Урок литературного чтения в 3 классе по теме Сказка о царе Салтане
Оценка 4.7

Урок литературного чтения в 3 классе по теме Сказка о царе Салтане

Оценка 4.7
docx
14.01.2024
Урок литературного чтения в 3 классе по теме Сказка о царе Салтане
Урок литературного чтения в 3 классе по теме Сказка о царе Салтане.docx

Технологическая карта урока

 Предмет: литературное чтение                                                       

 Класс: 3 класс

 Тип урока: открытие нового знания.

Тема урока: «Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

Цель урока: Познакомить с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», показать фольклорную основу этой сказки

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта;

Развивающие:  развитие творческого воображения, активности учащихся, обогащение словарного запаса детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Планируемые результаты:

Метапредметные   УУД:.

Познавательные УУД

1. Умение перерабатывать полученную информацию, работая с текстом. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Учиться выразительно читать текст.

3. Учиться оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Развивать умение работать в паре

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цели задачи  деятельности на уроке с помощью учителя.

2.Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты.

1.Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Оборудование к уроку:  портрет А.С. Пушкина; презентация; рабочий лист; сигнальные карточки; аудиозапись песни; наглядность на доску; иллюстрации к сказкам

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организацион

ный момент

(3 мин)

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

- Встали красиво, ровно. Садитесь.

«Спешу приветствовать вас я,

Мои весёлые друзья!

Мы собрались сегодня в классе!

Верней не в классе, а в лесу.

Случайно волка не видали?

А, может, встретили лису?

Всё это присказка, не сказка,

Ведь сказка будет впереди.

Но мало времени осталось.

Готовы вы со мной идти?

Слушают стихотворение

 

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2. Актуализация знаний(5 мин)

Цель:

- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

 

 

Прием ТРКМ «Кластер»:

Есть у русского народа говорящий « живой цветок». Соберём этот цветок. (В этом мне будет помогать  Софья) Она читает, а вы называете, что это за жанр.

 Каждый ваш ответ  - это лепесток.

1 лепесток.

 Не портной,

А всю жизнь с иголками ходит. (Загадка)

2 лепесток. 

Проворонила ворона вороненка (Скороговорка)

3 лепесток.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала.

Оказалась впереди.

Кто не верит – выходи. ( Считалка)

4 лепесток.

Нет земли краше, чем Родина наша (Пословица)

5 лепесток.

 Как петух в печи пироги печёт,

Кошка в окошке рубаху шьёт,

Поросёнок в ступе горох толчёт,

Конь у крыльца в три копыта бьёт,

Уточка в сапожках избу метёт.

(Небылицы)

6 лепесток

Колобок? (сказка)

Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»?

(Заклички, былины, потешки)

Посмотрите, у нашего цветка не хватает сердцевины.

Как все это называется? (Устное народное творчество - фольклор)

На доске появляется цветок.

Какие виды сказок вы знаете? (сказки о животных, волшебные и бытовые)

На какие две большие группы мы можем разделить сказки? ( Авторские и народные)

Как вы думаете, с каким жанром  будем сегодня работать? (со сказкой)

А с какой сказкой, вы узнаете, отгадав загадку:

Только этот князь родился,

Сразу в море очутился.

В бочке плыл по морю он,

Звался этот князь …….(Гвидон)

-Из какой сказки этот герой? ( Сказки о царе Салтане…)

Это сказка народная или литературная (авторская)?

-Кто автор Сказки о царе Салтане? ( А.С.Пушкин)

 

 

 

 

 

Отгадывают жанр

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывешивается портрет

 

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка учебной задачи

(5 мин)

Цель:           

- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

- уточнение и согласование темы урока;

- определение средства (алгоритм);

- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

-А вот каково полное название сказки, мы узнаем, сложив его из частей. Перед вами на столе рабочий лист

Работа в паре

Ваше 1 задание «Собери название сказки»:

-Из отдельных слов надо сложить полное название сказки, потом мы проверим правильность и  вам надо записать название и автора на рабочем листе

(слова написаны на отдельных карточках)

 

(Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной  царевне Лебеди)

-Сформулируйте тему нашего урока

Тема:  ?    ? литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане..»

-Правильно, но мы сегодня не только начнем знакомиться с этой сказкой, но узнаем ее  фольклорную основу.

- А поэтому тема урока: «Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

- А какие  сказки написал А.С. Пушкин еще?

Игра-викторина - По предмету отгадайте сказку

 

https://s3.eu-north-1.amazonaws.com/edu-sites.ru/ds26zolotayribka_959/articles/63821b1f28fcc.jpg

 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4696cba7334596c3863762940fe472ae5211c080-10332876-images-thumbs&n=13

 

 

 

 

 

-Какие цели и задачи поставим перед собой?

 (познакомимся со сказкой, научимся выразительно читать, анализировать, отвечать на вопросы и т.д.)

А еще мы будем говорить о чудесах, будем говорить о героях, о языке сказки, вспомним биографию писателя.

 

Собирают сказку и прочитывают название

(проверка по эталону)

 

Записывают название и автора в рабочем листе

 

Фронтальная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

Показывают сигнальными карточками правильность ответа

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

 

Целеполагание(постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

 

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

 

 

Прогнозирование.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Повторение знаний о семье поэта

(5 мин)

Цель:

- фиксация преодоления затруднения;

 

 

5.«Открытие» нового знания

(14 мин)

 

Цель:

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового содержания, изученного на уроке;

- фиксация нового способа действия в речи;

- уточнение общего характера нового знания;

 

-А что именно вы знаете об А.С. Пушкине?

