Тема: Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»
Ход урока
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
-- Сегодня у нас на уроке будет присутствовать мальчик Лучик, который прилетел с Огненной планеты (слайд 2). Он прилетел, чтобы познакомиться с самыми замечательными, самыми добрыми сказками нашей планеты.
-- Я хочу сейчас вас ознакомить с одной сказкой. Называется она «Сказка о лунном лучике» (слайд 20). Написал его мальчик Миша. Было ему 12 лет (слайд 21). Он болел тяжёлой неизлечимой болезнью и жил в тогда уже в хосписе. Написал он сказку для литературного конкурса. И ему очень хотелось, чтобы его сказку узнали многие люди. И когда он уже лежал в реанимации, ему пообещали, что сказку его будут читать. Позже сказка его облетела весь Интернет. Но сам мальчик, к сожалению, умер. Сказка его стала Лауреатом Национальной Премии «На благо мира». И будет продолжать нести тепло людям. Послушайте сказку.
Жил-был маленький золотистый Лунный Лучик. Он был совсем тонкий, с трудом пробивался сквозь густые тучи. В сумрачном лесу он часто терялся среди веток, и не мог по-пасть в комнату через окно, если шторы были задернуты. Он мечтал стать таким, как старшие братья - сильные и яркие солнечные лучи, что бы приносить всем тепло, жизнь и ра-дость. Лучик печалился: "Неужели я всегда буду таким сла-бым? Что я смогу сделать хорошего?" Но однажды красивая серебряная звездочка сказала ему: "Мы с тобой - особенные. Мы умеем светить ночью и дарить миру волшебство. Просто гори от всего сердца и ничего не бойся!" И Лунный Лучик по-бежал по темной воде реки и нарисовал сверкающую дорожку. Все птицы, рыбы и даже деревья на берегах залюбовались ею. Потом Лучик пробрался в открытую форточку одного дома и ласково погладил по щеке малыша, который увидел сказочный сон. Лучик заиграл на лесной листве и помог заблудившемуся оленёнку найти свою маму. А к утру он, усталый и счастливый, возвратился домой - в лунный диск. И спрятался там до зака-та, до следующих подвигов!
-- Каким был Лунный Лучик?
-- Зачитайте, о чём он мечтал?
-- Зачитайте, что сказала ему звёздочка?
-- Давайте вспомним, какие подвиги совершил Лунный Лучик.
-- Каким возвратился Лунный Лучик домой? Почему он был счастлив?
Как вы думаете, зачем я рассказала сейчас вам о лучике, о том какую пользу он всем принес?
3. –Изучение нового материала
Финляндия, здесь родился и жил почти 200 лет назад сказочник Цакариас Топелиус (слайд 16). Годы жизни его – 1818 – 1898 гг. Родился он в семье врача. Отец его очень любил литературу, народное творчество. Эта любовь передалась Цакариасу. Его с детства привлекал сказочный мир легенд и сказаний своего народа. А ещё он очень полюбил сказки Андерсена. А когда вырос, сам стал сочинять.
-- Рассмотрите внимательно портрет писателя. Глядя на портрет, как вы думаете, каким он был человеком – грубым, суровым или добрым, ласковым?
-- Да, Цакариас Топелиус был очень добрым человеком. И только такой добрый человек мог создать такую замечательную, светлую сказку, как «Солнечный Луч в ноябре» (слайд 17). Нашему Лучику очень понравилась сказка, познакомимся и мы с ней.
-- Послушайте сказку и подготовьтесь ответить
Чтение сказки.
-- Понравилась ли вам сказка? Чем?
Какие герои отрицательные? (Филин, муравьи). –
- Какие герои положительные? (Солнечный луч) +
- Ребята, определите жанр произведения. (сказка).
- Почему это сказка? (Потому, что животные, солнечный луч, тучи разговаривают, ждут, надеются).
- А в жизни как бывает? Кто - то себя отдает без остатка, а кто - то все берет, как должное, не отдавая ничего взамен. (да, бывает, например, мать и сын).
- Значит, пред нами не просто сказка, а правдивый горький рассказ о действительности. Поэтому это произведение – рассказ–сказка.
