бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Факультет управления
Кафедра высшей математики и информатики
КОНСПЕКТ УРОКА
по математике
в «6 В» классе МБОУ СОШ №32
Студента(ки) Моисеенко Валерии Николаевны
Группа Б-7022
Дата проведения урока: 30.04
Начало урока 11:45-12:25
Руководитель практики от профильной организации: Агаева Галимат Гусеновна
Руководитель практики от Университета Мугаллимова Светлана Ринатовна
С конспектом ознакомлен: ______ ___________________ (подпись руководителя практики от Университета)
|
К уроку допущен: ______ __________________ (подпись руководителя практики от профильной организации) |
Тема урока: Координатная плоскость.
Цель урока (для учителя): сформировать у обучающихся понятие «координатная плоскость» и научить ориентироваться в ней.
Задачи урока:
Образовательные:
· Сформировать понятие координатная плоскость;
· Учить строить точки по заданным ее координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;
Развивающие:
· Развить познавательную активность обучающихся;
· Формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
· Формировать умение создавать, применять и преобразовывать математические модели для решения учебных и познавательных задач;
Воспитательные:
· Формировать познавательный интерес к изучению предмета.
Планируемые результаты:
Предметные:
· Сформировать понятие координатная плоскость
· Умеют строить точки по заданным ее координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Метапредметные:
· Развилась познавательная активность обучающихся;
· Сформировано умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
· Сформировано умение создавать, применять и преобразовывать математические модели для решения учебных и познавательных задач;
Личностные:
· Продолжено формирование познавательного интереса к изучению предмета.
Тип урока: открытие нового знания.
Методы и приемы:
· словесные методы (обсуждение ситуации, беседа);
· наглядные методы (презентация);
· практические методы (решение задач);
· метод проблемного обучения (создание ситуации).
Понятия, формируемые на уроке: координатная плоскость, координаты точки, оси координат, абцисса, ордината, четверти.
Оборудование урока для учителя: проектор, учебная презентация.
Оборудование урока для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.
Оформление классной доски (представить рисунок классной доски с расположением заданий)
|
Презентация |
|
План урока
Этапы урока
|
Дидактическая задача каждого этапа урока |
Содержание этапа |
Планируемые результаты этапа урока
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
Орг. этап. (1 мин) |
Подготовка обучающихся к восприятию информации |
Приветствие, проверка готовности обучающихся к началу урока. |
Готовятся к началу урока |
Организация произвольного внимания |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. (1 мин) |
Подвести к осознанию и принятию цели данного урока |
- Ребята, кто из вас умеет играть в морской бой? - Давайте разработаем стратегию, как нам поразить 4х палубный корабль. На слайде изображено поле для игры в морской бой и 4х палубный корабль. - Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены - горизонтали игрового поля, а цифрами - вертикали. На доске записать: (в, 3); (в, 4); (в, 5); (в, 6) Показать пересечение линий.
- А в кино любите ходить? - Представим, что мы с вами в
кинотеатре. Как вы находите свое место в кинотеатре по билету? - Ребята, что общего между игрой морской бой и поиском своего места в кинотеатре? Ваши версии. - Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены - горизонтали игрового поля, а цифрами - вертикали. - Места в зрительном зале кинотеатра задают двумя числами: первым числом – обозначают номер ряда, а вторым – номер кресла в этом ряду! При этом ряд расположен горизонтально, а кресла вертикально. И в том и другом случае мы находили местоположения объекта.
- Итак, для того, чтобы определить положение какого-либо объекта на плоскости необходимо знать его….. (Координаты) - А точка – является объектом? - А сможете ли вы определить координаты точки на плоскости? - Значит, сегодня на уроке мы с
вами будем определять координаты точки на плоскости. - Кто может сказать: «Какая тема нашего сегодня урока?» Выслушать ответы. (координатная плоскость) - Какие цели мы поставим перед собой на этот урок? (Узнать, что такое координатная плоскость; научиться определять координаты точки; научиться отмечать точку по её координатам на координатной плоскости.) |
Высказывают свои мнения.
