Урок литературного чтения в 3 классе И. С. Никитин "Утро"
Оценка 4.8

Урок литературного чтения в 3 классе И. С. Никитин "Утро"

Оценка 4.8
docx
13.01.2020
Урок литературного чтения в 3 классе И. С. Никитин "Утро"
3 класс лит. чтение.docx

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»

Цели урока:

- раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька»;

- создать условия для первичного знакомства с произведением, обеспечить целостное восприятие текста.

Задачи урока:

- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И.Куприна;

- учить читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения;

- развивать словарный запас детей, развивать умение составлять сравнительную характеристику персонажей;

- воспитывать доброе, внимательное отношение к животным;

- Учить анализировать поступки героев;

- Смысл дружбы и верности.

 

Доска, экран

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 2

1.        Орг.момент

На свете множество собак-

И на цепи и просто так:

Собак служебных - пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из-под лавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок,

И ни на что уже не годных-

Бродячих псов всегда голодных.

- Как вы думаете, о чем пойдем речь сегодня на уроке?

- Кто будет героями урока?

- Тема нашего урока: «Творчество Александра Ивановича Куприна и произведение «Барбос и Жулька»

- Как вы думаете, что это за жанр?

- Что такое рассказ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- О собаках, их жизни, повадках.

- Собаки.

 

 

- Рассказ.

- Это произведение, в котором говорится о реальных событиях и героях. Много описаний…..

Слайд № 3

2.     Работа над пословицами

- Соедините начало и конец пословицы.

- Объясните их смысл.

- Почему именно эти пословицы я подобрала к уроку?

Работа на экране

Слайд № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 5

3.     Немного и писателе

Фамилия Куприн происходит от названия речонки в тамбовской области – Купры.

Куприн родился в семье мелкого чиновника 7 сентября 1870 года. Отец его умер, когда мальчику не было и 4 лет. Семья осталась без денег и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до 6 лет, а потом его отправили в сиротский пансион, а затем в военное училище.

Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать.

Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов, суфлером.

Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных.

Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.

 

- Что интересного узнали о Куприне?

- О ком он написал много рассказов?

- Как вы думаете, кого называют друзьями?

- Какими качествами должны обладать друзья?

- Поработав над текстом рассказа мы должны ответить на ряд вопросов:

Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

Могут ли дружить животные так же как люди?

Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

Слушание учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы об услышанном

 

4.     Чтение текста

Читаем текст поочередно, с карандашом в руках. Все непонятные слова подчеркиваем.

Вопросы после прочтения:

- Понравился ли вам рассказ?

- Какие чувства он вызвал у вас?

- Что вас поразило, удивило?

- Какое у вас настроение после прочитанного?

 

Чтение с учителем вместе по цепочке

Ответы на вопросы учителя

Слайд № 6 (выделенные слова – клик – фотография)

5.     Словарная работа

Словарная работа:

ПРИЗЕМИСТЫЙ – 1) малорослый и плотный по сложению;

2) маленький, низкий.

СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

ФЛИРТ – любовная игра, кокетство.

ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.

ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.

ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (пернос.) – пользоваться плодами успехов.)

КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество.

РЕПЯХАМИ – репейник

ИСКОНИ – издавна

Озвучивание непонятных слов, прочтение их толкований

Слайд № 7

6.     Проблемный вопрос

- Попробуйте ответить на такой вопрос:

Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

- Трудно? Тогда давайте поработаем более подробно с текстом.

Попытка ответить на вопрос

ДОСКА (см.отдельный лист в дополнении)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 8 – сводная таблица внешности героев

 

Слайд № 9 – характер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 10

 

7.     Работа над композицией произведения

- Любое произведение состоит из определенных частей:

Вступление

Завязка

Кульминация (самый напряженный момент)

Развязка

Заключение

- Я уже разбила рассказ на пункты, но они в нарушенном порядке. Нам надо отнести их к определенным частям композиции произведения.

- Выберите пункты, которые входят во вступление:

1. Описание Барбоса

2. Описание Жульки

3. Характер собак

4. Дружба собак

- Кто у нас главные герои рассказа?

- Прочитайте как выглядел Барбос.

- С чем сравнивается его шерсть?

- А его уши?

- Найдите описание Жульки.

- Почему описание Жульки занимает 1 предложение, а описание Барбоса целый абзац?

 

- Эти собаки отличаются только внешностью?

- Найдите описание их характера.

- Вывод: внешность и характер собак различны!

- Что же связывало таких разных собак?

- Почему Куприн вначале рассказывает о разной внешности собак, а затем снова большое внимание уделяет описанию разности характеров?

- К какому выводу он нас подталкивает?

- Кто ворвался во двор? Как вел себя?

- найдите этот эпизод, зачитайте его. Это завязка.

- Найдите пункты плана для завязки:

1. появление бешеной собаки

- Какой был самый напряженный момент рассказа? Найдите его, зачитайте. Это называется кульминация. Найдите пункт.

1. подвиг Жульки

- Вывод: маленькая Жулька совершила необычный поступок

- Выберите пункты плана для развязки.

1. болезнь Жульки

2. прощание собак

- Как автор описывает болезнь собаки?

- Чем она болела?

- В чем это проявлялось?

- Изменило ли Жульку появление бешеной собаки?

- Чувствовал ли Барбос себя виноватым?

- В чем это проявлялось?

- Найдите описание прощания собак.

- Заканчивая работу над композицией, найдем заключение.

1. смерть Жульки

- Прочитаем последний абзац.

- Что же произошло?

- Как все узнали о смерти Жульки?

- Что же у нас получилось на доске?

- Где его можно использовать?

 

 

 

 

 

 

 

Работа с доской и текстом, беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор настраивает нас на необычность барбоса и заурядность Жульки.

Нет, и характером тоже.

 

 

ДРУЖБА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

При подготовке пересказа

 

8.     Подведение итогов урока

- Вернемся к ключевым вопросам и ответим на них:

Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

Могут ли дружить животные так же как люди?

Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

Чему учит нас этот рассказ?

- Продолжите предложение «Сегодня на уроке я…»

- Кому на уроке было интересно?

- Кто узнал для себя что-то новое?

- Кто начал разбираться в композиции произведения?

- Из каких частей состоит композиция?

 

 

 

 

 

 

 

…………….

Поднятие рук

 

 

Вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение

 

9.     Домашнее задание

- Перечитать рассказ, подготовить пересказ либо и Барбосе, либо о Жульке

- р/т стр.30-31 № 1-4, 5 (по желанию)

Запись д/з в дневник

 

 

 

 

 

ДОСКА

 

 

Урок литературного чтения в 3 классе И. С. Никитин "Утро"

Урок литературного чтения в 3 классе И. С. Никитин "Утро"

Урок литературного чтения в 3 классе И. С. Никитин "Утро"

Урок литературного чтения в 3 классе И. С. Никитин "Утро"

Урок литературного чтения в 3 классе И. С. Никитин "Утро"

Урок литературного чтения в 3 классе И. С. Никитин "Утро"

Урок литературного чтения в 3 классе И. С. Никитин "Утро"

Урок литературного чтения в 3 классе И. С. Никитин "Утро"

Урок литературного чтения в 3 классе И. С. Никитин "Утро"

Урок литературного чтения в 3 классе И. С. Никитин "Утро"

Урок литературного чтения в 3 классе И. С. Никитин "Утро"

Урок литературного чтения в 3 классе И. С. Никитин "Утро"

Урок литературного чтения в 3 классе И. С. Никитин "Утро"

Урок литературного чтения в 3 классе И. С. Никитин "Утро"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020