Урок литературного чтения "Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина»

  • docx
  • 20.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА.docx

Тема: Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина»

Тип урока: обобщение знаний

Планируемые результаты:

Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать коллективно и в группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией на экране;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других;  учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Предметные:

Закрепить знания о сказках великого русского поэта; развивать образное мышление, речь, память; прививать интерес к предмету.

 

Оборудование: учебник для 2-го класса, ноутбук, презентация, интерактивная доска, музыка, названия команд, разноцветные жетоны для деления класса на команды, яблочки, орешки, белочки, кораблики с текстом викторины, тексты для пантомимы, разрезные картинки, волшебный сундучок, лист подведения итогов.

 

Ход урока.

I.                  Организационный момент.

Класс делится на 3 команды (деление происходит по разноцветным жетонам)

II.               Актуализация знаний.

Много сказок сочинил он,

В Лукоморье путь открыл он

В  ту страну, где с чудесами,

Повстречаемся мы с вами.

А.С. Пушкин.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке?

- А зачем мы  с вами разделились на команды?

- Правильно наш урок сегодня пройдет в форме КВНа по сказкам А.С. Пушкина.

У нас сегодня играют 3 команды: «Золотая рыбка», «33 богатыря» и «Лукоморье».

Так что настраивайтесь на работу:

В класс пришёл, не хмурь лица,
Будь весёлым до конца.
Ты не зритель, ты не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!

Итак, друзья, начнём играть.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!

Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интереснее,
Чем Пушкина чудные сказки.

III.           Работа по теме урока.

 1 КОНКУРС - Вопросы о жизни и творчестве А.С.Пушкина. (команды отвечают поочередно)

- Где родился А.С.Пушкин. (В Москве)

- Когда он родился? (6 июня 1799г.)

- На каком языке писал стихи А.С.Пушкин в детстве? (На французском)

- Сколько сказок написал А.С.Пушкин? (5)

- Перечислите сказки Пушкина.

  2 КОНКУРС – «УГАДАЙ ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ПРИШЛИ ГЕРОИ»

Надо угадать не только сказочных героев, но назвать и сказку, из которой он пришел. Команды отвечают поочередно.

Золотая рыбка, три девицы, Петушок, Черномор и богатыри, старик и старуха, белка, чёрт.

  3 конкурс – «ПРОДОЛЖИ СКАЗКУ»

Продолжите сказку и скажите ее название.


1.     Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-…..

2.     Жил старик со своею старухой
У самого моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно….

3.     За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А ….

 

4.     Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех …

5.     Кири-ку-ку. 
Царствуй…

6.     С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка…

 

 

 

 




 4 КОНКУРС – «УЗНАЙ СКАЗКУ ПО СКАЗОЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ»

1.     Солнышко, месяц, ветер. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

2.     Звездочёт, шамаханская царица, петушок. «Золотой Петушок»

3.     Царевна Лебедь, белочка, остров. «Сказка о царе Салтане о сыне его славном князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

 5 КОНКУРС – «РЕСТАВРАТОРЫ»

Команды получают разрезанную на части иллюстрацию к сказке А.С.Пушкина  и складывают ее.

 

IV.             ФИЗМИНУТКА

Ветер по морю гуляет (машут руками вверху)

И кораблик подгоняет(помахивают руками снизу вверх)

Он бежит себе в волнах(сцепляют пальцы в замок)

На раздутых парусах (поднимают руки вперед-вверх и опускают через стороны вниз)

Мимо острова крутого (приседают, руки на поясе)

Мимо города большого (встают)

Пушки с пристани палят (хлопают)

Кораблю пристать велят (топают).

 

V.               ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ

1 КОНКУРС – «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СКАЗКИ ПУШКИНА»

 « Волшебный сундучок». В нём на  яблочках, орешках, белочках, корабликах  вопросы викторины. Дети по очереди подходят к сундучку и выбирают картинку, отвечая на вопрос.)

