|
Хохлова Ирина Борисовна |
|
МБОУ «Гимназия №166 города Новоалтайска» |
|
Литературное чтение, 2 класс |
|
В. Осеева «Волшебное слово» |
|
|
Цель урока |
создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом. |
Задачи урока |
· показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека; · развивать интерес к чтению; · учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы; · формировать коммуникативные навыки работы в группах; · воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; · воспитание любви и уважения в семье.
|
Форма урока |
Урок-исследование |
Приёмы: |
|
Формируем УУД: |
|
|
Познавательные УУД · умение извлекать информацию из текста · умение на основе анализа объектов делать выводы · умение обобщать и классифицировать по признакам · умение делать выводы в результате совместной работы · умение находить ответы на вопросы по иллюстрации |
|
Коммуникативные УУД · умение слушать и понимать других · умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами · умение оформлять свои мысли в устной форме |
|
Регулятивные УУД · умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей · умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию · умение определять цель деятельности на уроке · умение принимать и сохранять учебную цель и задачу · умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль |
|
Личностные УУД · формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности · формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией |
Ход урока
Этапы проведения урока |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
УУД |
||||
1. Организационный момент. Психологический настрой Цель: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность |
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
|
Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
|
||||
2. Проверка домашнего задания. Цель: - заинтересовать учащихся, удивить, постановка проблем |
Ребята, что вы готовили к уроку дома? (выразительное чтение отрывков из рассказов В. Осеевой). Дети рассказывают отрывки. Делятся впечатлениями о прочитанном. Выставка книг «Просто старушка», «На катке», «Сыновья», «Хорошее», «Кто всех глупее», «Обидчики». – Что объединяет все эти рассказы? (Они поучительные. Рассказы учат уважать людей, заботиться, приходить на помощь.
|
Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Р3 умение определять цель деятельности на уроке
|
||||
3.Подготовительный. Цель: |
Стадия вызова Предлагается синквейн без первой строчки Слайд. 1. ----------- (уважение) 2. воспитанный, внимательный, вежливый 3. помогает, заботится, радует 4. Он доброжелателен к окружающим. 5. Человек. Вопрос: – Определите первое слово синквейна. (Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «уважение») – О чём мыбудем говорить сегодня на уроке? (Об уважении, вежливости во взаимоотношениях между людьми). – Как человек может показать, что он уважает другого? – Дети, как вы понимаете слова «уважение», «вежливость»? Заполняется бортовой журнал. Уважение
Слайд. В. Осеева «Волшебное слово». – Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся Прогнозирование. – О чем может быть рассказ с таким названием? Дети говорят свои предложения. – Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?
|
П2 умение на основе анализа объектов делать выводы К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
П2 умение на основе анализа объектов делать выводы К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Л2 формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией |
||||
4. Физминутка |
Физминутка для глаз «Солнечные зайчики» |
|
||||
5. Восприятие нового. Цель: Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов. |
Стадия осмысления
Слайд. Иллюстрации к рассказу. Фрагмент 1 Начинает читать учитель. Затем читают дети, уловившие интонацию чтения. (По ходу чтения подчеркивают непонятные слова, объясняют значения слов, используя словарь). Вопросы по осмыслению текста: – Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком? – Какое у него было настроение? Выборочное чтение. – Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке. – Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно). – С бабушкой? (Он обижался на неё). – С братом? (Был назойлив и злился на него). Заполнение кластера. – Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки.
|
П1 умение извлекать информацию из текста П2 умение на основе анализа объектов делать выводы П4 умение делать выводы в результате совместной работы П5 умение находить ответы на вопросы по иллюстрации К1 умение слушать и понимать других К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Р4 умение принимать и сохранять учебную цель и задачу Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
|
||||
6. Физминутка |
|
|
||||
7. Восприятие нового. Цель: -выяснить как учащиеся поняли произведение; -развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов.
|
Прогноз: – Можете вы предположить, что сказал Павлику старик? Фрагмент 2. Читают дети «цепочкой» Вопросы по осмыслению: – О чем Павлик узнал от старика? (Он узнал о «волшебном слове»). Слайд «Волшебное слово» – Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика? – Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными? – Какое волшебное слово говорил Павлик? Слайд «Пожалуйста» – Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста». (Вежливое слово) – Какие ещё вежливые слова вы знаете? Слайд: пожалуйста, спасибо, будьте добры, извините, доброго пути, добрый день. Работа в группах. – Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах. – Какие правила общения в группе нужно соблюдать? (умение слушать другого, высказывать своё мнение, быть уважительным). Задания: Группа 1. Что чувствовал Павлик, когда говорил волшебное слово? Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным? Группа 2. Что чувствовали люди, к которым обращался Павлик с волшебным словом. Почему они выполняли его просьбы? Группа 3. Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер? Группа 4. Как вы думаете, каким человеком станет Павлик? Группа 5. Запишите антонимы:
– Какие слова вы выберите для характеристики Павлика? Заполнение кластера.
Игра «Добрый круг» Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку-сердечко и говорят вежливые слова. (группы по 5 человек). |
П1 умение извлекать информацию из текста К1 умение слушать и понимать других К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме
|
||||
8. Присвоение информации Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Вопросы: – Как вы думаете, как автор относится к своему герою? – Рассказ начинается и заканчивается противоположными событиями. Почему? – Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми? – Всегда ли вежливый человек является уважительным, добрым? – Какие добрые дела вы сделали, или хотели бы сделать? – Давайте вспомним, какие добрые дела мы делали в классе. Слайды: «Наши добрые дела» (фотографии из классного альбома). В чём разница между значением слов «вежливость» и «уважение»? – Что ещё необходимо в общении между людьми? (Люди должны быть терпимыми друг к другу). Заполняется бортовой журнал. Уважение
|
Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль |
||||
9. |
– Какое задание вы предложили бы выполнить дома? Чтение по ролям. Отвечать на вопросы. |
|
||||
10. Рефлексия. Итог урока |
на доске: Относись к людям так, – Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке? Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.
– Спасибо за урок!
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.