Урок литературного чтения в 4 классе "Понятия "счастье" и " человек в произведении К. Паустовского "Корина с еловыми шишками"

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5895bec91ed0b.docx

 

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по программе «Школа России».

Тема:  Понятия «счастье» и «счастливый человек» в рассказе Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Цель: создать условия для ответа на вопрос «Каким бывает счастье»?

Задачи:

 1)Познакомить с творчеством К.Д.Паустовского и Э.Грига

  2)Научиться сопоставлять явления и факты, выделять главное,         составлять из отдельных фактов целую картину

  3)Получить опыт включения в поисковую и диалоговую деятельность

   4) Готовить детей к реальной жизни, формировать умения решать личностно – значимые проблемы.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- уметь работать над содержанием текста, перерабатывать полученную информацию, точно и четко выражать свои мысли, составлять устный рассказ о героях, размышлять о характере и поступках героев.

Метапредметные:

-  определять и формулировать цель деятельности, проговаривать последовательность действий на уроке, учить работать по предложенному плану, уметь использовать текст, структурировать знания по теме урока, моделировать понятие, делать выводы в результате совместной работы учителя и учеников, находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях

Личностные:

-  уметь донести свою позицию до других, слушать и понимать речь одноклассников, совместно договариваться.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 4 класс, 2 часть. Толковый словарь русского языка В.И. Даля , презентация с музыкальным сопровождением, альбомные листы, краски, корзина с еловыми шишками.

 

Ход урока

 

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний (1 слайд)

Мотивация на работу.

- Посмотрите на слайд, прочитайте названия произведений.

- Чем они похожи?

(веселые по характеру)

- Вам нравится читать веселые произведения? Почему?

(Дети отвечают)

- Какое произведение мы прочитали вчера на уроке?( 2 слайд)

- А оно, какое по характеру?

(грустное)

- А вам нравятся грустнее, печальные, серьезные произведения? Почему?

(можно подумать, поразмышлять)

- Кто автор рассказа «Корзина с еловыми шишками»?

Паустовский сказал «Каждый понимает счастье по – своему и у каждого оно свое» (слова записаны на доске)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

III. Постановка учебной задачи

(Будем искать ответ на вопрос, каким бывает счастье на примере героев рассказа Паустовского)

-А что надо делать, чтобы ответить на вопрос?

(Ответы детей: читать текст, наблюдать, думать, доказывать, рассуждать)

Моделирование понятия

-А что такое счастье? Подумайте в группах и дайте определение этому понятию. (3 слайд)

Работа в группах.

(Дети пишут определение, затем зачитывают свои ответы.)

-На столах у вас словари. Выберите нужный словарь и прочитайте в нем толкование слова «счастье». 

(Дети работают, ищут определение.)

IV. Проверка домашнего задания.

- Что вы делали дома?

(1 и 2 группы готовили сообщения о жизни и творчестве  Паустовского, 3 и 4 группы о жизни и творчестве Э. Грига)

Задание в группах: используя свои записи составить общий рассказ о

композиторе и о писателе. (слайд 4)

Работа в группах

Дети составляют рассказы, одна группа зачитывает получившийся рассказ, другая добавляет факты.

1 группа рассказывает о Паустовском: Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.

Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.

Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.

. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми. На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.

2 группа дополняет рассказ.

- О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?

(о композиторе Эдварде Григе)

3 группа рассказывает о Григе: Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

 Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

4 группа дополняет рассказ

-  А почему Паустовский написал о Григе?

Паустовский бывал в разных странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, искусство, архитектура. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях, то есть о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира

Подведение итогов проверки домашнего задания проводят дети .

V. Работа с текстом,  1 часть.

- На сколько частей разделен текст?

- Давайте вспомним содержание 1 части.

- Где происходит действие рассказа?

( В Норвегии, в городе Бергене) (слайды5,6,7)

Работа с картой.

- На какой карте можно увидеть страны и столицы?

(на политической)

Находим Норвегию, город Берген. 

Рассказ учителя о Норвегии.

