Урок литературного чтения в 3 классе на тему: "А. П. Платонов "Цветок на земле"

  • doc
  • 22.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Цветок на земле готово.doc

Конструкт урока литературного чтения

студентки группы 46

специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Колпащиковой Екатерины Сергеевны

 

Дата: 05.05.2023

Класс: 3 «В»                                                                                                                                                                       Подпись ______________

Тема урока: А. П. Платонов «Цветок на земле»

Тип урока: освоения новых знаний и способов действий

Планируемые результаты:

·                    Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; демонстрируют основы умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

·         Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осуществляют волевую саморегуляцию; формулируют учебную задачу урока коллективно (фронтально); прогнозируют содержание текста художественного произведения по названию и осознавать цель дальнейшего чтения; самостоятельно интерпретируют полученную информацию в процессе работы на уроке; находят необходимую информацию в тексте литературного произведения, используют найденный текстовый материал в своих устных высказываниях и рассуждениях; участвуют в диалоге, отвечают на вопросы учителя.

·         Предметные: обучающиеся знают, что такое скороговорка и умеют их проговаривать; знают биографию А. П. Платонова; знают и анализируют содержание рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле»

Цель: развивать умения находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, создавать высказывание или доказательство своей точки зрения в процессе знакомства и анализа произведения А. П. Платонова «Цветок на земле»

Задачи:

·                     Воспитательные: воспитывать у обучающихся учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; формировать основу умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

·                    Развивающие: развивать у обучающихся способность принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осуществлять волевую саморегуляцию; формулировать учебную задачу урока коллективно (фронтально); прогнозировать содержание текста художественного произведения по названию и осознавать цель дальнейшего чтения; самостоятельно интерпретируют полученную информацию в процессе работы на уроке; находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, использовать найденный текстовый материал в своих устных высказываниях и рассуждениях; формировать умение учувствовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя.

·                    Образовательные: актуализировать знания о том, что такое скороговорка и умение их проговаривать; познакомить с биографией А. П. Платонова; проанализировать содержание рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле»

 

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения:

  • Принцип наглядности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип доступности
  • Принцип деятельности
  • Принцип психологической комфортности

Принципы воспитания:

  • Создание положительного эмоционального подъема
  • Стимулирование активности
  • Сотрудничества, партнерства
  • Гуманистической направленности воспитания

 

Методы обучения:

1.      По источнику получения знаний:

· словесные: беседа, работа с учебником

· наглядные: демонстрация, организация наблюдения

· практические: упражнения

2.      Методы закрепления и повторения изученного материала:

· беседа, повторение

3.      Методы эмоционального стимулирования:

· создание ситуации успеха

· поощрение

4.      Методы развития познавательного интереса:

· формирование готовности к восприятию

· стимулирование занимательным содержанием

5.      Методы формирования ответственности и обязанности:

· предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

Методы воспитания:

1. Методы самоопределения личности ребенка:

· рефлексия

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

· поощрение

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование:

·        Демонстрационное: презентация «Род местоимения третьего лица единственного числа», аншлаги с темой и задачами

·        Индивидуальное: учебник по русскому языку В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; тетрадь; пенал; таблица.

Обеспечение урока:

Информационное обеспечение:

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утвержден приказом министерства образования и науки российской федерации от 2014г

2. Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 2015г

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71764).

4. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. ил. : ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-024116-8.

 

 

 

Структура (план) урока (в соответствии с типом урока): 

 

Этап урока

Время

Мотивация к учебной деятельности

2 мин

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

12 мин

Решение проблемы

17 мин

Физкультминутка

2 мин

Первичное закрепление

7 мин

Информация о домашнем задании

2 мин

Рефлексия учебной деятельности

3 мин

Итого

45 мин

 

 

 

Оформление учебного кабинета, макет доски:

 

Тема:

Задачи:

Дата.

Классная работа.

 

 

 

Ход урока:

Этапы0урока

Образовательные задачи

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

 

Формы организации деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности

 

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

Методы обучения:

2.Методы развития познавательного интереса:

•формирование готовности к восприятию

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

- А для чего вам нужны эти знания?

-Верно! Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок.

- Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок.

Читать, узнаём об историях, которые случаются с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов

Ф

_____

ОК

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют волевую саморегуляцию

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

актуализировать знания детей.

Выявить причину затруднения,сформулировать тему, цель урока

 

Методы обучения:

1.         По источнику получения знаний:

•словесные: беседа

•наглядные: демонстрация, организация наблюдения

2.         Методы закрепления и повторения изученного материала:

•беседа, повторение

3.         Методы эмоционального стимулирования:

•создание ситуации успеха

•поощрение

4.Методы формирования ответственности и обязанности:

•предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

Методы воспитания:

1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•поощрение

Речевая разминка

- Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку.

Для разминки мы с вами возьмем скороговорку.

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

 

- Читаем про себя.

- Читаем с грустной интонацией, с веселой интонацией.

- Читаем медленно, быстро.

- Кто хочет прочитать самостоятельно?

- Молодцы, ребята!

- Ребята, кто помнит с каким писателем мы познакомились вчера?