|
Замотивированы к продолжению изучения темы. Осознают цель урока. |
Актуализация знаний. (3 мин) |
Актуализация опорных знаний и умений |
- Общаясь друг с другом, люди часто говорят: «Оставьте свои координаты». Для чего? Варианты ответов: Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, е-mail. - Главное здесь в том, что по этим данным человека можно будет найти. Именно в этом и состоит суть координат: это правило, по которому определяется положение того или иного объекта. - Скажите, слово «координата» вы слышали только на математике? Варианты ответов: Аналогичная система координат используется и в шахматах. Такого рода «клеточные координаты» обычно используются на военных, морских, геологических картах. Хорошо известные географические координаты: широта и долгота. Чтобы определить местонахождение объекта по карте нужно знать его координаты. |
Слушают учителя. Выдвигают предположения. |
Повторили понятия, формулу |
Первичное усвоение новых знаний.
|
Дать обучающимся конкретное представление об изучаемом понятии, об основной идее изучаемого вопроса, правила. |
- Постройте две перпендикулярные прямые. - Под каким углом они пересекаются? - Точку пересечения данных прямых обозначим латинской буквой О - эта буква выбрана не случайно, а по сходству написания с цифрой 0. Горизонтальную прямую обозначим - Х. Вертикальную – У. - Зададим стрелками направление данным прямым. Какое обычно направление отмечают стрелкой? - Возьмем за единичный отрезок одну клетку. Мы получили две перпендикулярные координатные прямые ОХ и ОУ на плоскости.
- Прошу вас открыть учебник на странице 270, параграф 46, найдите в тексте параграфа, как называется то, что мы с вами изобразили в тетради? (Прямоугольная система координат или координатная плоскость)
- Как называют точку О? (Начало отсчета) - Сами координатные прямые называют осями координат. - Положение точки на координатной прямой определяется – координатами. Вернемся с вами к началу урока. Какое количество значений определяло координату корабля? (Два). - Какое количество значений определяло ваше местоположение в кинотеатре? (Двумя) Показать на доску. Причем на первом месте мы ставили число, расположенное на горизонтальной оси, а на втором – по вертикальной оси. - Тогда положение точки на плоскости будет определять ….. (Два числа)
Прочитайте информацию на странице 272. Там написано о координатах точки на координатной плоскости. |
Выполняют указания учитель. Слушают учителя. |
Сформировано понятие координатная плоскость Знают, как строить точки по заданным ее координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости
|
Первичная проверка понимания
|
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. |
- Какие числа находятся правее нуля по оси ОХ? (Положительные) - Какие числа находятся левее нуля по оси ОХ? (Отрицательные) - Какие числа находятся выше нуля по оси ОУ? (Положительные) - Какие числа находятся ниже нуля по оси ОУ? (Отрицательные)
- А на какое количество частей разделяется плоскость двумя координатными прямыми? (Четыре) - На 4 части, которые называются координатные четверти. Определим знаки чисел, образующих координату точки в первой четверти ( +; +). Определим знаки чисел, образующих координату точки во второй четверти ( -; +). Определим знаки чисел, образующих координату точки в третьей четверти ( -; -). Определим знаки чисел, образующих координату точки в четвертой четверти ( +; -).
Координатную прямую ОХ – называют осью абсцисс, а координатную прямую ОУ – осью ординат. Подпишите свои оси в тетради. Эти названия важно запомнить. А сейчас ответьте мне на вопрос, если координатную прямую ОХ – называют осью абсцисс, то что такое абцисса? И, соответственно, если координатную прямую ОУ – называют осью ординат, то что такое ордината? - Можете ли вы определить расположение точки на координатной плоскости, зная ее абциссу и ординату?
Координаты определяют положение какого-либо объекта на плоскости. Что произойдет, если переставить координаты точки местами? (Получится другая точка) -Точка А имеет координаты (4; 6), если мы поменяем местами её координаты, то нам нужно двигаться по горизонтальной оси ОХ на 6 единиц вправо и по вертикальной оси ОУ вверх на 4 единицы. Мы попадем с Вами в точку М (6; 4).
