Муниципальное общеобразовательное учреждение «Василевская школа» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики
Урок литературного чтения во 2 классе
Подготовила: учитель начальных классов Андреева С.В.
Тема урока: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»
Тип урока: комбинированный
Цель: Образовательная: Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом. Создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Содействовать формированию культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе воспитанию интереса к чтению. Формировать УУД: Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты: Предметные: Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами. Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию). Личностные: Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный.
Ресурсы: Учебник, иллюстрация к сказке, солнышко, карточки с пословицами, картинки с фотографиями семьи, пожилых людей, словарные слова, дерево, ладошки, памятка «Советы детям»
Ход урока
I.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
-Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть.
- Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, и нашим гостям хорошего настроения, радости, и удачи!
- Садитесь! Мы начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний.
Чтобы мы хорошо отвечали на уроке, чтобы язык наш слушался нас, давайте проведем речевую разминку. Прочитайте предложение. Как называются такие высказывания?
Семья в куче, не страшна и туча.
– Прочитайте пословицу, делая ударение каждый раз на другом слове.
· с удивлением,
· с вопросительной интонацией,
· с веселой интонацией,
– Как вы понимаете эту пословицу? (если семья
дружная, то никакие беды ей не страшны)
– Эта пословица будет как бы девизом нашего урока. А почему на этот вопрос вы
ответите в конце нашего урока
III. Постановка учебной задачи (Работа по технологии продуктивного чтения)
Работа в парах.
-Перед вами листочки, на которых написаны пословицы, но эти пословицы потеряли свое начало и конец. Вам нужно будет соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания объяснить смысл этих пословиц, а также ответить на вопрос который тоже лежит у вас на столе.
-1пара объяснит смысл пословицы под №1: (Когда все члены семьи в сборе душа спокойна и человек не волнуется понапрасну. Когда в семье все хорошо никто не ругается(мир да тишь),тогда эта семья поистине крепка и ничего ее не сломит.)
-2 пара объяснит смысл пословицы под №2: (Когда человек почитает своих родителей и прислушивается к их советам, это помогает ему избежать многих ошибок. Это значит что дети приносят родителям как радость так и горе. Смысл в том что если ребенок радуется, то радуются и родители, а вот если случилось горе, то родителям горе..)
Вся семья вместе… … тот вовек не погибает.
Кто родителей почитает… …детки же и горе.
Детки - радость… …и душа на месте.
- Что общего у этих пословиц? (1 пара) Как вы понимаете слово «семья»? (2 пара)
- Зачем люди создают семьи? (общий вопрос)
IV. Формулирование темы урока
Картинки с фотографиями семьи, пожилых людей
-Расскажите, что вы видите на фотографиях. Сделайте свои предположения, о чем сегодня пойдет речь. ( Сегодня мы на уроке поговорим о семье, о пожилых, старых людях)
-Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям. Что такое старость? Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)
Мы познакомимся с произведением Л.Н.Толстого Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку
Он трудится не от скуки, у него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед – мой родной, любимый …(дед)
Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям. Прочитайте, как называется рассказ «Старый дед и внучек». Да, ребята, именно с этим рассказом мы с вами познакомимся на сегодняшнем уроке.
V. Работа по теме урока (Совместная деятельность по достижению цели)
-Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово, размышлять над каждым предложением и определить какое это произведение по настроению?
Знакомство с текстом - первичное чтение. Какое это произведение по настроению? (грустное)
Почему вы так решили? Какие чувства вы испытали? Как бы вы продолжили это предложение
Я почувствовал… (Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)
Вторичное чтение (читают жужжанием)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА -Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении вам встретились слова, которое в наше время практически не употребляются. Возьмите в руки карандаши, отметьте незнакомые вам слова. Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте посмотрим их объяснение.
ЛОХАНКА НЕВЕСТКА БРАНИТЬ СЛАЖИВАЕТ
-Есть в тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься? Есть в тексте то, с чем вы НЕ СОГЛАСНЫ?
Физминутка.
Раз, два, три, четыре кто живёт в нашей квартире? Раз, два, три, четыре, пять.
Всех могу пересчитать. Мама, папа, брат, сестрёнка, кошка Мурка, два котёнка,
Мой, щенок, сверчок и я. Вот и вся моя семья.
VI. Закрепление знаний и способов действий
Ребята, вы прочитали рассказ, скажите мне на сколько частей можно поделить текст? (на 4)
А теперь давайте попробуем ответить на вопросы
- Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек) Почему деда стали кормить за печкой? Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол? -Что случилось во время обеда за печкой? - А как вы думаете почему дед уронил и разбил чашку? -(Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается). - Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным?
Выборочное чтение
- Прочитайте, Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой? Как вы охарактеризуете невестку? (Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)
- Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик? Как он повёл себя? Почему он вздохнул и нечего не сказал? (Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)
- Почему родители Миши заплакали? Как изменилась жизнь дедушки после этого случая? Что можно сказать о сыне деда? Какой он? (Он равнодушный, бездушный) Почему он не заступился за своего родного отца? ( Он слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца) Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши) Что испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали? Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши? (Справедливый, добрый, умный)
Самостоятельная работа Задание: Составьте кластер – описание данной семьи.
VII. Итоги урока. Рефлексия.
- Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете зачем он его написал? (уважать старших, терпимости к старым людям…..) Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас. Листочки этого дерева необычные, в виде ладошек. Ладошка – это символ заботы согласия доброты. Возьмите ладошки соответствующие вашему настроению и напишите на нём, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю, постараюсь, я хочу, буду…
1.Обещаю любить бабушку и дедушку 2. Я постараюсь видеть чужую боль
3. Не буду грубить маме и папе 4.Буду добрым 5.Хочу быть терпимым
6. Я постараюсь быть милосердным 7. Буду уважать права других
8. Я хочу быть любящим, помогать своим друзьям 9. Я постараюсь быть заботливым
10. Буду почитать старших 11. Постараюсь быть великодушным
(Дети зачитывают и крепят ладошки к дереву)
Видите наше дерево стало ещё краше. Семья в куче, не страшна и туча.
Словесное оценивание. Благодарю вас за работу на уроке.
VIII. Домашнее задание. Стр.110 - 111 читать и пересказывать, составить рассказ о своей семье.
А ещё хочу раздать каждому из вас памятку «Советы детям»
1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.
2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как можно чаще.
И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»
Мои пожелания:
· Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
· Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
· Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
· Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
· Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
Кто родителей почитает, … если в семье вражда. Не будет добра, … тот вовек не погибает.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.