Предмет: Русский язык
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Методическая проблема: «Приемы перекодирования информации»
Тип урока: открытия новых знаний
Тема урока: «Местоимение»
Цель урока: создать условия для усвоения детьми понятия местоимения
Планируемые результаты
Предметные:
·Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении;
·Знать определение понятия местоимение;
·Понимать значение употребления местоимений в речи;
·Уметь записывать словарные слова;
·Знать определения частей речи;
·Уметь заменять имена существительные местоимениями.
Личностные:
· осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку;
· способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
·уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; уметь оценивать правильность выполнения действия; уметь оценивать свои достижения на уроке. (регулятивные УУД).
· уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формировать умение работать в паре, группе; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (коммуникативные УУД).
· уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; уметь строить логическую цепочку рассуждений; умение на основе анализа объектов делать выводы; уметь ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (познавательные УУД).
Оборудование: ноутбук, презентация к уроку, планшеты, учебник «Русский язык 2 класс» 2 часть (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), мнемотаблицы, рисунки, задания для самостоятельной работы и работы в парах, жетоны.
Ход урока
|
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные (УУД) |
|
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивирование к учебной деятельности. Задачи: - психологически настроить детей на урок - создать доброжелательную обстановку на уроке - создать у школьников направленность на учебную работу |
||
- Здравствуйте ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. Вы все талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. И думаю, что сегодняшний урок русского языка принесёт нам радость общения друг с другом. Прием «Опорные пункты» - Что бы на уроке все удавалось, нужно придерживаться формулы успеха. Расшифруйте ее: осанка-улыбка-настроение-старание-результат (Приложение 1). - А что ещё нам нужно на уроке? (слушать учителя, работать сообща, быть внимательными …) - Я желаю вам успехов и удачи! |
|
осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку (личностные УУД)
совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (коммуникативные УУД) |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (проблемная ситуация) Цель: организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Задачи: - осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение; - определить границы знания и незнания; - актуализировать опорные знания и изученные способы действий. |
||
- Откройте тетради и запишите число, классная работа. - Начнем наш урок с минутки чистописания. Посмотрите внимательно на картинки. Как вы думаете, какая буква спряталась в их изображении? (Приложение 2) - Правильно, буква А. Давайте вспомним правильное написание заглавной буквы А, строчной буквы а. - Какой темой объединены эти рисунки? (Искусство) - Как вы думаете, почему сегодня на уроке я затронула эту тему? (Ответы детей) - В России есть традиция, каждый год имеет свою тематику. 2022 год объявлен президентом Годом народного искусства. - Посмотрите еще раз на картинки и скажите, какие виды искусства вы можете назвать? (Изобразительное искусство, литература, музыка, скульптура) - Наша Республика Мордовия богата на деятелей культуры и искусства и сегодня помощниками в открытии новых знаний для нас будут известные мордовские художники, скульпторы, писатели и композиторы. Первое задание связано с деятельностью известного художника Федота Васильевича Сычкова. - Спишите слова вставляя пропущенные буквы и правильно соединяя гласную «а» с остальными буквами. (Слова записаны на доске. Один ученик работает у доски.) - Прочитайте эти слова. _льбом, к_р_ндаш, _кварель, к_ртина. - Как называются слова, в которых были пропущены буквы? (Словарные) - Как можно проверить их написание? (По словарю или запомнить) - Проверим, правильно ли вписаны буквы на доске. - Пользуясь таблицей, оцените насколько аккуратно вы выполнили задание. Покажите мне свою самооценку.
