Урок литературного чтения "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек"
Оценка 4.7

Урок литературного чтения "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек"

Оценка 4.7
docx
27.10.2020
Урок литературного чтения "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек"
Урок литературного чтения 2 класс.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Василевская школа» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики

 

Урок литературного чтения во 2 классе

 

По басне Льва Толстого Старый дед и внучек

 

Подготовила: учитель начальных классов Андреева С.В.

Тема урока: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

 Тип урока: комбинированный

 Цель: Образовательная: Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом. Создавать условия для  развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Содействовать формированию культуры  поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе воспитанию интереса к чтению. Формировать УУД: Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;  

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты: Предметные: Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами. Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по  выставке книг и  и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).   Личностные: Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;   (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный.

Ресурсы: Учебник,  иллюстрация к сказке, солнышко, карточки с пословицами, картинки с фотографиями семьи, пожилых людей, словарные слова, дерево, ладошки, памятка «Советы детям»

Ход урока 

I.Мотивация  (самоопределение  к учебной деятельности)

-Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть.  

- Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам,   и нашим гостям хорошего настроения, радости, и удачи!

- Садитесь! Мы начинаем наш урок.  

 II. Актуализация знаний.

Чтобы мы хорошо отвечали на уроке, чтобы язык наш слушался нас, давайте проведем речевую разминку.    Прочитайте предложение. Как называются такие высказывания?

Семья в куче, не страшна и туча.

– Прочитайте пословицу, делая ударение каждый раз на другом слове.

·         с удивлением,

·         с вопросительной интонацией,

·         с веселой интонацией,

 – Как вы понимаете эту пословицу? (если семья дружная, то никакие беды ей не страшны)
– Эта пословица будет как бы девизом нашего урока. А почему на этот вопрос вы ответите в конце нашего урока  

III. Постановка учебной задачи (Работа по технологии продуктивного чтения)

Работа в парах.

 -Перед вами листочки, на которых написаны пословицы, но эти пословицы потеряли свое начало и конец. Вам нужно будет соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания  объяснить смысл этих пословиц, а также ответить на вопрос который тоже лежит у вас на столе.

-1пара объяснит смысл пословицы под №1: (Когда все члены семьи в сборе душа спокойна и человек не волнуется понапрасну. Когда в семье все хорошо никто не ругается(мир да тишь),тогда эта семья поистине крепка и ничего ее не сломит.)

-2 пара объяснит смысл пословицы под №2: (Когда человек почитает своих родителей и  прислушивается к их советам, это  помогает ему избежать многих ошибок. Это значит что дети   приносят родителям как  радость так и горе. Смысл в том что если  ребенок радуется, то радуются и родители,  а вот  если случилось   горе, то родителям горе..)

Вся семья вместе…         … тот вовек не погибает.

Кто родителей почитает…    …детки же и горе.

Детки  -  радость…      …и душа на месте.

- Что общего  у этих пословиц? (1 пара) Как вы понимаете слово «семья»? (2 пара)

- Зачем люди создают семьи? (общий вопрос)

IV. Формулирование темы урока

Картинки с фотографиями семьи, пожилых людей

-Расскажите, что вы видите на фотографиях. Сделайте свои  предположения, о чем сегодня пойдет речь. ( Сегодня мы на уроке поговорим о семье, о пожилых, старых людях)

-Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям. Что такое старость? Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)

Мы познакомимся  с произведением  Л.Н.Толстого Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку 

Он трудится не от скуки, у него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед – мой родной, любимый …(дед)

Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям. Прочитайте,  как называется рассказ «Старый дед и внучек». Да, ребята, именно с этим рассказом мы с вами познакомимся на сегодняшнем уроке.

Старый дед и внучек, братья Гримм, читать сказку про внука и деда ...

 

V. Работа по теме урока (Совместная деятельность по достижению цели)

  -Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого   «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово,  размышлять над каждым предложением и определить какое это произведение по настроению?