Норвегия - одна из 4 скандинавских стран, которые расположены на северных просторах Европы. На востоке она граничит со Швецией, Финляндией и Россией,HYPERLINK "http://www.entravel.ru/russia/" на западе омывается Норвежским морем и Атлантическим океаном, на севере - Баренцевым морем, а на юге - Северным морем. . Норвегия - вытянутая и узкая страна, более 30% территории которой покрыто лесами, множеством рек и озёр. Более половины площади страны занято горными массивами. 
Численность населения Норвегии - около 4,3 миллионов человек. Столица – город Осло.
   Страна викингов – так часто называют Норвегию, представляет собой природную достопримечательность. Изобилие фьордов, горнолыжных курортов, возможности пребывать в экологически чистом климате, делает эту страну особо привлекательной для здорового отдых

Затем дети выходят к доске и рассказывают интересные факты о Норвегии по карте.

Поисковая работа

 На слайде имена: (слайд8)

    Григ

    Дагни                                             

    Магда                                      

     Нильс                                     

- Что за имена? (герои рассказа)

- Мы поговорили про Грига. Про кого теперь будет разговор?

( Про Дагни) (слайд 9)

 (Дети работают  в тетрадях.)

- Найдите информацию о детстве девочки и в группах составьте рассказ о Дагни.

Работа в группах.

(Дети рассказывают о Дагни.)

- Как жилось девочке? Докажите словами текста.

( семья жила небогато, не было матери, мало игрушек, приходилось работать- собирать шишки)

- Можно ли назвать девочку счастливой? Докажите.

(она была довольна своей жизнью)

- Тихое спокойное семейное счастье, многие люди находят счастье в семейной жизни, в детях, в заботах о близких.

Подведение итогов работы :  Дагни была счастлива, ее устраивала жизнь, работа, семья, игрушки.

Такие разные люди: Григ – великий известный композитор и маленькая девочка Дагни.

- Где они встретились? (слайд 10)

(В лесу)

 - Что делал Григ в лесу? А Дагни?

( Григ гулял, дышал свежим воздухом, а Дагни пришла за шишками)

- Зачем девочка собирала шишки?

(шишками топили печку в доме)

- В какое время года встретились наши герои? (осенью)

- Осень очень красивое время года. Сейчас за окном зима.

- Давайте создадим себе осеннее настроение, вспомним осень.  (слайд11)

Творческая работа

Работа в группах.

-Составьте синквейн на тему осени.

(повторяем правила сочинения нерифмованного стихотворения)

(Дети  сочиняют и зачитывают свои стихи.)

- Очень красиво. – А как осень описал К. Паустовский? Прочитайте.

(Дети находят в тексте описание осени, зачитывают.)

- Итак, в осеннем лесу встретились Григ и Дагни. Давайте вспомним, как это произошло.

Инценировка встречи Грига и Дагни.

(Заранее подготовленные дети показывают отрывок из рассказа.)

- Понравилось? Удалось артистам передать характер героев?

_Почему  Григ решил подарить музыку именно Дагни?

(Девочка была добрая, ласковая, нежная, внимательная)

Работа с текстом, 2 часть.

- Как мы назвали 2 часть рассказа?

(Григ пишет музыку для Дагни) (слайд12)

-  На каком инструменте работал композитор?

Роя́ль (04100011071008091807180фр. royal — королевский) — 091071800001801809080111100501%22музыкальный%20инструмент"музыкальный инструмент, основной вид 04011050080000фортепиано, в котором 0111100001071800001801809080111100501струны, 005000010718000дека и механическая часть расположены горизонтально, корпус имеет крыловидную форму, а звуки издаются ударами войлочных молоточков по струнам при помощи клавиш. В отличие от 09080000800пианино, звучание рояля более выразительно и насыщенно по тембру, клавиатура более чувствительна, игровые качества более виртуозны, и диапазон градаций изменения звука — шире. Исполнитель на рояле – пианист.

- Как звучал рояль композитора. Прочитайте.

- А музыку писать трудно?

Творческая работа.

-  Кто - то имеет опыт написания музыки? Может, попробуете положить на музыку свои нерифмованные стихи?

( Дети сочиняют музыку к своим стихам)

- Слушаем детей.

- Вы молодцы!