- Какой раздел мы сейчас изучаем? (Части речи) Прием «Кластер» - Вспомним их и составим кластер. За каждый правильный ответ, вы будете получать жетончик. (Приложение 3) - С какой первой частью речи мы познакомились? (Имя существительное) - Что такое имя существительное? - Какая часть речи связана с именем существительным? (Имя прилагательное) - Что такое имя прилагательное? - С какой еще частью речи мы знакомились? (Глагол) - Что такое глагол? - Посмотрите, один лепесток остался пустым. |
Уметь записывать словарные слова
Знать определения частей речи |
уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)
слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)
уметь оценивать свои достижения на уроке (регулятивные УУД)
слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД) |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: формулирование с учащимися цели и задач урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации. Задачи: - выявить место и причины затруднения учащихся - подвести учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач - определить и сформулировать проблему; - разработать план учебных действий по достижению цели урока. |
||
- Как вы думаете, почему? (Мы знаем еще не все части речи) - Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, переверните жетончики, которые вы получили, прочитайте, что на них написано (Я, мы, ты, вы, он, она) - Кто знает, как эти слова называются? - Мы столкнулись с проблемой, давайте ее решим. Но некоторую информацию про данные слова вы уже можете сказать. Еще раз обратите внимание на кластер. На какую тему мы его составляли? (Части речи) - Какой вывод можем сделать? (Это тоже – часть речи) - Чтобы узнать, как она называется, я предлагаю вам выполнить задание на карточках. Работать будем в парах (Приложение 4). Карточка. Задание – замените повторяющиеся слова 1)Федот Васильевич Сычков – известный мордовский художник. Федот Васильевич Сычков написал много картин. 2)На своих картинах Ф.В. Сычков любил изображать крестьян. Крестьяне на полотнах художника смеются, работают и веселятся.
- Какими словами вы заменили повторяющиеся? (Дети читают свои ответы) - Обратите внимание на то, какие слова вы заменяли? К какой части речи они относятся? (Имя существительное) - Значит, мы новые слова использовали вместо имени существительного. Посмотрите на слайд – если записать, то получится словосочетание «вместо имени». Сложите их и получится, отгадка на ребус. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Местоимение) - Какую цель мы поставим перед собой? (Узнать, что такое местоимение) |
Уметь заменять имена существительные местоимениями |
формировать умение работать в паре, группе (коммуникативные УУД)
умение на основе анализа объектов делать выводы (познавательные УУД)
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД) |
4. Построение проекта из затруднения Цель: обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий Задачи: - построить проект выхода из затруднения (план урока) |
||
- В любом деле, чтобы достичь успеха, нужен план. Давайте составим план нашего урока. В этом нам помогут опорные слова: 1. Понятие (местоимения) 2. Роль (местоимения в речи) 3. Самостоятельная работа 4. Оценка (своей работы на уроке) (Приложение 5) |
|
проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД) |
5. Реализация построенного проекта Цель: реализация построенного проекта в соответствии с планом. Задачи: - организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности (новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования); - организовать ситуацию решения учебной задачи, систематизировать полученную информацию. |
||
- Перед началом работы, давайте дадим немного отдохнуть нашим глазкам. Внимательно следите за картинами Ф.В. Сычкова. - Я думаю, что Федот Васильевич Сычков был бы очень доволен вашей работой. Приступаем к первому пункту плана.
Прием «Модель Фрейер» (Приложение 6) - Следующее задание будет связано с именем одного из самых известных мордовских композиторов Леонтием Петровичем Кирюковым. Его именем названо музыкальное училище в Саранске. Чтобы запомнить, что такое местоимение, давайте заполним схему. - В начале урока мы выяснили, что местоимение – это …? (Часть речи) - Верно. Внесем это в нашу таблицу в раздел характеристики. - Сейчас немного понаблюдаем за местоимениями, узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы? Отгадайте загадку: Он пишет музыку для нас, Мелодии играет, Стихи положит он на вальс. И песни сочиняет. (Композитор) - К какой части речи относится слово «композитор»? (Имя существительное) - Каким местоимением заменяется слово «композитор»? (Он) - На какие вопросы может отвечать местоимение? (Кто? Что?) - Значит, какой вывод мы можем сделать? (Местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное) - Этот вывод так же внесем в нашу схему. - Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие? Что бы ответить на вопрос, опять немного понаблюдаем. Можем ли мы в этой загадке по местоимению «он» понять, о ком говорится? (Нет, так как предмет не называется) - Какую же роль