Урок литературного чтения. Л.Толстой "Лев и собачка"
Оценка 4.8

Урок литературного чтения. Л.Толстой "Лев и собачка"

Оценка 4.8
docx
26.04.2020
Урок литературного чтения. Л.Толстой "Лев и собачка"
УРОК. Толстой. Лев и собачка.docx

УРОК

Тема: Л.Толстой «Лев и собачка» (быль)

 

Ход урока:

 

1.    Организация начала урока

 

2.    Проверка д/з

- Как называется раздел, с которым мы сейчас работаем на уроках литературного чтения? (Великие русский писатели)

- Произведения какого великого русского писателя мы изучали на последних уроках? (А.С.Пушкина)

- Дома вы должны были повторить биографию и изученные произведения поэта и подготовиться к проверочной работе

 

& Тесты

1 в. – с. 33-34

2 в. – с. 35-36

 

3.    Работа по теме урока

- Сегодня мы продолжим знакомство с великими русскими писателями.

- Посмотрите на экран                (Слайд №1)

- Кто этот человек? Мы уже знакомы с этим писателем (Л.Н.Толстой)             (щелчок)

- Что вы знаете об этом писателе?

- Сейчас мы прочитаем статью Любови Воронковой об этом писателе, с. 50

- Подумайте, что еще мы узнаем об этом человеке? (он очень любил детей, и дети его очень любили)

- Чему Лев Николаевич учил детей? (грамоте, счету, письму, чтению, учил любить труд, относиться к нему с уважением)

- Всмотритесь в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

 

- Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором он родился (Слайд №2)

Лев Николаевич принадлежал к древнему дворянскому роду, находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Лев Толстой знал 16 языков, занимался историей, музыкой, рисованием, медициной, сельским хозяйством, умел косить, пахать, очень много читал.

Жил скромно, старался обслуживать себя сам.   Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу.

В 1851 г. Толстой поступил на военную службу и уехал на Кавказ, где шла Крымская война. Он хотел испытать себя, проверить, храбрый ли он человек. Он командовал батарей в Севастополе. В течение 11 месяцев осады города был для многих примером мужества и бесстрашия.

После окончания войны он посвятил себя литературе. Лев Николаевич  прожил 82 года и всё время работал. Собрание его сочинений составляет 90 томов!

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

 

- Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я выбрала такие строки: "Чуткому сердцу откроются тайны" (Слайд №3)

Эпиграф – это цитата, которая отражает основную идею.

- Как вы понимаете эти слова? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться, может понять другого)

 

С. 52          - Прочитайте название произведения,  с которым мы будем работать             (щелчок)

- Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

- Обратимся к “Толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним значение этого слова                  (щелчок)

Быль

1. То, что было в прошлом.

2.   Рассказ о действительном происшествии.

 

- Что вы знаете о львах? (хищник, Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание)

- А собака – это домашнее животное, миролюбивое.

- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык?

- Как вы думаете, о чем это произведение?

- Проверим ваши предположения. Послушайте текст в исполнении мастера слова Ольги Добриной.

 

Это история, которая  произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

 

- Какие чувства вы испытывали, слушая тот рассказ? (грусть, печаль, страх, жалость)

- Назовите главных героев были.

- Какой эпизод показался вам самым напряженным?

- Где происходит действие? (в зверинце)

- Что такое зверинец? (зоопарк)

 

Словарная работа            (Слайд №4)

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

 

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

 

Билсяударялся, колотился, совершал резкие движения.

 

Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.

 

Издохла – умерла.

 

Засовы – большие дверные задвижки

 

- Перечитаем рассказ

1-2 абзац

- Как собачка попала в клетку ко льву?

Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? (За смотренье  диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм  зверям, У этого человека не было денег, но ему  захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

- Найди в предложение со словом «ухватил». Прочитай полностью.

    Подберите синоним к слову «ухватил».

-  Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)

 

3-7 абзац

- Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.

- Какое чувство испытывает собачка? (ТРЕВОГА, СТРАХ)  (Слайд №5)

- Прочитайте, как лев повел себя(Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.

- Как вы думаете, почему автор использует такие слова: собачка, лапки, хвостик, а не собака, лапы, хвост? (чтобы показать, что она очень маленькая, беззащитная)

- Как вы думаете, какие чувства испытывает лев в этот момент к собачке? (ЖАЛОСТЬ)   (щелчок)

 

8-10 абзац

– Как лев относился к собачке? Найдите и прочитайте этот момент в тексте.   

Как называется это чувство? ЗАБОТА  (щелчок)

-  Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит, о каких чувствах? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).  ДОВЕРИЕ        (щелчок)

 

11-12 абзац

- Сколько времени собачка прожила со львом в клетке?

- Во что переросли чувства собачки и льва? ДРУЖБА   (щелчок)

- Какие строки это доказывают?

 

13-17 абзац – самостоятельно глазками

             - Как вёл себя лев после смерти собачки?

             Подтвердите словами из текста.

– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)

– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? (дал льву другую собачку)

Найдите этот момент в тексте и прочитайте.

       Почему он не принял другую собачку после смерти друга? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге, друзей не меняют)

- Какие же чувства испытывал лев? ТОСКА    (щелчок)

 

– Какой конец в этой истории? (Печальный.)

– Эта история настоящая трагедия.

– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?

- Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают,  чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее  нас.

 

- Что отражает заголовок рассказа тему или основную мысль? (тему)

- А какова основная мысль этого произведения? Для чего писатель рассказал нам эту историю? (Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.)

Лев Николаевич дал нам урок доброты, верности, преданности.

 

- Рассказывали, что «маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории, то плакал, и его звали «Лёва-рева». Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных.  Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

 

– Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?  (Слайд №6)

1.   Где дружбой дорожат, там враги дрожат.( Если у человека есть друзья, то никакие неприятности ему не страшны. Например, в спорте побеждает та команда, где играют надёжные друзья, доверяющие друг другу.)

2. Храброму смерть не страшна.

3. Один за всех и все за одного.

 

4.    Итог урока

 

Д/з             С. 52-53 пересказ


 

УРОК Тема: Л.Толстой «Лев и собачка» (быль)

УРОК Тема: Л.Толстой «Лев и собачка» (быль)

Лев Николаевич принадлежал к древнему дворянскому роду, находился в родстве с

Лев Николаевич принадлежал к древнему дворянскому роду, находился в родстве с

А собака – это домашнее животное, миролюбивое

А собака – это домашнее животное, миролюбивое

У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце)

У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце)

Как вёл себя лев после смерти собачки?

Как вёл себя лев после смерти собачки?

Какая пословица подходит к этому рассказу?

Какая пословица подходит к этому рассказу?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020