудолюбивый мальчик.
Чужая калитка.
Старая скамейка.
Результаты уроков дедушки.
Свое, наше.
VII. Обобщение знаний1. Коллективное обсуждение
- Почему мальчик не признался дедушке, что починил калитку и скамейку. (Учащиеся высказывают своё мнение.)
VIII. Подведение итогов урока Прочитайте пословицу в которой мы начали наше путешествие«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»
Можно ли назвать их главной мудростью нашего урока? Докажите.
IX. Рефлексия незаконченного предложения.
- Чем обогатил вас этот урок? Чему научил нас рассказ? Какова главная мысль рассказа? (Главная мысль этого рассказа в том, что не может быть в родной стране, на родной земле что-то чужое. Все вокруг наше, все свое и обо всем следует заботиться, как о своем собственном. Весь мир принадлежит нам, и нам отвечать за порядок в нем).
Чему учит нас рассказ? (Рассказ учит трудолюбию, ответственности, хозяйственности, скромности и отзывчивости).
- С каким настроением вы его заканчиваете? Поделитесь своими мыслями. У Вас есть молоточки. Если было легко и интересно и вы много узнали на занятии выберите коричневый молоточек. Если было не все понятно - желтый. Если было сложно - оранжевый. Расположите молоточки в ящик с инструментами.
X. Домашнее задание
Перечитать текст. Поделиться впечатлениями с родителями.
1 вариант Составить план рассказа, подготовить пересказ.
2 вариант Придумать продолжение рассказа.
3 вариант Написать отзыв о произведении.
Отзыв на
рассказ "Чужая калитка"
Мне понравился этот рассказ и больше всего понравился поступок Алеши. Мальчик
починил и чужую калитку, и чужую скамейку, потому что понял, что они не чужие,
раз сделаны для пользы людей. И мне понравилась скромность мальчика, который
так и не признался в своем добром деле.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.