- Можем ли мы сказать, какой будет одна из координат точки, если мы знаем, что она лежит на одной из оси? - Если точка лежит на оси ОХ, какая координата равна нулю? А если на оси ОУ?
|
Отвечают на вопросы. |
Осознают изучаемое понятие как систему. Проверено понимание обучающимися как данная система устроена. |
Первичное закрепление.
|
Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач |
Задание 1. - Посмотрите на доску. Сейчас я буду вызывать вас по очереди выполнить задание. Вам нужно будет выбрать координаты точки. - Внимательно посмотрите на точку А. Подумайте, какие координаты она может иметь. А теперь выходит (имя ученика), покажи, какие координаты имеет эта точка. Аналогично с точками B, C, D, E, F. Ссылка на задание: https://learningapps.org/13637684 - Давайте проверим правильность выполнения задания. (Учитель нажимает на кнопку проверки и отмечает то, насколько хорошо дети справились)
Задание 2. - Сейчас будем работать все вместе. Смотрим на все координаты, устно определяем расположение точки и выбираем верный ответ. Анализируя каждую точки, учитель отмечает ее особенности (например, обе координаты отрицательные, одна из координат равна нулю и т.д.) - Давайте проверим правильность выполнения задания. (Учитель нажимает на кнопку проверки и отмечает то, насколько хорошо дети справились) Ссылка на задание: https://learningapps.org/5979703 |
Работают с интерактивной доской
|
Применили знания и умения на практике |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. (2 мин)
|
Сформировать личную ответственность за результаты этой деятельности. |
- Сейчас начертите координатную плоскость у себя в тетрадях и отметьте следующие точки: Вам необходимо соединить их последовательно.
Проверить по слайду ответ. - Сейчас вы сами спроектировали ту отметку, на которую желаю вам учиться! И чтобы по данной теме у вас всегда была отличная отметка.
Итак, хочу узнать, насколько по вашему мнению соответствует данная отметка с тем, чтобы вы сами себе поставили за работу на уроке. У кого полностью соответствует? Кто бы поставил себе 5? Поднимите руки. Кто бы поставил себе отметку ниже? (Спрашивает, с чем это связано. Подводит к выводу, что новую информацию можно закрепить на последующих уроках). |
Работают в тетрадях самостоятельно
Проверяют результат |
Обучающиеся оценили результаты своей собственной учебной деятельности |
САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА
Дата 30.04.21 Класс 6 В Предмет Математика
Тема «Координатная плоскость»
№ |
Критерии |
Баллы (0/1) |
Комментарии (обосновать оценку) |
1. |
Достижение цели урока |
1 |
Поставленная цель была реализована |
2. |
Задачи урока реализованы |
1 |
Все запланированные задачи были достигнуты |
3. |
План урока реализован полностью |
1 |
Все основные этапы урока были реализованы |
4. |
Целесообразность использованных методов обучения |
1 |
Используемые методы обучения были целесообразными |
5. |
Целесообразность выбранных форм организации деятельности обучающихся на уроке |
1 |
Используемые формы организации деятельности обучающихся на уроке были целесообразными |
6. |
Целесообразность использования выбранных средств обучения |
1 |
Используемые средства обучения были целесообразными |
7. |
Результаты обучения достигнуты (метапредметные, предметные, личностные) |
1 |
Все планируемые результаты были достигнуты полностью |
8. |
Рефлексивная деятельность обучающихся подтверждает достижение целей и задач урока |
1 |
Рефлексивная деятельность обучающихся была организована так, что подтверждает достижение целей и задач урока |
9. |
Деятельность обучающихся на уроке была преимущественно активной и самостоятельной |
0 |
Требовалась помощь в выполнении заданий |
10. |
На уроке была реализована атмосфера сотрудничества и взаимодействия |
1 |
На уроке прослеживалась атмосфера сотрудничества и взаимодействия |
|
Итого: |
9 |
|
Общие выводы: Цель урока реализована полностью. Благодаря разнообразным методам, формам и приемам организации деятельности учебного процесса задачи были выполнены, а планируемые результаты были достигнуты.
Обучающимся было трудно самостоятельно усвоить большой объем информации по новой теме, читая текст учебника, однако благодаря наводящим вопросам и эвристической беседе удалось достичь качественного осознания всей информации. На этапе рефлексии удалось достичь того, что большинство обучающихся было согласно с полученной оценкой. А те, кто все-таки пожелал поставить оценку ниже, смогли объяснить их места затруднений. Эту информацию можно использовать на последующих уроках.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.