Урок литературного чтения: Юрий Коваль. «Лес, лес! Возьми мою глоть!»
Оценка 4.6

Урок литературного чтения: Юрий Коваль. «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

Оценка 4.6
docx
25.01.2020
Урок литературного чтения: Юрий Коваль.  «Лес, лес! Возьми мою глоть!»
Урок литературного чтения 4класс.docx

Урок литературного чтения   4класс

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Тема: Юрий Коваль.  «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

Задачи:

1.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.

2.Сформировать представление о душевной и физической красоте человека.

3.Формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни.

Планируемые результаты

 Личностные УУД: учиться у поэтов и художников видеть красоту природы  и красоту человека,  способность ценить мир природы и человеческих отношений.

Метапредметные

Коммуникативные УУД: высказывать собственную точку зрения, проявлять интерес к общению на уроке.

Познавательные УУД: умение видеть красоту человека; ценность общения с лесом, как с древним представлением о мире.

Регулятивные УУД: учиться искать  и выделять  информацию в толковом словаре. Чтение  текста, оценка смысла текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек.

Предметные УУД – научиться понимать содержание коротких произведений.

 

Оборудование: литературное чтение Чуракова Н.А.- 1ч,  Русский язык Чуракова Н.А. -2ч., мультимедийный проектор.

Содержание урока

 

I.Организационный момент

Каждое утро я радуюсь солнцу. Оказывается ,оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться .А вот как это происходит.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно

На ладони появилось

Ярко-желтое пятно.

Это солнце заглянуло

Будто руку протянуло

Тонкий лучик золотой

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте и мы поздороваемся. Я желаю всем доброго утра ,хорошо провести этот день ,увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты ,что окружает нас.

 

II.Актуализация знаний

Назовите поэтов, которые писали о природе.

- О чём говорят эти стихи?

III.Введение в тему

Русскому человеку всегда было свойственна особенная близость к природе.

Нет ничего милее бродить и думать здесь.

Излечит , обогреет, накормит русский лес

А будет жажда мучить- то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

-Зачем люди ходят в лес?

Вы давно были в лесу? Что там делали? Я вас приглашаю на прогулку в лес.

(Слушание Фридерик Шопен «Таинственный лес»)

IV.Объявление темы и постановка целей урока

 Мы продолжим работу над  разделом «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»

Мы продолжим…

Познакомимся…

Узнаем…

 Постановка проблемы урока.

У.: А вот герою рассказа, с которым мы сегодня будем знакомиться, пришлось отправиться в лес с несколько иной целью.

Сегодня мы будем знакомиться с произведением Ю.Коваля  Лес! Лес! Возьми мою глоть!. Предположите, о чем может быть рассказ с таким названием.

Прослушав рассказ, вы должны ответить на вопрос, зачем герой пошёл в лес.

V.Чтение рассказа учащимися и анализ

Зачем же герой пошел в лес?

Удастся ли ему вылечить горло? Почему?

 

Кто герои произведения? Кто посоветовал герою рассказа пойти в лес и криком?

Автор серьезно отнесся к словам Пантелеевны? Почему вы так решили? Прочитайте нужный отрывок. В чем заключается смысл данной процедуры? Как вы думаете ,помог лес автору ,или суеверие?

- Но смысл этого рассказа в другом, говорит  Евдокия  Васильевна.

Герой этого рассказа сам автор. И то, что он делает, он делает как поэт, а не как суеверный человек. Для него прийти в лес и последовать народной примете означает стать частью природы и частью народной культуры.

   -Ребята можете назвать те сказки, где лес и деревья были волшебными  (союзниками) помощниками героя?

«Гуси – лебеди», «Иван – царевич, жар – птица и серый волк», «Крошечка Хаврошечка» сказка об арабском дереве Вак-Вак и др..

   С чем связано подобное отношение к лесу?

Лес - волшебный мир; дерево - Мировое дерево, центр  мира или тотемное растение, прародитель человека Наши предки относились к деревьям с большим почтением и бережностью, так как они знали об их исцеляющей оберегающей силе. Людей и деревья всегда связывали родственные и дружеские узы.

В славянской мифологии  известен образ дерева, являющий собой центр мироздания. Такое дерево  по поверьям, являлось как путь соединяющий  со всеми тремя мирами,  подземным, земным и верхним-небесным.

Сохранилось сказание о том, что давным-давно, когда не было еще ни неба, ни земли, а только синее море плескалось повсюду, стояли посреди него два дуба, на ветвях которых сидели два голубя. Однажды голуби вспорхнули, потом нырнули на дно моря и принесли оттуда песок и камешки. Из этого материала и были построены небо с землей и все небесные светила. 

 С тех давних пор пришел миф и древе жизни. Славяне считали, что служило оно осью, центром всего мира и как бы воплощало в себе все мироздание. Во многих странах в честь рождения ребенка сажали дерево.Люди замечали ,что если жить под большим дубом ,то проживешь долго: он  дат человеку  свою силу,а береза  давала энергию.

 

_- Ребята, согласны ли вы с Евдокией Васильевной в том, что герой рассказа – не суеверный человек, а тот, кто хочет приобщиться к народной культуре?

- Как писатель относится к лесу?

 -  Юрий Коваль знаком нам как писатель,  который способен увидеть и передать красоту природы.

- Из  рассказа видно, что к лесу автор относится с любовью, как к живому существу. И народные приметы являются для него ещё одним способом общения с миром природы.

А кто сумеет подтвердить, обращаясь к тексту, что писатель в городе тоскует по лесу, что ему не хватает общения с природой?

-Зачем писатель так настойчиво повторяет, что он совершенно здоров?

Зачитывают последние два абзаца.

-Скучает.

- Вам не кажется, что это звучит  как жалоба? На что он жалуется?

-В городе герою не хватает общения  с природой.

- Что обозначают эти  слова  для героя  «Лес,лес! Возьми мою глоть!»

Эти слова обозначают  связь с народной культурой и его внутреннее родство с миром природы, с лесом

 

VI.Информация об авторе Ю.Ковале

Ю.Коваль хотел,чтобы мы читатели,поняли одну очень важную вещь.Какую?

Лес нас успокаивает,оздоравливает,придает нам жизненные силы.

 Ю.Коваль –что вы можете сказать о нем как об авторе?

- Найдите и прочитайте  в «Сведениях о писателях статью, о Юрии Ковале.

  Какие рассказы  вы уже  читали?

 Прочитайте вывод в конце этой статьи.

- Соглашаетесь вы с этим выводом?

«Природа и люди в произведениях Юрия Коваля живут в полном согласии друг с другом».

VIII.Поход в Музейный Дом

- Найдите в «Музейном  Доме» картину Сергея Лучишкина «Шар улетел» и рассмотрите её.

- Закройте шар и фигурку девочки полоской бумаги.  Какое впечатление производит на вас городской пейзаж? - спросила Евдокия Васильевна у ребят?

- Тоскливое и страшное,- сказала Маша. -  Как будто город пустой, без людей. Да и растительность чахлая: то ли приживётся, то ли нет!

- И окрашено всё в один цвет, заметила Таня Петрова. Как - то безрадостно.

- Вы разделяете мнение девочек, или у вас своё собственное

мнение?

- Обсудите в парах, почему же городской пейзаж производит такое впечатление?

-Как расположены дома?

- Они наклонены к девочке, крыши достигают неба, которое видно лишь в промежутке между этими домами,  а не сверху. Дома одинаковые, с одинаковыми тёмными окнами. Здания кажутся мощными, живыми, чем посаженные во дворе одинаково чахлые деревья, ни на одном из которых нет ни единого листочка.

- А теперь откройте изображение девочки и шарика?

- Изменилось ли общее впечатление от пейзажа, или, напротив  ощущение тоски и одиночества усилилось?

- Какое новое переживание у вас возникает, когда вы видите фигурку девочки и шар в небе

- Фигурка девочки в синем платье, смотрящей на улетающий шар, оживляет городской пейзаж, он перестаёт быть пустынным   и необжитым.

-Можно ли сказать, что художник использует приём контраста?

Шарик и девочка противопоставлены городскому пейзажу и по цвету, и по размеру

- Что показывает этот контраст?

Что только присутствие человека наполняет жизнью однообразный городской пейзаж

Физминутка

Физминутка «Здравствуй лес»

  Здравствуй, лес, прекрасный лес  

Широко развести руки в стороны  

Полный сказок и чудес!  

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками  

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

   Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево  

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?  

Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.  

Все открой, не утаи.  

Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем  

Ты же видишь – Мы свои  

Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди.  

      

 

VII.Работа в группах

1группа Угадай название дерева и назови его лечебные свойства.

1.  Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за цветов люди ломают ветки и сучки этого дерева. Очень важно — это дерево убивает микробы на расстоянии.

(Черёмуха)

 

2.  Удивительное дерево, у него единственного в мире, — белая кора. Его называют «русской красавицей». Оно — символ России.

(Берёза)

3.  Самое сладкое дерево. Летом запах этого дерева самый прекрасный. Ведь в середине лета оно покрывается золотистыми, пахнущими мёдом цветками. Поэтому его ещё называют «медовым деревом».

(Липа)

2 группа Выберите правило вежливости.

Выберите правило вежливости: Карточка №1

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

            

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – еще вырастет!

 

Выберите правило вежливости: Карточка №2

1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!

           

2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

 

Выберите правило вежливости: Карточка №3

1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

            

2. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

 

 

3 группа

Сказка о деревьях

Автор:Это было очень давно. Тогда у деревьев еще были ноги. Они крепко стояли на своих ногах, могли на них ходить. Но солнце, которое давало всем свет и тепло, очень просило их:

Солнце :- Милые деревья, будьте осторожны, на ваших ветвях живут птицы и звери. У них там находятся домики с детенышами, с запасами еды. На ваших ветвях животные прячутся от врагов и непогоды: ветра, дождя и холода. Помните об этом, дорогие деревья! Вам нельзя уходить далеко от того места, где вы выросли. И бегать вам нельзя. Иначе сломаются ваши ветки, пострадают все, кто жил на них!

Береза :- Почему мы должны слушаться солнце?  Я хочу побегать, хочу делать, что хочу.

Ель.:- И я тоже.

Сосна:- Хватит стоять, побежали, куда глаза глядят

Автор :- Бежим, бежим! - закричали другие деревья и в самом деле начали носиться с одного края леса на другой. В лесу поднялся страшный шум, начался такой беспорядок, что Солнце сначала очень удивилось, а потом даже испугалось. Ведь у деревьев ломались ветви и ноги, с деревьев падали гнезда птиц с птенчиками, а белки остались без домиков. Зайцы, укрывающиеся под ветвями елей, не могли спрятаться от лисы и волка. Весь лес превратился в ревущий, кричащий и бегущий беспорядок. Звери и птицы носились за деревьями и не могли их догнать. Наконец деревья устали бегать, остановились, чтобы отдохнуть, и тогда солнце им сказало:

Солнце :- Посмотрите, что вы наделали! Птенчики погибают на земле. Детеныши белки плачут и ищут маму-белку. А она бегает за беличьим домиком в дупле сосны. Деревья, если вы о друзьях не думаете, посмотрите на себя! Вы потеряли почти все листья, хвоинки. Половина веток у вас сломалась. А ноги, посмотрите, на что они стали похожи? Все переломаны, стерты. Вы теперь не сможете на них не только бегать, но и ходить. Стойте спокойно, а то и стоять не сможете!

Ель:- Да, Солнце, ты говоришь правду,-.

- Мы поняли, что зря не послушали твоего совета.

- Теперь нам придется стоять на месте, наши ноги не слушаются нас, мы даже ходить не можем.

И они заплакали.

Солнце.- Не плачьте,  Теперь вы стали разумными и поняли, что нельзя делать только то, что хочется. Иногда наши желания могут всем навредить.

 Автор:А птицы тем временем нашли свои гнезда, птенцов и свои родные деревья. Белки с бельчатами вернулись в дупла. Зайцы спрятались под низкими ветвями елей. В лесу стало тихо и спокойно. Деревья уже не плакали, они тоже радовались тишине и покою. Они сами его любили. Деревья решили, что больше никогда не будут уходить из родных мест. Ноги у них стали тонкие, и их стало так много, что вскоре они проросли в землю и превратились в корни.

4 группа Составление синквейна на тему «Лес»

 IX.Рефлексия

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

 -Что вас удивило и заинтересовало на уроке?

- Что вы для себя нового узнали на уроке?

X. Домашнее задание

Подготовить выступление о Юрии Ковале и его творчестве. Дополните его своими впечатлениями о писателе, расскажи, какой из его рассказов нравится тебе больше всего, и объясни почему?

Прочитать рассказы по выбору ,сделать иллюстрацию.

Мини-сочинение «О чем бы рассказало дерево?»

 

 ЛЕГЕНДА О ДЕРЕВЕ ДОБРА

   

     Давным-давно люди заметили, что растения дают плоды в зависимости от того, какие семена посеяли, в какую почву они легли, как за ними ухаживали, сколько внимания им уделяли. Так, оказалось, что семена зла и ненависти, дающие побеги и плоды, засоряют почву, сводя на нет результаты человеческого труда. И, наоборот, семена Добра, посеянные в подготовленную почву, за которыми ухаживают, окружают теплом, лаской, добротой, дают самые зрелые и сочные плоды. Самым упорным и трудолюбивым удается вырастить Дерево Добра, от которого идет свет, тепло и доброта ко всем, кто в этом нуждается.

     Так и повелось на Земле - судить о человеке по тому, что оставляет он после себя другим, а люди, чтобы о них долго помнили и память эта была доброй, стараются сеять вокруг себя только хорошее.

     Эта история передается из поколения в поколение, от сердца к сердцу, из уст в уста.

     Какое дерево мы посадим, такие плоды оно и даст, и зависит это от всех нас!

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературного чтения 4класс (УМК «Перспективная начальная школа»)

Урок литературного чтения 4класс (УМК «Перспективная начальная школа»)

II .Актуализация знаний Назовите поэтов, которые писали о природе

II .Актуализация знаний Назовите поэтов, которые писали о природе

Кто герои произведения? Кто посоветовал герою рассказа пойти в лес и криком?

Кто герои произведения? Кто посоветовал герою рассказа пойти в лес и криком?

Как писатель относится к лесу? -

Как писатель относится к лесу? -

Закройте шар и фигурку девочки полоской бумаги

Закройте шар и фигурку девочки полоской бумаги

Здравствуй, лес, прекрасный лес

Здравствуй, лес, прекрасный лес

Здравствуй, лес, прекрасный лес

Здравствуй, лес, прекрасный лес

Сказка о деревьях Автор :Это было очень давно

Сказка о деревьях Автор :Это было очень давно

Сказка о деревьях Автор :Это было очень давно

Сказка о деревьях Автор :Это было очень давно

И они заплакали. Солнце. - Не плачьте,

И они заплакали. Солнце. - Не плачьте,

И они заплакали. Солнце. - Не плачьте,

И они заплакали. Солнце. - Не плачьте,

Так и повелось на Земле - судить о человеке по тому, что оставляет он после себя другим, а люди, чтобы о них долго помнили и…

Так и повелось на Земле - судить о человеке по тому, что оставляет он после себя другим, а люди, чтобы о них долго помнили и…

Так и повелось на Земле - судить о человеке по тому, что оставляет он после себя другим, а люди, чтобы о них долго помнили и…

Так и повелось на Земле - судить о человеке по тому, что оставляет он после себя другим, а люди, чтобы о них долго помнили и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020