Урок литературного чтения, В.Осеева "Волшебное слово"
Оценка 4.9

Урок литературного чтения, В.Осеева "Волшебное слово"

Оценка 4.9
doc
04.01.2024
Урок литературного чтения, В.Осеева "Волшебное слово"
Литературное чтение.doc

 

 

Хохлова Ирина Борисовна

 

МБОУ «Гимназия №166 города Новоалтайска»

 

Литературное чтение, 2 класс

 

В. Осеева «Волшебное слово»

 

 

Цель урока

создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом.

Задачи урока   

·         показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;

·         развивать интерес к чтению;

·         учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

·         формировать коммуникативные навыки работы в группах;

·         воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;

·         воспитание любви и уважения в семье.

 

Форма урока

Урок-исследование

Приёмы:

  • чтение с остановками;
  • обращение к личному опыту учащихся;
  • прогнозирование по названию;
  • кластер;
  • синквейн;
  • использование «толстых» и «тонких» вопросов.

 

Формируем УУД:

 

Познавательные УУД

·        умение извлекать информацию из текста

·        умение на основе анализа объектов делать выводы

·        умение обобщать и классифицировать по признакам

·        умение делать выводы в результате совместной работы

·        умение находить ответы на вопросы по иллюстрации

 

 

Коммуникативные УУД

·        умение слушать и понимать других

·        умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

·        умение оформлять свои мысли в устной форме

 

 

Регулятивные УУД

·        умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

·        умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

·        умение определять цель деятельности на уроке

·        умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

·        умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

 

 

Личностные УУД

·                формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

·                формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

 

 

Ход урока

Этапы проведения

урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

1. Организационный момент. Психологический настрой

Цель:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

 

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 

2. Проверка домашнего задания.

Цель:

- заинтересовать учащихся, удивить, постановка проблем

Ребята, что вы готовили к уроку дома? (выразительное чтение отрывков из рассказов В. Осеевой).

Дети рассказывают отрывки. Делятся впечатлениями о прочитанном.

Выставка книг  «Просто старушка», «На катке», «Сыновья», «Хорошее», «Кто всех глупее», «Обидчики».

– Что объединяет все эти рассказы? (Они поучительные. Рассказы учат уважать людей, заботиться, приходить на помощь.

 

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Р3 умение определять цель деятельности на уроке

 

3.Подготовительный.

Цель:
- выяснить то, что знают дети по теме;
- активизация имеющихся знаний.

Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

Слайд.

1.     ----------- (уважение)

2.     воспитанный, внимательный, вежливый

3.     помогает, заботится, радует

4.     Он доброжелателен к окружающим.

5.     Человек.

Вопрос:

Определите первое слово синквейна. (Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «уважение»)

О чём мыбудем говорить сегодня на уроке? (Об уважении, вежливости во взаимоотношениях между людьми).

– Как человек может показать, что он уважает другого?

– Дети, как вы понимаете слова «уважение», «вежливость»?

Заполняется бортовой журнал.

Уважение

Я знаю

Я узнал

Говорить вежливые слова
     Радовать
     Помогать
     Дарить добро
Быть неравнодушным
     Любить

 

Слайд. В. Осеева «Волшебное слово».

– Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся

Прогнозирование. – О чем может быть рассказ с таким названием?

Дети говорят свои предложения.

– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

 

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Л2 формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

4. Физминутка

Физминутка для глаз «Солнечные зайчики»

 

5. Восприятие нового.

Цель:   Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов.

Стадия осмысления

  • Чтение с остановками.

Слайд. Иллюстрации к рассказу.

Фрагмент 1

Начинает читать учитель. Затем читают дети, уловившие интонацию чтения.

(По ходу чтения подчеркивают непонятные слова, объясняют значения слов, используя словарь).

Вопросы по осмыслению текста:

Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком?

– Какое у него было настроение?

Выборочное чтение.

Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке.

– Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно).

– С бабушкой? (Он обижался на неё).

– С братом? (Был назойлив и злился на него).

Заполнение кластера.

– Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки.