Знакомство с текстом - первичное чтение.   Какое это произведение по настроению? (грустное)  

Почему вы так решили?     Какие чувства вы испытали? Как бы вы продолжили это предложение

Я почувствовал…                 (Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)

Вторичное чтение (читают жужжанием)

 СЛОВАРНАЯ  РАБОТА -Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении  вам встретились слова, которое в наше время практически не употребляются. Возьмите  в руки карандаши,  отметьте  незнакомые вам слова. Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте посмотрим их объяснение.

ЛОХАНКА                НЕВЕСТКА                   БРАНИТЬ           СЛАЖИВАЕТ

-Есть в  тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься? Есть в тексте то, с чем вы  НЕ СОГЛАСНЫ?

Физминутка.

Раз, два, три, четыре кто живёт в нашей квартире? Раз, два, три, четыре, пять.

Всех могу пересчитать. Мама, папа, брат, сестрёнка, кошка Мурка, два котёнка,

Мой, щенок, сверчок и я. Вот и вся моя семья.

 VI. Закрепление  знаний и способов действий

Ребята, вы прочитали рассказ, скажите мне на сколько частей можно поделить текст? (на 4)

А теперь давайте попробуем ответить на вопросы

- Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек) Почему деда стали кормить за печкой?   Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол? -Что случилось во время обеда за печкой? - А как вы думаете почему дед уронил и разбил чашку? -(Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается). - Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким  беспомощным? 

Выборочное чтение 

- Прочитайте, Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой? Как вы охарактеризуете невестку? (Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)

- Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?  Как он повёл себя?  Почему он вздохнул и нечего не сказал? (Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)

 - Почему родители Миши заплакали? Как изменилась жизнь дедушки после этого   случая? Что можно сказать о сыне деда? Какой он? (Он равнодушный, бездушный) Почему он не заступился за своего родного отца? ( Он слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца) Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши) Что испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали? Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши? (Справедливый, добрый, умный) 

Самостоятельная работа                Задание: Составьте кластер – описание данной семьи.

VII. Итоги урока. Рефлексия.

 - Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете зачем он его написал? (уважать старших, терпимости к старым людям…..) Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас. Листочки этого дерева необычные, в виде ладошек. Ладошка – это символ заботы согласия доброты. Возьмите ладошки соответствующие вашему настроению и напишите на нём, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю, постараюсь, я хочу, буду…

1.Обещаю любить бабушку и дедушку 2. Я постараюсь видеть чужую боль

3. Не буду грубить маме и папе              4.Буду  добрым         5.Хочу быть терпимым   

6. Я постараюсь быть милосердным           7.  Буду уважать права других

8. Я хочу  быть любящим, помогать своим друзьям   9. Я постараюсь быть заботливым  

10. Буду почитать старших                     11. Постараюсь быть великодушным

(Дети зачитывают и крепят ладошки  к дереву)

Видите наше дерево стало ещё краше.          Семья в куче, не страшна и туча.

Словесное оценивание. Благодарю вас за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание. Стр.110 - 111 читать и пересказывать, составить рассказ о своей семье.

 

А ещё хочу раздать каждому из вас памятку   «Советы детям»

1.                      Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.

2.                      Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.

3.                      Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.

4.                      Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как можно чаще.

И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими» 

 

клипарт родители и дети: 22 тыс изображений найдено в Яндекс ... Мои пожелания:

·         Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

·         Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

·         Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

·         Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

·         Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Кто родителей почитает, … если в семье вражда. Не будет добра, … тот вовек не погибает.

 

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Василевская школа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Василевская школа»

Тема урока: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Тема урока: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Когда все члены семьи в сборе душа спокойна и человек не волнуется понапрасну

Когда все члены семьи в сборе душа спокойна и человек не волнуется понапрасну

Почему вы так решили? Какие чувства вы испытали?

Почему вы так решили? Какие чувства вы испытали?

А ещё хочу раздать каждому из вас памятку «Советы детям» 1

А ещё хочу раздать каждому из вас памятку «Советы детям» 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2020