играет местоимение? (Указывает на предмет) - Значит, какой вывод мы можем сделать? (Местоимение указывает на предмет, но не называет его) - Внесем вывод в схему. - С помощью схемы сформулируйте правило. Что такое местоимение? (Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его) - Где мы можем проверить верность выводов? (В учебнике) - Откроем свои учебники на стр. 100 и прочитаем правило. - А сейчас давайте поиграем. Я буду называть слова, а ваша задача будет распределить их и записать в таблицу. Если я назову местоимение, вы записываете его в раздел «Примеры», если другую часть речи, то в раздел «Антипримеры». Я, мама, они, красивый, ты, бежать. - Давайте проверим. Поменяйтесь своими схемами и проверьте друг друга по слайду. - Я вижу, вы устали, давайте встанем и немного отдохнем. Я включу вам отрывок из произведения «Сельская пляска», которое было написано Л.П. Кирюковым, а движения пусть вам навеет эта музыка, проявите свое творчество и воображение. Физкультминутка (движения произвольные) - Мы справились с первым пунктом плана? - Пользуясь таблицей, оцените свою работу на данном этапе урока. |
Знать определение понятия местоимение
Знать определение понятия местоимение |
работать по коллективно составленному плану (регулятивные УУД)
осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку (личностные УУД)
формировать умение работать в паре, группе (коммуникативные УУД)
уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД)
умение на основе анализа объектов делать выводы
уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) уметь строить логическую цепочку рассуждений (познавательные УУД)
уметь ориентироваться в учебнике (познавательные УУД)
|
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Задачи: - организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применение знаний в новой ситуации); - установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать. |
||
- Леонтий Петрович Кирюков гордился бы ткими учениками. А мы переходим к следующему этапу. - У нас остался еще один раздел в схеме. Чтобы его заполнить, нам поможет творчество известного мордовского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи. - Давайте выполним задание в программе «Explain Everything». Поработаем в группах. Прием «Перекодирование» - На экране вы видите изображения с его скульптурами. Вам необходимо соотнести их с местоимениями.
Она Они Оно Он
- Проверим результаты вашей работы. Учитель оцеивает работу групп - А сейчас я попрошу вас выступить в роли редакторов. Кто такой редактор? (Ответы детей) - Сотрудники музея имени С.Д.Эрьзи попросили вас отредактировать статью. У вас на парте находится конверт с текстом, который вы сейчас и будете править. Прочитаем его (Приложение 7). Степан Дмитриевич Эрьзя родился 26 октября 1876 года в селе Баево. Изначально Степан Дмитриевич имел фамилию Нефедов. Позднее Степан Дмитриевич взял псевдоним Эрьзя в честь мордовского народа. В своих скульптурах Степан Дмитриевич Эрьзя изображал свой народ. Степан Дмитриевич Эрьзя долгое время жил и работал за границей в Аргентине, Франции, Италии. Лишь в конце жизни Степану Дмитриевичу Эрьзи удалось вернуться на родину и перевезти сюда все свои работы. - Что вы узнали из текста? - На что вам, как редакторам нужно обратить внимание? (Постоянно повторяется «Степан Дмитриевич Эрьзя»). - Как же исправить ошибку? (Заменить другим словом) - Как можно заменить имена существительные? (Местоимением; синонимами) - Поработайте в группах и отредактируйте текст. - Посмотрим, что у вас получилось. (Защита результатов работы по группам) - Итак, зачем же нам нужны местоимения? (Ответы детей) - Запишем этот вывод в нашу таблицу в раздел «Дополнительно» - Мы справились со вторым пунктом плана? - Пользуясь таблицей, оцените свою работу на данном этапе урока. |
Уметь заменять имена существительные местоимениями
Понимать значение употребления местоимений в речи |
работать по коллективно составленному плану (регулятивные УУД)
осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку (личностные УУД)
формировать умение работать в паре, группе (коммуникативные УУД)
уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД)
уметь оценивать правильность выполнения действия (регулятивные УУД) |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону Цель: организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой своих решений по эталону. Задачи: - организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий; - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; - оценить уровень усвоения материала, определить затруднения. |
||