 

 

П1 умение извлекать информацию из текста

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

П4 умение делать выводы в результате совместной работы

П5 умение находить ответы на вопросы по иллюстрации

К1 умение слушать и понимать других

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Р4 умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 

6.  Физминутка

 

 

7.  Восприятие нового.

Цель:   -выяснить как учащиеся поняли произведение;

-развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогноз: – Можете вы предположить, что сказал Павлику старик?

Фрагмент 2. Читают дети «цепочкой»

Вопросы по осмыслению:

О чем Павлик узнал от старика? (Он узнал о «волшебном слове»).

Слайд «Волшебное слово»

Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика?

– Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными?

– Какое волшебное слово говорил Павлик?

Слайд «Пожалуйста»

Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста». (Вежливое слово)

– Какие ещё вежливые слова вы знаете?

Слайд: пожалуйста, спасибо, будьте добры, извините, доброго пути, добрый день.

Работа в группах.

Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах.

Какие правила общения в группе нужно соблюдать? (умение слушать другого, высказывать своё мнение, быть уважительным).

Задания:

Группа 1. Что чувствовал Павлик, когда говорил волшебное слово? Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным?

Группа 2. Что чувствовали люди, к которым обращался Павлик с волшебным словом. Почему они выполняли его просьбы?

Группа 3. Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер?

Группа 4. Как вы думаете, каким человеком станет Павлик?

Группа 5. Запишите антонимы:

  • Зло –
  • Грусть –
  • Ненависть –
  • Капризный –
  • Непослушный –

– Какие слова вы выберите для характеристики Павлика?

Заполнение кластера.

 

Игра «Добрый круг»

Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку-сердечко и говорят вежливые слова. (группы по 5 человек).

П1 умение извлекать информацию из текста

К1 умение слушать и понимать других

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

 

8. Присвоение информации

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Вопросы:

– Как вы думаете, как автор относится к своему герою?

– Рассказ начинается и заканчивается противоположными событиями. Почему?

– Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?

– Всегда ли вежливый человек является уважительным, добрым?

– Какие добрые дела вы сделали, или хотели бы сделать?

– Давайте вспомним, какие добрые дела мы делали в классе.

Слайды: «Наши добрые дела» (фотографии из классного альбома).

В чём разница между значением слов «вежливость» и «уважение»?

– Что ещё необходимо в общении между людьми? (Люди должны быть терпимыми друг к другу).

Заполняется бортовой журнал.

Уважение

Я знаю

Я узнал

Говорить вежливые слова
     Радовать
     Помогать
     Дарить добро
Быть неравнодушным
     Любить

терпимость
толерантность

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

9.

Какое задание вы предложили бы выполнить дома?

Чтение по ролям. Отвечать на  вопросы.

 

10. Рефлексия. Итог урока

на доске: Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе.

– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.

  • Зеленые «зайчики» – я уважителен и доброжелателен к людям,
  • Розовые «зайчики» – я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
  • Коричневые «зайчики» – мне трудно быть уважительным и вежливым.

– Спасибо за урок!

 

 

 

 


Хохлова Ирина Борисовна

Хохлова Ирина Борисовна

Формируем УУД:

Формируем УУД:

Ход урока Этапы проведения урока

Ход урока Этапы проведения урока

Ребята, что вы готовили к уроку дома? (выразительное чтение отрывков из рассказов

Ребята, что вы готовили к уроку дома? (выразительное чтение отрывков из рассказов

Уважение Я знаю

Уважение Я знаю

Стадия осмысления Чтение с остановками

Стадия осмысления Чтение с остановками

П 1 умение извлекать информацию из текста

П 1 умение извлекать информацию из текста

Прогноз: – Можете вы предположить, что сказал

Прогноз: – Можете вы предположить, что сказал

Прогноз: – Можете вы предположить, что сказал

Прогноз: – Можете вы предположить, что сказал

Прогноз: – Можете вы предположить, что сказал

Прогноз: – Можете вы предположить, что сказал

Вопросы: – Как вы думаете, как автор относится к своему герою? –

Вопросы: – Как вы думаете, как автор относится к своему герою? –

Рефлексия. Итог урока на доске:

Рефлексия. Итог урока на доске:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2024