Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе
Тема урока: Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Цель урока: формирование гуманного отношения к животным через произведение Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Задачи урока: 1. Познакомить детей с произведением «Дедушка Мазай и зайцы».
2. Учить детей делить текст на части, анализировать содержание прочитанного, характер главных героев.
3. Формировать умение анализировать стихотворение, понимать настроение лирического героя и поэта, развивать умение анализировать образные средства языка. Отрабатывать навык выразительного чтения.
4. Пополнять активный и пассивный словарный запас, выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
5. Воспитывать чувство сострадания, любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) Читать стихотворение выразительно;
2) Определять настроение стихотворения с помощью ключевых слов;
3) Находить средств художественной выразительности.
Метапредметные:
1) Понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение.
2) Находить необходимую информацию в читаемых текстах.
3) Участвовать в работе группы.
Технологии, используемые на уроке: гуманно-личностная, технология сотрудничества, ИКТ.
Личностные:
1) Проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;
2) Гордиться своей страной, людьми, проживающими на её территории, их талантами.
Межпредметные связи: Русский язык, тема «Лексика», «Текст».
Тип урока: постановка учебной задачи.
Вид урока: урок с применением ИКТ.
Используемые методы и приемы:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником,
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций, постерная презентация.
Ресурсы урока:
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебники: 3 класс в 2 частях.
2. Аудиозапись. Чайковский П.И. «Времена года – апрель».
3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, слайд-фильм «Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы»
4. Выставка книг, толковый словарь.
Ход урока:
Этапы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Форма работы |
||||||||||||
I. Орг.момент |
Прозвенел звонок веселый Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. |
|
|
||||||||||||
I.1.Актуализация необходимых знаний.
|
1. Проверка домашнего задания. Прочитаем стихотворение Е.Евтушенко вместе, медленно. Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверят внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. - Прочитайте выразительно. - Как вы понимаете эти строки? - О каких зверях внутри нас говорит автор?
Пусть стихотворение Е.Евтушенко будет эпиграфом к нашему уроку.
-Как Вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
2. Определение темы и цели урока. -Попробуем сформулировать тему урока. - Откройте учебник на с. 170 и поставьте цель урока. 1.Узнаем… 2.Научимся… 3. Будем учиться… - Сегодня мы познакомимся с произведением Н.А Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». -
|
- Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает. О любви к природе и животным, о человеческих чувствах.
- Эпиграф – короткий текст, состоящий из крылатого высказывания или небольшой цитаты из какого-либо текста. Эпиграф помещается перед текстом произведения.
(Чтение литературного произведения о животных и бережном отношении к ним.)
|
Чтение стихотворения про себя.
Выразительное чтение.
|
||||||||||||
II. Мотивация познавательной деятельности. |
Определите, о чём рассказывает произведение Н.А Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»,
- Давайте, вспомним алгоритм работы над новым произведением. - В учебнике записан только отрывок этого произведения, поэтому я хочу вам рассказать предысторию этого произведения.
В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.А.Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его неизменным спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов, и Николай Алексеевич любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошёл сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал «Дедушка Мазай и зайцы».
|
Рассматривают книгу Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», предполагают, о чём пойдёт речь в стихотворении.
- Алгоритм работы над новым произведением: 1. Прочитать (познакомиться). 2. Словарная работа. 3. Анализ произведения. 4. Выразительное чтение.
|
Работа с книгой. |
||||||||||||
III. Организация познавательной деятельности. |
- Ребята, какая задача у нас стоит первая? 1. Прослушаем произведение -Ребята, понаблюдайте над своими чувствами и ответьте на вопрос: что Вас больше всего удивило, тронуло, рассмешило. 2. Словарная работа. (Работа с постерной презентацией) -Т.к. стихотворение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы нам легче было понять суждение текста, давайте выполним словарную работу. Значение каких слов мы сможем определить в словаре учебника? Попробуем определить значения следующих слов: Багор – (шест с металлическим крюком и острием). Аршин – (старая русская мера длины, равная 0,71 м). Сажень – (старинная русская мера длины, равная трём аршинам). Зипун – (крестьянский кафтан из грубого толстого сукна). Силки – (петли для ловли птиц). - Это произведение богато словами, которые можно понять логически. Я предлагаю Вам поработать в парах. Соедините стрелками правильное значение слов
3. Анализ. (Работа с постерной презентацией) Приступаем к следующему шагу работы над текстом – к анализу.
- Определите тип текста. - Что лежит в основе текста-повествования? (В основе повествования лежит событие, действуют реальные герои.)
- В чем отличие стихотворение Н.А.Некрасова от других повествовательных текстов. - Кто является рассказчиком в данном стихотворном произведении, а кто героями? - Когда происходило действие? - Почему зайцы попали в трудную ситуацию? - Что такое половодье? -Обратите внимание на картину Левитана «Весна. Большая вода» и назовите признаки половодья, изображённые на этой картине. (возможно прослушать и посмотреть видео П.И.Чайковский «Времена года», считывая QR-код ) - На сколько бы частей разделили текст? Озаглавьте части.