-- Перечитайте про себя сказку. Самостоятельное чтение сказки.
Зачитайте, как муравьи готовились к зиме.
-- Прочитайте, как изменилась земля.
-- С чем автор сравнивает жемчужины?
-- Как изменились растения? Зачитать.
-- Как понимаете: «Деревья оделись в тёмные, печальные платья»?
-- Что сказано про ветры? Какую картину представили?
-- Что про волны сказано?
-- Вот такая пасмурная, печальная картина. И что же вдруг случилось?
-- Рады ли были муравьи Солнечному Лучу? Почему?
-- Обиделся ли Луч?
-- Зачитайте, каким стал кузнечик с появлением холодов?
-- Как изменилось его настроение, когда его пригрел Солнечный Луч?
-- Рады ли были ребята Солнечному Лучу?
-- Расскажите о втором добром поступке Солнечного Лучика, о спасении цветка мирта.
Физкультминутка (выполняется под аудиозапись «Вальс цветов» П.И. Чайковского)
Закройте глаза и представьте себя маленьким ростком цветка (дети присели, руки держат перед собой). Росточек только-только поя-вился. Он еще совсем маленький. Солнышко согревает его и помогает ему расти (дети медленно поднимаются). Лепесточки цветка раскрываются (дети медленно раскрывают руки). Он поворачивает бутончик по направлению солнца (дети поворачиваются к окошку). Лепестки раскрываются все шире и шире (дети раскрывают руки шире). Наши руки тянутся к солнцу (дети поднимают руки вверх). На счет «три» откроем глаза, потянемся, встряхнули ладошками. Вдохнем цветочный запах. Представим улыбки людей, которые смотрят на цветы и вдыхают их ароматы.
-- Возвращаемся к нашему произведению.
-- Чем Лучик помог старушке?
-- Зачитайте, как Солнечный Луч вспоминал о своём путешествии на землю.
-- Чему учит сказка?
-- Как вы охарактеризуете Солнечного Лучика? (добрый, ласковый, нежный, необидчивый, неравнодушный, тёплый).
4. Подведение итогов урока
-- С какими сказками мы познакомились на уроке?
-- Что же общего у двух сказок, чем похожи их герои? (И Сол-нечный Лучик, и Лунный Лучик дарили всем радость, тепло; они были счастливы, что принесли радость; сказки очень светлые, тёплые, учат добру).
ТЕСТ
Правильные ответы: 1-в, 2-б, 3-в, 4-а, 5-в, 6-б, 7-а, 8-г, 9-г, 10 — а
5. Рефлексия
– Наш урок подходит к концу.
Домашнее задание – переказ сказки «Солнечный Луч в ноябре»
Викторина по сказке Ц. Топелиуса «Солнечный луч в ноябре»
1. В каком месяце происходили события, описанные в сказке?
А) в сентябре
Б) в октябре
В) в ноябре
Г) в декабре
2.Что нужно было законопатить муравьям?
А) двери
Б ) щели и щелочки
В) окошки
Г) полы
3.Чем покрылась земля?
А) снегом
Б) росой
В) инеем
Г) травой
4) Кто сидел на высокой сосне и пел басом?
А) филин
Б) сова
В) ворона
Г) дятел
5)Кого встретил солнечный луч на замерзшем пруду?
А) рыбаков
Б) спортсменов
В) школьников
Г) никого
6)Какой отросточек завял у девочки в горшке?
А) сиреневый
Б) миртовый
В) фиалковый
Г) кипарисовый
7)Когда девочка посадила отросток?
А) весной
Б) летом
В) зимой
Г) осенью
8)Что солнечный луч помог найти бабушке?
А) часы
Б) клубок
В) очки
Г) связку ключей
9)Куда присел солнечный луч, когда вернулся на небо?
А) на облако
Б) на большую тучу
В) на млечный путь
Г) на краешек солнца
10)Что происходило с солнечным лучом, когда он вспоминал свое путешествие на землю
А) Он начинал ярко сиять
Б) он огорчался, что не успел все посмотреть
В) он начинал рассказывать о своем путешествии окружающим
Г) он звонко смеялся
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.