1.     Кто так говорил: «Чего тебе надобно, старче?» (Золотая рыбка)

2.     С помощью какого предмета, царица-мачеха умертвила молодую царевну? (Яблока)

3.     Назови имя героя, который вместе со свой матерью попал на необитаемый остров в бочке? (князь Гвидон)

4.     За какую плату нанялся работать Балда у попа? (3 щелчка)

5.     Кого подарил царю Дадону Мудрец? (Золотого петушка)

6.     Кто так говорил: «Дурачина ты, простофиля!» (Старуха)

7.     К кому обращался за помощью королевич Елисей, чтоб отыскать молодую царевну? (солнце, месяц, ветер)

8.     Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)

9.      Кого нёс колдун через леса, через поля? (Руслана)

 2 КОНКУРС – «ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ПРЕДМЕТЫ»

Кораблик.

Зеркало.

Корыто.

Яблоко.

Бочка.

Орехи.

 3 КОНКУРС – «ПАНТОМИМА»

Долгий путь вы шли, поверьте,

Всё смогли преодолеть.

А сейчас мы сказку смотрим,

Вам же надо показать.

Каждая группа получает отрывок из сказки и с помощью пантомимы показывает его. Другие группы должны угадать название сказки.

Чуду царь Салтан дивится —
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится —
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
“ Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ”

"Свет мои, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?"

И ей зеркальце в ответ:

"Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее".
“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”

Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
“ Сказка о рыбаке и рыбке”

 

4 КОНКУРС – «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ»

Ну и последнее задание. Давайте ответим на вопросы, которые я вам предложу и посмотри, что у нас получится.

П – Кто взял работником Балду (Поп)

У – Как начинается поэма «Руслан и Людмила» (У Лукоморья дуб зеленый…)

Ш – В кого превратился Князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане» в третий раз? (Шмель)

К – Кем был Елисей из «Сказки о мертвой царевне» (Королевич)

И – Из чего были ядра у орехов, которые грызла Белочка с острова буяна (Изумруд)

Н – Кем являлась Арина Родионовна Пушкину? (няня)

Учитель: Конечно, благодаря няне А.С.Пушкина, Арине Родионовне, мы можем с вами читать такие замечательные сказки. И именно о них, Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

5        Исполнение детьми частушек о Пушкине.

А .С. Пушкин любил народные песни и народные гуляния.

Послушаем частушки о пушкинских героях.

1.Эх, топни  нога,

Топни правенькая!

Пушкина я прочитала

Хоть и маленькая.

                        2.Почему у малышей

Мокрые реснички?

Оттого, что в сказках

Пушкина

Закончились странички.

3.Жаль Старик не догадался,

Что у Рыбки попросить.

Он бы мог Старуху злую

На компьютер заменить!

                       4.Разбудите меня ночью

В самой серединочке.

Расскажу о Лукоморье

Без одной запиночки.

5. «Золотой ты петушок»!

Лучше нету книжки.

Подарю тебя теперь

Младшему братишке.

                        6.Тыщу слов в минуту нынче

Как машинка я строчу.

И любую сказку Пушкина

Одним махом  «проглочу»!

7. Елочки-сосеночки

Колкие, зеленые.

Все ребята – второклашки

В Пушкина влюбленные!

 

VI.            Подведение итогов. Поздравление победителей.

- Слово для сообщения результатов КВНа предоставляется членам жюри.

- Сегодня на уроке мы систематизировали и обобщили знания по сказкам А.С.Пушкина.Вы были исследователями, чтецами, знатоками. Вы — молодцы! 

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало,

Но все Пушкинские – это

Наше вечное начало.

Спасибо всем за участие!

VII.        Рефлексия

Закончите предложения:

·        Сегодня на уроке я узнал…

·        Меня заинтересовало…

·        Меня удивило…

·        Я хочу похвалить себя…

 

VIII.    Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к сказке А.С. Пушкина.