Урок литературного чтения: "Н. Носов "Живая шляпа"

  • docx
  • 26.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 3.Н. Носов. Живая шляпа. Герои произведения. Оценка их поступков.docx

Дата: 25/02/25

Класс: 2

Предмет: литературное чтение.

Тема:«Н. Носов. «Живая шляпа». Герои произведения. Оценка их поступков». (стр.38-41, учебник 2023 года)

Цели урока:

- становление грамотного читателя, мотивированного к чтению

- формирование навыков смыслового чтения

- введение в мир художественной литературы

- обеспечение преемственности в изучении литературы

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- освоение опыта человеческих взаимоотношений

- оценка поведения и поступков персонажей

- развитие этических чувств

- понимание значимости дружбы и взаимовыручки

Метапредметные результаты:

- анализировать текст рассказа

- характеризовать героев произведения

- оценивать поступки персонажей

- устанавливать причинно-следственные связи

Предметные результаты:

- осознанно читать текст

- давать характеристику героям

- оценивать поступки персонажей

- определять главную мысль рассказа

- пересказывать текст по плану

- выражать свое отношение к прочитанному

Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность.

Учитель: Ребята, случались ли с вами такие ситуации, когда обычные предметы казались вам необычными? (Ответы детей: да, иногда в темноте вещи кажутся странными)

Учитель: А бывало ли вам страшно в таких ситуациях? (Ответы детей: да, когда не понимаешь, что происходит)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем читать, если я скажу, что сегодня познакомимся с рассказом, где обычный предмет одежды напугал мальчиков? (Ответы детей: о шляпе, о необычной истории)

Этап 2. Актуализация знаний

Учитель: Давайте проверим домашнее задание. Кто хочет рассказать, о чем мы читали на прошлом уроке? (Ответы детей: о рассказе "Затейники", о том, как дети играли в три поросенка)

Этап 3. Освоение нового материала

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова. Николай Носов родился в Киеве, в семье эстрадного артиста. В детстве он очень любил читать, особенно приключенческие книги. Его рассказы всегда веселые, с юмором, но в то же время поучительные. В них описываются самые обычные ситуации, которые случаются с ребятами, но автор рассказывает о них так интересно, что читать их одно удовольствие.

Рассказ "Живая шляпа" - это история о двух мальчиках, Володе и Вадике, которые испугались обычной шляпы, показавшейся им живой. Но на самом деле под шляпой просто спрятался котенок Васька.

Словарная работа:

- Комод - предмет мебели с выдвижными ящиками для хранения вещей

- Соскользнула - плавно съехала вниз

- Фыркал - издавал короткие звуки носом (как делают кошки)

- Кочерга - металлический прут с загнутым концом для перемешивания углей в печи

- Швырять - бросать с силой

(Учитель начинает читать рассказ "Живая шляпа")

Вопросы к тексту:

1. Как ты понимаешь название рассказа? (шляпа казалась живой, потому что под ней был котёнок)

2. Почему шляпа оказалась "живой"? (под ней спрятался котёнок Васька)

3. Перечитай эпизод рассказа, который показался самым напряжённым (когда мальчики бросали картошку в шляпу)

4. Что можешь сказать о ребятах? Какими они себя показали? (сначала трусливыми, потом смелыми и находчивыми)

К этому рассказу подходит пословица "Трусливому зайке и пенёк - волк" - когда человек боится, ему страшным кажется даже то, что совсем не опасно.

Этап 4. Физминутка

Этап 5. Закрепление изученного материала

Устный опрос:

- Кто главные герои рассказа? (Володя, Вадик и котёнок Васька)

- Что делали мальчики в начале рассказа? (рассматривали картинки)

- Как они пытались справиться со шляпой? (бросали в неё картошку)

Тест:

1. Что делал котёнок Васька в начале рассказа?

а) спал на диване

б) ловил мух

в) играл с клубком

(Правильный ответ: б)

2. На чём лежала шляпа?

а) на столе

б) на комоде

в) на кресле

(Правильный ответ: б)

3. Чем решили прогнать "живую" шляпу мальчики?

а) палкой и кочергой

б) картошкой

в) мячом

(Правильный ответ: б)

4. Куда убежали испуганные мальчики?

а) в коридор

б) в другую комнату

в) на кухню

(Правильный ответ: в)

5. Как закончился рассказ?

а) шляпа убежала

б) пришла мама

в) выскочил котёнок

(Правильный ответ: в)

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

- Чему учит нас этот рассказ? (не нужно бояться неизвестного, надо разобраться в ситуации)

- Какие качества проявили герои? (сначала страх, потом смелость и находчивость)

- Что вам понравилось в рассказе больше всего? (юмор, неожиданная развязка)

Домашнее задание: пересказать рассказ на следующем уроке.