- Попробуем разобрать каждую часть произведения. 1часть – осуждение. - Почему мало дичи осталось в тех местах, где жил дедушка Мазай? - Как он относился к животным? Зачитайте. - В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? С какой интонацией нужно читать эти слова? - Что имел ввиду автор? О какой совести он говорит? - Давайте посмотрим определение совести в толковом словаре.
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Обратите внимание на слайд и найдите картинку, которая соответствует первой части стихотворного произведения. Зачитайте строки, которые относятся к этой картинке. Перечитайте первую часть. - Какая часть самая важная, кульминационная в этом произведении? - Почему дед Мазай на лодке отправился за дровами? Зачитайте эти строки. - Как вели себя зайцы при виде Мазая? Почему они стали прыгать в лодку сами?
- С чем Мазай сравнивает зайца, стоящего на пне? Почему Мазай назвал его «горемыка»? - На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? Жалко ли Вам ее? Опишите свои чувства? - Как размещались зайцы на бревне? Почему Мазай побоялся взять их в лодку? Какой выход он нашёл? - Какие чувства переполняли Мазая, когда он видел зайчат, жизнь которых зависела от него? - Как отнеслись односельчане к находке Мазая? -Как прочитать эти слова? Прочитайте. - Почему они с насмешкой смотрели на то, как Мазай спасал зайцев? - Как Вы думаете, стали бы они на месте Мазая спасать зайчат? -Как себя повели зайцы, когда увидели берег? Почему? - Им хотелось на свободу или вдруг почувствовали страх перед Мазаем? - Какая картинка будет заключительной к нашему произведению? Зачитайте строки. - Ребята, а почему он так сказал, почему с Богом отправил? Что он этим хотел им пожелать?
- Что отличает Мазая от односельчан? - Что Вы можете сказать о характере Мазая? 4. Работа в группах. -Сейчас мы с Вами поработаем в группах. 1 группа: Вычеркните те слова, которые не относятся к Мазаю.
- 2 группа: Подчеркните слова обращения Мазая к зайцам. Как он их назвал ласково.
5. Проверка, анализ работы в группах. - Какую задачу мы с Вами выполнили? - Какую задачу нам предстоит решить? - Нам предстоит выразительно прочитать текст. Выразительно – это как? - Эту задачу Вы выполните дома, передав интонацией все чувства Мазая. В этом произведении много трудных слов. Я Вам предлагаю их прочитать по слогам. 6. Отработка навыка чтения трудных слов. бо-ло-тис-том низ-мен-ном сил-ка-ми по-ло-водь-е под-би-ра-лась ско-ман-до-вал слу-шай-тесь скрес-тив-ши сбе-си-лись
|
Чтение произведения.
Работают со словарём.
- Гинуть, сажень, зипун.
Работают в парах с раздаточным материалом.
- Мы прочитали текст-повествование. В основе повествования лежит событие, действуют реальные герои.
- У Н.А.Некрасова повествование ведётся в стихотворной форме.
- Весной.
Деление текста на части. 1. Осуждение. 2. Спасение зайчат. 3. Прощание. Выборочное чтение.
- Осуждение, жалость.
Работают со словарём.
- 2 часть. Выборочное чтение.
Работа с интерактивной доской. (Слайд)
- Дед Мазай был спокоен, разговаривал с ними. Зайцы чувствовали любовь и жалость Мазая. Зайцы понимали, что утонут, у них не было другого выхода.
- Жалость, любовь и желание помочь.
- Чтобы всё было хорошо у зайчат и с ними больше не приключилось беды.
- Характер.
- Характер Мазая отражается в поступках и в словах. Работают в группах.
- Проанализировали текст. - Прочитать выразительно текст. - Громко, целыми словами, передавая интонацию.
|
Чтение произведения.
Работа со словарём.
Работа в парах.
Работа со словарём.
Работа с интерактивной доской. Выборочное чтение.
Выборочное чтение.
Телефон, наушники. (возможно прослушать и посмотреть видео П.И.Чайковский «Времена года», считывая QR-код )
Выборочное чтение.
Работа с интерактивной доской.
Работа в группах.
Работа с интерактивной доской. |
||||||||||||
VI. Подведение итогов.
Рефлексия.
Домашнее задание. |
- Какая цель стояла перед нами? - Достигли ли мы её? - Какие чувства переполняли Вас на уроке? - Как бы Вы поступили на месте Мазая? - Случалось ли Вам спасать животных? Чему Вас научил рассказ Мазая? Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал……. Я почувствовал…… Мне захотелось, чтобы……
выразительное чтение. Задание на выбор: |
Вывод: Мы должны защищать животных. Они тоже чувствуют, любят и хотят жить. |
|
||||||||||||
|
1. Определить средства художественный выразительности в произведении «Дедушка Мазай и зайцы». 2. Раскрасить иллюстрацию к стихотворному произведению «Дедушка Мазай и зайцы». 3. Составить синквейн на главного героя |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.