Дата проведения: 13.03.2021 г
Учитель: Соловьева Олеся Михайловна
Место проведения: МБОУ ООШ № 8
хутора Свободного Приморско-Ахтарского района Краснодарского края
Тема урока литературного чтения в 4 классе: Обобщение по разделу «Природа и мы»
УМК «Школа России»
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Цель урока: повторение и обобщение изученного материала
Задачи урока:
Предметные:
- уметь читать выразительно,
- уметь находить в тексте нужную информацию,
- уметь быстро ориентироваться в тексте,
- знать содержание произведений,
- знать названия произведений данного раздела и авторов.
Метапредметные :
- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
- анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
Личностные :
- привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
- проявлять желание читать произведения;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения
Оборудование:
Литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. Школа России. карточки с заданиями, оценочные линейки.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урок
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: создать условия для внутренней потребности включения в деятельность «хочу», активизировать обучающихся со стороны учебной деятельности «надо» |
Прозвенел звонок для нас, Все вошли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда, Мы начнём урок литературного чтения. - Добрый день! - Ребята, готовы вы к уроку? (да) На вас надеюсь я друзья! |
Слушают, выделяют главные слова
|
||||||||||
2. Актуализация знаний Цель этапа: Способствовать дальнейшему успешному усвоению новых знаний или учебных действий
|
Речевая разминка. Слайд 1 Любите природу! Храните природу! Не жгите траву! Не ломайте кусты! Не сыпьте на землю всякую гадость. И даст вам природа здоровье и радость! - Прочитайте текст в режиме жужжащего чтения. Что вы прочитали? - Какие слова, по вашему мнению, являются главными в этом стихотворении? Ребята, какова главная мысль этого стихотворения? -Сегодня у нас обобщающий урок раздела «Природа и мы». |
Читают по заданию учителя
- Любите, храните, не жгите, не ломайте, не сыпьте, даст Читают.
- О бережном отношении к природе.
|
||||||||||
3. Постановка цели урока. Цель этапа: сформировать представления детей о том, что они узнают на уроке, чему научатся. |
- Каковы цели нашего урока? - А еще на уроке мы будем совершенствовать читательские умения, будем учиться высказывать своё мнение и слушать мнение других |
- Повторить и обобщить изученный материал, вспомнить авторов и произведения, которые вошли в этот раздел. |
||||||||||
4. Обобщение и систематизация знаний Цель этапа: выявить уровня знаний учеников по теме, систематизировать знания, формулировать обобщенные знания по предмету. |
- Сегодня мы выясним, кто из вас лучше всех усвоил этот раздел учебника и готов дальше изучать новые произведения. Урок проведем в форме игры «Конкурс знатоков». 1Конкурс «Эрудит.» -Назовите фамилию автора по имени и отчеству. 1.Михаил Михайлович Пришвин 2 .Евгений Иванович Чарушин 3 .Виктор Петрович 4. Александр Иванович Куприн 5 Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк 2 «Угадай героя» - Почти в каждом прочитанном произведении этого раздела действующим героем являются животные. Ваша задача: выслушав описание, которое я зачитаю, угадать животное и поднять цифровую карточку с правильным номером. Учитель читает описание:
- С какой целью мы провели этот этап конкурса?
Оцените свою работу
3 «Найди пару?»
Оцените свою работу Физминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Шеей крутим осторожно - Голова кружиться может. Влево смотрим - раз, два, три. Так. И вправо посмотри. Вверх потянемся, прогнёмся, И за парты вновь вернёмся 4«Бюро находок» Есть вещи, которые знать обязательно, Есть вещи, которые знать нежелательно, Есть вещи, которые лучше не знать И вещи, что лучше бы не забывать. А есть просто потерянные вещи, которые находятся в этом чёрном ящике. -Узнайте, из каких произведений эти предметы? (Рисунки предметов). Норка (« Стрижонок Скрип»). Рога («Кабан»). Хвост («Выскочка»). Миска («Барбос и Жулька»). Лодка («Приёмыш»). Метла («Кабан»). Оцените свою работу |
Работают в паре
Выполняют задание
- Вспомнили героев прочитанных произведений.
- Вспомнили авторов, которые писали о бережном отношении к природе. |
||||||||||
5. Применение знаний и умений в новой ситуации Цель этапа: закрепить, повторить, продолжить формирование УУД. |
5. «Назови произведение» 6. работа с пословицами» - Ребята, а какой жанр устного народного творчества называют народной мудростью? - Ребята, к каждому произведению я подобрала пословицу. - Ваша задача определить к какому произведению подходит пословица. Приложение 1
Оцените свою работу |
Работают в группах
|
||||||||||
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель этапа: обобщить знания, умения, проконтролировать степень усвоения терминов и понятий, изученных и сформированных на предыдущих уроках. |
Тест по теме «Природа и мы» Приложение 2 |
Взаимопроверка |
||||||||||
7. Рефлексия учебной деятельности. Цель этапа: подвести итог проделанной работы, формировать личную ответственность за результаты деятельности Домашнее задание. .
|
Почему было трудно? Что открыли, узнали на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок?
- Прочитать любой рассказ, подходящий к этому разделу |
Приложение 1
Говорят, что в семье не без урода |
«Выскочка» Пришвин( т. к. Выскочка хотела выделиться среди других и никого не слушала) |
У страха глаза велики |
«Кабан» Чарушин (страх оказался страшнее самих кабанов, как оказалось, они ручные) |
Не мил свет, когда друга нет. |
«Приёмыш» Мамин-Сибиряк. (После того, как ушел Приёмыш, Тарасу и его псу Соболько стало очень грустно, и ничего не могло заменить Приёмыша) |
Мир не без добрых людей |
«Стрижонок Скрип» Астафьев(В этом рассказе людей заменяют стрижи, после того, как маленькие стрижата лишились матери, взрослые стрижи помогали стрижатам, пока те не выросли) |
Легко подружиться, тяжело разлучиться |
Куприн «Барбос и Жулька» (Барбосу было очень тяжело прощаться с Жулькой) |
Тест Природа и мы
А1. Какое произведение написал А.И. Куприн?
1) «Приёмыш» 3) «Барбос и Жулька»
2) «Кабан» 4) «Стрижонок Скрип»
А2. Кто написал произведение «Кабан»?
АЗ. Какой рассказ можно назвать юмористическим?
В1. Узнай героя по его описанию.
Всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит...
1) серый журавль 3) лебедь
2) Жулька 4) собака Вьюшка
В2. Как называют крупного сибирского и среднеази
атского оленя с большими рогами?
1) марал 3) сайма
2) фестон 4) яр
С1. Какие пословицы подходят к рассказу «Стрижонок Скрип»?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.