Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: С. Михалков «Новогодняя быль»
Цели деятельности педагога: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать и пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.
Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.
Образовательные ресурсы: карточки с играми; касса букв; альбомные листы для каждого ученика; словари по русскому языку; выставка рисунков учащихся, карандаши.
I. Мотивация учебной деятельности.
Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Регулятивные УУ
Д: принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки учителя.
Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание по теме урока, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и сопоставляя его ответы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
(Н. Некрасов)
- Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей).
- Какой раздел литературного чтения мы продолжаем изучать?
II. Проверка домашнего задании.
1)Рассмотрим выставку рисунков к русской народной сказке «Два Мороза». 2)Объяснить одну из пословиц:
«Мороз велик, да стоять не велит», «Где тепло, тут и добро», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «У работающего дело в руках огнём горит», «Береги нос в большой мороз».
III. Речевая разминка.( слайд 2)
а)Дети проговаривают чистоговорки:
- ма-ма-ма – пришла снежная зима,
– ег-ег-ег – все засыпал белый снег,
– ки-ки-ки – любим мы играть в снежки,
– оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз,
– лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
б) Проговорите скороговорку (слайд 3)
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка тоже
- Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.
- Начните читать медленно и постепенно ускоряя темп.
IV. Постановка целей урока.
- Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник? (Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события.)
- Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
V. Определение темы урока.
-Откройте учебник на странице 203.
-Определите тему урока.
-Попробуйте по названию определить, о чем пойдет речь в произведении.
- Кто автор произведения?
Какие произведения С. Михалкова вы помните?( слайд 4-6)
Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Кроме Сергея в семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи Сергей начал еще в детстве. Школьные годы Михалков провел в Пятигорске. В 1930 году он окончил среднюю школу, но еще за два года до этого было опубликовано его первое стихотворение «Дорога». Затем Михалков обучался в Литературном институте имени Горького. В это же время Михалковым была издана первая книга стихов. В годы Великой Отечественной войны Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати.
Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен", - также принадлежит Михалкову.
После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою литературную деятельность.
VI. Подготовительная работа перед чтением. (слайд 7)
-Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться
По-зна-ко-ми-лась – познакомилась
Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся
Бес-по-кой-ство – беспокойство
Спря-тать-ся – спрятаться
Об-ла-мы-ва-лись – обламывались
При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося
-Читайте целыми словами: (слайд 8)
Лес – лесная, лесничий
Ночь – переночевал
Цвет – цветные
Стекло – стеклянные
Серебро – серебряные
- Какие это слова?(однокоренные)
VII. Сказку читает учитель, подготовленные дети роли Ёлочки, Сороки, человека и мальчика. Проверка усвоения понимания
1 часть
· Где жила ёлочка?
· Почему елочка не чувствовала себя одинокой?
· Были ли у неё друзья?
· С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
2 часть
· Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?
· О чем рассказала сорока?
· Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
· Какой характер был у елочки?
(Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой – вежливо попросила, тихо прошептала, неуверенно возразила)
· Что можете сказать про сороку? (говорит быстро – прострекотала)
· С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
3 часть
· О чем мечтала елочка вплоть до последнего дня уходящего года?
· С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент.
· Как вы думаете, с каким намерениями к ней мог идти человек?
· Для чего срубают ёлки под новый год?
· Что может случиться, если перед новым годом будут производить массовую вырубку ёлок?
· Для чего нужны нам эти деревья? (древесина используется в строительстве, при производстве бумаги, музыкальных инструментов; из нее добывают смолу, скипидар, и пр.)
· Что нужно сделать, чтобы росли елки?
4 часть
· Что случилось в первый день нового года? (дети и лесничий пришли к ёлке)
· С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
· Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с елочкой? (выросла)
· Как вы думаете, сколько лет живут ели? (Живёт 250—300, редко 500 лет, достигает высоты 20—50 м и в диаметре до 1 м.)
VIII. Физ. минутка.
Елочка
У маленьких детишек
Елочка большая.
Огнями и шарами
Елочка сверкает.
Ай да елочка!
Погляди, погляди!
Деткам, елочка,
Посвети, посвети! (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи. Грозят пальчиком.)
Не коли нас, елочка,
Веточкой лохматой.
Убери иголочки
Дальше от ребяток.
IX.Беседа после чтения
- Понравилось произведение?
- Выразите своё мнение о произведении одним словом.
- Докажите, что это сказка.
- Почему автор назвал эту сказку былью?
- Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки изображён?
- Что произошло с Ёлочкой дальше?
- Что с ней случилось, когда она очнулась?
- Что вам особенно понравилось в этой истории?
- Какова основная мысль сказки?
- От чьего лица ведётся рассказ?
- Чему учит это произведение?
- Принесла ли Ёлочка кому-нибудь радость? Почему?
- Поднимите руки те, кто переживал вместе с елочкой
Работа с картинным планом.( слайд 9)
-Я приготовила для вас 5 иллюстраций к “Новогодней были”.
Назовите их по порядку
-На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”?
· Добро помни, а зло забывай.
· За всякое дело берись умело
· Все хорошо, что хорошо кончается.
- С.Михалков эту историю записал и в стихах. Послушайте всё стихотворение (читает подготовленный ученик).
В снегу стояла ёлочка –
Зелёная иголочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её! –
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!...
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
- Какой вариант истории вам больше понравился? Почему?
X. Закрепление изученного. Тест. ( слайд 10)
Дети работают над тестом в парах.
а) С.Маршак;
б) С.Михалков;
в) Н.Сладков.
а) от леса;
б) от города;
в) от дома лесника.
а) с зайцем;
б) с лисой;
в) с волком.
а) ворона;
б) сорока;
в) сова.
а) весну и лето;
б) лето и осень;
в) осень и зиму.
а) 30 декабря;
б) 31 декабря;
в) 1 января.
а) срубили;
б) нарядили;
в) срубили и нарядили.
- Проверим фронтально, сверяя ответы с доски.
XI. Рефлексия.
- Что у вас особенно получилось на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Где пригодятся знания, полученные на уроке?
XII. Подведение итогов урока.
- Какое произведение читали на уроке?
- Что хотел донести до нас С.Михалков?
- О чём должен помнить каждый человек на планете?
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки и пересказ от лица Ёлочки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.