Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»
Цели урока:
- раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька»;
- создать условия для первичного знакомства с произведением, обеспечить целостное восприятие текста.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И.Куприна;
- учить читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения;
- развивать словарный запас детей, развивать умение составлять сравнительную характеристику персонажей;
- воспитывать доброе, внимательное отношение к животным;
- Учить анализировать поступки героев;
- Смысл дружбы и верности.
Доска, экран |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Слайд № 2 |
1. Орг.момент На свете множество собак- И на цепи и просто так: Собак служебных - пограничных, Дворовых «шариков» обычных, И молодых пугливых шавок, Что тявкать любят из-под лавок, И тех изнеженных болонок, Чей нос курнос, а голос тонок, И ни на что уже не годных- Бродячих псов всегда голодных. - Как вы думаете, о чем пойдем речь сегодня на уроке? - Кто будет героями урока? - Тема нашего урока: «Творчество Александра Ивановича Куприна и произведение «Барбос и Жулька» - Как вы думаете, что это за жанр? - Что такое рассказ? |
- О собаках, их жизни, повадках. - Собаки.
- Рассказ. - Это произведение, в котором говорится о реальных событиях и героях. Много описаний….. |
Слайд № 3 |
2. Работа над пословицами - Соедините начало и конец пословицы. - Объясните их смысл. - Почему именно эти пословицы я подобрала к уроку? |
Работа на экране |
Слайд № 4
Слайд № 5 |
3. Немного и писателе Фамилия Куприн происходит от названия речонки в тамбовской области – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника 7 сентября 1870 года. Отец его умер, когда мальчику не было и 4 лет. Семья осталась без денег и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до 6 лет, а потом его отправили в сиротский пансион, а затем в военное училище. Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать. Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов, суфлером. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных. Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.
- Что интересного узнали о Куприне? - О ком он написал много рассказов? - Как вы думаете, кого называют друзьями? - Какими качествами должны обладать друзья? - Поработав над текстом рассказа мы должны ответить на ряд вопросов: Можно ли назвать друзьями героев этого произведения? Могут ли дружить животные так же как люди? Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга? |
Слушание учителя
Ответы на вопросы об услышанном |
|
4. Чтение текста Читаем текст поочередно, с карандашом в руках. Все непонятные слова подчеркиваем. Вопросы после прочтения: - Понравился ли вам рассказ? - Какие чувства он вызвал у вас? - Что вас поразило, удивило? - Какое у вас настроение после прочитанного? |
Чтение с учителем вместе по цепочке Ответы на вопросы учителя |
Слайд № 6 (выделенные слова – клик – фотография) |
5. Словарная работа Словарная работа: ПРИЗЕМИСТЫЙ – 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. ФЛИРТ – любовная игра, кокетство. ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. ЛИЦЕМЕРНЫЙ – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия. ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения. ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (пернос.) – пользоваться плодами успехов.) КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество. РЕПЯХАМИ – репейник ИСКОНИ – издавна |
Озвучивание непонятных слов, прочтение их толкований |
Слайд № 7 |
6. Проблемный вопрос - Попробуйте ответить на такой вопрос: Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? - Трудно? Тогда давайте поработаем более подробно с текстом. |
Попытка ответить на вопрос |
ДОСКА (см.отдельный лист в дополнении)
Слайд № 8 – сводная таблица внешности героев
Слайд № 9 – характер
Слайд № 10
|
7. Работа над композицией произведения - Любое произведение состоит из определенных частей: Вступление Завязка Кульминация (самый напряженный момент) Развязка Заключение - Я уже разбила рассказ на пункты, но они в нарушенном порядке. Нам надо отнести их к определенным частям композиции произведения. - Выберите пункты, которые входят во вступление: 1. Описание Барбоса 2. Описание Жульки 3. Характер собак 4. Дружба собак - Кто у нас главные герои рассказа? - Прочитайте как выглядел Барбос. - С чем сравнивается его шерсть? - А его уши? - Найдите описание Жульки. - Почему описание Жульки занимает 1 предложение, а описание Барбоса целый абзац?
- Эти собаки отличаются только внешностью? - Найдите описание их характера. - Вывод: внешность и характер собак различны! - Что же связывало таких разных собак? - Почему Куприн вначале рассказывает о разной внешности собак, а затем снова большое внимание уделяет описанию разности характеров? - К какому выводу он нас подталкивает? - Кто ворвался во двор? Как вел себя? - найдите этот эпизод, зачитайте его. Это завязка. - Найдите пункты плана для завязки: 1. появление бешеной собаки - Какой был самый напряженный момент рассказа? Найдите его, зачитайте. Это называется кульминация. Найдите пункт. 1. подвиг Жульки - Вывод: маленькая Жулька совершила необычный поступок - Выберите пункты плана для развязки. 1. болезнь Жульки 2. прощание собак - Как автор описывает болезнь собаки? - Чем она болела? - В чем это проявлялось? - Изменило ли Жульку появление бешеной собаки? - Чувствовал ли Барбос себя виноватым? - В чем это проявлялось? - Найдите описание прощания собак. - Заканчивая работу над композицией, найдем заключение. 1. смерть Жульки - Прочитаем последний абзац. - Что же произошло? - Как все узнали о смерти Жульки? - Что же у нас получилось на доске? - Где его можно использовать? |
Работа с доской и текстом, беседа
Автор настраивает нас на необычность барбоса и заурядность Жульки. Нет, и характером тоже.
ДРУЖБА
План При подготовке пересказа |
|
8. Подведение итогов урока - Вернемся к ключевым вопросам и ответим на них: Можно ли назвать друзьями героев этого произведения? Могут ли дружить животные так же как люди? Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга? Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? Чему учит нас этот рассказ? - Продолжите предложение «Сегодня на уроке я…» - Кому на уроке было интересно? - Кто узнал для себя что-то новое? - Кто начал разбираться в композиции произведения? - Из каких частей состоит композиция? |
……………. Поднятие рук
Вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение |
|
9. Домашнее задание - Перечитать рассказ, подготовить пересказ либо и Барбосе, либо о Жульке - р/т стр.30-31 № 1-4, 5 (по желанию) |
Запись д/з в дневник |
ДОСКА
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.