Урок литературного чтения во 2 «f» классе.
Тема: Б.Н.Сергуненков «Одуванчик».
Цель: создать условия для знакомства с творчеством писателя, учить
вслушиваясь в произведение определять чувства и настроение автора
к героям произведений.
Задачи: 1.Формировать навык смыслового чтения;
2.Развивать воображение, творческие навыки, осознание сущности
поведения героев;
3. Воспитывать качества личности: целеустремлённость,
трудолюбие; воспитывать любовь к живому.
Оборудование: загадки, стихи, карточки с заданиями, презентации, словарь.
Ход урока.
l. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок –
Наконец у нас урок.
Будем знанья получать.
И, конечно, отвечать.
Пожелайте друг другу успеха на сегодняшний урок.
Поприветствуйте гостей.
ll. Разминка.
Шла-шла-шла – я в класс вошла.
Шло-шло-шло – на небе солнышко взошло.
Пла-пла-пла – все ждут тепла.
Ко-ко-ко – учиться нам легко.
Ать-ать-ать- будем дружно отвечать.
lll. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы продолжим читать сказки из какого раздела?
Где можно встретить такое чудо? (вокруг нас, в окружающем мире).
Что для этого нужно? (быть внимательными, заметить его, увидеть, быть
наблюдательными, уметь фантазировать).
А нам на уроке пригодятся такие качества?
Что означает слово чудо? (это детство, друзья, умение понимать, что-то
необычное).
(Миша поискал это слово в словарях, послушаем, что оно означает).
Люди, которые умеют видеть чудо в окружающем мире какие в жизни?
(счастливые).
lV. Проверка д\з
С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
Какое было д\з?
Почему лягушонка назвали чудаком? (он был необычным, на всё смотрел
по своему)
Постарайтесь сейчас передать настроение и чувства лягушонка.
(проверка – 3 ученика у доски)
V. Открытие нового знания.
Сегодня на уроке мы постараемся в казалось бы самом обычном увидеть,
что-то необычное.
С каким произведением познакомимся, узнаем, послушая ребят.
(учащиеся читают стихи)
Послушайте ещё загадку.
В летний солнечный денёк
Золотой расцвёл цветок.
На высокой тонкой ножке
Всё дремал он у дорожки.
А проснулся – улыбнулся
Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь
Тише, ветер луговой!
Vl. Формулирование темы и цели.
С каким произведением познакомимся сегодня?
Какую цель поставим на урок?
Vll. Первичное закрепление.
Откройте учебник стр.137.
Кто автор?
Об авторе кратко расскажет нам Ваня. (презентация)
Автор предлагает нам такие слова: «Я очеловечиваю мир». (слайд)
Как вы понимаете эти слова? (очеловечивать – делать людям добро,
помогать, относиться к окружающему с любовью).
В конце урока попробуем ответить на вопрос «зачем нужно
очеловечивать мир?
Vlll. Работа с текстом.
1. Первичное чтение цепочкой – хорошо читающие ученики)
Цель: о чём мечтал одуванчик? сбылась ли его мечта?
Что необычного увидел автор в обыкновенном цветке?
Как бы вы озаглавили сказку?
Что заметил, однажды одуванчик проснувшись?
( Что стал совсем седым)
Кого напоминает вам одуванчик?( старых и пожилых людей)
Какую сказку Хмельницкого напоминает нам сказка «одуванчик»?
Какой приём использует Б.Сергуненков в сказке? (олицетворение)
Что это за приём? (автор наделяет неживые существа свойствами
человека).
Физкультминутка
На лужайке, где кусты, ярко-желтые цветы
С солнышком проснулись, сладко потянулись.
Удивились комары: нет цветов, одни
шары,
Нежные, пушистые, светло-серебристые.
Мимо ветерок бежал, ветер шарики качал,
И летит за рядом ряд, парашютиков отряд.
2. Работа в группах. (слайд)
1 группа. Делит на части и озаглавливает каждую часть.
2 группа. Готовит интересные вопросы другой группе.
3 группа. Находит непонятные слова и пробует их объяснить.
4 группа. Создаёт диафильм.
5 группа. Готовит краткий пересказ от имени одуванчика.
( проверка)
3. Связь с окружаюшим миром.
Ребята, чем считают люди одуванчик в природе? (сорняком).
На самом ли деле одуванчик только сорняк? Вика приготвила нам презентацию. Посмотрим и попробуем ответить на вопрос.
(Презентация)
Почему одуванчик нельзя назвать только сорняком?
Научное название одуванчика — тараксакум официнале.
Как нужно относиться к одуванчику?
Можно ли сдувать с него парашютики?
Как только появятся одуванчики, проведите эксперимент. Когда
раскрываются цветы одуванчика, а когда закрываются. Как их можно
назвать?
lX. Итог по уроку. Рефлексия.
С какой сказкой мы познакомились?
Кто автор?
Что вы о нём запомнили?
Что, значит, в сказке очеловечивать мир? (увеличивать добро к
окружающим).
Вывод: Жизнь интересна и прекрасна, если человек о чём – то мечтает и стремиться, идёт к своей цели день за днём, а порой и год за годом. Не все мечты сбываются, но надо жить надеждой, и тогда будничные дни не будут казаться такими серыми и скучными. А это нам доказал сегодня на уроке Борис Николаевич Сергуненков.
В сказке Хмельницкого снежинка превращается в подснежник, а первые
лучики солнца превращаются во что? (в одуванчики).
У вас на парте лежат одуванчики. Если вам понравился урок, вам было
комфортно на уроке, не скучно, поднимите жёлтый одуванчик, а если
наоборот, то серый одуванчик.
X. Д\з стр.138 ответить на вопросы, подумать продолжение сказки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.