Ваше 2 задание:

-Прочитайте вопросы. Кто хочет ответить? Читай вопрос и отвечай. Остальные ребята сигнальными карточками оценивают ответ.

-- Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина

 

 

 

 

 

Слово учителя: Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по – русски, и няня Арина Родионовна

Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.

Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.

Эта чудесная русская женщина – первая муза поэта. Она знала много народных песен, былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.

Маленький Саша очень любил сказки. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил ещё и ещё раз повторить их.

Учитель: - Как в воображении Пушкина появилась сказка? (рассказала Арина Родионовна)

Многие сказки Арины Родионовны Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах.

Учитель: - Да, она рассказала ему сказку, только немного по-другому. Какие 3 чуда хотел увидеть царь Салтан?

Например, «Царица родила не одного сына, а 34. Тридцать три мальчика были обыкновенные, а у тридцать четвёртого – по локоть руки в золоте, по колено ножки в серебре, во лбу звезда, в затылке месяц». Потом именно эти 33 сына будут выходить из моря богатырями и др.

- Но до нас сказка дошла в  измененном  автором виде, но с фольклорной основой.

Учитель: Ребята, какими словами начинается Пушкинская сказка? (три девицы под окном…). (инсценирование) (включается фонограмма «пряха», выходят девицы)

Учитель: Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

То на весь крещёный мир приготовила б я пир

2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

То на весь бы мир одна наткала я полотна

3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

Я б для батюшки царя родила богатыря.(все охают)

Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

И в светлицу входит царь, стороны той государь.

Во все время разговора он стоял позадь забора;

Речь последней по всему полюбилася ему. (кланяется третьей сестре)

Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

Будь царица и роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха (сёстры охают)

Характеристика героев

Как бы вы охарактеризовали этих девушек? (1 - любит готовить и вкусно поесть, 2 - любит шить и модно одеваться, 3 - любит детей и мечтает о семье)

-Почему царь не выбрал первых двух сестриц? (важны не еда и одежда, а продолжение рода – царю нужен наследник)

- Как вы думаете, что будет дальше?  (Предположения)

- Сейчас мы с вами узнаем, что же произошло дальше.

Чтение следующей части учителем до слов (с первой ночи понесла…)

Дальше я вам предлагаю читаем в полголоса. (до слов…… чтоб обрадовать отца)

не следует выкрикивать, и бежать вперед. Обращайте внимание на ударения.

Далее чтение по цепочке (этот же отрывок сначала) и выразительно по желанию

Анализируют и оценивают свои знания.

Читают, отвечают на вопросы

(оценивают ответы сигнальными карточками)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инсценировка  отрывка несколькими учениками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика основных героев сказки

 

 

 

 

 

Чтение всего отрывка

 

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Личностные результаты:

Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

 

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

6. Физ. минутка.

(2 мин)

Игра-физминутка: Да-нет.

Встаем, слушаем фразу и выполняем нужное действие.

1.Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)
2. Над лебедью носился в море орел. (-) (коршун)
3. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (+)
4. Остров, на котором жил Гвидон назывался Боян. (-) (Буян)
5. Гвидон сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок)
6. О чудесах на острове Буяне царь Салтан узнал от сватьи –бабы Бабарихи. (-)

( От корабельщиков)
7. Гвидон трижды летал к царю Салтану. (+)
8. Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

 

 

кто согласен, поднимает две руки вверх, кто не согласен, загибает две руки за спину

 

7.Словарная работа.

(5 мин)

Цель:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

 

Ваше 3 задание:

-В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи

-Как они называются отгадайте , составив из букв слово (архаизмы т.е.- устаревшие  ) https://lmar.com.ua/5185-thickbox_default/lupa-75-mm.jpg - Что делают с помощью лупы ? ( Внимательно рассматривают )

Найдите в тексте слова, которые соответствуют определениям в рабочем листе.            

Молвить – говорить

Крещёный мир - в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения

Позадь забора - за забором

К исходу сентября - к концу сентября

Светлица - светлая парадная комната в доме

Сени -  входная часть традиционного русского дома

Красная девица – красивая

 

Работа с устаревшими словами

 

 

По определениям находят нужные слова

РегулятивныеУУД:

Контроль

 (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).

 

8. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

(6 мин)

Цель:

- фиксация нового содержания, изученного на уроке;- оценивание учащимися собственной  деятельности на уроке;

  1. Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья?
  2. Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?
  3. Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы?

- Чему учит сказка? ( добру, умению прощать)

- Какие чувства остались у вас после чтения сказки? ( радостные)

- Домашнее задание: Читать выразительно сказку с 12-13. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.

- За работу на уроке оценки получают:

- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!

- Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне, на каких островах вы сегодня оказались? Закрасьте нужный квадрат любым цветом.(остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.)

А я хочу закончить наш урок  такими словами:

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки!

Читайте Пушкина всегда –

Вот вам подсказка,

И пронесете сквозь года

Вы радость сказки.

Спасибо за урок!

Организация фиксирования нового знания

 

 

Запись домашнего задания

 

Выставление оценок

 

 

 

Регулятивные УУД:

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).

Оценка

(осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяУУД 1

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяУУД 1

Кошка в окошке рубаху шьёт,

Кошка в окошке рубаху шьёт,

А вот каково полное название сказки, мы узнаем, сложив его из частей

А вот каково полное название сказки, мы узнаем, сложив его из частей

Открытие» нового знания (14 мин)

Открытие» нового знания (14 мин)

Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

Словарная работа. (5 мин) Цель: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

Словарная работа. (5 мин) Цель: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

Урок литературного чтения в 3 классе по теме Сказка о царе Салтане

Урок литературного чтения в 3 классе по теме Сказка о царе Салтане
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2024