УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ "НОВОГОДНЯЯ БЫЛЬ"
Оценка 4.9

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ "НОВОГОДНЯЯ БЫЛЬ"

Оценка 4.9
doc
05.04.2021
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ "НОВОГОДНЯЯ БЫЛЬ"
лит. чтен. Новогодняя быль 2 класс.doc

Урок литературного чтения во 2 классе.

 

Тема: С. Михалков  «Новогодняя быль»

 

Цели деятельности педагога: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение выразительно читать и пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.

Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.

Образовательные ресурсы: карточки с играми; касса букв; альбомные листы для каждого ученика; словари по русскому языку; выставка рисунков учащихся, карандаши.

I. Мотивация учебной деятельности.

Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Регулятивные УУ

Д: принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки учителя.

Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание по теме урока, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и сопоставляя его ответы.

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

I.       Организационный момент.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

                                      (Н. Некрасов)

- Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей).

- Какой раздел литературного чтения мы продолжаем изучать?

 

II. Проверка домашнего задании.

1)Рассмотрим выставку рисунков к русской народной сказке «Два Мороза». 2)Объяснить одну из пословиц:

«Мороз велик, да стоять не велит», «Где тепло, тут и добро», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «У работающего дело в руках огнём горит», «Береги нос в большой мороз».

 

III.  Речевая разминка.( слайд 2)

а)Дети проговаривают чистоговорки:

ма-ма-ма – пришла снежная зима,

– ег-ег-ег – все засыпал белый снег,

– ки-ки-ки – любим мы играть в снежки,

– оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз,

– лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

 

б) Проговорите скороговорку (слайд 3)

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка тоже

- Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.

- Начните читать медленно и постепенно ускоряя темп.

 

IV. Постановка целей урока.

- Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник? (Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события.)

- Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.

 

V. Определение темы урока.

-Откройте учебник на странице 203.

-Определите тему урока.

-Попробуйте по названию определить, о чем пойдет речь в произведении.

- Кто автор произведения?

Какие произведения С. Михалкова вы помните?( слайд 4-6)

Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Кроме Сергея в семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи Сергей начал еще в детстве. Школьные годы Михалков провел в Пятигорске. В 1930 году он окончил среднюю школу, но еще за два года до этого было опубликовано его первое стихотворение «Дорога». Затем Михалков обучался в Литературном институте имени Горького.  В это же время Михалковым была издана первая книга стихов. В годы Великой Отечественной войны Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати.

 Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен", - также принадлежит Михалкову.

 После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою литературную деятельность.

 

VI. Подготовительная работа перед чтением. (слайд 7)

-Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.

На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться

По-зна-ко-ми-лась – познакомилась

Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся

Бес-по-кой-ство – беспокойство

Спря-тать-ся – спрятаться

Об-ла-мы-ва-лись – обламывались

При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося

-Читайте целыми словами: (слайд 8)

Лес – лесная, лесничий

Ночь – переночевал

Цвет – цветные

Стекло – стеклянные

Серебро – серебряные

- Какие это слова?(однокоренные)

 

VII. Сказку читает учитель, подготовленные дети роли Ёлочки, Сороки, человека и мальчика. Проверка усвоения понимания

 

1 часть

·        Где жила ёлочка?

·        Почему елочка не чувствовала себя одинокой?

·        Были ли у неё друзья?

·        С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.

 

 

2 часть

·        Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?

·        О чем рассказала сорока?

·        Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?

·        Какой характер был у елочки?

(Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой – вежливо попросила, тихо прошептала, неуверенно возразила)

·        Что можете сказать про сороку? (говорит быстро – прострекотала)

·        С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.

                                                      

                                                    3 часть

·        О чем мечтала елочка вплоть до последнего дня уходящего года?

·        С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент.

·        Как вы думаете, с каким намерениями к ней мог идти человек?

·        Для чего срубают ёлки под новый год?

·        Что может случиться, если перед новым годом будут производить массовую вырубку ёлок?

·        Для чего нужны нам эти деревья? (древесина используется в строительстве, при производстве бумаги, музыкальных инструментов; из нее добывают смолу, скипидар, и пр.)

