Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 класс
Тип урока: открытие нового знания.
Тема урока: «Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
Цель урока: Познакомить с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», показать фольклорную основу этой сказки
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта;
Развивающие: развитие творческого воображения, активности учащихся, обогащение словарного запаса детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
Планируемые результаты:
Метапредметные УУД:.
Познавательные УУД
1. Умение перерабатывать полученную информацию, работая с текстом. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать речь других.
2. Учиться выразительно читать текст.
3. Учиться оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Развивать умение работать в паре
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цели задачи деятельности на уроке с помощью учителя.
2.Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты.
1.Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Оборудование к уроку: портрет А.С. Пушкина; презентация; рабочий лист; сигнальные карточки; аудиозапись песни; наглядность на доску; иллюстрации к сказкам
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||||
1. Организацион ный момент (3 мин) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки; |
- Встали красиво, ровно. Садитесь. «Спешу приветствовать вас я, Мои весёлые друзья! Мы собрались сегодня в классе! Верней не в классе, а в лесу. Случайно волка не видали? А, может, встретили лису? Всё это присказка, не сказка, Ведь сказка будет впереди. Но мало времени осталось. Готовы вы со мной идти? |
Слушают стихотворение
|
Личностные: Самоопределение (мотивация учения) |
|||||
2. Актуализация знаний(5 мин) Цель: - актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;
|
Прием ТРКМ «Кластер»: Есть у русского народа говорящий « живой цветок». Соберём этот цветок. (В этом мне будет помогать Софья) Она читает, а вы называете, что это за жанр. Каждый ваш ответ - это лепесток. 1 лепесток. Не портной, А всю жизнь с иголками ходит. (Загадка) 2 лепесток. Проворонила ворона вороненка (Скороговорка) 3 лепесток. Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала. Оказалась впереди. Кто не верит – выходи. ( Считалка) 4 лепесток. Нет земли краше, чем Родина наша (Пословица) 5 лепесток. Как петух в печи пироги печёт, Кошка в окошке рубаху шьёт, Поросёнок в ступе горох толчёт, Конь у крыльца в три копыта бьёт, Уточка в сапожках избу метёт. (Небылицы) 6 лепесток Колобок? (сказка) Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»? (Заклички, былины, потешки) Посмотрите, у нашего цветка не хватает сердцевины. Как все это называется? (Устное народное творчество - фольклор) На доске появляется цветок. Какие виды сказок вы знаете? (сказки о животных, волшебные и бытовые) На какие две большие группы мы можем разделить сказки? ( Авторские и народные) Как вы думаете, с каким жанром будем сегодня работать? (со сказкой) А с какой сказкой, вы узнаете, отгадав загадку: Только этот князь родился, Сразу в море очутился. В бочке плыл по морю он, Звался этот князь …….(Гвидон) -Из какой сказки этот герой? ( Сказки о царе Салтане…) Это сказка народная или литературная (авторская)? -Кто автор Сказки о царе Салтане? ( А.С.Пушкин) |
Отгадывают жанр Отвечают на вопросы
Вывешивается портрет
|
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
|||||
3. Постановка учебной задачи (5 мин) Цель: - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - определение средства (алгоритм); - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; |
-А вот каково полное название сказки, мы узнаем, сложив его из частей. Перед вами на столе рабочий лист Работа в паре Ваше 1 задание «Собери название сказки»: -Из отдельных слов надо сложить полное название сказки, потом мы проверим правильность и вам надо записать название и автора на рабочем листе (слова написаны на отдельных карточках)
(Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди) -Сформулируйте тему нашего урока Тема: ? ? литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане..» -Правильно, но мы сегодня не только начнем знакомиться с этой сказкой, но узнаем ее фольклорную основу. - А поэтому тема урока: «Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». - А какие сказки написал А.С. Пушкин еще? Игра-викторина - По предмету отгадайте сказку
-Какие цели и задачи поставим перед собой? (познакомимся со сказкой, научимся выразительно читать, анализировать, отвечать на вопросы и т.д.) А еще мы будем говорить о чудесах, будем говорить о героях, о языке сказки, вспомним биографию писателя.
|
Собирают сказку и прочитывают название (проверка по эталону)
Записывают название и автора в рабочем листе
Фронтальная беседа
Показывают сигнальными карточками правильность ответа
|
Регулятивные УУД:
Целеполагание(постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей).
