Конструкт 2
УМК: «Школа России»
Тема урока: «А. Платонов «Цветок на земле»
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к пожилым людям, ответственное отношение за результаты учебного труда, коммуникативную культуру, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.
Метапредметные: обучающиеся формулируют учебную задачу урока, понимают исследовательские задачи, стоящие перед группой, планируют работу в группе, оценивают результаты работы в группе, демонстрируют сформированность волевой саморегуляции, сравнивают эпизоды одного текста между собой, понимают идею произведения в ходе анализа произведения, делают выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач, прогнозируют развитие событий рассказа на основе сделанных выводов, участвуют в диалоге с товарищами по группе, обсуждают различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутируют, при необходимости делегируют полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, дают корректные советы по оформлению результатов работы группы.
Предметные: обучающиеся умеют анализировать литературное произведение, понимают авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризуют героев, выделяют главную мысль.
Цель: формирование читательской компетентности (умение понимать основную идею произведения, интерпретировать текст), в процессе анализа рассказа «Цветок на земле».
Задачи:
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, ответственное отношение за результаты учебного труда, коммуникативную культуру, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.
Развивающая: развивать умение формулировать учебную задачу урока, понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой, планировать работу в группе, оценивать результаты работы в группе, сравнивать эпизоды одного текста между собой, понять идею произведения в ходе анализа произведения, делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач, прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов, участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, при необходимости делегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.
Образовательная: учить анализировать литературное произведение, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризовать героев, выделять главную мысль.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
· Принцип наглядности;
· Принцип систематичности и последовательности;
· Принцип научности;
· Принцип целостности;
· Принцип деятельности;
Принципы воспитания:
Методы обучения и воспитания:
По источнику получения знаний: беседа, объяснение, демонстрация, упражнения, наблюдение.
По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные и продуктивные.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса.
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.
Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Обеспечение урока:
1
Информационное обеспечение
1.1 Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки
Российской Федерации. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки
России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
1.2 Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
1.3 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).
1.4 Основная общеобразовательная программа по предмету «Литература»
2 Оборудование:
2.1 Демонстрационное: мультимедийная презентация «Литературное чтение», лепестки ромашки с опорными фразами
2.2 Индивидуальное: текст рассказа А. Платонова «Цветок на земле», карточка «1 группа», карточка «2 группа», карточка «3 группа», объемный цветок, пенал
Этап урока |
Время |
1.Мотивация к учебной деятельности |
2 мин. |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы |
10 мин. |
3.Решение проблемы |
8 мин. |
4.Первичное закрепление |
8 мин. |
5. Физминутка |
2 мин. |
6. Самостоятельная работа |
7 мин. |
7. Рефлексия |
3 мин |
Итого: |
40 мин. |
Макет доски:
Тема:
|
Третье мая. Классная работа. |
|
Ход урока:
Этапы урока |
Образовательные задачи |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Формы организации деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности
|
Организовать и смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность
|
Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований
|
- Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок литературного чтения. -Проверьте всё ли у вас готово к уроку на парте. - Улыбнитесь друг другу, и начинаем урок с хорошим настроением. - Как сказал один известный писатель: "Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых". -Как вы понимаете смысл этой фразы? -Нам всем необходимо стремиться быть культурными людьми, понимать книги, вникать в смысл художественного слова и делиться друг с другом своими впечатлениями, эмоциями, размышлениями.
|
Приветствуют друг друга
-Нужно не только прочитать книгу, но и понять её смысл
|
Ф
|
Мультимедийная презентация «Литературное чтение»
|
ОК
|
Личностные: обучающиеся проявляют коммуникативную культуру, самостоятельность, дисциплинированность. Метапредметные: обучающиеся обсуждают различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутируют, демонстрируют сформированность волевой саморегуляции.