·        Что нужно сделать, чтобы росли елки?

                                                      

                                                   4 часть

·        Что случилось в первый день нового года? (дети и лесничий пришли к ёлке)

·        С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.

·        Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с елочкой? (выросла)

·        Как вы думаете, сколько лет живут ели? (Живёт 250—300, редко 500 лет, достигает высоты 20—50 м и в диаметре до 1 м.)

 

VIII. Физ. минутка.

 

Елочка

У маленьких детишек

Елочка большая.

Огнями и шарами

Елочка сверкает.

Ай да елочка!

Погляди, погляди!

Деткам, елочка,

Посвети, посвети! (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи. Грозят пальчиком.)

Не коли нас, елочка,

Веточкой лохматой.

Убери иголочки

Дальше от ребяток.

 

 

IX.Беседа после чтения

- Понравилось произведение?

- Выразите своё мнение о произведении одним словом.

- Докажите, что это сказка.

- Почему автор назвал эту сказку былью?

- Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки изображён?

- Что произошло с Ёлочкой дальше?

- Что с ней случилось, когда она очнулась?

- Что вам особенно понравилось в этой истории?

- Какова основная мысль сказки?

- От чьего лица ведётся рассказ?

- Чему учит это произведение?

 

- Принесла ли Ёлочка кому-нибудь радость? Почему?

- Поднимите руки те, кто переживал вместе с елочкой

 

Работа с картинным планом.( слайд 9)

-Я приготовила для вас 5 иллюстраций к “Новогодней были”.

 Назовите их по порядку

 

-На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”?

·        Добро помни, а зло забывай.

·        За всякое дело берись умело

·        Все хорошо, что хорошо кончается.

 

- С.Михалков эту историю записал и в стихах. Послушайте всё стихотворение (читает подготовленный ученик).

В снегу стояла ёлочка –

Зелёная иголочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её! –

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

Сверкают украшения –

Какой нарядный вид!

При этом без сомнения,

Она в лесу стоит.

Не срубленная! Целая!

Красива и крепка!...

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

- Какой вариант истории вам больше понравился? Почему?

 

X. Закрепление изученного. Тест. ( слайд 10)

Дети работают над тестом в парах.

  1. Кто автор сказки?

а) С.Маршак;

б) С.Михалков;

в) Н.Сладков.

  1. Недалеко от чего росла ёлочка?

а) от леса;

б) от города;

в) от дома лесника.

  1. С кем она однажды познакомилась?

а) с зайцем;

б) с лисой;

в) с волком. 

  1. Кто рассказал ёлочке про Новый год?

а) ворона;

б) сорока;

в) сова. 

  1. В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:

а) весну и лето;

б) лето и осень;

в) осень и зиму.

  1. Когда нашли Ёлочку?

а) 30 декабря;

б) 31 декабря;

в) 1 января.

  1. Ёлочку:

а) срубили;

б) нарядили;

в) срубили и нарядили.

- Проверим фронтально, сверяя ответы с доски.

 

XI. Рефлексия.

- Что у вас особенно получилось на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Где пригодятся знания, полученные на уроке?

 

XII. Подведение итогов урока.

- Какое произведение читали на уроке?

- Что хотел донести до нас С.Михалков?

- О чём должен помнить каждый человек на планете?

 

 Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение сказки и пересказ от лица Ёлочки.


Скачано с www.znanio.ru

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе

Какой раздел литературного чтения мы продолжаем изучать?

Какой раздел литературного чтения мы продолжаем изучать?

Спря-тать-ся – спрятаться Об-ла-мы-ва-лись – обламывались

Спря-тать-ся – спрятаться Об-ла-мы-ва-лись – обламывались

Как вы думаете, сколько лет живут ели? (Живёт 250—300, редко 500 лет, достигает высоты 20—50 м и в диаметре до 1 м

Как вы думаете, сколько лет живут ели? (Живёт 250—300, редко 500 лет, достигает высоты 20—50 м и в диаметре до 1 м

Зелёная иголочка, Смолистая,

Зелёная иголочка, Смолистая,

Проверим фронтально, сверяя ответы с доски

Проверим фронтально, сверяя ответы с доски
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2021