- Верно! А с каким произведением мы познакомимся сегодня, вы узнаете, если посмотрим на слайд.

 

ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ

- Отлично. Теперь сформулируйте тему урока.

- Я предлагаю вам сформулировать цель урока. О чем мы с вами будем говорить, что мы сможем узнать, с чем познакомимся?

- Верно, цель нашего урока: познакомиться с рассказом Платонова «Цветок на земле» и узнать основную мысль рассказа.

- Для достижения нашей цели, предлагаю сформулировать задачи нашего урока.

- Как вы думаете, какая будет 1 наша задача?

- Какая будет вторая задача?

-Верно обсудить основную мысль рассказа.

Задачи:

1)Вспомнить содержание рассказа.

2)Обсудить рассказ

-Теперь, когда у нас есть тема и задачи мы можем приступать.

 

 

 

 

 

 

Проговаривают скороговорку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают вслух

 

 

 

 

 

- Н. Носов.

 

 

 

 

 

 

Цветок на земле

 

 

 

 

 

«Цветок на земле»

 

 

 

Познакомиться с рассказом «Цветок на земле»

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Вспомнить содержание рассказа

2.      Обсудить рассказ

 

 

Ф, И

Мультимедийная презентация «Цветок на земле»

 

СК, ОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осуществляют волевую саморегуляцию; формулируют учебную задачу урока коллективно (фронтально); участвуют в диалоге, отвечают на вопросы учителя.

Предметные: обучающиеся знают, что такое скороговорка и умеют их проговаривать;

Решение проблемы

осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы.

Методы обучения:

1.         По источнику получения знаний:

•словесные: беседа, работа с учебником

•наглядные: демонстрация, организация наблюдения

•практические: упражнения

2.Методы эмоционального стимулирования:

•создание ситуации успеха

•поощрение

4.         Методы развития познавательного интереса:

•стимулирование занимательным содержанием

Методы воспитания:

1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•поощрение

-Ребята, а вы знаете автора этого рассказа? А может его биографию уже кто-то знает?

-Ничего страшного сейчас мы с ней познакомимся. Слушайте внимательно, после я задам вам несколько вопросов.

Биография Андрея Платонова - РИА Новости, 28.08.2019

Андрей Платонович Платонов (1899–1951 гг.) – русский советский писатель, прозаик и драматург ХХ века, творчество которого отличается оригинальностью и самобытностью. Писать стал во время гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность: Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель (публицист, поэт) и критик. В 1921 году он публикует свою первую книгу «Электрификация», а в 1922 году в свет выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина», получившая положительные отзывы критиков. После окончания политехникума в 1924 году Платонов работает электротехником и мелиоратором.

На время, произведения Платонова перестают печатать, поскольку нет одобрения от Иосифа Сталина. Во время Великой Отечественной войны Платонов, как и во время гражданской войны, работает военным корреспондентом. Повести и военные рассказы Платонова снова печатаются.

-о каком писателе говорили?

-Что интересного запомнили?

-В каком году была написана первая книга?

-Как называлась книга со стихами Платонова?

-почему перестали печатать его рассказы?

-Кем работал Андрей Платонович?

-Я вижу, что вы действительно внимательно слушали меня.

-А сейчас исходя из названия, как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

https://www.youtube.com/watch?v=BB5njXn6EHw&t=4s 

-А чтобы проверить ваши предположения. Мы с вами, познакомимся с этим рассказом. Но он очень большой, и если мы с вами начнем его читать, то не успеем, поэтому сегодня мы его прослушаем. А вы внимательно следите за прочтением, после прослушивания, я задам нам вопросы.

-Ребята, как вам прослушанный рассказ?

-Какие чувства вызывает рассказ?

-О чем он?

– Каким вы представляете себе Афоню?

-Афоня - маленький, любознательный, ему хочется как можно больше узнать от своего деда; добрый, он заботливо относится к старику; трудолюбивый, несмотря на свой возраст, собрал лекарственных растений и отнёс их в аптеку на лекарства.

– Нравится ли он вам? Чем?

– О чём самом главном Афоня узнал от деда? Прочитайте, как об этом сказано в рассказе.

Чтение со слов: «А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой…» до слов: «Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь».

– А как вы понимаете слова «Теперь я сам знаю про всё». А можем ли мы с вами найти объяснение этой фразе в тексте?

-…, прочитай нам.

Чтение со слов: «Афоня задумался среди трав и цветов» … до слов: «Ты, дедушка, не бойся».

– Каким чувством наполнено произведение Андрея Платонова?

 

Не знаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают биографию А. П. Платонова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А. П. Платонов

 

Ответы детей

1921

 

 

Голубая глубина

 

 

Их не одобряли

 

 

-военным корреспондентом

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивают рассказ и следят за текстом

 

 

 

 

Ответы детей

-о мальчике, который все время расспрашивал деда о цветке

-Маленький, любознательный, ему хочется как можно больше узнать от своего деда;

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой…

 

 

 

 

 

 

 

«Афоня задумался среди трав и цветов» … до слов: «Ты,

дедушка, не бойся».