|
|||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы |
Актуализировать знания по уроку, выявить проблему. Поставить тему и задачи урока. |
По источнику получения знаний: беседа По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований |
1 этап. Работа до чтения. - Выразительно прочитайте эпиграф к нашему уроку. «Все начинается с детства, потому что душа ребенка распахнута навстречу добру и любви, и так важно посеять в ней семена любви к ближнему, великодушия, милосердия» С.В.Михалков - Какие слова являются ключевыми в этом высказывании? - Как вы понимаете его смысл? - Как это высказывание связано с названием рассказа, который мы читали на прошлом уроке? - Кто является главным героем рассказа? - Какую роль в его жизни играет дедушка? - Над какой темой мы будем работать сегодня на уроке? Какова цель урока? -Что мы сегодня будем анализировать? -Верно, сегодня мы продолжим работу над произведением А. Платонова и нашей целью станет: проанализировать рассказ «Цветок на земле» -И для того, чтобы сделать это качественно и подробно, вы сегодня сидите в группах. -Вспомним, как мы работаем в группах? -У нас есть правило поднятой руки. Помните, что в группе говорит один человек у кого поднята рука, остальные внимательно слушают и после высказывают своё мнение. -Сейчас у каждой группы будет своё задание, после его выполнения нужно будет представить результат работы группы всему классу. У кого есть вопросы? |
-с детства, посеять семена -с детства нас всему учат, особенно взрослые, они как пример -мальчик Афоня и дедушка
-проанализировать рассказ А. Платова «Цветок на земле»
Называют правила работы в группах
Задают возможные вопросы
|
Ф |
Мультимедийная презентация «Литературное чтение» |
ОК |
Личностные: обучающиеся проявляют коммуникативную культуру, аккуратность, усидчивость, дисциплинированность. Метапредметные: обучающиеся формулируют учебную задачу урока, понимают исследовательские задачи, стоящие перед группой, демонстрируют сформированность волевой саморегуляции, обсуждают различные идеи и мнения.
|
|||||||||||||||||||||||||
3.Решение проблемы |
Организовать работу по решению проблемы урока |
По источнику получения знаний: беседа По уровню включения в продуктивную деятельность: продуктивные. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований |
(в каждой группе сидит один «сильный» ученик по результатам диагностики, который руководит группой и направляет обучающихся в работе) 2. Работа во время чтения. 1 группа. Анализ эпизода «Дедушка, расскажи мне про все!» Задание. Выскажите свое мнение по следующему вопросу: «Согласны ли вы с тем, что дед Тит принимает правильное решение повести внука на пастбище, для того чтобы исполнить его просьбу?» 1. Прочитайте внимательно данный эпизод. 2. Подумайте над следующими вопросами А) Какую тайну просит открыть деда Афоня? Что интересует Афоню? Б) На пастбище много цветов. Но дедушка приводит внука к голубому цветку. Почему? В) Подберите цитаты, характеризующие жизнь цветка?
2 группа. Анализ эпизода «Теперь я сам знаю про все!» Задание. Выскажите свое мнение по следующему вопросу: согласны ли вы утверждением Афони: «Теперь я знаю все!» 1. Прочитайте внимательно данный эпизод. 2. Подумайте над следующими вопросами. А) Что сумел понять Афоня из объяснений деда? Б) Смог ли до конца раскрыть тайну голубого цветка наш герой? Раскройте смысл финала рассказа. (Афоня еще мал, чтобы понять до конца, в чем истинный смысл человеческой жизни. Человек всю жизнь пытается найти ответ на этот вопрос. («Они молча живут, надо у них допытаться») Но главное, что он понял: надо трудиться, как это делает цветок. Дедушка сумел посеять в нем эти благодатные семена. В) Как вы думаете, забудет ли мальчик урок, который преподал ему дед? (Нет. Он сумел понять главное: каждый человек должен трудиться, что – то созидать, чтобы оставить после себя след на земле. Эту тайну передаст своим детям, внукам) Г) В каких словах заключен ответ на этот вопрос? (В названии рассказа)
Исследовательская работа 3 группы 1. Задание А) Прочитайте афоризмы. Как вы понимаете их смысл? Что общего в них? Б) Что вы знаете об авторах этих изречений? Найдите краткую информацию о каждом из них, обратившись к книге «Энциклопедия афоризмов. Выводы запишите в таблицу
В) Какое из высказываний могло бы послужить эпиграфом к нашему уроку? Афоризмы 1. Каждый должен что-то оставить после себя… Люди будут смотреть на взращенное тобой дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив. (Рэй Брэдбери) 2. Для того чтобы творить великие дела, надо жить так, как будто и умирать не придется. (Л Вовенарг) 3. Суть жизни – самого себя найти.(М Икбал) 4. Не тот человек больше жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь. (Жан Жак Руссо) 5. Давайте жить так, чтобы даже гробовщик оплакивал нашу кончину. (Марк Твен)
|
Слушают инструкцию учителя
-«А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про все!»)
Группа»
- Как цветок на земле нужно работать, что-то созидать |
Г |
Карточка «1 группа», карточка «2 группа», карточка «3 группа», текст рассказа А. Платонова «Цветок на земле» |
СК, ВК |
Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к пожилым людям, ответственное отношение за результаты учебного труда, коммуникативную культуру, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность. Метапредметные: обучающиеся планируют работу в группе, оценивают результаты работы в группе, демонстрируют сформированность волевой саморегуляции, сравнивают эпизоды одного текста между собой, понимают идею произведения в ходе анализа произведения, делают выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач, прогнозируют развитие событий рассказа на основе сделанных выводов, участвуют в диалоге с товарищами по группе, обсуждают различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутируют, при необходимости делегируют полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, дают корректные советы по оформлению результатов работы группы. Предметные: обучающиеся умеют анализировать литературное произведение, понимают авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризуют героев, выделяют главную мысль.