Прогнозирование. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
|||||
4. Повторение знаний о семье поэта (5 мин) Цель: - фиксация преодоления затруднения;
5.«Открытие» нового знания (14 мин)
Цель: - реализация построенного проекта в соответствии с планом; - фиксация нового содержания, изученного на уроке; - фиксация нового способа действия в речи; - уточнение общего характера нового знания;
|
-А что именно вы знаете об А.С. Пушкине? Ваше 2 задание: -Прочитайте вопросы. Кто хочет ответить? Читай вопрос и отвечай. Остальные ребята сигнальными карточками оценивают ответ. -- Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина
Слово учителя: Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по – русски, и няня Арина Родионовна Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика. Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти. Эта чудесная русская женщина – первая муза поэта. Она знала много народных песен, былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил сказки. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил ещё и ещё раз повторить их. Учитель: - Как в воображении Пушкина появилась сказка? (рассказала Арина Родионовна) Многие сказки Арины Родионовны Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах. Учитель: - Да, она рассказала ему сказку, только немного по-другому. Какие 3 чуда хотел увидеть царь Салтан? Например, «Царица родила не одного сына, а 34. Тридцать три мальчика были обыкновенные, а у тридцать четвёртого – по локоть руки в золоте, по колено ножки в серебре, во лбу звезда, в затылке месяц». Потом именно эти 33 сына будут выходить из моря богатырями и др. - Но до нас сказка дошла в измененном автором виде, но с фольклорной основой. Учитель: Ребята, какими словами начинается Пушкинская сказка? (три девицы под окном…). (инсценирование) (включается фонограмма «пряха», выходят девицы) Учитель: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком 1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица) То на весь крещёный мир приготовила б я пир 2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица) То на весь бы мир одна наткала я полотна 3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица) Я б для батюшки царя родила богатыря.(все охают) Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела И в светлицу входит царь, стороны той государь. Во все время разговора он стоял позадь забора; Речь последней по всему полюбилася ему. (кланяется третьей сестре) Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он) Будь царица и роди богатыря Мне к исходу сентября. Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы, Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой. Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха (сёстры охают) Характеристика героев Как бы вы охарактеризовали этих девушек? (1 - любит готовить и вкусно поесть, 2 - любит шить и модно одеваться, 3 - любит детей и мечтает о семье) -Почему царь не выбрал первых двух сестриц? (важны не еда и одежда, а продолжение рода – царю нужен наследник) - Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения) - Сейчас мы с вами узнаем, что же произошло дальше. Чтение следующей части учителем до слов (с первой ночи понесла…) Дальше я вам предлагаю читаем в полголоса. (до слов…… чтоб обрадовать отца) не следует выкрикивать, и бежать вперед. Обращайте внимание на ударения. Далее чтение по цепочке (этот же отрывок сначала) и выразительно по желанию |
Анализируют и оценивают свои знания. Читают, отвечают на вопросы (оценивают ответы сигнальными карточками)
Инсценировка отрывка несколькими учениками
Характеристика основных героев сказки
Чтение всего отрывка
|
Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты: Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
|
|||||
6. Физ. минутка. (2 мин) |
Игра-физминутка: Да-нет. Встаем, слушаем фразу и выполняем нужное действие. 1.Бочку с сыном и матерью принесла на
берег волна. (+) ( От корабельщиков)
|
кто согласен, поднимает две руки вверх, кто не
согласен, загибает две руки за спину |
|
|||||
7.Словарная работа. (5 мин) Цель: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;
|
Ваше 3 задание: -В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи -Как они называются отгадайте , составив из букв слово
(архаизмы т.е.- устаревшие ) Найдите в тексте слова, которые соответствуют определениям в рабочем листе. Молвить – говорить Крещёный мир - в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения Позадь забора - за забором К исходу сентября - к концу сентября Светлица - светлая парадная комната в доме Сени - входная часть традиционного русского дома Красная девица – красивая |
Работа с устаревшими словами
По определениям находят нужные слова |
РегулятивныеУУД: Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).
|
|||||
8. Итог (рефлексия учебной деятельности) (6 мин) Цель: - фиксация нового содержания, изученного на уроке;- оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; |
- Чему учит сказка? ( добру, умению прощать) - Какие чувства остались у вас после чтения сказки? ( радостные) - Домашнее задание: Читать выразительно сказку с 12-13. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари. - За работу на уроке оценки получают: - Вы очень хорошо поработали, все молодцы! - Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне, на каких островах вы сегодня оказались? Закрасьте нужный квадрат любым цветом.(остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.) А я хочу закончить наш урок такими словами: Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки! И будет жизнь тогда полна Тепла и ласки! Читайте Пушкина всегда – Вот вам подсказка, И пронесете сквозь года Вы радость сказки. Спасибо за урок! |
Организация фиксирования нового знания
Запись домашнего задания
Выставление оценок
|
Регулятивные УУД: Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном). Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.