УРОК
Тема: Л.Толстой «Лев и собачка» (быль)
Ход урока:
1. Организация начала урока
2. Проверка д/з
- Как называется раздел, с которым мы сейчас работаем на уроках литературного чтения? (Великие русский писатели)
- Произведения какого великого русского писателя мы изучали на последних уроках? (А.С.Пушкина)
- Дома вы должны были повторить биографию и изученные произведения поэта и подготовиться к проверочной работе
& Тесты
1 в. – с. 33-34
2 в. – с. 35-36
3. Работа по теме урока
- Сегодня мы продолжим знакомство с великими русскими писателями.
- Посмотрите на экран (Слайд №1)
- Кто этот человек? Мы уже знакомы с этим писателем (Л.Н.Толстой) (щелчок)
- Что вы знаете об этом писателе?
- Сейчас мы прочитаем статью Любови Воронковой об этом писателе, с. 50
- Подумайте, что еще мы узнаем об этом человеке? (он очень любил детей, и дети его очень любили)
- Чему Лев Николаевич учил детей? (грамоте, счету, письму, чтению, учил любить труд, относиться к нему с уважением)
- Всмотритесь в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)
- Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором он родился (Слайд №2)
Лев Николаевич принадлежал к древнему дворянскому роду, находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.
Лев Толстой знал 16 языков, занимался историей, музыкой, рисованием, медициной, сельским хозяйством, умел косить, пахать, очень много читал.
Жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу.
В 1851 г. Толстой поступил на военную службу и уехал на Кавказ, где шла Крымская война. Он хотел испытать себя, проверить, храбрый ли он человек. Он командовал батарей в Севастополе. В течение 11 месяцев осады города был для многих примером мужества и бесстрашия.
После окончания войны он посвятил себя литературе. Лев Николаевич прожил 82 года и всё время работал. Собрание его сочинений составляет 90 томов!
Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.
20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.
- Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я выбрала такие строки: "Чуткому сердцу откроются тайны" (Слайд №3)
Эпиграф – это цитата, которая отражает основную идею.
- Как вы понимаете эти слова? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться, может понять другого)
С. 52 - Прочитайте название произведения, с которым мы будем работать (щелчок)
- Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?
- Обратимся к “Толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним значение этого слова (щелчок)
Быль –
1. То, что было в прошлом.
2. Рассказ о действительном происшествии.
- Что вы знаете о львах? (хищник, Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание)
- А собака – это домашнее животное, миролюбивое.
- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык?
- Как вы думаете, о чем это произведение?
- Проверим ваши предположения. Послушайте текст в исполнении мастера слова Ольги Добриной.
Это история, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».
- Какие чувства вы испытывали, слушая тот рассказ? (грусть, печаль, страх, жалость)
- Назовите главных героев были.
- Какой эпизод показался вам самым напряженным?
- Где происходит действие? (в зверинце)
- Что такое зверинец? (зоопарк)
Словарная работа (Слайд №4)
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки
- Перечитаем рассказ
1-2 абзац
- Как собачка попала в клетку ко льву?
Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).
- Найди в предложение со словом «ухватил». Прочитай полностью.
Подберите синоним к слову «ухватил».
- Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)
3-7 абзац
- Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.
- Какое чувство испытывает собачка? (ТРЕВОГА, СТРАХ) (Слайд №5)
- Прочитайте, как лев повел себя? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)
– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.
- Как вы думаете, почему автор использует такие слова: собачка, лапки, хвостик, а не собака, лапы, хвост? (чтобы показать, что она очень маленькая, беззащитная)
- Как вы думаете, какие чувства испытывает лев в этот момент к собачке? (ЖАЛОСТЬ) (щелчок)
8-10 абзац
– Как лев относился к собачке? Найдите и прочитайте этот момент в тексте.
– Как называется это чувство? ЗАБОТА (щелчок)
- Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит, о каких чувствах? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст). ДОВЕРИЕ (щелчок)
11-12 абзац
- Сколько времени собачка прожила со львом в клетке?
- Во что переросли чувства собачки и льва? ДРУЖБА (щелчок)
- Какие строки это доказывают?
13-17 абзац – самостоятельно глазками
- Как вёл себя лев после смерти собачки?
Подтвердите словами из текста.
– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)
– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? (дал льву другую собачку)
Найдите этот момент в тексте и прочитайте.
– Почему он не принял другую собачку после смерти друга? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге, друзей не меняют)
- Какие же чувства испытывал лев? ТОСКА (щелчок)
– Какой конец в этой истории? (Печальный.)
– Эта история настоящая трагедия.
– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?
- Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
- Что отражает заголовок рассказа тему или основную мысль? (тему)
- А какова основная мысль этого произведения? Для чего писатель рассказал нам эту историю? (Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.)
Лев Николаевич дал нам урок доброты, верности, преданности.
- Рассказывали, что «маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории, то плакал, и его звали «Лёва-рева». Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.
– Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему? (Слайд №6)
1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.( Если у человека есть друзья, то никакие неприятности ему не страшны. Например, в спорте побеждает та команда, где играют надёжные друзья, доверяющие друг другу.)
2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.
4. Итог урока
Д/з С. 52-53 пересказ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.