|
|||||||||||||||||||||||||
4.Первичное закрепление |
Организовать усвоение способа действия при решении типовых зада |
По источнику получения знаний: демонстрация По уровню включения в продуктивную деятельность: продуктивные. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
|
3 этап. Работа после чтения. Реализация заданий 1 и 2 группы. Вопросы к классу. - Что объединяет эти 2 эпизода? Какова их роль в тексте? (В них заключена основная мысль произведения) - Как поняли смысл рассказа вы? Кто до вас донес эту истину? (автор) - Как с основной мыслью произведения связано его название? В чем заключается смысл названия рассказа? (Каждый человек подобен цветку на земле. цветок на земле - это жизнь на земле. человек-творец и труженик на ней.) Выступление 3 группы. Презентация - Обратите внимание на то, что авторы данных высказываний - представители разных народов. Платонов – великий русский писатель. Они говорили на разных языках, жили в разное время, но мысли их созвучны. Как вы думаете, почему? - Какое из высказываний могло бы послужить эпиграфом к нашему уроку? Почему?
|
Представление работы групп
|
Ф, Г |
Мультимедийна презентация «Литературное чтение» |
ВК, контроль учителя |
Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к пожилым людям, ответственное отношение за результаты учебного труда, коммуникативную культуру, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность волевой саморегуляции, понимают идею произведения в ходе анализа произведения, делают выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач, участвуют в диалоге с товарищами по группе, обсуждают различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутируют. Предметные: обучающиеся умеют анализировать литературное произведение, понимают авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризуют героев, выделяют главную мысль.
|
|||||||||||||||||||||||||
5.Физминутка |
Снять мышечное и эмоциональное напряжение |
Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований |
-Вы много работали, вижу, что устали, предлагаю встать и отдохнуть. Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения
-Немного отдохнули, можем работать дальше, присаживайтесь.
|
Выполняют физминуту. |
Ф |
- |
СК |
Метапредметные: демонстрируют навыки волевой саморегуляции |
|||||||||||||||||||||||||
6. Самостоятельная работа |
Организовать самостоятельную деятельность обучающихся |
Методы эмоционального стимулирования:, поощрение Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль
|
«Ромашка Блума»
Продолжается работа в группах. Каждой группе выдается по два лепестка ромашки. -Ребята, для того, чтобы лучше понять данный рассказ, я предлагаю создать вот такую ромашку. С помощью неё мы сможем понять о чём нам хотел сказать автор. Варианты начала высказываний предлагает учитель. Выступление каждой группы со своими лепестками и вопросами. |
Заполнение лепестков ромашки |
Ф, Г |
Лепестки ромашки с опорными фразами |
ВК, ОК |
Личностные: обучающиеся проявляют ответственное отношение за результаты учебного труда, коммуникативную культуру, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность волевой саморегуляции, делают выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач, прогнозируют развитие событий рассказа на основе сделанных выводов, участвуют в диалоге с товарищами по группе, обсуждают различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутируют, при необходимости делегируют полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, дают корректные советы по оформлению результатов работы группы. Предметные: обучающиеся умеют анализировать литературное произведение, понимают авторскую позицию и своё отношение к ней.
|
|||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия |
Подвести итог урока и организовать рефлексию обучающихся |
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.
|
Вопрос о смысле жизни – один из вечных. Он волнует людей во все времена независимо от их сословной принадлежности, возраста, национальности. И чем раньше человек начинает задумываться над ним, тем быстрее ему открывается истина. -Ребята, какую цель мы ставили сегодня на урок? -Достигли ли мы её? -Что для этого делали? -Какие вопросы у вас появились после анализа рассказа «Цветок на земле»? -Что сегодня было трудно? -Как можно преодолеть данную трудность? - Возьмите в руки синий цветок (объёмный). Какие открытия сегодня на уроке сделали вы? Если наш разговор на уроке оказался для вас сложным, не совсем понятным, то пусть цветок останется закрытым. Попробуем найти ответы на ваши вопросы на других уроках. Если у вас остались некоторые вопросы, то откройте его наполовину. А если вы так же, как и Афоня, сможете сказать: «Теперь я знаю все!» - откройте его полностью. -Спасибо за урок. Он окончен. |
-проанализировать рассказ «Цветок на земле»
Задают возможные вопросы
Демонстрируют свой цветок, говорят почему он такой |
Ф,И |
Объемный цветок |
СК, ОК |
Личностные: обучающиеся проявляют ответственное отношение за результаты учебного труда, коммуникативную культуру, дисциплинированность. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность волевой саморегуляции, обсуждают различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутируют. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.