- Думаю, что Степану Дмитриевичу Эрзя было бы очень приятно с вами сотрудничать. Мы переходим к следующему этапу. - Следующее задание будет дифференцированным. О будет связано с деятельностью Никулы Эркая. Перед вами отрывок из его произведения «Алешка». Если вы считаете, что тему поняли хорошо, то можете выполнить задание на красной карточке, если что-то осталось непонятным, то на зеленой (Приложение 8). 1. Списать текст, вставляя местоимения Наконец коровы разобрались у кормушек. ______ ели жадно. Один Байкал не торопился. _____ стоял в стороне и ждал, когда войдет все стадо. В ворота _____ протиснулся последним и не спеша побрел к своему месту. 2. Списать текст и подчеркнуть местоимения Наконец коровы разобрались у кормушек. Они ели жадно. Один Байкал не торопился. Он стоял в стороне и ждал, когда войдет все стадо. В ворота он протиснулся последним и не спеша побрел к своему месту. - Проверье себя по слайду. - Кто такой Байкал вы сможете узнать, прочитав повесть «Алешка». Я уверена, вам очень понравится творчество Никулы Эркая. Пользуясь таблицей, оцените свою работу на данном этапе урока. |
Уметь заменять имена существительные местоимениями
Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении |
работать по коллективно составленному плану (регулятивные УУД)
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках (познавательные УУД)
уметь оценивать правильность выполнения действия (регулятивные УУД) |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Цель: выполнение задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг Задачи: - тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным; - повторить и закрепить изученное для введения в последующем новых способов действий; |
||
- Чтобы проверить, как вы усвоили тему, выполним тест в приложении «Kahoot!» Тест с вариантами ответа «Да/нет» 1. Местоимение – это часть речи? (Да). 2. Местоимение называет предметы? (Нет). 3. Местоимение указывает на предметы? (Да). 4. Местоимение употребляется вместо имён существительных? (Да). 5. Местоимение употребляются вместо глаголов? (Нет). 6. Вы – это слово – местоимение? (Да). 7. Местоимения отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? (Нет). 8. Она – это слово – местоимение? (Да). 9. В предложении «Я посадил цветы» местоимение Я? (Да). |
Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении
Знать определение понятия местоимение
|
формировать умение работать в паре, группе (коммуникативные УУД) находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках (познавательные УУД) |
9. Рефлексия Цель: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Задачи: - установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; - организовать рефлексию и самооценку учащихся; - проанализировать и оценить успешность достижения цели. |
||
- Итак, переходим к последнему пункту плана. Вспомните тему урока. (Местоимение) - Какую цель мы ставили перед собой. (Узнать, что такое местоимение) - Достигли мы ее? (Ответы детей) – Какое задание для вас было трудным? – Какое задание вам особенно понравилось? Какие выводы можете сделать? - Я предлагаю вам подумать, оценить работу друг друга на уроке и поблагодарить ученика, который, по вашему мнению, внес наибольший вклад в урок. (Высказывания детей) - Наш урок подходит к концу. - А теперь на левую ладонь положите знания, которые вы уже имели. На правую ладонь – полученные сегодня знания. Хлопком соединяем ладони и говорим «Спасибо!» - Кому и за что мы сказали спасибо? - Спасибо за хорошую работу на уроке! |
|
Работать по коллективно составленному плану (регулятивные УУД)
уметь оценивать свои достижения на уроке (регулятивные УУД) |
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Задачи: - сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике; - проверить понимание выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся; |
||
Прием «Кубик Блума» - На гранях моего кубика записаны слова. Я буду его подкидывать. С того слова, которое выпадет, и будет начинаться ваше задание. (Выпало слово придумай) Придумай и запиши 4 предложения про космонавтов, используя местоимения. Объясни, что такое местоимение с помощью схемы и запиши 2 предложения используя местоимения.. Поделись пользуясь схемой, что ты знаешь о местоимении и запиши 2 предложения используя местоимения.. Предложи свои примеры и антипримеры местоимений и запиши 2 предложения используя местоимения. Почему именно так назвали эту части речи и запиши 2 предложения используя местоимения. Запиши свои примеры использования местоимений в речи. |
|
Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД) |
Приложение 1
Осанка
Улыбка
Настроение
Старание
Результат
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Замените повторяющиеся слова.
1)Федот Васильевич Сычков – известный мордовский художник. Федот Васильевич Сычков написал много картин.
2)На своих картинах Ф. В. Сычков любил изображать крестьян. Крестьяне на полотнах художника смеются, работают и веселятся.
Приложение 5
1. Понятие
2. Роль
3. Самостоятельная работа
4. Оценка
Приложение 6
Приложение 8
|
||||
|
Приложение
7
Степан Дмитриевич Эрьзя родился 26 октября 1876 года в селе Баево. Изначально Степан Дмитриевич имел фамилию Нефедов. Позднее Степан Дмитриевич взял псевдоним Эрьзя в честь мордовского народа. В своих скульптурах Степан Дмитриевич Эрьзя изображал свой народ. Степан Дмитриевич Эрьзя долгое время жил и работал за границей в Аргентине, Франции, Италии. Лишь в конце жизни Степану Дмитриевичу Эрьзи удалось вернуться на родину и перевезти сюда все свои работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.