Музыка бывает разная. Бывает легкая, развлекательная музыка. Под нее можно танцевать, отдыхать. А есть музыка серьезная, классическая симфоническая.  Симфоническая  музыка  это музыка, предназначенная  для исполнения симфоническим оркестром.  Оркестр соединяет в себе разнообразные инструменты и предоставляет композитору большие возможности для воплощения художественных замыслов. Особенности этой музыки в глубине передаваемых переживаний.  Ее не все понимают. Нужно учиться слушать и понимать серьезную музыку. (слайд13)

Поисковая работа

- Что за слова? (слайд14)

- Каким предложением из текста мы можем озаглавить этот список?

Синицы

Матросы

Прачка

Сверчок

Снег

Золушка

(Каждый слушал по – своему)

- А кто еще мог слушать музыку Грига? А как бы они слушали?

(Дети предполагают)

-А как долго композитор писал музыку для Дагни?

(больше месяца)

_Это была трудная работа? Какие эмоции испытывал композитор во время работы? Прочитайте!

(был счастлив)

- А в чем было счастье Грига?

(отдавать молодежи жизнь, работу, талант.)

Подведение итогов работы: Он счастлив от того, что его музыка помогает людям жить. Он делится своим счастьем и делает других людей счастливыми.

Работа с текстом. 3,4  части

- Итак, Григ исполнил свое обещание.  Музыка для Дагни написана.

-Как мы назвали 3 часть? (Как Дагни получила подарок)

- Прошло время. Дагни выросла. (слайд15)

- Прочитайте, как теперь выглядела девушка.

- Куда она поехала? Зачем?

-Как же девушка получила подарок?

(Пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом)

-Прочитайте предложения к этой иллюстрации.

-Послушайте. Зачитываю отрывок.

(Дети слушают)

Чтение отрывка учителем

«Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.»  (слайд 16)

- Кто из вас слушал симфоническую музыку?

Слушание музыкального произведения «Утро»

- Я вам предлагаю послушать ту музыку, которую написал для Дагни композитор. (слайд17)

Чтобы вас ничего не отвлекало, положите локти на парту, на руки положите голову и слушайте.

(Дети слушают музыку.)

- У Дагни звуки и переливы музыки вызвали много картин. А у вас? Что вы представляли, слушая музыку?

- Можно ли музыку описать словами? А нарисовать?

-Работа в группах по желанию: нарисуйте или опишите словами музыку, которую вы слушали.

Творческая работа

(Дети рисуют музыку.) Во время работы включаю музыку повторно.

Рассматриваем работы. Выставка рисунков.

-  А Паустовскому удалось описать музыку.

- Прочитайте .

(Дети читают отрывки из текста о музыке.)

-Вам понравилась музыка?

-А как слушала  Дагни? Прочитайте.

-За что девушка благодарила композитора?

Изменится ли жизнь девушки? Сможет ли она дальше жить той жизнью, какой жила раньше?

- А Магда и Нильс – счастливые люди? Докажите. (слайд18)         

. Открытие нового знания. Работа в группах

- Давайте попробуем быть соавторами писателя и продолжим последнюю мысль, которая заканчивается многоточием. Как изменится жизнь девушки?

(За то, что открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек….)

(Дети работают)

  Вывод: Мы поняли, что  счастье у всех людей разное. Кто – то находит свое счастье в семье, в детях, кто – то в любимой работе. Люди творческие счастливы, когда сочиняют музыку, пишут картины, стихи. Эдвард Григ поделился с Девушкой своим счастьем. Композитор открыл для Дагни новые горизонты. У нее появилась цель жизни. Может, она будет учиться музыке, а затем учить детей. Григ открыл для Дагни музыку, и она понесет другим людям радость жизни. Жизнь прекрасна и разнообразна. (слайд19)

 Рефлексия. Подведение работы групп. Оценка и самооценка, мотивация.

-Что мы сегодня узнали на уроке? Удалось нам ответить на вопрос: каким бывает счастье?

- Чему научились?

-Какими способами действовали?

Домашнее задание: подготовить отрывок для пересказа или придумать 5 вопросов по содержанию текста.

 

Урок разработала и провела учитель начальных классов МОУ        

                                    «КСОШ№7» Терешкина Регина Артуровна

 

 

 

 

 

                 


 

Скачано с www.znanio.ru