 

 

 

-одиночество, любознательность

Ф,

Мультимедийная презентация «Цветок на земле», учебник по литературному чтению

 

СК, ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют основы умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; прогнозируют содержание текста художественного произведения по названию и осознавать цель дальнейшего чтения; самостоятельно интерпретируют полученную информацию в процессе работы на уроке; находят необходимую информацию в тексте литературного произведения, используют найденный текстовый материал в своих устных высказываниях и рассуждениях; участвуют в диалоге, отвечают на вопросы учителя.

Предметные:

знают биографию А. П. Платонова; знают и анализируют содержание рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле»

 

Физкультминутка

 

снять

мышечное

напряжение,

переключиться на

другой вид

деятельности.

 

Методы обучения:

1.Методы развития познавательного интереса:

•формирование готовности к восприятию

Методы воспитания:

1.         Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•поощрение

-Перед тем как мы перейдем к решению следующей задачи, я предлагаю вам встать со своих мест и немного отдохнуть.

Презентация к уроку литературного чтения. Григорий Виеру " Самые красивые  цветы"

-Молодцы!

-Садитесь на свои места. Не забываем про посадку.

-Как должны сидеть ученики 3 класса.

-Теперь, когда мы с вами немного отдохнули

 

Встают со своих мест

 

 

 

 

-выполняют физминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют посадку

 

Ф

---------

ОК

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию.

Первичное закрепление

закрепить полученные знания

Методы обучения:

1.         По источнику получения знаний:

•словесные: беседа, работа с учебником

•наглядные: демонстрация, организация наблюдения

•практические: упражнения

2.         Методы закрепления и повторения изученного материала:

•беседа, повторение

3.         Методы эмоционального стимулирования:

•создание ситуации успеха

Методы воспитания:

1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•поощрение

– Чему научил вас сегодняшний урок?

– О чём этот рассказ заставил задуматься?

  Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.

- Как вы думаете, что это?

- Совпадает ли он с событиями в тексте?

- Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.

Восстановите последовательность пунктов плана произведения А. П. Платонова «Цветок на земле», воспользуйтесь текстом.

• На печи рядом с дедом.

• Скучно Афоне жить на свете.

• Дед Тит.

• Опять скучно жить на свете.

• Пошли “белый свет пытать”.

• Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

• Проснулся ненадолго.

• Гребешок для деда.

-…, какой план получился у тебя?

-Ребята, если вы согласны, то покажите класс.

-Замечательно! Я вижу, что вы были действительно внимательными, когда слушали рассказ.

Ответы детей

 

-нужно обращать внимание не любые мелочи.

 

-Восстанови последовательность.

 

Это план этого текста

-да

 

-берут карандаш в руки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстанавливают последовательность пунктов плана

 

Представляют составленный план

Ф, И

Мультимедийна презентация «Цветок на земле», карточка с заданием «План»

СК, ОК, ВК

Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; самостоятельно интерпретируют полученную информацию в процессе работы на уроке; находят необходимую информацию в тексте литературного произведения, используют найденный текстовый материал в своих устных высказываниях и рассуждениях; участвуют в диалоге, отвечают на вопросы учителя.

Предметные:

знают и анализируют содержание рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле»

 

Инструктаж домашнего задания

Познакомить обучающихся с домашним заданием.

Методы обучения:

1.По источнику получения знаний:

•словесные: объяснение

-А сейчас, давайте откроем свои дневники и на завтра запишем домашнее задание.

-Дома вам необходимо нарисовать цветок, о котором рассказал писатель, так, как вы его себе представляете.

-записывают домашнее задание

Ф, И

Презентация «Цветок на земле»

СК, ОК

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию

 

Рефлексия учебной деятельности

подвести

итог урока и

самостоятельно

проанализировать

свою деятельность

в течении урока.

Методы обучения:

1.         По источнику получения знаний:

•словесные: беседа

2.Методы эмоционального стимулирования:

•создание ситуации успеха

•поощрение

занимательным содержанием

Методы воспитания:

1.         Методы самоопределения личности ребенка:

•рефлексия

 

Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие задачи мы с вами ставили на урок?

 

 

-Что мы делали для их достижения?

Теперь я предлагаю продолжить предложения: (на слайде)

 

Сегодня на уроке я узнал(а)…

 

Сегодня на уроке мне понравилось…

 

Сегодня на уроке мне было трудно…

 

- Кто желает продолжить первое предложение?

- Кто продолжит второе предложение?

-Кто продолжит третье предложение?

- Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать.

Я хочу похвалить …, за активность на уроке.

…, за правильные ответы на уроке.

…, за внимательность на уроке.

- Мы сегодня все очень хорошо поработали, узнали много нового и интересного. Спасибо вам за урок!

- До свидания!

1)Вспомнить содержание рассказа.

2)Обсудить рассказ

-прослушали рассказ и обсудили его

 

 

 

 

Продолжают фразу

 

 

 

 

 

 

Ф

Мультимедийная презентация «Цветок на земле»

ОК, СК

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; самостоятельно интерпретируют полученную информацию в процессе работы на уроке; участвуют в диалоге, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru