Урок литературного чтения 4класс
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Тема: Юрий Коваль. «Лес, лес! Возьми мою глоть!»
Задачи:
1.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.
2.Сформировать представление о душевной и физической красоте человека.
3.Формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни.
Планируемые результаты
Личностные УУД: учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека, способность ценить мир природы и человеческих отношений.
Метапредметные
Коммуникативные УУД: высказывать собственную точку зрения, проявлять интерес к общению на уроке.
Познавательные УУД: умение видеть красоту человека; ценность общения с лесом, как с древним представлением о мире.
Регулятивные УУД: учиться искать и выделять информацию в толковом словаре. Чтение текста, оценка смысла текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
Предметные УУД – научиться понимать содержание коротких произведений.
Оборудование: литературное чтение Чуракова Н.А.- 1ч, Русский язык Чуракова Н.А. -2ч., мультимедийный проектор.
Содержание урока
I.Организационный момент
Каждое утро я радуюсь солнцу. Оказывается ,оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться .А вот как это происходит.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно
На ладони появилось
Ярко-желтое пятно.
Это солнце заглянуло
Будто руку протянуло
Тонкий лучик золотой
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Давайте и мы поздороваемся. Я желаю всем доброго утра ,хорошо провести этот день ,увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты ,что окружает нас.
II.Актуализация знаний
Назовите поэтов, которые писали о природе.
- О чём говорят эти стихи?
III.Введение в тему
Русскому человеку всегда было свойственна особенная близость к природе.
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит , обогреет, накормит русский лес
А будет жажда мучить- то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
-Зачем люди ходят в лес?
Вы давно были в лесу? Что там делали? Я вас приглашаю на прогулку в лес.
(Слушание Фридерик Шопен «Таинственный лес»)
IV.Объявление темы и постановка целей урока
Мы продолжим работу над разделом «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»
Мы продолжим…
Познакомимся…
Узнаем…
Постановка проблемы урока.
У.: А вот герою рассказа, с которым мы сегодня будем знакомиться, пришлось отправиться в лес с несколько иной целью.
Сегодня мы будем знакомиться с произведением Ю.Коваля Лес! Лес! Возьми мою глоть!. Предположите, о чем может быть рассказ с таким названием.
Прослушав рассказ, вы должны ответить на вопрос, зачем герой пошёл в лес.
V.Чтение рассказа учащимися и анализ
Зачем же герой пошел в лес?
Удастся ли ему вылечить горло? Почему?
Кто герои произведения? Кто посоветовал герою рассказа пойти в лес и криком?
Автор серьезно отнесся к словам Пантелеевны? Почему вы так решили? Прочитайте нужный отрывок. В чем заключается смысл данной процедуры? Как вы думаете ,помог лес автору ,или суеверие?
- Но смысл этого рассказа в другом, говорит Евдокия Васильевна.
Герой этого рассказа сам автор. И то, что он делает, он делает как поэт, а не как суеверный человек. Для него прийти в лес и последовать народной примете означает стать частью природы и частью народной культуры.
-Ребята можете назвать те сказки, где лес и деревья были волшебными (союзниками) помощниками героя?
«Гуси – лебеди», «Иван – царевич, жар – птица и серый волк», «Крошечка Хаврошечка» сказка об арабском дереве Вак-Вак и др..
С чем связано подобное отношение к лесу?
Лес - волшебный мир; дерево - Мировое дерево, центр мира или тотемное растение, прародитель человека Наши предки относились к деревьям с большим почтением и бережностью, так как они знали об их исцеляющей оберегающей силе. Людей и деревья всегда связывали родственные и дружеские узы.
В славянской мифологии известен образ дерева, являющий собой центр мироздания. Такое дерево по поверьям, являлось как путь соединяющий со всеми тремя мирами, подземным, земным и верхним-небесным.
Сохранилось сказание о том, что давным-давно, когда не было еще ни неба, ни земли, а только синее море плескалось повсюду, стояли посреди него два дуба, на ветвях которых сидели два голубя. Однажды голуби вспорхнули, потом нырнули на дно моря и принесли оттуда песок и камешки. Из этого материала и были построены небо с землей и все небесные светила.
С тех давних пор пришел миф и древе жизни. Славяне считали, что служило оно осью, центром всего мира и как бы воплощало в себе все мироздание. Во многих странах в честь рождения ребенка сажали дерево.Люди замечали ,что если жить под большим дубом ,то проживешь долго: он дат человеку свою силу,а береза давала энергию.
_- Ребята, согласны ли вы с Евдокией Васильевной в том, что герой рассказа – не суеверный человек, а тот, кто хочет приобщиться к народной культуре?
- Как писатель относится к лесу?
- Юрий Коваль знаком нам как писатель, который способен увидеть и передать красоту природы.
- Из рассказа видно, что к лесу автор относится с любовью, как к живому существу. И народные приметы являются для него ещё одним способом общения с миром природы.
А кто сумеет подтвердить, обращаясь к тексту, что писатель в городе тоскует по лесу, что ему не хватает общения с природой?
-Зачем писатель так настойчиво повторяет, что он совершенно здоров?
Зачитывают последние два абзаца.
-Скучает.
- Вам не кажется, что это звучит как жалоба? На что он жалуется?
-В городе герою не хватает общения с природой.
- Что обозначают эти слова для героя «Лес,лес! Возьми мою глоть!»
Эти слова обозначают связь с народной культурой и его внутреннее родство с миром природы, с лесом
VI.Информация об авторе Ю.Ковале
Ю.Коваль хотел,чтобы мы читатели,поняли одну очень важную вещь.Какую?
Лес нас успокаивает,оздоравливает,придает нам жизненные силы.
Ю.Коваль –что вы можете сказать о нем как об авторе?
- Найдите и прочитайте в «Сведениях о писателях статью, о Юрии Ковале.
Какие рассказы вы уже читали?
Прочитайте вывод в конце этой статьи.
- Соглашаетесь вы с этим выводом?
«Природа и люди в произведениях Юрия Коваля живут в полном согласии друг с другом».
VIII.Поход в Музейный Дом
- Найдите в «Музейном Доме» картину Сергея Лучишкина «Шар улетел» и рассмотрите её.
- Закройте шар и фигурку девочки полоской бумаги. Какое впечатление производит на вас городской пейзаж? - спросила Евдокия Васильевна у ребят?
- Тоскливое и страшное,- сказала Маша. - Как будто город пустой, без людей. Да и растительность чахлая: то ли приживётся, то ли нет!
- И окрашено всё в один цвет, заметила Таня Петрова. Как - то безрадостно.
- Вы разделяете мнение девочек, или у вас своё собственное
мнение?
- Обсудите в парах, почему же городской пейзаж производит такое впечатление?
-Как расположены дома?
- Они наклонены к девочке, крыши достигают неба, которое видно лишь в промежутке между этими домами, а не сверху. Дома одинаковые, с одинаковыми тёмными окнами. Здания кажутся мощными, живыми, чем посаженные во дворе одинаково чахлые деревья, ни на одном из которых нет ни единого листочка.
- А теперь откройте изображение девочки и шарика?
- Изменилось ли общее впечатление от пейзажа, или, напротив ощущение тоски и одиночества усилилось?
- Какое новое переживание у вас возникает, когда вы видите фигурку девочки и шар в небе
- Фигурка девочки в синем платье, смотрящей на улетающий шар, оживляет городской пейзаж, он перестаёт быть пустынным и необжитым.
-Можно ли сказать, что художник использует приём контраста?
Шарик и девочка противопоставлены городскому пейзажу и по цвету, и по размеру
- Что показывает этот контраст?
Что только присутствие человека наполняет жизнью однообразный городской пейзаж
Физминутка
Физминутка «Здравствуй лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес
Широко развести руки в стороны
Полный сказок и чудес!
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.
Все открой, не утаи.
Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем
Ты же видишь – Мы свои
Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди.
VII.Работа в группах
1группа Угадай название дерева и назови его лечебные свойства.
1. Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за цветов люди ломают ветки и сучки этого дерева. Очень важно — это дерево убивает микробы на расстоянии.
(Черёмуха)
2. Удивительное дерево, у него единственного в мире, — белая кора. Его называют «русской красавицей». Оно — символ России.
(Берёза)
3. Самое сладкое дерево. Летом запах этого дерева самый прекрасный. Ведь в середине лета оно покрывается золотистыми, пахнущими мёдом цветками. Поэтому его ещё называют «медовым деревом».
(Липа)
2 группа Выберите правило вежливости.
Выберите правило вежливости: Карточка №1
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. |
|
2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – еще вырастет! |
|
Выберите правило вежливости: Карточка №2
1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь! |
|
2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. |
|
Выберите правило вежливости: Карточка №3
1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было. |
|
2. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело. |
|
3 группа
Сказка о деревьях
Автор:Это было очень давно. Тогда у деревьев еще были ноги. Они крепко стояли на своих ногах, могли на них ходить. Но солнце, которое давало всем свет и тепло, очень просило их:
Солнце :- Милые деревья, будьте осторожны, на ваших ветвях живут птицы и звери. У них там находятся домики с детенышами, с запасами еды. На ваших ветвях животные прячутся от врагов и непогоды: ветра, дождя и холода. Помните об этом, дорогие деревья! Вам нельзя уходить далеко от того места, где вы выросли. И бегать вам нельзя. Иначе сломаются ваши ветки, пострадают все, кто жил на них!
Береза :- Почему мы должны слушаться солнце? Я хочу побегать, хочу делать, что хочу.
Ель.:- И я тоже.
Сосна:- Хватит стоять, побежали, куда глаза глядят
Автор :- Бежим, бежим! - закричали другие деревья и в самом деле начали носиться с одного края леса на другой. В лесу поднялся страшный шум, начался такой беспорядок, что Солнце сначала очень удивилось, а потом даже испугалось. Ведь у деревьев ломались ветви и ноги, с деревьев падали гнезда птиц с птенчиками, а белки остались без домиков. Зайцы, укрывающиеся под ветвями елей, не могли спрятаться от лисы и волка. Весь лес превратился в ревущий, кричащий и бегущий беспорядок. Звери и птицы носились за деревьями и не могли их догнать. Наконец деревья устали бегать, остановились, чтобы отдохнуть, и тогда солнце им сказало:
Солнце :- Посмотрите, что вы наделали! Птенчики погибают на земле. Детеныши белки плачут и ищут маму-белку. А она бегает за беличьим домиком в дупле сосны. Деревья, если вы о друзьях не думаете, посмотрите на себя! Вы потеряли почти все листья, хвоинки. Половина веток у вас сломалась. А ноги, посмотрите, на что они стали похожи? Все переломаны, стерты. Вы теперь не сможете на них не только бегать, но и ходить. Стойте спокойно, а то и стоять не сможете!
Ель:- Да, Солнце, ты говоришь правду,-.
- Мы поняли, что зря не послушали твоего совета.
- Теперь нам придется стоять на месте, наши ноги не слушаются нас, мы даже ходить не можем.
И они заплакали.
Солнце.- Не плачьте, Теперь вы стали разумными и поняли, что нельзя делать только то, что хочется. Иногда наши желания могут всем навредить.
Автор:А птицы тем временем нашли свои гнезда, птенцов и свои родные деревья. Белки с бельчатами вернулись в дупла. Зайцы спрятались под низкими ветвями елей. В лесу стало тихо и спокойно. Деревья уже не плакали, они тоже радовались тишине и покою. Они сами его любили. Деревья решили, что больше никогда не будут уходить из родных мест. Ноги у них стали тонкие, и их стало так много, что вскоре они проросли в землю и превратились в корни.
4 группа Составление синквейна на тему «Лес»
IX.Рефлексия
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
-Что вас удивило и заинтересовало на уроке?
- Что вы для себя нового узнали на уроке?
X. Домашнее задание
Подготовить выступление о Юрии Ковале и его творчестве. Дополните его своими впечатлениями о писателе, расскажи, какой из его рассказов нравится тебе больше всего, и объясни почему?
Прочитать рассказы по выбору ,сделать иллюстрацию.
Мини-сочинение «О чем бы рассказало дерево?»
ЛЕГЕНДА О ДЕРЕВЕ ДОБРА
Давным-давно люди заметили, что растения дают плоды в зависимости от того, какие семена посеяли, в какую почву они легли, как за ними ухаживали, сколько внимания им уделяли. Так, оказалось, что семена зла и ненависти, дающие побеги и плоды, засоряют почву, сводя на нет результаты человеческого труда. И, наоборот, семена Добра, посеянные в подготовленную почву, за которыми ухаживают, окружают теплом, лаской, добротой, дают самые зрелые и сочные плоды. Самым упорным и трудолюбивым удается вырастить Дерево Добра, от которого идет свет, тепло и доброта ко всем, кто в этом нуждается.
Так и повелось на Земле - судить о человеке по тому, что оставляет он после себя другим, а люди, чтобы о них долго помнили и память эта была доброй, стараются сеять вокруг себя только хорошее.
Эта история передается из поколения в поколение, от сердца к сердцу, из уст в уста.
Какое дерево мы посадим, такие плоды оно и даст, и зависит это от всех нас!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.